Скачать 1.34 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Роль и значение техники сегодня столь велико, что выходят далеко за пределы круга технических проблем. Поэтому было бы неверным считать философию техники всего лишь одним из разделов философского знания, наряду с другими. Техника оказывает прямое или косвенное воздействие на все сферы жизни. Следовательно, философия техники задает определенный аспект рассмотрения множества философских проблем современности. Анализ особенностей современной техники становится одним из ключей к пониманию всего современного общества и отдельных его сторон. Об этом, в частности, свидетельствуют слова одного из крупнейших философов ХХ века Карла Ясперса: «Техника стала главной силой в попытках понять положение, в котором мы находимся». 1. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 1.1. Предмет философии техники и её задачи Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значении для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е гг. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Причем, выделяются несколько соответствующих исторических школ. А именно: немецкая, российская, американо-французская, советская (марксистская) философии техники. Немецкая школа. Именно в рамках этого направления появились работы, анализирующие феномен техники. Одной из первых считается работа Эрнста Каппа (1808-1896) «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877 г.), где сформулирована система вопросов, ставших предметом обсуждения нового научного направления. Техника рассматривается им как «точка интеграции» социокультурных процессов. При этом человек трактуется в качестве движущей и определяющей силы. Динамика технического развития рассматривается в рамках теории «органической проекции», в основе которой лежит представление о подобии технических систем человеческим органам, и, прежде всего, - руке. «Первотехника» возникает, в рамках этих воззрений, в процессе бессознательного проектирования «человеческих органов», а затем происходит инверсия, т.е. созданные орудия труда становятся объектом изучения. В результате выявляются механические закономерности, на основе которых осуществляется процесс непосредственного (сознательного) проектирования. Ф. Дессауэр (1881-1963) в своей работе «Философия техники» (1927) утверждает, что техника – не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерности, но и некоторая «трансцендентная сущность», выходящая за пределы человеческого познания, и проникающая в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения». М. Хайдеггер (1889-1976), особенно в последний период своей деятельности, также анализирует феномен техники. Он трактует технику в контексте отношения человека к миру (ч↔мир). С одной стороны, считает он, человек подчиняется «власти техники», а с другой – как бы воспринимает «послание бытия». Сущность техники связывается им с полезностью для «человеческого действия». Российская школа возникла и активно развивалась в первой половине ХХ в. Основателем является Энгельмейер (1855-1941) п.к. В основу своих подходов к технике были положены: а) определяющие доктрины конца XIX – начала ХХ века, а именно: - позитивизм (махизм) - Э. Мах (1808-1916) написал предисловие к одной из его первых работ «Технический итог XIX в.» (1896 г.); - прагматизм (У.Джеймс, 1842-1910; Д. Дьюн, 1859-1952); - интуитивизм (А. Бертон, 1859-1941); б) не только подводит итог мирового технического развития, но дает глубокий философский анализ феномена техники: «технический итог XIX в.» и «философия техники». Булгаков С.Н. (1871-1944) в работе «Философия хозяйства» (1912) сущность техники связывает с совершенствованием традиционных и сознанием новых производственно-хозяйственных структур. В этом смысле, по его мнению, техника – необходимое условие эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обуславливают динамизм техники. Социализация техники, т.е. реализация целевых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Предпринимается попытка преодолеть противоречия между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании «механизма природы», и самой природой («организмом»). Труд, разъясняет он, связывает человека и природу; это мост между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект). И он связан с техникой «хозяйство и возможности». Американо-французская школа особенно активна в середине ХХ века. Л. Мэмфорд (1895-1990) в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую концепцию тезиса и развития мировой культуры. Позже в работах («Мир машины»,1966 и др.) стали основой «Технического пессимизма» (антитехнизма). В рамках которого акцент ставиться на негативных сторонах современных технических форм для «человеческого развития». Маркузе Герберт (1888 Берлин – 1979 Штарнберг, США). Развитие науки и техники позволяет сформировать через механизм потребностей «одномерного человека, с атрадированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым» сдерживать и предотвращать социальные изменения. Фромм Эрих (1900-1980) нем.-америк. «Технология социальной терапии» перевоспитания. Эллюль Жак (1912) рассматривает технику как специфический феномен, подразумевая не только технико-технологическую систему, но и определенный тип рациональности. Социальный прогресс – это неумолимый процесс порабощения человека технологиями и поглощение личности массовым потребительством, все более регламентированным обществом. При этом развитие техники сопровождается утратой гуманистических целей. Арон Р. (1905-1985) стремится преодолеть «разочарование в рамках становления «индустриального общества». Советско-Марксистская школа. Марка «наука превращается в непосредственную производительную силу». Это означает возможность и необходимость материализации закономерностей природы, выявленных наукой. Речь идет о социализации и практизации научного знания. Этой тенденции в полной мере отвечает система технического знания. Техника трактуется как материализованная форма целесообразной деятельности. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социальными и экономическими взаимоотношениями. Они же определяют и социальные функции техники. Экономические отношения определяют технологические функции, выражающие отношение к природе. Социальные отношения определяют систему общественных отношений. Отсюда противоречие – с одной стороны: техника обеспечивает эффективность деятельности во всех ее проявлениях; с другой – человек попадает в зависимость от техники (особенно в условиях антагонистических обществ). В динамике технического развития человек отчуждается от своей сущности. Во второй половине ХХ в. наметилось определенное сближение Мировых школ и направлений философии техники в рамках социально-экономического подхода к феномену техники. Его суть: Современные формы техники: а) обостряют конфликт системы «человек – социум - биосфера»; б) с другой, способствует его смягчению, а в перспективе и преодолению. В русле философии техники сформировались два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики (оптимизм↔пессимизм). Оптимизм, опирающийся (абсолютизирующий) на сциентизм (научное знание, наивысшая ценность), абсолютизирует позитивные перспективы развития техники и технологии (технофилия). Пессимисты (в основе – антисциентизм ) акцент делают на негативные стороны технико-технологического развития цивилизации (технофобия). Соотношение между ними имеет выраженную историческую специфику. На первых этапах развития техногенной цивилизации доминировал технофильский подход, а с середины ХХ в. все активнее выступают технофобы. Технофилы: Бергсон А. (1859-1941) доказывал, что техника – одно из проявлений «творческой эволюции» («Творческая эволюция». М. СПб, 1914), форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от «тесанного камня до паровой машины» ему виделось проявление духовной силы человечества. Современные технофилы (исходя из теории «индустриального общества», «концепции биотехнической революции» и др.), не отвергая остроты противоречий, утверждают, что именно с помощью развития техники можно преодолеть «цивилизационные вызовы», в том числе в экологической области. Технофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале ХХ в. Уже О. Шпинглер (1880-1906) наметил тенденции «Заката Европы». Техника по нему -«тактика жизни», «переизбыток техники угрожает позитивному развитию цивилизации, выводя ее на «противоестественный» («искусственный») уровень. Пессимизм, в интерпретации перспектив развития техники и технологий, усилился в связи с исследованиями «Римского клуба» («Пределы роста» 1972 г. и др.). Вывод: сохранение современных тенденций ведет к планетарной экологической катастрофе. Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980) подвергли критике характер технико-технологических ориентиров и социально-экономических механизмов развития западного общества («одномерный человек»). В 90-х годах опять усиливается оптимизм, не утрачивая реализма. Да, негативы сохраняются и где-то возрастают, но … социально-экономическая ориентация технического прогресса позволяет снять остроту противоречий. В ХХ в. Интерес к исследованию техники возрастает со стороны естествознания, техникознания, обществознания (научных дисциплин) как общих, так и частных. Возрастает количество а) специальных технических дисциплин. Это связано со специализацией в технике, которая стимулирует; б) развитие общетехнических дисциплин. Но все они, и общие, и частные, концентрируют свое внимание на отдельных видах или на отдельных «срезах», «нишах» техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Так, например, естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой, естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества, многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, ее развитие и место в обществе, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника? 1.2. Техника: истоки и эволюция понятия, его современная трактовка. Техника и технология Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Древнегреческое слово «techne» понималось очень широко: от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. К области «techne» относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Мыслители Древней Греции пытались определить место «techne» среди других видов человеческой деятельности. Аристотель в «Накомахова этика» различает знание «empeireia» - опытное; «episteme» - теоретическое и «techne» - знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям. В отличие от теоретического знания, обращенного к объективно существующему, техническое определяется: а) как «знание о производящемся»; б) его предмет – область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование; в) оно связывает опытное знание ↔ и знание теоретическое; г) особенность его – в направленности на производство и конструирование. Процесс производства в техническом знании включает в себя этапы: мысленное конструирование объекта, создание проекта, разработка конструкции – т.е. техническое знание выступает как средство для осуществления целей. Греческие мыслители, сравнивая процессы производства в техническом знании и возникновение, порождение в природе, считали, что по своей сути эти процессы аналогичны, с той лишь разницей, что в техническом знании он сложнее. Однако, в отличие от природы, техника способна моделировать и совершенствовать то, что ею создается, исходя из потребностей человека. В XVII в. (эпоха научных революций и перемен в производстве) в странах Западной Европы латинское «technica ars» (искусство умелого производства) переходит во французский «technique», а затем и в немецкий как «technik». Термин становится все более специальным. В Новое время он означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусству производства, а скорее искусному производству всякого рода, но прежде всего – производству орудий труда и машин. Современное восприятие термина «техника» во многом связано с классическим его пониманием, однако НТП серьезно дополнил и расширил предметное поле этого понятия. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу. В неорганической – это строительная техника, электротехника, теплотехника, физико-химическая техника, энергетическая техника и т.д. В области органической природы: техника с/х, биотехнология, позволяющая включить в предметное поле техники всю биологию. В то же время существует «техника» мышления, дискутирования, изучения, памяти (мнемотехника), техника живописи, рисунка, игры на музыкальных инструментах, равно как и техника руководства людьми, производством, государством и т.п. Итак, техника должна быть понята (в широком плане): - как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических устройств, а также технологий; - как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств: от научно-технического исследования и проектирования до изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических устройств до системного исследования и проектирования; - как совокупность технических знаний: от специализированных рецептурно – технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Не только их использование, но и производство. В узком смысле слова «техника» это: развивающаяся система искусственных организмов общественного человека, в которой опредмечены трудовые функции людей. Выделяются различные виды техники. Отметим некоторые из них, а именно: - производственная (обеспечивает производственно-хозяйственную деятельность); - научная техника, используемая в НИ разработках (электронный микроскоп, спектрометр и т.д.); - медицинская, используемая в лечебно-диагностических целях (рентгеновский аппарат, зубоврачебная и т.п.); - бытовая техника; - военная техника, обеспечивающая решение политических задач с использованием вооруженного насилия и т.д. |
Рекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по... П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Темы рефератов по истории технических, социологических и экономических... Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук» | Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Рабочая программа дисциплины Философия и методология социальных наук Рекомендовано методической комиссией философского факультета, протокол №8 от 31. 10. 2012 г | Республики Беларусь «24» В. В. Баранов – профессор кафедры электронной техники и технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники,... | ||
«утверждено» Проректор по высшему профессиональному образованию,... Ректор Московской Академии рынка труда и информационных технологий, доктор технических наук профессор, Заслуженный деятель науки... | По истории и философии техники и технических наук Подготовить доклады или презентации по философским взглядам последователей Ф. Бэкона и последователей Р. Декарта | ||
Решение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины... ... | Шифр специальности: 09. 00. 08 Философия науки и техники Формула... Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению... | ||
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и... Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Магистерская программа: Уравнения в частных производных Аннотация... Философия и наука. Наукакаксоциокультурный феномен. Методы науки и их роль в познании | И. Я. Барлиани О. В. Грицкевич Методические указания подготовлены по кафедре экономики и менеджмента профессором, кандидатом технических наук Барлиани И. Я. и доцентом,... |