Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология»





НазваниеПрограмма дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология»
страница1/3
Дата публикации06.09.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет философии
Программа дисциплины
История западной философии

для направления  033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра

Авторы к.филос.н. Макарова И.В.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» истории философии

Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой А.М. Руткевич
_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь
_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

2011

Пояснительная записка

Цель курса — познакомить студентов с ранним периодом развития философии, в ходе которого были выработаны основополагающие для европейской культуры понятия, метафизические системы, эстетические, этические и политические доктрины. Курс вводит слушателей в творчество великих философов прошлого, раскрывает проблемы, поставленные той или иной теорией, учит самостоятельно размышлять над этими проблемами и тем самым способствует формированию гуманитарной культуры мысли.

Цель изучения истории философии — не «доксография», не «описание мнений» (хотя она и не должна этим пренебрегать), представляющих собой мертвый исторический материал, а раскрытие актуальности великих философских вопросов древности и умение соотносить с ними живой философский дискурс.

Греки придумали слово philosophia, означающее «любовь к мудрости», и традиция, начало которой положила греческая философия как грандиозное рациональное предприятие, была продолжена в средние века. Необходимо добраться до истоков этого феномена, учитывая, что философия есть явление историческое.

Задачи дисциплины определяются данной целью и раскрываются как формирование навыков историко-философского анализа текстов античных философов, умения анализировать специфику исторического контекста, способности раскрывать смысл той или иной философской теории и видеть пути ее дальнейшего развития в связи с эволюцией научного знания.

Методические рекомендации

Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и комментирование наиболее важных текстов античных философов на семинарах; выступления с докладами; ответы на вопросы по теме и диспуты.

В ходе курса студенты должны подготовить одну письменную работу в форме эссе. Эссе предполагает свободную (в стилистическом отношении) разработку темы. Объем эссе (вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы) должен быть не менее 8 и не более 12 компьютерных страниц (12 кегль, полуторный интервал). Необходимо правильное оформление цитат и списка литературы.
В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

об основных периодах истории античной мысли, об историко-культурном контексте философских учений

знать:

авторов, их произведения и доктрины, философские школы, философскую терминологию в аспекте ее развития

понимать:

историческое своеобразие философских учений, специфику понятий, взаимосвязи между философскими учениями

уметь:

читать и комментировать оригинальные философские тексты, формулировать их смысл в современных терминах, реконструировать философские дискуссии прошлого и соотносить с ними проблематику современной науки
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), контрольная работа, эссе, экзамен. Экзамен проводится в форме письменного ответа на вопросы по какому-то разделу курса.

Алгоритм выставления оценки по дисциплине.

Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) по учебной дисциплине выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку студента. О результ итог складывается с учетом оценки итогового контроля(О итог.конроль) и итоговой накопленной оценки (О итог.накоп.).

Дисциплина читается 2 модуля. Между 1 и 2 модулем проводится письменная контрольная работа. В конце 2 модуля проводится зачет в форме письменного ответа (теста) на вопросы по пройденному материалу.

Этапы формирования оценки.

1. Оценка текущего контроля(О тек.) выставляется по 10-тибалльной системе и включает в себя оценки за эссе и за домашнее задание (конспекты первоисточников – выполняются от руки в специальной тетради).

Общая формула расчета оценки за текущий контроль

О тек=0,4 •Oэссе+0,6 •Oдз
2. Накопленная оценка за первый модуль (О накоп.1) выставляется по 10-тибалльной системе, включает в себя Отек. (оценку текущего контроля, см.п.1) и О ауд (оценку за аудиторную работу студента). Под аудиторной работой подразумевается работа студентов на семинарских занятиях - их активность в дискуссиях, правильность их ответов на вопросы преподавателя. Контроль присутствия студентов осуществляется на лекциях и семинарах, но само присутствие на лекциях и семинарах не оценивается – оценивается лишь работа студента.

Общая формула расчета накопленной оценки (О накоп.).
Онакоп=0,4 •Отек+0,6•Оауд

3. Промежуточная оценка за первый модуль (О промежут1)выставляется по 10-тибалльной системе на основании О накоп1. (накопленная оценка, см.п.2) и О ит.контр1 (оценки итогового контроля за первый модуль ). Оценка за итоговый контроль 1 выставляется по результатам контрольной работы (в виде теста) по десятибалльной системе. Опромежут.1 выставляется в рабочую ведомость преподавателя, в зачетную книжку студента не идет.

Общая формула расчета

Опромежут1=0,4•Oит.конт.+0,6•Онакоп.
4. Накопленная оценка за 2 модуль (Онакоп2) выставляется по 10-тибалльной системе, включает в себя Отек. (оценку текущего контроля, см.п.1) и О ауд (оценку за аудиторную работу студента) (см.п.2).

Общая формула расчета
Онакоп2=0,4 •Отек+0,6•Оауд
5. Итоговая оценка 2(Оитог2) выставляется по результату итогового контроля в форме зачета, который осуществляется в виде письменного ответа на вопросы по материалам курса. Оценка выставляется по десятибалльной системе.

6. Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку студента. О результ.итог. выставляется на основании Оценки итоговой накопленной и Оитог2.

6.1. Онакоп. Итог. рассчитывается по следующей формуле
Онакоп.итог=(О1 промеж. + Онакоп.2)/2
6.2. Орезульт.итог.рассчитывается по следующей формуле.
Орезульт.итог.=0,4•О ит.конт+0,6•Онакоп.
Тематический план






п/п



Наименование тем



Всего часов

в том числе

Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)

лек

сем






Введение. Возникновение философии




2

4

6



Ранняя греческая философия




10

8

6



Классический век древнегреческой философии




10

10

6



Философские школы эпохи эллинизма и философия эпохи Римской империи




10

10

6



Основные черты христианской мысли. Патристика.




10

6

6



Схоластика




10

6




ИТОГО:

132

52

44

36


A. Возникновение философии
Общая литература
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб., 2001.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981
B. Античная философия
Литература по античной философии
Основная литература1

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. Раздел II. Гл. 1–9. М., 2005.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. М., 2002.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб., 1993.

Гомперц Т. Древнегреческие мыслители. Т. 1–2. СПб., 1999.

Греческая философия. Т. 1. М., 2006.

Доброхотов А.Л. Категории бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Т. 1. М., 1995.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001; т. 2. М., 1997.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959 (см. также многочисленные переиздания).

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность СПб., 1994.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». М., 1979.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения / Сост., ред. и вст. ст. П.П. Гайденко. М., 1994.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.
Справочники

Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М.: Мысль, 2000–2001.

Философская энциклопедия: В 5 тт. М., 1960–1970.

Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1983.
Источники

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975; т. II. М., 1976.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (есть более поздние переиздания).

Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х тт. / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М., 1975.
Интернет-ресурсы

Переводы античных авторов, а также книги, статьи и главы из учебников по истории античной философии на сайте ИФ РАН: www.philosophy.ru

I. Введение
1. Возникновение философии в Древней Греции. Специфика древнегреческой философии в отличие от Древней Индии и Китая. Греческая философия в ее отношении к восточной мудрости (Египет, Вавилон). Проблема перехода «от мифа к логосу». Периодизация античной философии.

2. Смысл и происхождение термина «досократики». Ареал распространения, формы существования, наиболее известные представители, сведения об их жизни и сочинениях. Теогония. Семь мудрецов. О смысле и происхождении слов philosophia, sophos. Понятие античной «фисиологии».
II. Ранняя греческая философия («досократики»)
1. Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы).
2. Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), толкование изречения Анаксимандра, Анаксимен (воздух и апейрон).
3. Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики». Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе». Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Алкмеон Кротонский, Гиппас, Филолай.
4. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства. Проблема реконструкции произведения «О природе». «Гераклит Тёмный». Двоякий смысл гераклитовского «логоса». Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Толкование изречений «многознание уму не научает», «мудрое ото всего отделено», «природа любит скрываться», «война — отец всех…». Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке.
5. Ксенофан Колофонский. Критика антропоморфизма. Учение о едином и бестелесном боге.
6. Элейская школа. Парменид. Биографические свидетельства. Поэма «О природе», ее поэтика и структура. Два пути: путь «есть» и путь «не есть». Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть». Признаки бытия. «Мнения смертных» во второй части поэмы.

Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»). Проблема континуума.

Мелисс. Новые характеристики истинно сущего.
7. Концепции множественности начал сущего: Эмпедокл, Анаксагор, атомисты.
Литература по ранней греческой философии («досократики»)
Источники

Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975 (выборочная перепечатка текста Маковельского).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1979.

Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.

Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология»
Включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и методы исследования культуры» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и методы исследования культуры» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и методы исследования культуры» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и методы исследования культуры» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История западной культуры: культура Современности»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51. 03. 01 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История западной культуры: культура Современности»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Философия и теория современного искусства»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Современная архитектура» для направления 033000. 68 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 "Культурология"...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История западной философии (от Возрождения...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины История религий  для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления
Программа дисциплины История западной философии для направления 033000. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск