Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки»





Скачать 355.75 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки»
страница1/4
Дата публикации12.12.2014
Размер355.75 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет


УТВЕРЖДАЮ

Марамыгин М.С.

Проректор по учебной работе

"_____"______________2010 г.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


Рабочая программа кандидатских экзаменов,

тематика рефератов и экзаменационные вопросы

Екатеринбург

2010

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей ЮРИДИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана на основе созданной Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МГПУ и ряда других университетов и одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии Программы экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» и предназначена для обучения аспирантов и соискателей Уральского государственного экономического университета по юридическим и экономическим специальностям.

Цель дисциплины – подготовка, аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей УРГЭУ к сдаче экзамена кандидатского минимума по курсу «История и философия науки». Она состоит из двух разделов, первый из которых представляет собой введение в общую проблематику истории и философии науки. Второй раздел программы курса предназначен для углубленного изучения проблематики, относящейся к социально-гуманитарному блоку наук. Раздел ориентирован на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в экономической, юридической, социологической, психологической науках.

Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Всего часов, выделяемых в рабочем учебном плане на изучение дисциплины 100, в том числе 60 часов – на аудиторные занятия, 40 часов – на самостоятельную работу обучающихся.

Форма контроля знаний – кандидатский экзамен.


Требования к сдающим кандидатский экзамен

по дисциплине «История и философия науки»
в соответствии с приказом Министерства образования РФ №696 и № 697 от 17 февраля 2004 г. утвержден перечень кандидатских экзаменов, сдаваемых соискателями ученой степени кандидата наук и программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки. С 1 июля 2005 г. в стране принимается вместо кандидатского экзамена по философии – кандидатский экзамен по истории и философии науки.

Кандидатский экзамен по истории и философии науки сдается по программам, утвержденным приказом Министерства образования РФ по соответствующей отрасли науки согласно действующей Номенклатуре специальностей научных работников.

Работа аспиранта (соискателя) по подготовке и сдаче кандидатского экзамена включает следующее:

- необходимо прослушать курс лекций по истории и философии науки;

- подготовить реферат в соответствии с установленными требованиями;

- изучить предлагаемые вопросы в соответствии с предлагаемым их примерным перечнем.

В процессе написания реферата и подготовки к кандидатскому экзамену проводятся консультации (см. график на кафедрах и в отделе аспирантуры).

Аспиранту (соискателю) на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук или самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии.

Тему реферата необходимо утверждать локальным актом организации (приказом), где выполняется диссертационное исследование.

Проверку подготовленного по истории соответствующей отрасли науки реферата необходимо проводить научному руководителю, который осуществляет первичную экспертизу, а также специалисту по истории отрасли науки или прошедшему повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки», который представляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено-незачтено».

При наличии оценки «Зачтено» аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли наук.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу с элементами научного исследования ориентировочным объемом до одного печатного листа (или 40 тыс. печатных знаков, что примерно соответствует 17 стр. печатного текста формата А-4, шрифт 12 кегля). Основные этапы работы над рефератом после выбора и утверждения темы включают следующее:

  • подбор литературы (монографической, справочно-энциклопедической, учебно-методической, периодической);

  • изучение литературы по данной теме, что подразумевает: а) изучение состояния исследования данной темы; б) вычленение и постановку главных проблем данной темы; в) определение основных подходов к решению проблем; г) главные полученные результаты; д) проблемы, остающиеся нерешенными до настоящего времени; е) практическое значение данной темы и предлагаемых решений;

  • письменное, логически последовательное и аргументированное изложение состояния исследования данной темы (составляется план работы, включающий введение, основную часть (не более 3-4 вопросов), заключение и список использованной литературы).

Титульный лист реферата оформляется согласно установленным требованиям. Текст набирается, редактируется и распечатывается с помощью компьютера.

Требования к уровню освоения дисциплины
Аспирант (соискатель) должен:
Иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности;

Уметь:

  • осуществлять переход от эмпирического к теоретическому уровню анализа;

  • определять объект и предмет исследования;

  • формулировать проблему, цель, задачи и выводы исследования.

Владеть навыками:

  • критического анализа научных работ;

  • системного подхода к анализу научных проблем;

  • формально-логического определения понятий;

  • аргументации и объяснения научных суждений;

  • рефлексивного познания;

  • ведения научных дискуссий

Быть компетентным:

  • в родственных областях научного знания;

  • в проблемах развития профессиональной области знания;

  • в вопросах связи теории и практики научной деятельности;

  • в вопросах государственного управления наукой и образованием как сферами общественной жизни.

Применять:

  • знания истории и философии науки к решению конкретных проблем диссертационного исследования;

  • методы научного и философского познания к решению задач диссертационного исследования.

ЧАСТЬ i. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ


  1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна,  П.Фейерабенда,  М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
 2. Наука в культуре современной цивилизации.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
 3. Возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
4. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной  рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). 

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа  цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
8. Наука как социальный институт.

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел Место...
«Банковское законодательство». Умкд составлен в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения и определяет структуру и...
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных...
«История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования...
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconЛогика и теория аргументации
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных...
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconПрограмма дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и...
Программа предназначена аспирантам для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей)
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «история и философия науки»
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «история и философия науки»
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая программа по Иностранному языку для студентов определяет...
В ней определяется перечень необходимых тем, последовательность их изучения и содержание учебных занятий с учетом бюджета времени,...
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,...
«История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая учебная программа дисциплины учебно-методическое обеспечение...
Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция
Рабочая учебная программа определяет содержание и структуру дисциплины «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Программа предназначена для подготовки аспирантов и соискателей к кандидатскому экзамену по истории и философии науки и рассчитана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск