Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра»





НазваниеСтатья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра»
страница1/7
Дата публикации26.03.2015
Размер0.73 Mb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Философия > Статья
  1   2   3   4   5   6   7


Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2000, с. 167-212



А.В.Смирнов

Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях?

Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама1

общий подход


Сравнительные исследования в области истории философии посвящены выяснению сходств и различий между философскими традициями, которые развивались относительно независимо или, напротив, под влиянием друг друга; в последнем случае задача дополняется выявлением источников и путей заимствования идей, понятий, концепций и той трансформации, которую они при таком заимствовании претерпевают. Кажется, именно так понимают свою задачу все, или большинство, ученых, работающих в этой области. Многообразие подходов к методологии сравнительных исследований, которое мы наблюдаем в настоящее время, вытекает в конечном счете из того, как понимается возможность установления различий или схождений между философскими учениями и какие пути ведут к этой цели. Конечно, понимание средств достижения цели в конечном счете зависит и от понимания самой цели. Но как бы ни были различны понимания возможности установления сходств и различий, их объединяет одно: все они оказываются ответом на вопрос, как уловить нетождественность философских систем и как передать ее на языке исследователя.

Задача сравнительного историко-философского исследования мыслится, таким образом, как двуединая. Между первой и второй частями этой задачи и в самом деле существует непосредственная связь, причем способ решения первой части задачи влияет и на способ решения, а точнее, способ постановки, второй части задачи.

Задаваясь вопросом о том, как уловить различие между философскими учениями или отдельными идеями, насколько можно судить, не обращают внимание на то, что оказывается различием, а точнее, каким именно является улавливаемое различие. Принято считать, что различие между сравниваемыми системами или понятиями является содержательным. Содержание понятия “знание”, например, очевидным образом различается в учениях средневековой арабской и западной традиций, и сравнительное исследование озабочено установлением этого содержательного различия, для чего и применяются многоразличные методики описания случаев и контекстов употребления, анализа источников и эволюции, выяснения роли понятия в системе категорий, выработанных традицией, и его связи с другими понятиями, т.п. Совершенно очевидно, что такая постановка задачи предполагает с неизбежностью возникновение дилеммы “язык исследователя — язык описываемой системы”: чем больше мы приближаемся к “собственному содержанию” исследуемой традиции, чем более содержательно адекватным ей языком мы ее описываем (технически это выражается чаще всего в отказе от перевода терминов, в использовании транслитераций или намеренно неоднозначных переводов, разрастании комментариев к терминам и т.д.), тем больше мы удаляемся от “собственной” (что реально всегда означает “западной” или “европейской”) традиции и тем больше теряем возможность непосредственного содержательного взаимодействия с ней, тем самым парадоксальным образом размывая почву возможности содержательного сравнения двух традиций, — приближение к содержательной адекватности одному неизбежно удаляет нас от содержательной адекватности другому. Если же мы принимаем сугубо и сознательно “язык исследователя” (=“язык западной традиции”) для описания исследуемой традиции, например, арабской, мы неизбежно встречаемся с такими “нестыковками” этого языка и описываемой смысловой системы, что это заставляет нас по крайней мере частично встать на первый путь. Фактически же все исследователи занимают в своей практической сравнительной работе компромиссную позицию между двумя полюсами, причем любой из таких компромиссов оказывается заведомо уязвим для критики оппонентов, — не слишком, впрочем, настойчивой, поскольку все так или иначе осознают и неизбежность, и ограниченность подобных компромиссов. Слышимые иногда призывы к выработке метаязыка сравнительного исследования, который позволил бы преодолеть эту дилемму, мало кем воспринимаются всерьез, поскольку если затруднен перевод содержания понятий сравниваемой традиции в ту систему, что принята в языке исследователя, то тем более проблематичен содержательный перевод того и другого в некую третью систему, которую нас призывают сконструировать.

Мы не случайно столь настойчиво подчеркиваем акцент на содержательности, который ставит описываемый нами подход к сравнительным исследованиям. Если эта сторона и не оговаривается явно в тех методологических проработках, которые предлагают авторы, придерживающиеся этого подхода, она тем не менее в них присутствует. А может быть, и тем более — ведь лишь принимаемое безусловно и не подвергаемое сомнению нет нужды оговаривать особо.

Но именно в этой очевидности мы и выражаем сомнение. С нашей точки зрения, содержательная сторона рассматриваемых в сравнительных исследованиях различий должна быть отличаема от процедурной. Различия, иначе говоря, не сводятся к различию смысловых содержаний; они заключаются и в различии процедур формирования смысла.

Говоря о процедуре, мы употребляем это слово вполне в согласии с тем значением, которое оно, как правило, передает в современной литературе. Процедура формирования смысла независима от его содержания и в определенном, весьма значительном плане приоритетна в отношении него. Многие содержательные различия могут быть объяснены через различие процедур, тогда как обратное сведение процедуры формирования смысла к его содержанию оказывается невозможным.

Поэтому с нашей точки зрения задача сравнительно исследования заключается, во-первых, в различении процедурного и содержательного аспектов смысловых схождений-расхождений сравниваемых учений, систем, понятий; во-вторых, в выявлении различий в процедурах формирования смыслов в сравниваемых случаях (или установлении их отсутствия); в-третьих, в максимально возможном объяснении содержательных различий через и с помощью процедурных (если таковые установлены).

Хотя мы не можем здесь останавливаться на этом особо, тем не менее очевидно, что описание процедуры выполняется иными языковыми средствами, нежели описание содержания, причем язык, описывающий процедуры формирования смысла в разных философских традициях, может стоять в одинаковом отношении к языкам самих философских традиций, не будучи при этом ни одним из них. Построение метаязыка сравнительного исследования поэтому возможно как описание процедур формирования смысла.

Предпринимаемое нами исследование построено на этих началах.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconОсновные публикации по гидрологии и гидрофизике до 1993 года
Астраханцев в. И. Опыт гидрологического районирования южной части Восточной Сибири. – «Тр. Вост. Сиб фил. Ан СССР. Сер геол.», 1958,...
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconСтатья опубликована в сборнике Роль домашнего задания в учебной деятельности...
Статья опубликована в сборнике Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника/Сост.: И. Г. Гарейшина. – Томск: тоипкро,...
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconД. П. Антонов Международный центр телемедицины, Москва
Статья опубликована в журнале «Проблемы стандартизации в здравоохранении», выпуск №6, 2005
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconВопросы для повторения по курсу «История и философия науки» («Философия науки»). Апрель 2011г
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconСтатья опубликована в журнале «Эксперимент и инновации в школе»
Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconСтатья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconСтатья опубликована в журнале «Двойная запись»
Иван Матушкин, член правления фонда нсфо, исполнительный директор финансового департамента афк «Система»
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconУчебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и...
С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,...
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconСтатья была впервые опубликована в журнале «Управление ассортиментом магазина»
Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconМетодика составления библиографической записи аналитической росписи...
Издание, в котором опубликована статья (Продолжение см поле 463) Сведения о серии и др. 16
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической...
Сравнительная оценка лизинга и кредита как источников долгосрочного финансирования
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconТема Предмет и функции философии
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби. Изд-во Проспект, 2010. – Гл. 1-3
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
В. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010500. 62 " Математическое обеспечение и...
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья опубликована в сборнике «Современный урок в контексте реализации фгос» по материалам научно-практической интернет-конференции....
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconВ 1973 г на городском туре московской лит олимпиады среди других...
«а зори здесь тихие» – повесть (1969) Бориса Васильева (р. 1924); фильм (1972), снятый по этой повести
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» iconСтатья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67
Серия научных статей, отражающих новые подходы к преподаванию физики на базе цифровых технологий в контексте реализации национальной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск