Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра философии, биоэтики и культурологии
Утверждаю
Проректор по учебной работе
профессор Н.С.Давыдова
_____________________
«___»___________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
Специальность 060103.65 – Педиатрия
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
г. Екатеринбург
2011 год
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103.65 - Педиатрия, квалификация (степень) – «специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 1122.
Разработчики программы:
зав. кафедрой, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат философских наук Е.В. Власова
доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат философских наук К.И. Заболотских
Рабочая программа рецензирована Шапошниковым Г.Н., доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой истории, экономики и права УГМА
Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры 08 сентября 2011 года, протокол №1
Программа обсуждена и одобрена цикловой методической комиссией по социально-гуманитарным дисциплинам 14 сентября 2011 года протокол № 1.
Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности 060103.65 – Педиатрия 01 ноября 2011 года протокол № 3. Выписка из протокола № 1
заседания кафедры философии, биоэтики и культурологии
от 29 августа 2012г.
Присутствовали: зав. каф., доц. Власова Е.В., проф. Князев В.М.,
доц. Киселёв В.А., доц. Белоусова Е.В., доц. Заболотских К.И.,
асс. Шеметов Г.А., зав. учебно-метод. кабинетом Орлова А.И. Слушали: Утверждение рабочей программы дисциплины «Философия» по специальности педиатрия. Выступили: доц. К.И. Заболотских доложила, что в прошлом учебном году была разработана и утверждена новая рабочая программа по философии. Постановили: В рабочую программу дисциплины «Философия» по специальности 060103 - педиатрия на 2012/2013 уч. год изменений не вносить. Председатель: зав. каф., доц. _____________Е.В.Власова Секретарь: зав. уч.- метод. каб._____________А.И.Орлова
Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – формирование у студента знаний о человеке, его месте в природном и общественном мире, то есть системного, целостного понимания мира, связующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентации и познавательные способности.
Задачи дисциплины:
- формирование системного понимания мира, связующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентации и познавательные способности.
- осмысление специфики различных сообществ, культур, роли ценностей и норм, законов социокультурного развития, что способствует установлению студентом собственной социокультурной идентичности;
- изучение многообразия взглядов, мнений, суждений, присущее человеческому сообществу, различных концепций, что неизбежно приводит к воспитанию толерантности;
- развитие у будущих специалистов философского мышления, то есть способности к рефлексии, критичности, свободомыслию, гуманистичности, диалектичности;
включение студента в реалии современного общества с его проблемами, противоречиями и ценностями;
- воспитание и самовоспитание человека, посредством побуждения каждого «познать самого себя».
- развитие моральных, эстетических, познавательных способностей человека, вследствие обращения к рассмотрению отношений человека с другими людьми и окружающим миром;
- формирование нравственных сторон личности, мировоззренческих позиций, ценностных представлений, а также способности воспринимать и понимать окружающий мир как целостность;
- изучение законов функционирования общества и культуры, что способствует не только освоению технологий корпоративного взаимодействия, но и создает базу для деловой коммуникации, составляющей необходимую компоненту профессионального успеха, облегчает поиск оптимальных решений в трудных профессиональных обстоятельствах.
Место дисциплины в структуре ООП:
2.1 Дисциплина «Философия» изучается в течение двух семестров (третьего и четвертого), относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности педиатрия.
2.2 Требования к входным знаниям: освоение дисциплины «Философия» должно быть основано на знаниях, полученных в процессе изучения следующих дисциплин:
- история;
- обществознание;
- мировая художественная культура;
- - иностранный язык.
2.3 Изучение дисциплины «Философия» является необходимой основой для последующего освоения дисциплин гуманитарного цикла, таких как:
- культурология;
- право;
- экономика;
- биоэтика;
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а). Общекультурных:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);
способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
б). Профессиональных:
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях (ПК-25);
способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур; к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
методы и приемы философского анализа проблем;
формы и методы научного познания, их эволюцию;
основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;
влияние среды обитания на здоровье человека, история изыскания эффективных средств лечения и профилактики, становление и развитие медицинской науки;
представление о медицинских системах и медицинских школах;
учение о здоровом образе жизни, взаимоотношения "врач-пациент"; выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;
морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;
обязанности, права, место врача в обществе;
основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций;
принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов;
основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики человека, психологию личности и малых групп.
Уметь:
грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;
оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения;
выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;
анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности.
Владеть:
навыками изложения самостоятельной точки зрения;
навыками анализа и логического мышления;
навыками публичной речи, ведения дискуссий и круглых столов;
навыками морально-этической аргументации, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил "информированного согласия";
Объем и вид учебной работы
Виды учебной работы
| трудоемкость
| Семестры
| ЗЕТ
| часы
| Третий
| Четвертый
| Аудиторные занятия (всего)
| 3
| 108
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 1
| 36
| 18
|
| 18
|
| Практические занятия
| 2
| 72
| 36
|
| 36
|
| Семинары
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 1,3
| 45
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
| Курсовая работа (курсовой проект)
|
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы (УИРС)
|
|
|
|
|
|
| Формы аттестации по дисциплине:
сеточный зачет.
