Скачать 304.1 Kb.
|
Дисциплина «Методология научного исследования» Примерная тематика научных докладов для студентов заочной формы обучения.
Оценочные средства входного контроля Вариант 1 Тест № 1. ...- один из основных принципов неопозитивизма: развития, соответствия, верификации, релятивизма, всестороннего рассмотрения Тест № 2. ...- способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов. феноменология, герменевтика, структурализм, аналитическая философия, логический позитивизм Тест № 3. Идеальность образа состоит в том, что он: не сводится к определенным внешним объектам не сводится к материальным физиологическим процессам в мозгу имеет самостоятельное физическое существование является естественной функцией мозга сводится к физическим реакциям организма Тест № 4 Философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их расположение относительно друг друга и величину, называется____________. Тест № 5. Расположите в хронологической последовательности появление следующих оснований научной картины мира: понимание статистического характера физических закономерностей , механика атомов , механика сил Тест № 6 ... - общая теория развития. ( эволюционизм, диалектика, метафизика, логика, релятивизм) Тест № 7 Диалектической концепции развития присущи законы: единства и борьбы противоположностей, сохранения массы и энергии, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания, всемирного тяготения, достаточного основания Тест № 8. ... - область современного научного знания, изучающая явления самоорганизации. кибернетика, синергетика, диалектика, дианетика, постмодерн Тест № 9. Всеобщий и объективный характер причинности утверждается: фатализмом, волюнтаризмом, детерминизмом, индетерминизмом, иррационализмом, рационализмом Тест № 10. Устойчивость осуществления случайных возможностей при массовых явлениях описывается закономерностями: динамическими, диалектическими, статистическими, механическими, физическими, детерминизм (нужное подчеркнуть). Тест № 11 Согласно рационализму, единственным источником нового знания является___________. Тест № 12. Установите соответствие между философскими концепциями истины и определениями истины: 1) концепция соответствия а) истина - полезное знание 2) когерентная концепция в) истина - знание, соответствующее действительности 3) прагматическая концепция с) истина - знание, с которым согласны все 4) конвенционализм д) истина - логически непротиворечивое знание Тест № 13. Установите соответствие между философскими направлениями и присущими им утверждениями об истине: 1) догматизм а) В каждой относительной истине есть элементы истины абсолютной 2) релятивизм в) Всякая истина только абсолютна 3) диалектический материализм с) Все наши знания относительны, в них нет ничего абсолютного Тест № 14. Знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества, называется____________.истиной. Тест № 15. Полное, исчерпывающее знание о предмете называется___________ истиной. Тест № 16. Установите соответствие между философскими направлениями и тем, что они выдвигают в качестве критерия истины: 1) рационализм а) коллективно организованный опыт людей 2) сенсуализм в) выгода, польза 3) диалектический материализм с) чувства 4) прагматизм г) практика 5) эмпириокритицизм д) ясность, очевидность Тест № 17. Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений предмета называется____________. Тест № 18. Мысленное объединение существенных признаков предметов на основе их выделения посредством абстрагирования называется ______ Тест № 19. Расположите перечисленные формы научного познания в соответствии с последовательностью, которая имеет место в реальной процессе научного познания: Теория, факты, проблема, гипотезы Вариант 2 Тест № 1. Наука возникла в: - Древнем Египте; - Древней Месопотамии; - Древней Греции, - Древней Индии. Тест № 2. Что породило древнегреческую науку: - орудийно-трудовая деятельность; - потребность в решении инженерных проблем; - неэффективность рабского труда; - идеализация. Тест № 3. Истина для древнего грека: - продукт авторитета жреца; - результат практики; - продукт рационального доказательства; - мнение большинства. Тест № 4. Применяли ли древние греки математику в физике: - да; - нет; - нет, потому что её тогда не было; - да, в меру возможности. Тест № 5. Как называлась научная программа Аристотеля: - атомистской; - математической; - перипатетической; - континуалистской. Тест № 6. По мнению историков науки, сколько в Древней Греции существовало научных программ: - 4; - 3; - 2; - ни одной. Тест № 7. В чем видели предназначение науки древние греки: - в совершенствовании производства; - в приумножении силы государства; - в созерцании истины; - в следовании своему долгу. Тест № 8. В чем выражался символизм средневековой науки: - в теоцентризме; - в приверженности к магии; - в библейском « Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»; - в провиденциализме. Тест № 9. Выделите принципы средневекового мировосприятия: - всемогущество Бога; - незыблимость естественного хода природных процессов; - самоценность природы; - природа создана ради человека. Тест № 10. Наука как целостный феномен возникает в: - У-1У в.в. до н.э.; - У в. н.э. - ХУ1-ХУП вв.; - ХУШ-Х1Х вв. Тест № 11. Наука как социальный институт появляетсяяяяяяя6 - с созданием Академии Платона; - с возникновением Ликея Аристотеля; - со второй половины ХУП в.; - с ХХ века. Тест № 12. Какие ценностные императивы науки выделил Мертон: - бескорыстность; - утилитаризм; - универсализм; - антропоцентризм; - гуманизм; - всеобщность; - организованный скептицизм; - монизм. Тест № 13. Черты классической науки: - мир как совокупность неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени; - механическая картина мира; - диалектичность процессов; - приоритет статистических закономерностей. Тест № 14. Время возникновения постненклассической науки: - конец Х1Х в.; - первая половина ХХ в.; - вторая половина ХХ в.; - начала ХХI в. Тест № 15. К эмпирическим методам научного познания относятся: - наблюдение; - анализ; - индукция; - эксперимент. Тест № 16. К теоретическим методам научного познания относятся: - дедукция; - моделирование; - идеализация; - формализация. Тест № 17. Уровнями структуры эмпирического знания являются: - ощущения; - протокольные предложения; - представления; - факты; - эмпирические законы; - восприятия; - феноменологические теории. Тест № 18. Какое из утверждений является верным: - научные теории выводятся из эмпирического опыта; - научные теории не выводятся из научного опыта. Тест № 19. По М. Веберу сколько существует научных картин мира: - три; - пять; - две; - ни одной. Оценочные средства для промежуточного контроля (зачет). В связи с тем, что дисциплина входит в учебный цикл, наполняя содержанием базовую (обще профессиональную) часть дисциплин основной образовательной программы входной контроль не предполагается. По данной дисциплине итоговой формой аттестации является зачет. Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6. Вопросы для подготовки к зачету. 1. Наука как познавательная деятельность, система знаний, социальный институт и особая сфера культуры. 2. Многообразие форм знания. Наука и ненаука. 3. Античная наука. 4. Наука в Средневековье. 5. Классическая наука. 6. Формирование в Новое время экспериментально-математического естествознания, эмпирической и рационалистической философии. 7. Неклассическая наука. 8. Постнеклассическая наука. 9. Позитивистская традиция в философии науки. 10. Концепция развития науки К. Поппера. 11. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 12. Концепция научных революций Т. Куна. 13. Концепция личностного знания М. Полани. 14. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. 15. Концепция влияния философии на науки А. Койре. 16. Социология науки М. Малкея. 17. Эволюционная теория науки С. Тулмина. 18. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. 19. Проблема интернализма и экстернализма в развитии науки. 20. Генезис науки и проблема периодизации её истории. 21. Уровни научного знания. 22. Структура эмпирического знания. 23. Методы эмпирического исследования. 24. Структура научной теории. 25. Методы теоретического познания. 26. Соотношение эмпирии и теории в научном познании. 27. Метатеоретический уровень научного познания. 28. Динамика научного знания, модели роста. 29. Научные революции как точка бифуркации в развитии знания. 30. Ценностные императивы науки. 31. Герменевтика как теория интерпретации. 32. Проблема истины в науке. 33. Объяснение, понимание и интерпретация в естественных и гуманитарных науках. 34. Время, пространство, хронотоп в социально-гуманитарном познании. 35. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 36. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. 37. Этика науки.
Глоссарий Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Анкетные вопросы – все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов. Абстрагирование – мыслительная операция (процесс), состоящая в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и одновременно выделять, вычленять интересующие свойства и отношения. Студент пользуется изолирующим абстрагированием (анализ и синтез) и обобщающим абстрагированием (категориальный синтез, обобщение, выработка заключения и получение выводов). Роль абстрагирования в выполнении исследовательских работ растёт от курса к курсу, значимость этого процесса также зависит от степени теоретичности проблемы (темы). Автор – создатель книги, статьи, тезисов и т. д. как письменного продукта, описывающего какую-либо деятельность. Это, как правило, учёный-теоретик, или экспериментатор, или практик, описывающий свой опыт. Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей собственной работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления (доклада) на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате студент проводит самоанализ работы, кратко описывает научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат (доклад) для защиты курсовой работы делается, как правило, объёмом не более трёх страниц, для дипломной – не более шести. Актуальность темы исследования – это свойство информации, которую студент собирается изложить в своём исследовании, быть значимой и востребованной в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её практического воплощения; определить заинтересованность науки в её разработке. С раскрытия актуальности темы начинается Введение к тематическому реферату, курсовой и дипломной работам. Анализ – мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ выступает начальным этапом познания проблемы. Как метод познания – это сложное действие, сочетающееся с другими, поэтому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др. |
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... Характеристика курса | Методические рекомендации по их выполнению 16 Примерная тематика... Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | ||
Министерство сельского хозяйства российской федерации Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения / темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения... | ||
Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | Цели и задачи дисциплины. 3 Примерная тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | ||
Место дисциплины в структуре ооп Примерная тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерная тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерная тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | ||
Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 11... Ресторанный бизнес: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост. И. Н. Приходько;... | 1. Цели и задачи дисциплины. Цели дисциплины Примерная тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | ||
1. Цели и задачи дисциплины. Цели дисциплины Примерная тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и... | Цели и задачи освоения учебной дисциплины Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения / темы контрольных работ для студентов заочной обучения и методические... |