Скачать 0.49 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины: Целями учебной дисциплины являются усвоение понятий, теоретических вопросов в области микробиологии, приобретение умений их использования при осуществлении профессиональной деятельности, обеспечение достижения результатов освоения дисциплины, формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности. В задачи дисциплины входят: - усвоение основных понятий, применяемых в микробиологии; - ознакомление с основными нормативными и техническими документами, учебной и специальной литературой в области определения и контроля безопасности товаров и продукции общественного питания по микробиологическим критериям; - изучение основ общей микробиологии; - изучение влияния факторов окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов с целью обеспечения безопасности товаров и продукции общественного питания по микробиологическим критериям; - изучение микробиологии сырья и отдельных групп товаров; - изучение принципов и овладение методами контроля качества товаров и продукции общественного питания, а также оценки состояния объектов окружающей среды по микробиологическим критериям; - формирование необходимых компетенций. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Входит в перечень дисциплин математического и естественнонаучного цикла ФГОС ВПО (Б.В.2), вариативная часть. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов Студент должен: Знать: основы физических, химических и биологических явлений современного мира, общие процессы и явления, происходящих в неживой и живой природе. Уметь: применять перечисленные знания предшествующих дисциплин при изучении данной дисциплины. Готов: использовать указанные знания и умения в профессиональной деятельности. Дисциплина имеет предшествующие логические и содержательно-методические взаимосвязи с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла (Б.2) – Физика, Экология, Органическая химия, а также с дисциплинами профессионального цикла (Б.3) – Технология продукции общественного питания, Безопасность жизнедеятельности, Товароведение продовольственных товаров. Дисциплина является предшествующей для дисциплин: Санитария и гигиена, Контроль качества продукции общественного питания. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: - способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-1); - умение проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30); - способность измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; владеет статистическими методами и средствами обработки экспериментальных данных проведенных исследований (ПК-32). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия в области общей микробиологии; основы систематики, морфологии и физиологии микроорганизмов; влияние условий окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов; биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами; основных представителей патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, их влияние на здоровье человека; основы микробиологии отдельных групп товаров и продукции общественного питания; требования нормативной, технической и правовой документации в области оценки качества сырья, товаров и продукции общественного питания по микробиологическим критериям; микробиологические показатели качества сырья, товаров и продукции общественного питания, средства и методы определения состояния объектов окружающей среды и безопасности сырья, товаров и продукции общественного питания по микробиологическим критериям. Уметь: работать с нормативной документацией в области оценки качества сырья, товаров и продукции общественного питания по микробиологическим критериям; проводить выделение микроорганизмов из объектов окружающей среды; проводить первичную идентификацию микроорганизмов по культуральным и морфологическим признакам; определять безопасность сырья, товаров и продукции общественного питания по микробиологическим критериям на соответствие требованиям нормативной документации. Владеть: терминологией в области общей микробиологии; навыками выделения и первичной идентификации микроорганизмов из объектов окружающей среды; навыками определения безопасности сырья, товаров и продукции общественного питания по микробиологическим критериям и установления соответствия требованиям нормативной документации; умением применять полученные знания в практической деятельности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Предмет, задачи и цели микробиологии. Общая характеристика микроорганизмов, их место и роль в природе. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе и практической деятельности человека. История развития микробиологии как науки, ее современное состояние. Место микробиологии среди смежных дисциплин. Тема 2. Морфология микроорганизмов. Общая характеристика микроорганизмов. Основные группы микроорганизмов. Прокариоты и эукариоты. Морфология бактерий, размеры, форма, строение, подвижность, рост и способы размножения, спорообразование. Основы систематики бактерий. Морфология вирусов и фагов, размеры, форма, строение. Значение вирусов и фагов. Морфология грибов, строение, способы размножения. Основы систематики. Краткая характеристика основных классов грибов. Высшие и низшие грибы. Значение грибов в природе и практической деятельности человека. Морфология дрожжей, размеры, форма, строение, способы размножения. Основы систематики. Характеристика основных представителей дрожжей. Использование дрожжей в практической деятельности человека. Формируемые компетенции: ПК-1, ПК-30 Тема 3. Физиология микроорганизмов. Понятие об обмене веществ. Химический состав микроорганизмов. Ферменты микроорганизмов и их использование в пищевой промышленности. Конструктивный обмен веществ (анаболизм). Поступление питательных веществ в клетку. Роль цитоплазматической мембраны в питании клетки. Типы питания микроорганизмов. Потребности микроорганизмов в отношении источников углерода, азота и витаминов. Энергетический обмен веществ (катаболизм). Способы получения энергии микроорганизмами. Аэробные и анаэробные микроорганизмы. Аэробное дыхание микроорганизмов. Процесс брожения у анаэробных микроорганизмов. Использование энергии микроорганизмами. Роль АТФ в энергетическом обмене веществ. Рост микроорганизмов. Кривая роста бактериальной культуры. Типы питательных сред для микроорганизмов. Формируемые компетенции: ПК-1 Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы. Основные факторы, влияющие на жизнедеятельность микроорганизмов: физико-химические, физические, химические и биологические. Физико-химические факторы. Влияние осмотического давления на жизнедеятельность микроорганизмов. Тургор, плазмолиз и плазмоптис микробной клетки. Особенности галофилов и осмофилов. Физические факторы (температура, влажность среды, лучистая энергия, радиоволны, ультразвук). Температурные кардинальные точки развития микроорганизмов. Психрофилы, мезофиллы, термофилы. Термоустойчивость вегетативных клеток и спор микроорганизмов. Использование влияния высокой и низкой температуры на микроорганизмы в пищевой промышленности. Потребность микроорганизмов в воде. Показатель активности воды (аW). Устойчивость микроорганизмов к высушиванию. Влияние УФ- и ИК-лучей на жизнедеятельность микроорганизмов. Использования токов высокой и сверхвысокой частот для приготовления пищевых продуктов. Возможность использования ультразвука для стерилизации пищевых продуктов и воды. Химические факторы (рН, окислительно-восстановительные условия среды, химические вещества). Отношение микроорганизмов к кислой, нейтральной и щелочной среде. Кислотоустойчивые и ацидофильные микроорганизмы. Облигатные и факультативные аэробы и анаэробы. Подавление роста микроорганизмов под действием различных химических агентов. Химические вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Бактериостатическое и бактерицидное действие химических веществ. Антисептики: виды, действие на микроорганизмы, использование в пищевой промышленности. Основные консервирующие вещества, применяемые в пищевой промышленности. Биологические факторы. Взаимоотношения микроорганизмов между собой (метабиоз, симбиоз, комменсализм, паразитизм, антагонизм). Антибиотики и фитонциды: понятие, использование в пищевой промышленности, характеристика основных видов. Методы хранения пищевых продуктов и сырья с использованием факторов внешней среды. Формируемые компетенции: ПК-1, ПК-30 |
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Аннотация к рабочей учебной программе дисциплины «Рынок труда» Цели и задачи освоения дисциплины Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – б в. Дв профессиональный цикл | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ... ... | Рабочая программа учебной дисциплины «Современные средства оценивания... Формирование у педагогов представления о видах, методах и формах контроля в учебном процессе | ||
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний о современной системе правовых отношений в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Пояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3 | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Международные финансы» Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | ||
Программа учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900... Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной... | Цели учебной программы подготовки техника 2 Виды и задачи профессиональной... Краткое содержание дисциплин учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студента, с указанием общей... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины внутренние болезни Примечание: цели освоения учебной дисциплины (или модуля) соответствуют общим целям ооп университета | Рабочая программа учебной дисциплины внутренние болезни Примечание: цели освоения учебной дисциплины (или модуля) соответствуют общим целям ооп университета |