……экзамен.
|
0,7
|
27
|
|
|
27
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 5
| 180
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины:
Содержание дисциплины
(дидактические единицы)
| Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)
| Дисциплинарный модуль (раздел) 1.
| ДЕ-1: Предмет философии. ОК – 1,2,4,5; ПК – 1,2.
Место и роль философии в культуре (медицине). Структура философского знания Научные, философские и религиозные картины мира. Типы мировоззрения. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины.
| «Вечные вопросы» бытия. Понятие «мировоззрение» и «философия». Специфика философского знания и языка. Сопоставление философии с естественнонаучным знанием. Структура и функции философского знания.
| Дисциплинарный модуль (раздел) 2.
| ДЕ-2: Классическая философия. ОК - 1,2,3,5,7,8; ПК – 1,9.
Исторические типы и направления в классической философии Основные этапы исторического развития философской мысли. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины.
| Философия Древнего Востока. Античная философия. Философия средних веков и эпохи Возрождения. Философия Нового времени (XVII век). Философия эпохи Просвещения (ХVIII век). Немецкая классическая философия. Философия марксизма
| ДЕ-3: Современная философия. ОК – 1,2,5,7,8; ПК – 1,2,3,9.
Исторические типы и направления в современной философии. Основные этапы исторического развития философской мысли.
| Философия жизни. Психоанализ. Экзистенциализм. Философия II половины XX в. Русская философия XIX-XX вв.
| Дисциплинарный модуль (раздел) 3.
| ДЕ-4: Онтология. ОК – 1,2,5; ПК – 2,3.
Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения.
| Человек и мир. Понятие субстанции. Дух, материя и сознание. Пространство и время. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек и природа
| ДЕ-5: Гносеология. ОК – 1,2,4,5,6,7; ПК – 2,3,9,31,32.
Познание. Соотношение веры, мнения, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое «конструирование» знания. Практика. Наука. Истина и ее критерии.
| Познание и его формы. Чувственное и рациональное познание. Проблема истины, ее сущность, формы и способы ее проверки. Происхождение и сущность сознания. Законы и категории диалектики. Три основных закона диалектики. Категории: «качество», «количество», «мера», «противоположности», «противоречия», «отрицание», «диалектическое снятие», «отрицание отрицания». Развитие, его модели и законы. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности.
| ДЕ-6: Социальная философия. ОК – 1,3,5,6,7,8; ПК –2,3,4,25.
Человек, общество, культура. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Производство и его роль в жизни человека.
| Роль географической среды в жизни человека и общества. Критический анализ географического детерминизма и геополитики. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем человечества. Экологический кризис, пути его преодоления. Развитие общества. Модели исторического процесса. Народонаселение и демографические проблемы. Экономическое основание демографической политики. Социальный дарвинизм и расизм. Социальная структура общества. Личность и общество.
| ДЕ-7: Антропология. ОК – 1,2,3,5,6,7,8; ПК – 1,2,3,4,25,26,31.
Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека.
| Понятие и сущность человека. Индивид, индивидуальность, личность. Психофизиологическая проблема. Личность и общество. Философские и социально-психологические проблемы жизни в современном обществе: социальные потребности, конформизм, манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы.
| ДЕ-8: Аксиология. ОК – 2,3,5,6,7,8; ПК – 1,2,3,4,26.
Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Человек как творец и творение культуры.
| Духовная жизнь общества. Искусство и религия, а также мораль и право как формы и продукты коллективной духовной деятельности человечества. Вечные ценности. Понятия «ценность», «система ценностных ориентаций личности», «добро» и «зло», «счастье», «любовь», «творчество», «здоровье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни».
|
Контролируемые учебные элементы (на основе ФГОС)
Дидактическая
Единица
| Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
| ДE-1
| Предмет философии.
| ОК-1,2; ПК-1,2
- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;
- содержание и структуру философского знания, методы и приемы философского исследования.
- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли.
| ОК -2; ПК – 1, 2
- уметь определять свою нравственно-мировоззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте.
| ОК-4,5, ПК – 1,2
- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения
|
| Технологии оценивания:
устные выступления на семинаре, доклады, ВКТ, контрольная работа
|
|
|
| ДE-2
| Классическая философия.
| ОК - 1,2,3,5,7,8; ПК-1
- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;
- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли.
| ОК - 1,2,3,7,8; ПК-1
- осмысливать социокультурные процессы в России и мире в их развитии и взаимосвязи;
- осуществлять эффективный поиск информации и уметь анализировать ее;
- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;
- уметь определять свою нравственно-мировоззренческую и ценностную позицию.
| ОК - 1,2,3,8; ПК-1,9
- теоретического анализа и логического мышления, навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, ораторского искусства;
- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и документацией.
|
| Технологии оценивания:
устные выступления на семинаре, доклады, подготовка презентаций, ВКТ, коллоквиумы по текстам первоисточников.
|
|
|
| ДE-3
| Современная философия
| ОК - 1,2,5,7,8; ПК – 1,2,3.
- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;
- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли.
| ОК – 1,2,8; ПК -1,2,3
- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;
- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;
- уметь определять свою нравственно-мировоззренческую и ценностную позицию.
| ОК – 1,2,8; ПК-1,9
- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;
- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии.
|
| Технологии оценивания:
коллоквиумы по текстам первоисточников, подготовка презентаций, использование рисуночного метода, ролевые игры
|
|
|
| ДE-4
| Онтология
| ОК - 1, 2; ПК – 2
- сущность, структуру и основные типы мировоззрения.
| ОК – 1,2,5; ПК – 2,3
- осуществлять эффективный поиск информации и критически ее осмысливать;
- уметь определять свою нравственно-мировоззренческую и ценностную позицию.
| ОК – 1,2; ПК – 2,3
- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;
- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения.
|
| Технологии оценивания:
опрос, доклады, СНО, тестирование.
|
|
|
| ДЕ-5
| Гносеология
| ОК – 1, 2,4,5,6,7; ПК – 2,3,9,31,32
- взаимосвязь философии, науки и практики.
| ОК – 1,2,4,5; ПК – 2,3,9.
- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи.
| ОК – 1,2; ПК -2,3,9,31,32
- навык понимания оппонента, ведения дискуссии;
- навыки различения форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания.
|
| Технологии оценивания: участие в дискуссиях, доклады с презентациями,
опрос, подготовка докладов на СНО, тестирование.
|
|
|
| ДЕ-6
| Социальная философия
| ОК – 1,3,5,6,7,8; ПК -2,3,4,25.
- место медицины в системе культуры, влияние общекультурной традиции на развитие медицинских знаний и практик;
- принципы межкультурной коммуникации, ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений, а также основы конфликтологии.
| ОК – 1,5,7; ПК – 2,3,4,25
- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в духе корпоративной культуры;
- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе.
| ОК – 1,5,7; ПК -2, 3,4,25
- навыками политической и нравственной культуры поведения;
- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;
- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур.
|
| Технологии оценивания:
Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника – НОМУС.
|
|
|
| ДЕ -7
| Антропология
| ОК – 1,2,3,5,6,7,8; ПК – 1,2,3,4,25,26,31
- моральные принципы и нормы, правила врачебной этики;
- принципы межкультурной коммуникации, ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений, а также основы конфликтологии.
| ОК – 1,2,3, 5,8; ПК – 1,2,3,4,25
- уметь определять свою нравственно-мировоззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте;
- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в духе корпоративной культуры.
| ОК – 1,2,3,5,8; ПК – 1,2,3,4,25
- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур;
- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии;
- технологиями корпоративной коммуникации и широким культурным кругозором.
|
| Технологии оценивания:
Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника – НОМУС.
|
|
|
| ДЕ -8
| Аксиология
| ОК -2,3,5,6,7,8; ПК – 1,2,3,4,26
- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;
- моральные принципы и нормы, правила врачебной этики.
| ОК –2,3,5,8; ПК – 1,2,3,4,26
- уметь определять свою нравственно-мировоззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте.
| ОК –2,3,5,8; ПК – 1,2,3,4,26
- навыками политической и нравственной культуры поведения;
- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур;
- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения.
|
| Технологии оценивания:
Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника – НОМУС.
|
|
|
|
Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий
Раздел дисциплины, ДЕ
| Часы по видам занятий
| Лекций
| Практич.
занятий
| Лабор.
работ
| Семинаров
| Самост.р.с. (рефераты, работа с текстами)
| Всего
| ДЕ-1: Предмет философии
| 2
| 4
|
|
| 3
| 9
| ДЕ-2: Классическая философия
| 12
| 24
|
|
| 10
| 46
| ДЕ-3: Современная философия
| 8
| 16
|
|
| 10
| 34
| ДЕ-4: Онтология
| 2
| 4
|
|
| 3
| 9
| ДЕ–5: Гносеология
| 2
| 4
|
|
| 3
| 9
| ДЕ-6: Социальная философия
| 4
| 8
|
|
| 7
| 19
| ДЕ-7: Антропология
| 4
| 8
|
|
| 6
| 18
| ДЕ - 8: Аксиология
| 2
| 4
|
|
| 3
| 9
| Всего:
| 36
| 72
|
|
| 45
| 153
|
|