1. Общие приемы конспектирования





Скачать 35.15 Kb.
Название1. Общие приемы конспектирования
Дата публикации27.08.2013
Размер35.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы


1.     Общие приемы конспектирования


Секреты краткого письма:

СКП-1. Написал – перечитай «чужими глазами».

СКП-2. Не пиши того, что и так понятно.

СКП-3. Одинаковые сокращения могут иметь различный смысл в разном окружении.

СКП-4. Знай и применяй общепринятые сокращения.

СКП-5. Умеренно индивидуализируй сокращения.

СКП-6. Не сокращай новые термины в расчете на память.

 

1.0. Зачем нужно уметь писать кратко?


В учебе и вообще в жизни часто приходится записывать что-то важное.
1. Даже если у вас есть книга, вы не понесете ее в школу ради двух-трех фраз. Проще выписать нужное. И ранцу легче. И вы уверены, что не перепутаете цифры, не переврете цитату.

2. А если книжка, журнал, статья есть только в библиотеке? И вам из нее нужно чуть-чуть и по вашей теме, а не все 254 страницы. Тоже проще выписать нужное. Ксерокс, говорите?– И какой же ксерокс узнает те 10 строк из 5 мест, которые вам нужны для доклада или реферата?

3. Или вы слушаете доклад товарища, и вам нужно будет с ним спорить через десять минут. Чтобы спор получился полезным, надо точно, но кратко зафиксировать чужую мысль. А то ведь он может и выкрутиться: «Я этого не говорил…»

4. Наконец, вы слушаете доклад, сообщение о совершенно новом открытии. И пока еще нигде об этом не написано. Надо быстро и точно записать.

5. Вы слушаете лекцию. То же самое можно найти самому, но для этого вам понадобится 10 книг и 23 с половиной часа напряженной работы. Человек пришел к вам с тем, чем он занимался десятки лет, и расскажет вам все самое важное за два часа. Жалко терять такую «плотную» информацию.

Вывод: надо уметь писать так, чтобы на листочке осталось главное. Для этого надо прежде всего научиться не писать то, без чего и так мысль лектора, докладчика, учителя понятна.

1.1. Что и почему можно не писать?


Главный принцип сокращенной записи (конспекта) вам понравится.
СКП-2. Не пиши того, что и так понятно.

Но это только на первый взгляд легко. А если поразмыслить, то станет ясно, что отличить лишнее от нужного не так-то просто. Но сокращать надо лишнее, а оставлять нужное.

Сравним три записи:

«1) 988 год. – Крещение населения столицы Древней Руси города Киева по распоряжению великого князя киевского Владимира». 13 слов. Вроде все по теме.

«2) 988 г. – Крещение киевлян по распоряжению Владимира». 5 слов. Тоже правильно.

«3) 988 – Крещение Киева Владимиром». 3 слова. И так можно сказать.

За счет чего уплотнялась запись? Понятно, что в Киев – не село, что Владимир – князь, что в чужом городе князю распоряжаться не пристало. А если понятно, так зачем писать. Так получается краткая версия записи.

Третий вариант еще компактнее. Понятно, что домá и площади не крестились, в новую веру переходили люди. Если мы говорим «Вся школа это знает», то не имеем в виду парты, стены и двери. Если мы говорим «Киев», то здесь имеется в виду население.

 

1.2. Помни, что и как можно сокращать?

Классификация аббревиатур


1) «Инициальные» аббревиатуры (самый частый тип) делятся на три подтипа:

а) буквенные, состоящие из названий начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание: МЧС (эм-че-эс) – Министерство Чрезвычайных Ситуаций;

б) звуковые, состоящие из начальных звуков слов исходного словосочетания, т.е. читаемые как обычное слово: вуз – высшее учебное заведение;

в) буквенно-звуковые, состоящие как из названий начальных букв, так и из начальных звуков слов исходного словосочетания: ЦСКА (цэ-эс-ка) – Центральный спортивный клуб армии.

2) Слоговые аббревиатуры, из начальных частей слов: физмат – физико-математический факультет.

3) Аббревиатуры смешанного типа, состоящие как из начальных частей слов, так и из начальных звуков (названий букв): гороно – городской отдел народного образования (т.е. горОНО).

4) Аббревиатуры, состоящие из начальной части слова (слов) и целого слова: запчасти – запасные части.

5) Аббревиатуры, состоящие из сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: завкафедрой – заведующий кафедрой; Миноброны – Министерство обороны.

6) Аббревиатуры, состоящие из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мопедмотоцикл-велосипед. За этим типом большое будущее. Многие новые товары получают названия, придуманные по этому типу.

 

Аббревиатуры отличаются от просто сокращений:

1) графических сокращений (то есть сокращений на письме), напр. «и др.» – и другие; главное отличие то, что сокращения не читают как «и дэрэ», а аббревиатуры читают;

2) и «ситуативно понятных» сокращений одного (или более) из стоящих рядом слов, имеющих общий последний компонент, типа двух- и трехэтажные дома, или А. в энциклопедии – в одной месте так сокращается, напр., автоматика, если нужно повторить это слово в его собственной словарной статье, а в другом месте – аутотренинг.
4. Что еще не следует сокращать: схемы, формулы, цитаты

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Общие приемы конспектирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1. Общие приемы конспектирования iconКалендарно-тематическое планирование занятий по технологии 6 класс
...
1. Общие приемы конспектирования iconУрок-викторина Приемы
...
1. Общие приемы конспектирования iconПрочитайте статью и ответьте на вопросы: Какова тема статьи?
Практическое занятие по лекции Основы конспектирования, аннотирования и реферирования
1. Общие приемы конспектирования iconРешение кафедры
Создание текстовых документов. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft...
1. Общие приемы конспектирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной...
1. Общие приемы конспектирования iconКонспект по вопросам, указанным в «Задании для конспектирования» (с. 1-2)
Год создания Всемирной информационной сети, что означает ее английская аббревиатура www
1. Общие приемы конспектирования iconЛекция приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях...
Пособствовать формированию у учащихся навыков экономического соперничества, психологии успеха, умений работать в группе, выступать...
1. Общие приемы конспектирования iconПриемы повышения интереса к уроку
Опираясь на сведения о состоянии интереса учащихся, можно использовать следующие приемы
1. Общие приемы конспектирования iconТехника правильного конспектирования
Международная научно-практическая конференция «Судейская этика и укрепление доверия к правосудию» и Российско-шведский семинар по...
1. Общие приемы конспектирования iconМетодические приемы проведения беседы Доклад
Цель доклада: Рассмотреть конкретные методические приёмы поведения такого воспитательного мероприятия как беседа
1. Общие приемы конспектирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вынесите в заголовок полное название источника конспектирования с указанием выходных данных
1. Общие приемы конспектирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приобретение практических навыков конспектирования научных литературных источников
1. Общие приемы конспектирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, творческая работа
1. Общие приемы конспектирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,...
1. Общие приемы конспектирования iconМетоды и приемы обучения
Методы и приемы обучения: диалогическое изложение, эвристическая беседа, тестирование, выполнение практических заданий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск