«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль»





Скачать 90.93 Kb.
Название«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль»
Дата публикации31.08.2013
Размер90.93 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Философия > Анализ
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль»

9–10–11 классы,

3 сентября, суббота

Начало в 9–00

Окончание в 15–00

Описание интенсива: обычно, мы не подозреваем, что садясь за письменный стол и беря ручку, чтобы написать нечто (да, или прикасаясь пальцами к клавиатуре) мы становимся авторами.
Осознавать это нелегко, потому что мы не задаемся вопросами: кто есть – автор?, всегда ли мы авторы, когда пишем очередное эссе или «заметку» (сравнительно новое жанрообразование благодаря вконтакту)? На интенсиве мы попытаемся понять, что делает нас автором, а что бесконечно удаляет нас от него.

«Читательское Я» более или менее нам известно–понятно, ибо мы – кажется – много читаем. Как удерживать во время письма образ «читающего мой – автора – текст»? Кто он мой читатель? Что я хочу и могу ему сказать так, чтобы он меня понял? Вот вопросы, на которых мы остановимся подробнее.

У меня есть гипотеза, что автора и читателя эссе связывает мысль. Порождение «мысли на тему» – это то, чему мы попробуем начать учиться и потратим на это всю оставшуюся жизнь.

Оргплан интенсива:

Место – три кабинета, один для общей и индивидуальных тактов работы, нужен «круглый стол» и доска, кабинеты – для групповой работы и индивидуальной работы, если кому-то нужно уединение.

Группы: 6 –7 групп по три человека, либо 4 группы по 5–6 человек (обсуждаемо)

Ход работы:

9–00 – 9–15 Установка.

Цель интенсива: удержать фокус внимания на позиции «Я–автор», имея в виду свой коммуникативный замысел и фигуру читателя, то есть человека, воспринимающего этот замысел через призму собственных представлений о мире. Коммуникативный замысел – это нечто, что в пределе содержит мысль и форму (средства) ее выражения.

9–15 – 10–00 Работа в группах.

Анализируем предложенный текст. Задание: охарактеризовать фигуру автора, его коммуникативный замысел с точки зрения своей читательской компетентности. Что, как и зачем говорит автор, и как мы про это узнаем?

10–00 – 11–30 Общее обсуждение. Доклады от групп и «сборка» понятий.

11–30 – 12–00 Перерыв на чай.

12–00 – 15–00 Индивидуальная работа.

1 такт: писательский

12–00 – 13–00

Напишите текст на заданную тему, удерживая фокус внимания «на себе – авторе, пишущем для читателя». Объем 150 – 200 слов.

(13–00 – 13–15 отдых)

2 такт: читательский

13–15 – 14–00

Найдите себе читателя из числа своих со-ратников по интенсиву. Он напишет условную «рецензию» на ваш текст. Его задача – ответить на знакомые нам вопросы: что, как и зачем говорит мне автор, и как я про это узнаю? Обменяйтесь рецензиями и молча попробуйте воспринять информацию, с которой вы столкнулись.

3 такт: рефлексивный

Поставьте себе задачу на полгода (месяц, четверть, неделю) в выращивании в себе «автора, знающего о читателе». Какой она будет?

4 такт: оценочный

Оцените свою работу по 3-бальной шкале (суммируя свой вклад в работу интенсива).

0

1

1

1

Физическое присутствие и биологическая активность

Содержательная работа в группе

Участие в публичном обсуждении

Доведенная до конца работа: текст и рецензия качественно сделаны; рефлексия написана и задачи в ЗБР поставлены

Домашняя работа:

  1. Познакомьтесь с эссеистикой А.Филозова по ссылке (библиотека Якова Кротова):

http://krotov.info/spravki/persons/21person/1968_filozov.htm

  1. Найдите текст по душе, проделайте знакомую работу, письменно ответив на вопросы о фигуре автора и его замысле для вас читателя, как вы их поняли и за счет чего (понимание лежит как в тексте, так и в вашем внутреннем усилии)? Это ваша первая работа, по объему она д.б. небольшой (100-150 слов), но связной и внятной, по жанру - небольшое размышление-отзыв. Срок сдачи только в электронном варианте (или напечатанном) 6 сентября 2011 года

  2. В течение сентября вы пишите еще три работы (эссе) объемом 250 слов на темы, которые получаете после сдачи первой работы.

График сдачи оных: 13 сентября, 20 сентября, 27 сентября.

Ваш рейтинг – в ваших руках!

Система рейтинговой оценки успешности по русскому языку:

  1. За семестр (сентябрь-декабрь) вы можете получить максимум 100 баллов. Из них за текущую работу 60 баллов и сессионную еще 40 баллов.

  2. Всего за месяц вы получаете максимум 15 баллов рейтинга (15 баллов умножить на 4 месяца = 60 баллов). В течение месяца вам предстоит сдать около 4-5 письменных текстов и 2-3 тестов на грамматику + 1 практикум по русскому языку, в интенсивах вы также получаете рейтинговые баллы (максимум 3 балла).

  3. Рассчитываем месяц:

2 интенсива 6 баллов

7 письменных работ 7 баллов

1 практикум 2 балла

Итого: 15 баллов в месяц

  1. Оценивание работ: все эссе оцениваются по стандартам ЕГЭ. Каждая работа приносит вам рейтинговые баллы.

Баллы ЕГЭ части «С»

Всего 26 баллов

Баллы рейтинга по русскому языку

Школьная отметочная система

1-14 баллов

0

2-3

14-18

0,5 балла

4

18 и выше

1 балл

5

Подобный расчет касается и тестовых работ по грамматике.

Ведомость рейтинговых баллов будет лежать на сайте «Умки» по каждому предмету и обновляться по мере сдачи ваших работ.

Отчет:

Что происходило в реальности.

В интенсиве участвовало 13 человек.

На установке ребята получили отрывок из манифеста партии «Правого дела». Конъюнктурность текста намеренная: публицистичность, злободневность и отсутствие временнОй дистанции по отношению к старшеклассникам (что не исключает иную дстанцированность) должны были актуализировать собственную позицию ребят в работе, а где позиция, там и начало деятельности.

Три группы читали текст, отвечая на вопросы: каким я вижу автора текста, каким я вижу читателя текста (адресата), как я об этом узнаю.

Примечательно, что на плакатах «схемы» очень тяготели к «комиксам». Есть у мня ощущение, что дети не далеки от той истины, что политические манифесты иначе как комиксами сопровождать нельзя – жанр такой.

В процессе доклада первой группы (Лиана, Настя, Вера и Даша) различили Автора' (человек с биографией) – Автора" (человек, который сообщается с читателем). Их нужно различать, чтобы адекватно воспринимать посылы текста. (противоречие заложенное в манифесте выглядело так: Прохоров = Обществу (целевой аудитории, термин введенный Женей Морозовым), происходило это за счет местоимения МЫ и присоединения «миллионера к пенсионерам»).

В процессе доклада второй группы (Аня, Яна, Лера, Рита) стало понятно, что читатель и целевая аудитория не должны отождествляться. Читателя его «читательская позиция» спасает от разного рода подвохов со стороны конъюнктурного автора. Более того, между двумя Авторами (' и ") у девочек появилась еще одна позиция «Пиарщик-испонитель заказа Автора'». Чем аккуратнее работает эта позиция, тем сложнее Читателю увидеть разницу между замыслом Автора' и появившимся Автором ", а значит - зазор между Читателем и Замыслом Автора " (замыслом - мыслью!) становится качественно иным – умным что ли.

В процессе выступления третьей группы (Влад, Женя, Паша, Алина, Гриша) попонимали механизмы создания Автора", в зависимости от «цели высказывания». Автор" оказался этаким ряженым, которому, чтобы попасть в свою аудиторию, нужно быть то бедным, то богатым, то пенсионером, то «пионером», и так далее. Благодаря Яне удалось различить двух Читателей. Читателя Эмоционального и Читателя Думающего. Это различение помогает выдвигать требования к самому тексту (напоминаем, что речь идет только о публицистике!).

После перерыва ребята подучили задание на практике попытаться стать «идеальным Автором": различить себя с биографией с собой Автором и попытаться удержать образ своего Читателя.

Темы, которые были предложены ребятам были намеренно сложны по коммуникативным возможностям. (Я бы отказалась писать на подобные темы, если бы оказалась в таком интенсиве). Итак, «Манифест моей жизни» и «За какую партию я бы проголосовал». В логике интенсива индивидуальная писательская работа и читательская (рецензионная) занимала значительное место и особый пафос, но внешне никак не обсуждалась. Были написаны и сданы работы, которые остались у меня и по уговору с участниками интенсива они не публикуются.

Самооценка и рефлексия ребят дали следующую картинку:

Имя, фиамилия

К1 Физическое присутствие и биологическая активность 0 баллов

К2 Содержательная работа в группе от 0 до1

К3 Участие в публичном обсуждении от 0 до1

К4 Доведенная до конца работа: текст и рецензия качественно сделаны; рефлексия от 0 до1

Итого, максимум 3 балла

Рома Чередов (пришел позже из-за тренировки)

0

0

0

0,5

0,5

Скрябин Павел

0

1

0,7

0,5

2,2

Морозов Евгений

0

0,25

0,25

1

1,5

Бумагина Настя

0

0,7

0,5

0,5

1,7

Мужев Кирилл

0

1

0,5

0,5

2

Арешкин Влад

0

1

1

0,5

2,5

Левенец Лиана

0

1

0,8

0,5

2,3

Сысолина Вера

0

0,6

0

0,5

1,1

ПугачеваДаша

0

1

0,6

0,5

2,1

Захарова Рита

0

0,7

0,5

0,5

1,7

Кагаполова Яна

0

1

1

1

3

Шоколов Гриша (не оценивал себя)

 

 

 

 

 

 Итого:

 

0, 65 \\ 1

0,5\\1

0,5 \\1

1,8 б. \\ 3

Качественную самооценку труда ребят можно свести к двум тезисам: отвык писать, очень трудно думать о себе как об авторе и каком-то читателе; различение качества фигуры автора и читателя полезно и требует дальнейшего осмысления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconСжатое изложение "Старый пень" 5 класс
Уметь: формулировать основную мысль текста,выделять в тексте главную и второстепенную информацию,сокращать текст, сохраняя основную...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconКонкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство...
В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Аннотация к рабочим программам учебных предметов на ступени основного общего образования
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные признаки текста. Уметь отличать текст от предложений, определять тему и основную мысль текста
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconУрока. Организационный момент
Цель: развитие связной речи учащихся, совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, подробно излагать содержание...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование умений проанализировать содержание текста по готовому плану, выделять главную мысль текста, словесно рисовать картины...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconПояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена...
Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
Олимпиада включает четыре конкурса: понимание устного текста, лексико-грамматический тест, понимание письменных текстов, продуцирование...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconОрганизация уроков домашнего чтения
К некоторым текстам в учебниках даны подготовительные и послетекстовые задания, но их не всегда бывает достаточно, чтобы качественно...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 01. 10 журналистика...
Ответ на экзаменационные вопросы предполагает понимание основных проблем журналистики в качестве социального института, места журналистики...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconРецензия на реферат. Критерии оценки реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconКнига и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века
Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков....
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ка: дать понятие о прямом и переносном значении слов; учить различать прямое и переносное значение слов; раскрывать перед учащимися...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconОрфография (задания 1-7)
Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в...
«Письмо и понимание текста: автор – читатель – мысль» iconСтуденческие научные конференции
Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск