1. философия техники и методология технических наук





Название1. философия техники и методология технических наук
страница1/7
Дата публикации20.07.2013
Размер1.34 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ВВЕДЕНИЕ
Роль и значение техники сегодня столь велико, что выходят далеко за пределы круга технических проблем. Поэтому было бы неверным считать философию техники всего лишь одним из разделов философского знания, наряду с другими. Техника оказывает прямое или косвенное воздействие на все сферы жизни. Следовательно, философия техники задает определенный аспект рассмотрения множества философских проблем современности. Анализ особенностей современной техники становится одним из ключей к пониманию всего современного общества и отдельных его сторон. Об этом, в частности, свидетельствуют слова одного из крупнейших философов ХХ века Карла Ясперса: «Техника стала главной силой в попытках понять положение, в котором мы находимся».

1. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
1.1. Предмет философии техники и её задачи
Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значении для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е гг. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Причем, выделяются несколько соответствующих исторических школ. А именно: немецкая, российская, американо-французская, советская (марксистская) философии техники.

Немецкая школа. Именно в рамках этого направления появились работы, анализирующие феномен техники.

Одной из первых считается работа Эрнста Каппа (1808-1896) «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877 г.), где сформулирована система вопросов, ставших предметом обсуждения нового научного направления.

Техника рассматривается им как «точка интеграции» социокультурных процессов. При этом человек трактуется в качестве движущей и определяющей силы. Динамика технического развития рассматривается в рамках теории «органической проекции», в основе которой лежит представление о подобии технических систем человеческим органам, и, прежде всего, - руке. «Первотехника» возникает, в рамках этих воззрений, в процессе бессознательного проектирования «человеческих органов», а затем происходит инверсия, т.е. созданные орудия труда становятся объектом изучения. В результате выявляются механические закономерности, на основе которых осуществляется процесс непосредственного (сознательного) проектирования.

Ф. Дессауэр (1881-1963) в своей работе «Философия техники» (1927) утверждает, что техника – не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерности, но и некоторая «трансцендентная сущность», выходящая за пределы человеческого познания, и проникающая в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения».

М. Хайдеггер (1889-1976), особенно в последний период своей деятельности, также анализирует феномен техники. Он трактует технику в контексте отношения человека к миру (ч↔мир). С одной стороны, считает он, человек подчиняется «власти техники», а с другой – как бы воспринимает «послание бытия». Сущность техники связывается им с полезностью для «человеческого действия».

Российская школа возникла и активно развивалась в первой половине ХХ в.

Основателем является Энгельмейер (1855-1941) п.к. В основу своих подходов к технике были положены:

а) определяющие доктрины конца XIX – начала ХХ века, а именно:

- позитивизм (махизм) - Э. Мах (1808-1916) написал предисловие к одной из его первых работ «Технический итог XIX в.» (1896 г.);

- прагматизм (У.Джеймс, 1842-1910; Д. Дьюн, 1859-1952);

- интуитивизм (А. Бертон, 1859-1941);

б) не только подводит итог мирового технического развития, но дает глубокий философский анализ феномена техники: «технический итог XIX в.» и «философия техники».

Булгаков С.Н. (1871-1944) в работе «Философия хозяйства» (1912) сущность техники связывает с совершенствованием традиционных и сознанием новых производственно-хозяйственных структур. В этом смысле, по его мнению, техника – необходимое условие эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обуславливают динамизм техники.

Социализация техники, т.е. реализация целевых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Предпринимается попытка преодолеть противоречия между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании «механизма природы», и самой природой («организмом»). Труд, разъясняет он, связывает человека и природу; это мост между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект). И он связан с техникой «хозяйство и возможности».

Американо-французская школа особенно активна в середине ХХ века.

Л. Мэмфорд (1895-1990) в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую концепцию тезиса и развития мировой культуры.

Позже в работах («Мир машины»,1966 и др.) стали основой «Технического пессимизма» (антитехнизма). В рамках которого акцент ставиться на негативных сторонах современных технических форм для «человеческого развития».

Маркузе Герберт (1888 Берлин – 1979 Штарнберг, США).

Развитие науки и техники позволяет сформировать через механизм потребностей «одномерного человека, с атрадированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым» сдерживать и предотвращать социальные изменения.

Фромм Эрих (1900-1980) нем.-америк. «Технология социальной терапии» перевоспитания.

Эллюль Жак (1912) рассматривает технику как специфический феномен, подразумевая не только технико-технологическую систему, но и определенный тип рациональности. Социальный прогресс – это неумолимый процесс порабощения человека технологиями и поглощение личности массовым потребительством, все более регламентированным обществом. При этом развитие техники сопровождается утратой гуманистических целей.

Арон Р. (1905-1985) стремится преодолеть «разочарование в рамках становления «индустриального общества».

Советско-Марксистская школа. Марка «наука превращается в непосредственную производительную силу».

Это означает возможность и необходимость материализации закономерностей природы, выявленных наукой. Речь идет о социализации и практизации научного знания. Этой тенденции в полной мере отвечает система технического знания.

Техника трактуется как материализованная форма целесообразной деятельности. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социальными и экономическими взаимоотношениями. Они же определяют и социальные функции техники.

Экономические отношения определяют технологические функции, выражающие отношение к природе.

Социальные отношения определяют систему общественных отношений.

Отсюда противоречие – с одной стороны: техника обеспечивает эффективность деятельности во всех ее проявлениях; с другой – человек попадает в зависимость от техники (особенно в условиях антагонистических обществ).

В динамике технического развития человек отчуждается от своей сущности.

Во второй половине ХХ в. наметилось определенное сближение Мировых школ и направлений философии техники в рамках социально-экономического подхода к феномену техники. Его суть:

Современные формы техники:

а) обостряют конфликт системы «человек – социум - биосфера»;

б) с другой, способствует его смягчению, а в перспективе и преодолению.

В русле философии техники сформировались два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики (оптимизм↔пессимизм).

Оптимизм, опирающийся (абсолютизирующий) на сциентизм (научное знание, наивысшая ценность), абсолютизирует позитивные перспективы развития техники и технологии (технофилия).

Пессимисты (в основе – антисциентизм ) акцент делают на негативные стороны технико-технологического развития цивилизации (технофобия).

Соотношение между ними имеет выраженную историческую специфику.

На первых этапах развития техногенной цивилизации доминировал технофильский подход, а с середины ХХ в. все активнее выступают технофобы.

Технофилы: Бергсон А. (1859-1941) доказывал, что техника – одно из проявлений «творческой эволюции» («Творческая эволюция». М. СПб, 1914), форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от «тесанного камня до паровой машины» ему виделось проявление духовной силы человечества.

Современные технофилы (исходя из теории «индустриального общества», «концепции биотехнической революции» и др.), не отвергая остроты противоречий, утверждают, что именно с помощью развития техники можно преодолеть «цивилизационные вызовы», в том числе в экологической области.

Технофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале ХХ в. Уже О. Шпинглер (1880-1906) наметил тенденции «Заката Европы». Техника по нему -«тактика жизни», «переизбыток техники угрожает позитивному развитию цивилизации, выводя ее на «противоестественный» («искусственный») уровень.

Пессимизм, в интерпретации перспектив развития техники и технологий, усилился в связи с исследованиями «Римского клуба» («Пределы роста» 1972 г. и др.). Вывод: сохранение современных тенденций ведет к планетарной экологической катастрофе.

Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980) подвергли критике характер технико-технологических ориентиров и социально-экономических механизмов развития западного общества («одномерный человек»).

В 90-х годах опять усиливается оптимизм, не утрачивая реализма. Да, негативы сохраняются и где-то возрастают, но … социально-экономическая ориентация технического прогресса позволяет снять остроту противоречий.

В ХХ в. Интерес к исследованию техники возрастает со стороны естествознания, техникознания, обществознания (научных дисциплин) как общих, так и частных. Возрастает количество а) специальных технических дисциплин. Это связано со специализацией в технике, которая стимулирует; б) развитие общетехнических дисциплин.

Но все они, и общие, и частные, концентрируют свое внимание на отдельных видах или на отдельных «срезах», «нишах» техники.

Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Так, например, естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой, естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества, многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, ее развитие и место в обществе, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника?

1.2. Техника: истоки и эволюция понятия,

его современная трактовка.

Техника и технология
Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Древнегреческое слово «techne» понималось очень широко: от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. К области «techne» относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д.

Мыслители Древней Греции пытались определить место «techne» среди других видов человеческой деятельности. Аристотель в «Накомахова этика» различает знание «empeireia» - опытное; «episteme» - теоретическое и «techne» - знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям.

В отличие от теоретического знания, обращенного к объективно существующему, техническое определяется:

а) как «знание о производящемся»;

б) его предмет – область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование;

в) оно связывает опытное знание ↔ и знание теоретическое;

г) особенность его – в направленности на производство и конструирование.

Процесс производства в техническом знании включает в себя этапы: мысленное конструирование объекта, создание проекта, разработка конструкции – т.е. техническое знание выступает как средство для осуществления целей.

Греческие мыслители, сравнивая процессы производства в техническом знании и возникновение, порождение в природе, считали, что по своей сути эти процессы аналогичны, с той лишь разницей, что в техническом знании он сложнее.

Однако, в отличие от природы, техника способна моделировать и совершенствовать то, что ею создается, исходя из потребностей человека.

В XVII в. (эпоха научных революций и перемен в производстве) в странах Западной Европы латинское «technica ars» (искусство умелого производства) переходит во французский «technique», а затем и в немецкий как «technik». Термин становится все более специальным.

В Новое время он означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусству производства, а скорее искусному производству всякого рода, но прежде всего – производству орудий труда и машин.

Современное восприятие термина «техника» во многом связано с классическим его пониманием, однако НТП серьезно дополнил и расширил предметное поле этого понятия.

Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу.

В неорганической – это строительная техника, электротехника, теплотехника, физико-химическая техника, энергетическая техника и т.д.

В области органической природы: техника с/х, биотехнология, позволяющая включить в предметное поле техники всю биологию.

В то же время существует «техника» мышления, дискутирования, изучения, памяти (мнемотехника), техника живописи, рисунка, игры на музыкальных инструментах, равно как и техника руководства людьми, производством, государством и т.п.

Итак, техника должна быть понята (в широком плане):

- как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических устройств, а также технологий;

- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств: от научно-технического исследования и проектирования до изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических устройств до системного исследования и проектирования;

- как совокупность технических знаний: от специализированных рецептурно – технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Не только их использование, но и производство.

В узком смысле слова «техника» это: развивающаяся система искусственных организмов общественного человека, в которой опредмечены трудовые функции людей.

Выделяются различные виды техники. Отметим некоторые из них, а именно:

- производственная (обеспечивает производственно-хозяйственную деятельность);

- научная техника, используемая в НИ разработках (электронный микроскоп, спектрометр и т.д.);

- медицинская, используемая в лечебно-диагностических целях (рентгеновский аппарат, зубоврачебная и т.п.);

- бытовая техника;

- военная техника, обеспечивающая решение политических задач с использованием вооруженного насилия и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. философия техники и методология технических наук iconРекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по...
П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с
1. философия техники и методология технических наук iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
1. философия техники и методология технических наук iconТемы рефератов по истории технических, социологических и экономических...
Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук»
1. философия техники и методология технических наук iconРабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
1. философия техники и методология технических наук iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
1. философия техники и методология технических наук iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
1. философия техники и методология технических наук iconРабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук
Рекомендовано методической комиссией философского факультета, протокол №8 от 31. 10. 2012 г
1. философия техники и методология технических наук iconРеспублики Беларусь «24»
В. В. Баранов – профессор кафедры электронной техники и технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники,...
1. философия техники и методология технических наук icon«утверждено» Проректор по высшему профессиональному образованию,...
Ректор Московской Академии рынка труда и информационных технологий, доктор технических наук профессор, Заслуженный деятель науки...
1. философия техники и методология технических наук iconПо истории и философии техники и технических наук
Подготовить доклады или презентации по философским взглядам последователей Ф. Бэкона и последователей Р. Декарта
1. философия техники и методология технических наук iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины...
...
1. философия техники и методология технических наук iconШифр специальности: 09. 00. 08 Философия науки и техники Формула...
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
1. философия техники и методология технических наук iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
1. философия техники и методология технических наук iconПеречень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
1. философия техники и методология технических наук iconМагистерская программа: Уравнения в частных производных Аннотация...
Философия и наука. Наукакаксоциокультурный феномен. Методы науки и их роль в познании
1. философия техники и методология технических наук iconИ. Я. Барлиани О. В. Грицкевич
Методические указания подготовлены по кафедре экономики и менеджмента профессором, кандидатом технических наук Барлиани И. Я. и доцентом,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск