Скачать 147.27 Kb.
|
МБОУ «Жеблахтинская СОШ» 4 класс Учитель: Пичугина Н.Г. 2013 – 2014 уч. год. Пояснительная записка. Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. В комплексе умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчиненности между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста). С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими. В качестве приема, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста. Определенная связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана и т. д. Связь между умениями осознается путем сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы текстом. Приемом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над подробным изложением, над кратким изложением, над сочинением. Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений. Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых выбираются виды упражнений в связной речи. Данная программа рассчитана на детей 8 -10 лет. Занятия 1 раз в неделю. Цели:
(оформление письменной речи в виде изложений, рассказов, сочинений);
структуры и речевого оформления. Дети должны усвоить: ♦ последовательность работы над текстом; ♦ определение темы и главной мысли; ♦ выделение слов в предложении, важных для раскрытия; ♦ деление текста на части; ♦ составление плана; ♦ выделение главных частей текста в сжатом и выборочном изложении; ♦ умение редактировать написанный текст Календарно – тематическое планирование.
5.Ознакомление с текстом типа рассуждения.
|
С. В. Погорелова моу меняйловская сош Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: продолжить работу по развитию устной и письменной речи, формировать умения творчески мыслить, анализировать, логически... | ||
Методические рекомендации к «рабочей тетради по развитию речи» Цель данной рабочей тетради состоит в том, чтобы повысить эффективность работы по развитию связной речи учащихся путем использования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса уровень Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современная школа должна научить учащихся добывать нужную информацию из различных источников информации. Основная задача образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | ||
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, воспитывать трудолюбие | ||
Памятка для родителей тема: «Роль семьи в воспитании речи детей.... Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки... | Испарение и конденсация Формировать умения определять и анализировать физические явления, выделять главное и выражать это в устной речи. Научить применять... | ||
Звонкие и глухие согласнык в конце слов Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой... | Уроки рассказывания Развитие речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. Овладение школьниками умением свободно и связно выражать мысли... | ||
Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство... | Употребление причастий в устной и письменной речи Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий... |