Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67





НазваниеСтатья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67
страница1/11
Дата публикации04.05.2015
Размер1.91 Mb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Спорт > Статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Институт научной информации РАО

Ханнанов Н.К.

Серия научных статей, отражающих новые подходы к преподаванию физики на базе цифровых технологий в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Черноголовка 2011 г.
Рецензенты:

Директор ИНИМ РАО академик РАО Усанов В.Е.

Зам. директора ИНИМ РАО д.п.н. Романов А.М.

Ханнанов Н.К. Серия научных статей, отражающих новые подходы к преподаванию физики на базе цифровых технологий в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», 2 п.л., ИНИМ РАО, Черноголовка, 2011 г.

Аннотация. В серии статей дан анализ возможностей и преимуществ методик развития творческих способностей и исследовательских навыков школьников, использующих информационные технологии для формирования базовых понятий и навыков, предусмотренных новыми стандартами физического образования для основной школы (интерактивные компьютерные задания), для проведения физического практикума (цифровые датчики физических величин), для организации исследовательской деятельности (цифровые инструменты на основе компьютерной периферии и специальных программ в открытом доступе), и для организации творческих соревнований (интернет – олимпиады).


Содержание.


Ханнанов Н.К., Хоменко С.В., Сазонов М.М., Поваляев О.А., Использование ВЭБ - камеры для повышения наглядности демонстрационного эксперимента по физике 3

Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. Методика использования электронного издания «1С: Школа. Физика 7 кл.» для формирования частнопредметных и общеучебных умений. 12

Ханнанов Н.К. Цифровые инструменты для проведения исследовательских работ по естественнонаучным предметам. 26

Монахов В.В., Монахова С.В., Кожедуб А.В., Ханнанов Н.К., Олимпиады по естественно-математическим дисциплинам в сети Интернет. Некоммерческие олимпиады школьников России. 42

Монахов В.В., Кожедуб А.В., Монахова С.В., Ханнанов Н.К. Олимпиады по естественно-математическим дисциплинам в сети Интернет. Математические олимпиады за рубежом 66

Монахов В.В., Ханнанов Н.К. Сравнение интернет-олимпиады по физике с другими формами интеллектуальных состязаний 79

Монахов В.В., Монахова С.В., Кожедуб А.В., Ханнанов Н.К., Интернет –олимпиады как способ развития творческих способностей школьников. 96



Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с.59-67

Ханнанов Н.К., Хоменко С.В., Сазонов М.М., Поваляев О.А., Использование ВЭБ - камеры для повышения наглядности демонстрационного эксперимента по физике


УДК 53.07+372.853

Аннотация. Обсуждается ряд примеров совместного использования датчиков физических величин и ВЕБ-камеры, что открывает новые возможности повышения наглядности и получения количественных соотношений в ходе демонстрации.

Ключевые слова: наглядная демонстрация физических явлений, преподавание физики, физический эксперимент, компьютер, интерактивная доска, ВЕБ-камера,
Введение. Опыт создания системы оборудования, хорошо известной общественности под брендом “L-микро”, показал перспективность комплексного подхода в решении проблемы оснащения учебного процесса современным оборудованием. Основные методические и технические предпосылки, на которых основывалась эта система, были сформированы более пятнадцати лет назад. С тех пор прошло много времени, и кардинальным образом изменились как требования к школьному естественнонаучному образованию, так и технические возможности реализации эксперимента в школе. В частности последние два года ознаменовались беспрецедентным объемом поставок информационной техники в школы. В кабинетах физики появились учительский компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска и даже набор ноутбуков на каждого ученика. Поэтому фирма «Научные развлечения» разрабатывает новую систему оборудования, продолжающую идею использования датчиков в демонстрационном эксперименте, удобные системы хранения лабораторного оборудования, а также создает работы компьютеризированного практикума [1], и наборы для проведения занимательных экспериментов в домашних условиях [2].

В рамках работ по развитию демонстрационного оборудования, в настоящее время, на наш взгляд, важно предложить педагогически оправданные формы использования интерактивной доски, дающей абсолютно иные возможности учителю, не меняя кардинально его положения в аудитории. Данная работа посвящена изложению некоторых идей развития демонстрационного эксперимента по физике с использование ВЕБ - камеры.

Повышение качества статичного и видеоизображения, получаемого с помощью ВЕБ- камер, при ее относительной дешевизне и обязательной поставке программного сопровождения, позволяющего состыковать ее работу с любым компьютером, делают ее весьма привлекательной для использования в тех же целях, что и видеокамеру. Перечень таких примеров невелик, поэтому расширение круга демонстрационных экспериментов, в которых оправдана демонстрация через мультимедиа проектор изображения с видеокамеры, на наш взгляд, весьма актуально. В литературе обсуждается использование видеокамеры для

  • увеличения масштаба получаемой на экране картины (интерференционных полос или осциллограммы) [3,4];

  • покадровой обработки получаемого видеоизображения, дающей количественные закономерности (полет мяча, капиллярные явления и т.д.) [4,5].

В наборе лабораторных работ для компьютеризированного практикума по волновой и квантовой оптике эти идеи использованы [1] для фиксации интерференционной картины с помощью ВЕБ- камеры, получаемой на матовом экране по аналогии с [3]. Поскольку это не демонстрационный, а лабораторный эксперимент, то программное обеспечение к работе позволяет, зафиксировав это изображение, затем обрабатывать его с помощью цифровых инструментов (с целью получения длины волны лазера). При таком разделении процессов фиксации картины и ее обработки минимизируется время попадания лазерного излучения в глаза учащегося или студента.

В данной работе рассматриваются (рис.1) новые возможности использования ВЕБ - камеры для

  • увеличения фрагмента установки в ходе демонстрации тепловых явлений;

  • наблюдение мнимого изображения;

  • для регистрации ИК-излучения.



Рис.1

Увеличение фрагмента установок по демонстрации тепловых явлений. При разработке демонстрационных опытов с показом таких тепловых явлений как плавление, кипение и т.п. мы сталкиваемся с методическим противоречием между необходимостью увеличить размер установки для возможности наблюдения явления на большом расстоянии и уменьшить ее размер для уменьшения времени, отведенного на демонстрацию. Нагрев больших количеств вещества (порядка 1 кг или 1 л) требует при ограниченных мощностях теплоподвода увеличения длительности эксперимента, что недопустимо в пределах одной лекции или урока. Кроме того, возникают ограничения связанные с техникой безопасности, равномерностью прогрева образца и т.п.

И в классических демонстрациях, например, при наблюдении критической температуры этилового эфира [6] в таких случаях прибегали к увеличению фрагмента установки, используя мощные проекторы и демонстрируя увеличенное изображение ампулы на экран. В разработанном нами наборе для демонстрационного эксперимента «Тепловые явления» [7] для увеличения фрагмента установки по демонстрации плавления металлов (или кипения жидкостей) предложено использовать ВЕБ – камеру. На экране через мультимедиа проектор одновременно демонстрируются и «кривая нагревания и охлаждения», получаемая с датчика температуры, и изображение плавильной ложечки, в которой нагревается и плавится металл (рис.2). Непрерывное постукивание по рукоятке ложечки позволяет на видеоизображении с ВЕБ – камеры наблюдать начало появления жидкости в ложечке. В этот момент времени на «кривой нагревания – остывания» появляется плато, соответствующее переходу металла из твердого в жидкое состояние. Аналогично демонстрируется переход металла из жидкого в твердое состояние с одновременным переходом второго плато на кривой T(t) на спадающий участок остывания металла. Одного – двух грамм металла хватает, чтобы с помощью обычной спиртовки в течение 1-2 минут расплавить его, и при этом получить достаточно качественную кривую с двумя горизонтальными участками, соответствующими температуре плавления (рис.2).



Рис.2

Установка включает специальную оснастку для крепления ложечки, датчика и ВЕБ - камеры. В ней удается получить значения температур плавления олова, свинца и цинка, близкие к табличным величинам.

В случае кипения жидкостей на аналогичной установке, где ложечка заменена на пробирку, удается продемонстрировать:

  • постоянство температуры кипения жидкости Tкип при атмосферном давлении,

  • возможность нагревания жидкости без кипения до температур выше Tкип при увеличении давления над ней выше атмосферного

  • кипение при температуре меньше Tкип, если давление над жидкостью ниже атмосферного.

При этом хорошее освещение зоны прогрева и настойка параметров работы ВЕБ -камеры позволяют одновременно наблюдать и процесс закипания и его прекращения и ход температуры в сосуде.

В обоих опытах малый масштаб установок, обеспечивает не только малое время демонстрации, но и подходящий темп теплопередачи, а кроме того минимизирует пожароопасность демонстраций. Программное обеспечение набора позволяет вести управление прямо с интерактивной доски, без обращения к мышке. Зарегистрированная кривая нагревания сохраняется после его окончания, может быть увеличена, уменьшена программными методами, числовые значения температуры и времени в различных точках кривой выводятся в соответствующее окно при выведении на экран вертикального маркера. Кроме того, видеокамера может использоваться для записи опыта в видео файл для последующего его воспроизведения.

Отметим, что получение кривой нагревания с четкими участками «плато» в ходе плавления и кристаллизации в рамках демонстрационного эксперимента достаточно сложная задача. В методиках для школы она реализуется обычно с помощью плавления льда при 0 градусов с постоянным его перемешиванием. Можно было бы реализовать его, увеличивая шкалу жидкостного термометра с помощью ВЕБ- камеры, однако опыт длится 15 минут и требует приготовления льда [8]. В работе [9] описана экспериментальная задача, в ходе которой происходит кристаллизация и остывание небольшой массы парафина, поскольку авторы справедливо отмечают, что в связи с низкой теплопроводностью неметаллического вещества трудно обеспечить условия теплового равновесия по всему объему вещества. Для получения качественной кривой предпринимаются усилия по замедлению темпов теплоотвода в окружающий воздух, и опыт длится не менее 30 минут. Наши попытки получить надежное плато с помощью наборов по кристаллизации на основе подкрашенных парафинов [10] не привели к предполагаемому результату в ходе нагревания с помощью различных источников, хотя авторы разработки [10] утверждают, что при охлаждении на воздухе расплавленного парафина плато наблюдается (рис.3).



Рис.3

Также требуются специальные усилия [7], обеспечивающие устойчивое закипание в установке по изучению зависимости температуры кипения над жидкостью. В ней ВЕБ – камера также демонстрирует процесс закипания органической жидкости в пробирке при погружении ее в горячую воду одновременно с регистрацией кривой нагревания.

Нами также разработана работа по изучению траектории заряженных частиц в магнитном поле с использованием ВЕБ - камеры. В этой работе, также производится увеличение фрагмента установки с демонстрацией формы траектории частиц на экране через мультимедиа проектор. Параллельное с ВЕБ – камерой использование датчика магнитного поля позволяет продемонстрировать, как радиус орбиты частиц зависит от индукции магнитного поля. Программное обеспечение позволяет также достаточно просто измерить радиус орбиты заряженных частиц и шаг винтовой линии при их движении по этим сложным траекториям.
Объективизация мнимого изображения. ВЭБ – камера может быть использована и для объективизации мнимого изображения. Такой подход реализован нами, например, для демонстрационного эксперимента с получением линейчатого спектра газоразрядной лампы.

В кабинете физики 70-х – 80-х годов прошлого столетия линейчатый спектр демонстрировался на экране с помощью осветителей мощных дуговых ламп с угольными электродами или ртутных ламп низкого давления ПРК [11], которые теперь исключены из оборудования кабинетов.

В современной методике преподавания физики в школе демонстрируются линейчатые спектры газоразрядных трубок, наполненных гелием, неоном, аргоном водородом. При этом ученикам предлагается наблюдать их либо через двухтрубный спектроскоп, поочередно подходя к нему и приставляя глаз к окуляру, или с помощью спектроскопа прямого зрения со своих рабочих мест направляя трубку спектроскопа на узкую часть газоразрядной лампы, светящейся на столе учителя [8]. Во втором случае помещение практически полностью затемняется. В работе [9] для наблюдения спектров газоразрядной лампы предлагается использовать дифракционную решетку (рис.4а).



а) б)

Рис.4

Во всех этих случаях спектр регистрируется сетчаткой глаза (рис.4б), то есть наблюдается «мнимое изображение» линий.

Появление в кабинетах физики компьютеров с ВЕБ- камерой позволяет перейти к объективизации такого спектра - демонстрации изображения спектра на экране). Специальная оснастка для ВЕБ камеры позволяет заменить ею глаз наблюдателя у окуляра спектроскопа, сформировать изображение спектра на матрице ВЕБ – камеры и затем выводить его через мультимедиа проектор на экран (рис.5а).



а) б)

Рис.5

Аналогично получается изображение и с помощью дифракционной решетки. На рис.5б показан процесс получения с помощью дифракционной решетки (300 штрихов на мм) спектров первого и второго порядка от бытового светильника с газоразрядной лампой, который снабжен специальной щелевой насадкой. Спектр может быть получен на мониторе компьютера и продемонстрирован через проектор на экран. Получаемая картина может быть легко обработана с использованием цифровых инструментов или с помощью обычной линейки путем измерения расстояния от щели до ВЕБ – камеры, расстояния от нулевого максимума до первого дифракционного максимума и его сопоставления с масштабом репера, находящегося в одной плоскости с щелью [1, 12].

Регистрация инфракрасного излучения. ВЭБ камера может быть использована и как датчик ИК - излучения [13]. Модификация установки, изображенной на рис.2б, за счет замены газоразрядной лампы на платформу с укрепленными на ней красным и инфракрасным светодиодами позволяет достаточно просто сравнить длины волн излучения этих двух светодиодов и показать, насколько длина волны инфракрасного излучения одного источника больше. Следует только обратить внимание учащихся на условность «фиолетового цвета» пятна от инфракрасного диода на экране, поскольку ВЭБ камера и программа обработки сигнала от нее на были рассчитаны на «визуализацию» сигнала, возникающего в результате освещения участка матрицы ИК- излучением. В работе [14] нами показано, как цифровая камера мобильного телефона, также чувствительная к ИК – излучению, может быть использована для восстановления хода ИК – «луча» через плоскопараллельную пластину из оргстекла. Авторами [13] предложен целый ряд демонстраций по волновой оптике, основанных на таком использовании ВЕБ - камеры.

Таким образом, использование ВЕБ – камеры позволяет модернизировать классические демонстрационные опыты, выступая в качестве средства увеличения зоны протекания физического процесса, повышая, таким образом, наглядность демонстрации. За счет этого стирается грань между лабораторным экспериментом и демонстрационным экспериментом, что позволяет расширить поиск методически оправданных способов ее использования в область модификации лабораторного практикума. Сходство оптической системы глаза и ВЕБ - камеры позволяет провести регистрацию многих экспериментов по переводу мнимых изображений из ранга субъективно-визуального на объективно-фиксируемый и демонстрируемый на экране. Чувствительность матрицы ВЕБ – камеры к невидимому глазу ИК - излучению, позволяет заменить демонстрации, выстраивающие аналогии между волновыми свойствами видимого света и невидимых электромагнитных волн и реализуемые в сантиметровом радиодиапазоне, на демонстрации в ИК диапазоне. Появление мощных ИК – осветителей на основе ИК - диодов может позволить и создание эффектных демонстраций по наблюдению холодных объектов в темноте.

Литература.

1. Н.К. Ханнанов, Д.М.Жилин, С.В. Хоменко, А. Ю. Цуцких, М. М. Сазонов, О. А. Поваляев, Проблемы создания школьного компьютеризированного практикума по физике и возможные пути их решения, Физическое образование в вузах, Том 15, номер 1, 2009, с.100 – 113

2. http://www.nau-ra.ru

3. À.В. Селиверстов, М.С. Дунин, Использование устройств видеозахвата в лекционном эксперименте по физике, Физическое образование в вузах, 2002, т.8, №3, 97-102

4. Филиппова И.Я, Петрова М.А., Новые видеовозможности на уроке физики, ИКТ в образовании", № 15, 2008

5. Скворцов À.И., Фишман À.И., Измерительный комплекс на базе компьютера в лекционных демонстрациях: I. Àнализ механического движения с помощью видеокамеры, Физическое образование в вузах, 2001, Т. 7, № 2, с. 85–92,

6. Покровский А.А., Критическое состояние эфира, в кн. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.I, под ред. А.А.Покровского. Изд.2-е, М., Просвещение, 1971

7. Тепловые явления: Руководство по выполнению демонстрационных экспериментов. / О.А. Поваляев, Н.К. Ханнанов. – М.: Научные развлечения, 2010.

8. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений, под ред. Бурова В.А. и Никифорова Г.Г., - М.: Просвещение, 1996.

9. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум-М, 2001.

10. http://www.1-klacc.ru/node/1126

11. И.М.Румянцев, Дисперсия света, в кн. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.II, под ред. А.А.Покровского. Изд.2-е, М., Просвещение, 1972

12. Н.К. Ханнанов, О.А. Поваляев, А.Ю.Цуцких, Изучение линейчатого спектра «экономной» лампы, Физика в школе, 2010, №2, 2010, с. 51-59

13. Сабирзянов А.А., Семериков. В.А., Зуев П.В., Игумнов А.С., Демонстрационные опыты с инфракрасным излучением, Современный физический практикум [Текст]: материалы X международной учебно-методической конференции / под ред. Н.В.Калачева и М.Е.Шапочкина. – М.: Издательский дом МФО, 2008, с.150-151

14. Блинов Д., Миронов И., Ханнанов Н.К., Инфракрасный фонарь, Физика для школьников, №2, 2010, с.29-34

Статья принята к публикации в журнал «Физика в школе»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconД. П. Антонов Международный центр телемедицины, Москва
Статья опубликована в журнале «Проблемы стандартизации в здравоохранении», выпуск №6, 2005
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconСтатья опубликована в журнале «Эксперимент и инновации в школе»
Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconСтатья опубликована в журнале «Двойная запись»
Иван Матушкин, член правления фонда нсфо, исполнительный директор финансового департамента афк «Система»
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconСтатья была впервые опубликована в журнале «Управление ассортиментом магазина»
Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconСтатья опубликована в сборнике Роль домашнего задания в учебной деятельности...
Статья опубликована в сборнике Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника/Сост.: И. Г. Гарейшина. – Томск: тоипкро,...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconПетрозаводск Издательство Петргу 2013 Конференция проводится при...
«Физическое образование в вузах», доцент мгту им. Н. Э. Баумана (Москва), фиан (Москва)
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconКак написать реферат Несколько не
Клише: «Материалом для написания реферата послужили например: статья «…» на сайте …, книга «…» автора …, статья … в журнале …»
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconМагистерская программа физическое образование требования к результатам...
Выпускник по направлению подготовки педагогическое образование, магистерская программа физическое образование с квалификацией (степенью)...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconПравила подготовки рукописей для публикации в журнале «Психологическая наука и образование»
Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconАнкета для авторов Условия публикации Статьи публикуются на безвозмездной основе
Автор, отправляя свою статью, соглашается с тем, что она может быть опубликована в Российском Журнале Экотуризма или Российском Журнале...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconСтатья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра»
Статья опубликована в книге: Сравнительная философия. М.: Изд фирма «Вост лит-ра» ран, 2000, с. 167-212
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconТема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового...
Автор, отправляя свою статью, соглашается с тем, что она может быть опубликована в Российском Журнале Экотуризма или Российском Журнале...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconДанное приложение носит рекомендательный характер. Данный прядок...
Автор, отправляя свою статью, соглашается с тем, что она может быть опубликована в Российском Журнале Экотуризма или Российском Журнале...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления:...
...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconПроектная деятельность с использованием икт на уроках иностранного...
Автор, отправляя свою статью, соглашается с тем, что она может быть опубликована в Российском Журнале Экотуризма или Российском Журнале...
Статья опубликована журнале Физическое образование в вузах, 2011, Т. 17, N 1, с. 59-67 iconИнструкция для организатора по проведению тестирования в ходе экспертизы...
Тема 1 «физкультура и спорт в россии. Физическое воспитание в медицинских и фармацевтических вузах»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск