Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего»





Скачать 371.31 Kb.
НазваниеТема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего»
страница1/4
Дата публикации25.06.2013
Размер371.31 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие.

План:

1. Смыслы Бытия

2. Категории «Внешнего - Внутреннего»

3. Категории «Пространства – Времени»

4. Минимальная Онтология

5. Жизнь как форма бытия

6. Идея развития

7. Холизм и развитие

8. Понятие эволюции

9. Законы диалектики

10. Модели и законы развития

11. Органическая эволюция на Земле

Литература

Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 240 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 608 с.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2008 – 640 с.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 416 с.

Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 440 с.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007 – 828 с.

Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2008. – 320 с.

Смыслы бытия

Категория Бытия – центральная категория философии. Во многом можно сказать, что философия – учение о бытии.

В понятии бытия много смысловых оттенков, из которых мы ниже остановимся на трех основных, выражая их смысловыми парами.

«Бытие - Ничто»

В первую очередь смысл Бытия передают в философии, соотнося его с Ничто. В этом случае бытие выступает как Не-Ничто, как Нечто – хотя бы что-то. В таком виде бытие означает любую определенность – мысль, чувство, объект, действие и т.д. Наоборот, Ничто – это лишенность всего, это полное небытие, отсутствие чего бы то ни было. В таком виде бытие можно сравнить с чем-то ненулевым, например, с единицей 1, в то время как Ничто – это своего рода философский ноль 0.

Итак:

Бытие = 1

Ничто = 0

«Бытие - Сознание»

Еще один распространенный способ понимания Бытия возникает в его соотнесении с Сознанием, когда, например, говорят, что «Бытие определяет Сознание». В этом случае Бытие есть нечто, не зависящее от Сознания, хотя и отражаемое им в каком-то виде.

Но что значит «не зависящее от сознания»?

Рассмотрим здесь пример сна и восприятия какого-то объекта. Если человек видит сон, то этот сон видится только этим человеком, дан во внутреннем мире только этого субъекта, являясь «субъективным» или «интра-субъективным» - принадлежащим только одному субъекту. Наоборот, восприятие, например, вот этого стола таково, что его вижу и я, и вы, т.е. стол выражает себя во множестве сознаний, множестве внутренних миров разных субъектов, являясь, как говорят, «объективным» или «интер-субъективным». Хотя стол отражается каждым сознанием, но сам стол, как мы, полагаем, существует вне сознания, в некоторой «сквозящей» через отдельные сознания реальности. Объект вне сознания оказывается в этом случае некоторым «инвариантом», который сохраняется в переходах между разными сознаниями, в то время как сон исчезает, когда мы переходим от сознания одного субъекта к сознанию другого.

Итак, в противопоставлении Сознанию Бытие обнаруживает себя как интерсубъективное, объективное начало, которое хотя и отражается в каждом сознании, но само выступает за границы всех сознаний, являясь своего рода инвариантом в переходах между разными сознаниями.

Это можно изобразить в следующем виде (см. рис.1). Сон можно изобразить как образование только одного сознания – желтый квадрат. Объект воспринимается разными сознаниями и сам принадлежат некоторому более инвариантному плану – красный кружок вверху, хотя в каждом сознании он отражается в виде своего образа – красные эллипсы в каждом сознании.



Рис.1

«Бытие - Атрибут»

У Бытия часто выделяют разного рода Атрибуты – главные (существенные) свойства Бытия. Свойство объекта называется существенным, если с исчезновением этого свойства исчезает и сам объект. Свойства, с изчесзновением которых объект только меняется, можно называть несущественными. Например, у батареи в качестве несущественного свойства выступает ее окраска – если батарею окрасить в другой цвет, она от этого батареей быть не перестанет. А вот если у батареи возникнет дырка, и из нее начнет хлестать вода, да если еще это произойдет у вас дома ночью, то батарея исчезнет как батарея – такая тихая незаметная и дающая тепло – и возникнет для вас как ночной кошмар, с которым нужно бороться, вызывать аварийную машину и т.д. Таким образом, целостность батареи, отсутствие в ней дыр, - это существенное свойство батареи.

У Бытия также можно выделять существенные свойства, атрибуты. Обычно в качестве таковых называют Пространство, Время, Движение, Материю и т.д.

Таким образом, в соотношении со своими атрибутами бытие выступает как носитель свойств, как некоторое единство, которое выражает себя через тот или иной атрибут как свой аспект, свою грань. В такой роли бытие подобно многогранному кристаллу, который поворачивается то одной стороной, то другой, но сам остается единством всех своих проявлений, своих атрибутов.

Итак, вот перед нами три смысла бытия:

- Бытие как Не-Ничто, как Нечто

- Бытие как интерсубъективное, независимое от Сознания

- Бытие как единство всех своих атрибутов

В то же время во всех трех случаях мы продолжаем говорить о Бытии, выявляя разные его стороны. Следовательно, есть и нечто общее во всех трех видах Бытия. Давайте попытаемся выразить этот единый смысл Бытия, проявляющий себя так или иначе в трех представленных выше проявлениях бытия. Попробуем предложить синтез разных пониманий бытия в некотором более интегральном смысле этой категории.

В качестве такого синтеза можно предложить понимание Бытия как некоторого мира, некоторой онтологии.

Слово «онтология» используется в философии двояко. Во-первых, как указание на основной раздел философии, где речь идет о бытии и его атрибутах. Этот раздел является своего рода «философской физикой» в составе философского знания.

Но в современной философии понятие «онтология» все более широко исользуется во втором смысле – как некоторый мир, реальный или возможный, например, можно говорить об онтологиях литературных произведениях, онтологиях компьютерных игр и т.д. Сегодня обычным делом стало говорить о «Мирах Толкиена», «Мирах Желязны», «Мирах братев Стругацких» и т.д. Писатели могут своей творческой фантазией создавать сложнейшие возможные миры своих произведений, которые называют «онтологиями». Или компьютерная игра может предполагать свой собственный целый мир. Или, например, мы говорим о «внутреннем мире» живого существа – человека, животного и т.д. То, что находится в нашем внутреннем мире – это, в самом деле, целый мир, целая вселенная, которая у каждого своя, так что каждый человек живет в двух мирах – в большом общем мире и своем внутреннем мире, который у каждого свой и доступ в который по-настоящему может получить только единственный пользователь этого мира.

Таким образом, сегодня возникла философия своего рода «онтологического плюрализма», когда говорят о множестве миров – о большом мире («макрокосме») и множестве малых миров («микрокосмах»), каждый из которых является частью большого мира, подобный большому миру. Мир являет себя как целое на частях, подобных целому, - как самоподобное целое, целое-фрактал.

Миров становится много – большой мир, малые миры, актуальные миры, возможные миры, внутренние миры…, и каждый такой мир может называться «онтологией».

Каждый мир должен обладать какими-то основными составляющими, например, своим временем, пространством, своей материальностью и т.д.

Бытие теперь можно понимать как Мир, как Онтологию, которая может быть и Онтологией мира в целом, и онтологией любых малых миров. Философия выступает в этом случае как наука о мирах, как своего рода Мирология.

Все другие науки изучают те или иные области, части мира. Например, физика исследует неорганические процессы, биология – органические, психология изучает психику, внутренние миры. Социология исследует общество как часть мира и т.д. И только философия ставит перед собой задачу познавать мир в целом, выступает своего рода проектом интегрального целостного постижения мира.

Итак, гипотеза синтеза разных смыслов бытия состоит в том, чтобы понимать Бытие как Онтологию – некоторый относительно целостный и самостоятельный мир со своими пространством, временем, материальностью, законами и т.д.

Проверим теперь, как такое пониание бытия может охватить собою рассмотренных выше три основных смысла бытия.

Бытие как Не-Ничто, как Нечто. Можно предполагать, что Ничто для данной онтологии – это все то, что выходит за ее границы, является для нее внешним. Наоборот, Не-Ничто – это принадлежащее данной онтологии, любые ее части, в том числе и она сама во всей своей полноте.

Бытие как объективное, инвариантное в переходах между разными сознаниями. Если в онтологии есть живые существа, то они должны обладать своими внутренними мирами, которые также являются частями онтологии, и сама онтология оказывается чем-то большим, что отражается в каждом сознании, но само выходит за границы каждого сознания, выступая инвариантом-единым для всех сознаний.

Бытие как единое всех своих атрибутов – этот смысл бытия особенно близок пониманию Бытия как онтологии – высшего единства всех своих проявлений, в том числе своих атрибутов как существенных свойств данной онтологии.

Итак, все три смысла могут быть выражены через понимание Бытия как Онтологии, некоторого мира со своими пространством, временем, материей и пр. Все прочие смыслы бытия выступают как те или иные аспекты этого наиболее полного представления Бытия.

В дальнейшем, исследуя проблему Бытия, мы обратимся к отдельным ее атрибутам как первым наиболее крупным делениям-дифференциациям Бытия.

Категории «Внешнего - Внутреннего»

В первую очередь бытие обнаруживает свое деление на такие области реальности, как Внешнее и Внутреннее.

Например, в своей жизни мы различаем сферу бытия, которую обозначаем как «внешний мир», и другую сферу – «внутренний мир». Вот об этом делении сейчас и пойдет речь.

Например, столы, стулья, наши физические тела мы относим к внешнему миру, а наши мысли, чувства – к миру внутреннему, который «где-то внутри нас».

Почему одни сущности относятся нами к внешней реальности, другие к внутренней? Какие здесь можно использовать критерии такого различения?

В первую очередь образования внешнего мира даются нам через наши внешние органы чувств – через зрение, слух, вкус и т.д. Эта область чувственных ощущений – зрительных, слуховых и пр. – называется «сенсорикой», областью данных наши органов чувств, наших сенсорных систем. И в первую очередь к внешнему миру мы склонны относить то, что создано из материала сенсорики, несет на себе отпечаток чувственного, ощутительного. Например, стол я вижу, я могу его пощупать, даже попытаться попробовать его на вкус, как это делают маленькие дети. А вот моя мысль не обладает цветом, звуком. Я, например, не могу сказать, что думаю зеленую или красную мысль, или мысль громкую или тихую. Мысли лишены сенсорности, они несенсорны, и уже поэтому могут быть отнесены к внутренней реальности.

Затем, все сущности внешнего мира обладают пространственными размерами, например, тот же стол обладает высотой, шириной и длиной. У твердых тел размеры фиксированы. У жидкостей, например, у бегущего в лесу ручья, размеры могут постоянно меняться, но все равно в каждый момент времени они есть. Что же касается образований внутреннего мира, то у них может не быть, например, у тех же мыслей, пространственных форм или размеров. Я не могу сказать, что думаю мысль длиной 3 метра или длиной 1 километр.

Итак, сенсорность и пространственность. Но я, например, могу видеть сон, в котором есть чувственные образы – зрительные, слуховые, тактильные и т.д., в котором есть пространственность и протяженность, например, я могу видеть во сне стол или дерево, обладающие своими размерами, и все же сон мы относим к области внутреннего мира. Следовательно, не хватает еще некоторого свойства, которое отсутствует именно у сна.

Выше уже речь шла о том, что сон тем отличен от восприятия, что сон интра-субъективен, т.е. существует только в одном сознании, а восприятие интер-субъективно – дано во множестве сознаний. Восприятие инвариантно в переходах между сознаниями, а сон – нет. Таким образом, вот еще одно свойство внешней реальности – интер-субъективность, инвариантность в переходах между разными сознаниями.

Собирая вместе, теперь можно заключить, что для сущностей внешнего мира характерны следующие три признака – сенсорность, пространственность, инвариантность. Причем, все эти три признака должны быть у сущности вместе, чтобы она могла быть отнесена к внешнему миру: и сенсорность, и пространственность, и инвариантность.

Отсюда теперь легко определить, что мы относим к области внутреннего мира. Все те сущности, которые не относятся нами к внешнему миру, относятся к миру внутреннему. Это значит, что если у сущности отсутствует хотя бы один из трех признаков, то она принадлежит внутреннему миру. Это значит, что внутренняя сущность или несенсорна, или непространственна, или неинвариантна. Например, сон может быть сенсорным и пространственным, но он неинвариантен (интра-субъективен). Мысли несенсорны и непространственны, хотя они могут быть инвариантными (интер-субъективными) и т.д.

Несколько определившись с областями внутреннего и вншнего, можно дать несколько производных определений.

Например, материю можно было бы определить в первую очередь как заполненное внешнее, т.е. ту часть внешнего мира, которая не пуста. Во внешнем мире мы встречаем пустоту и непустоту. В пустоте, например, мы не встречаем сопротивления, а материя – это то во внешнем мире, что оказывает сопротивление, дано как некоторая непустая часть внешнего, не пускающая внешнее внутрь себя.

В более широком смысле под материей можно понимать вообще внешнее единое – то единство-инвариантность, которая обнимает собой все сущности внешнего мира. Хотя в то же время в понятие материи больше вкладывается момент некоторой субстратности-неоформленности внешнего бытия, так что под материей в этом третьем смысле можно понимать неоформленное внешнее единство. В любом случае смысл материи оказывается тяготеющим к сфере внешнего мира.

Наоборот, сознание можно определить как нечто, относящееся к внутреннему миру, внутреннему измерению бытия. Например, под сознанием можно понимать дифференцированное, организованное внутреннее бытие. Внутренняя реальность может быть более или менее дифференцирована. Например, у человека внутренний мир очень сложен, тонко дифференцирован, в то время как у животных сознание может быть более простым. Но и у животных мы можем найти в их внутреннем мире некоторую организацию, которая уже позволит говорить о сознании и у животных. Наоборот, бессознательное дано как область недифференцированного, неопределенного внутреннего бытия. И только когда мы осознаем что-то из области бессознательного, возникает его дифференцированность.

Еще одно важное понятие – Дух. Здесь можно также говорить о неоднозначности этого понятия. Например, в религиозной традиции под духом понимается высшее единство бытия, по сути само Бытие во всей полноте его как внутренних, так и внешне-материальных определений. Такое понимание духа можно условно обозначить как Дух-1. В более светских традициях философии дух в большей мере сужают до только внутреннего бытия, понимая его как внутреннее единое – единое, обнимающее определения внутреннего мира. Такую трактовку духа можно обозначить как Дух-2.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconТема: Мир духовной музыки
Познание мира – внешнего (того, что окружает нас) и внутреннего (нашего собственного "Я")
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» icon«Забайкальский государственный университет» фгбоу впо «ЗабГУ»
Учение о бытие монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconТема: Лишайники Цель урока
Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства обучения: дидактический материал – карточки, фотографии основных рас человека, таблица: «Эволюция человека», диапозитивы...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconРеферат по философии Бытие и небытие в философии
В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование целостной картины бытия; развитие системы взглядов гимназистов на мир, общество, человека; обеспечение системы базовых...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство,...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство,...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconЛекция №4,5 Теории происхождения человека (тпч)
Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconУрок по живописи «Палитра природы источник внутреннего мира человека» 9 класс
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconМногообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева
Причем эти связи взаимны. С одной стороны исторические особенности бытия оказывают действенное влияние на существование человека,...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconУрок клеточка педагогического процесса
...
Тема №3. Бытие мира и человека. Эволюция и развитие. План: Смыслы Бытия Категории «Внешнего Внутреннего» iconТема: Общая характеристика класса земноводных. Внешнее и внутреннее...
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск