Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 270.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации05.11.2013
Размер270.79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
Современные социологические теории

для направления 040200.62 "Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201.65 "Социология" подготовки специалиста

Автор: Баньковская Светлана Петровна, проф. кафедры анализа социальных институтов.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» анализа социальных институтов

Председатель проф. Девятко И.Ф. Зав. кафедрой проф. Девятко И.Ф.

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 2006 г. «____»_____________________ 2006 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2006 г.
Москва



  1. Аннотация курса

Курс «Современные социологические теории» является неотъемлемой частью курса по истории социологии и логическим продолжением курса по «классическим» социологическим теориям. В соответствии с этим, цель курса заключается в том, чтобы адекватно представить современные теории в контексте целостности и единства дисциплины, подчеркивая преемственность и поступательность развития социологического теоретического знания. Представленный в курсе материал – это, прежде всего, образцы теоретического исследования в социологии и современного социологического стиля мышления в целом. В качестве критериев отбора этого материала не использовались ни хронологии, ни классификации, выстраивающие авторов в стройные ряды по «теоретическим направлениям», по странам и т.п. Сочинения, задающие образцы теоретического анализа и создающие новые перспективы в развитии дисциплины, как раз тем и отличаются, что не могут быть однозначно отнесены к какой бы то ни было одной школе или традиции. Кумулятивный характер социологического знания обуславливает как всестороннюю критику в современных теориях предшествующего теоретического многообразия, так и попытки осуществить в них "синтез" прежних противоречий (или, по крайней мере, дать "синоптическое" описание предшествующего знания). В виду этого, применение к современным социологическим теориям традиционных систематизаторских критериев-дихотомий (микро-макро; индивидуализм-холизм; система-действие; объективизм-субъективизм и т.д.), как правило, оказывается неэффективным и зачастую вводящим в заблуждение.

В качестве исходного пункта в изложении теорий и первоначального ориентира послужило отношение их авторов к постановке и обсуждению двух фундаментальных вопросов теоретической социологии: вопроса о самой природе социального и вопроса, как возможно знание о социальном. Сосредоточение на этих базовых для социальных наук в целом темах позволило представить как разнообразие общетеоретических и методологических позиций, так и самый широкий спектр понятий, актуализирующих эти вопросы в современных теориях и составляющих «словарный запас» всякого, кто намерен участвовать в теоретическом социологическом дискурсе.
Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие:

  1. Обозначить социально-философские основания современных социологических теорий

  2. дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии с тем, чтобы студенты в дальнейшем изложении курса ориентировались в понятийном аппарате современных теорий;

  3. . представить наиболее значительные (популярные) в современном социологическом дискурсе теории, фигуры, школы;

  4. . проследить их взаимосвязь и общие основания;

  5. . показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией;

  6. . акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания;

  7. .при изложении каждой из теорий показать как ее общетеоретические и философские основания, так и прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).

Актуальность, равно как и новизна, курса обусловлена самим характером излагаемого материала – это современные теории, то, »о чем спорят и над чем работают социологи» сегодня, то, что является частью сегодняшней социологической практики и что формирует профессиональное сообщество социологов. Разумеется, этот учебный курс (как и любой другой) не может претендовать на исчерпывающее представление всех, без исключения, современных теорий. Однако, данная «констелляция» является репрезентативной для современных стилей социологического теоретизирования.

В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности выраженной в сколь нибудь внятных формах в отечественной социологии единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, оценка, операционализация) зарубежных (главным образом – западных) теоретических новшеств. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом и, следовательно, -- методологией самых разнообразных междисциплинарных исследований в социальных науках.
Тематический расчет часов



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



1

Социально-философские основания современных социологических теорий




12

12

10

2

Эпистемологические проблемы современной социологии




6

6

10

3

Социология конфликта. Р. Дарендорф. Л. Козер




2

2

2

4

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса




4

4

4

5

Микроанализ взаимодействия И. Гофмана




2

2

2

6

Этнометодологические исследования

исследования





2

2

2


7


Конструктивизм П. Бурдье. Проект рефлексивной социологии




4

4

4


8

Конституирование общества и новые правила социологического метода Э.Гидденса





4


4


4

9

Новая теория систем Н.Лумана





4

4

4


10

Постмодернистское теоретизирование в социологии




4


4

4





Формы контроля:

- текущий контроль оценивает работу с первоисточниками (письменно в виде конспектов по соответствующей форме и устно – доклады на семинарах)

- промежуточный контроль предполагает написание эссе (6-10 тыс.зн.с проб.), оцениваемого по 10-балльной шкале;

- итоговый контроль проводится в форме устного экзамена (с оценкой результатов по 10-балльной шкале);

- итоговая оценка складывается следующим образом: эссе –40%; экзамен–40%, работа с первоисточниками – 20%


  1. Содержание программы



1.Эпистемологические проблемы современной социологической теории.

Три типа научности в социологии и кризисы в развитии социологической теории. Характеристика основных гносеологических проблем социологической теории и ее эпистемологических альтернатив (реализм/номинализм; холизм/индивидуализм; утопия/идеология; микро-/макротеория; порядок/конфликт). Социологическое знание и здравый смысл: взаимозависимость и противоречия. "Двойная герменевтика". О "принципиальной координации" субъекта и объекта в социологическом знании.
Объяснение и понимание: две традиции эпистемологии (позитивизм, понимающий метод). О методологическом монизме. «Подводящая» теория объяснения и две ее модели (дедуктивно-номологическая и индуктивно-вероятностная) VS телеологическое объяснение. Интенциональность как основной элемент в объяснении социального действия. Интенциональность и целеполагание. «Практический силлогизм» и проблемы справедливости вывода в телеологическом объяснении. Объяснение в социальных науках (понимание и интерпретация). Квазикаузальные и квазителеологические объяснения в истории.
Обязательная литература:

Вригт Г.Х. фон. Объяснение и понимание // Логико-философские исследования. М.: Прогресс, 1986. С. 37-194)

Кун, Томас. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. С. 17-59; 227-274.

Тэрнер, Джонатан. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1984

Тёрнер, Джонатан. Аналитическое теоретизирование. Перевод с англ.А.Д. Ковалева// Теория общества. Сборник / Пер. с нем., англ. / Вступ. статья, сост. и общая ред. А. Ф. Филиппова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999. С. 103-156.

Гемпель, Карл Густав. Логика объяснения. Перевод с английского, составление, вступительная статья и приложение Назаровой О. А. – М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998.

Уинч, Питер. Идея социальной науки. - М.: Пирамида, 1996.
2.Экскурс (№1) в историю классической социологии: Т. Парсонс: что необходимо знать, переходя к пост-парсонианской социологической теории.

3. Пост-парсонианское теоретизирование в социологии: Социология конфликта.

Новая либеральная программа Р.Дарендорфа. Два лица социальной структуры. Институционализация и императивно координируемые ассоциации. Власть и авторитет как основные источники конфликта и социального изменения. Первичность конфликта в социальном процессе. Легитимация и конфликт: от квази-групп к конфликтным. Нормативные ориентации и методологические проблемы теории. Кантианская составляющая концепции Дарендорфа. Современный социальный конфликт: диалектика прав и возможностей. Манипулирование жизненными шансами.

Л.Козер о природе современного социального конфликта. Органическое происхождение конфликта. Социальные функции конфликта: их позитивная, интегративная направленность. Причины конфликта. Конфликт и враждебность. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт. Конфликт и групповая структура. Насильственность конфликта. Варианты разрешения социального конфликта: концепция «скрещивающихся социальных кругов». Конфликт и "равновесие сил".
Литература:

Дарендорф Р. Тропы из утопии. М.: Праксис, 2002.

Козер, Льюис. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О. А. Назаровой - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной. книги, 2000. — 208 с.

4. Экскурс (№2) в социально-философские основания нео-марксистской социологии.
Марксизм и ранний неомарксизм: критическая теория Франкфуртской школы; идея праксиса.(Лукач, Хоркхаймер, Адорно). «Реификация», рефлексия и «негативная диалектика». Субъективность и интерсубъективность. Авторитарная личность. Одномерный человек.

Литература

Давыдов Ю.Н. Социальная философия Франкфуртской школы. М.: Наука, 1977.

Неомарксизм и проблемы философии культуры. М.: Наука, 1979.

Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: Наука, 1979.

5. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса: задачи социальной теории.

Понятие общественности ("публичной сферы") и структурная трансформация общественности. Ранние работы Хабермаса: от левого либерализма к неомарксизму. "Теория и практика". Логика социальных наук и критика позитивизма. Полемика франкфуртских философов и попперианцев и ее значение для теоретической социологии. Анализ систем знания и человеческий интерес. Наука и техника как идеология. Типы знания. "Воспроизводство, смысл, свобода" – смещение акцентов. Преобладание в современном мире эмпирически-аналитических систем знания. Упадок публичной сферы и кризис легитимации. Хабермас и лингвистическая философия. Концепция "универсальной прагматики". Хабермас и Гадамер о проблеме понимания. Полемика Хабермаса и Лумана и ее значение для теоретической социологии. "Система" и "жизненный мир", типы современных кризисов и конфликтов. Знание и власть, теория коммуникативного действия. Идеальный тип ненарушенной коммуникации и его признаки. "Коммуникативная компетентность" действующих. "Притязания на обоснованность". Коммуникация и рациональность. Типы действия. Структура жизненного мира. Коммуникативное действие и определение ситуации. Дифференциация "жизненного мира" и "системных процессов". Деньги и власть как средства интеграции современных обществ. Теоретико-социологическое значение поздних работ Хабермаса по философии морали и политики.
Литература:

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – Перевод с немецкого под редакцией Д. В. Скляднева. Санкт-Петербург: Наука, 2000.

Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. Санкт-Петербург, Наука, 2001.

Хабермас Ю. 'Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма»// THESIS, Весна, 1993. С. 123-137.

6.Экскурс (№3) в социально-философские основания американских теорий акционизма.
Инструментализм и Теория действия американского прагматизма. Философские основания социологических теорий прагматизма: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Специфика прагматистского акционизма. Определение «действующего». Проблемная ситуация как условие рефлексии и действия. «Творческий ум» и «ситуативная свобода». Прагматистская «рациональность».

Литература

Дьюи, Джон. Реконструкция в философии. Пер. с англ. / Перевод М. Занадворов, М. Шиков. М.:"Логос", 2001. -168с.

Пирс, Чарльз Сандерс. Избранные произведения. – М.: Логос, 2000.

Джемс, Уильям. Психология. М.: Педагогика, 1991.
7. Микроанализ взаимодействия : Ирвинг Гофман. Порядок взаимодействия. Микроанализ акта взаимодействия. "Столкновение" и его характеристики. "Правила" и "ритуал" поддержания контакта. Определение ситуации. Роль и личность. "Линия поведения" и "лицо". Сфокусированное и несфокусированное взаимодействие. "Публичное невнимание". "Разговор" как совместная вовлеченность в единую схему интерпретаций. Драматургический подход. Представление себя другим в повседневной жизни. "Представление" и его правила. "Командное представление". Принципы субъективной организации опыта в социальных ситуациях. "Схемы" и "фабрикации". Исследование институтов и ритуалов. Понятие "тотального института". Понятие социальной стигмы. Концепция риутализованного взаимодействия. Понятие вежливого невнимания и его теоретическое значение. Пространственная организация взаимодействия. Эпизоды взаимодействия. Тактики и стратегии взаимодействия. Фрейм-анализ.
Литература:

Гофман, Ирвинг. Порядок взаимодействия// Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. – С 60- 104.
Гофман, Ирвинг. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.

8.Этнометодологические исследования.

Феноменология и этнометодология. Интеракционизм и этнометодология. Этнометодология и формально-аналитическая социология: противоположность и взаимная дополнительность. Этнометодологическое безразличие. Гибридные исследования работы. Основные понятия и этно-методы. Эксперимент как дидактическая задача. Конверсационный анализ.
Гарфинкель, Гарольд. Исследования по этнометодологии // Социологическое обозрение, 2003, 2004 гг. переводы, http//www.sociologica.net
9. Экскурс (№4) в социально-философские основания современных социологических теорий: теория как система «осмысливающих» понятий.

Неокантианство и Verstehen социология. Номотетические и идиографические науки, герменевтика и эмпатия. Метод социологии – от Дильтея к М.Веберу.

Литература

Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму) / Отв. ред. Ю.Н.Давыдов. М.: Наука, 1994. 380 С.
10.Конституирование общества и новые правила социологического метода Э.Гидденс.

Критика функционализма и эволюционизма, интеракционизма и структурализма. Реальные процессы взаимодействия между индивидами в ходе производства ими и воспроизводства социальных структур. Теория структурации и ее основные понятия: дуальность, «правила и ресурсы», «деятельность». Основные характеристики "правил", используемых для поддержания социальных отношений. Ресурсы как источник власти. Индивидуальное действие, взаимодействие и социальная структура. Классификация правил и ресурсов в соответствии с тремя основными понятиями - легитимация, господство и обозначение «Действующий» и его «знание», уровни знания: "дискурсивное сознание" и "практическое сознание". «Онтологическая система безопасности», «защитный кокон». «Риск и доверие». Воспроизводство структуры в пространстве и времени. Социальные институты и их характеристики. Сознательная и бессознательная динамика действия зависит от рутины и регионов, обеспечиваемых институциональными образцами. Рутинизация и способы ее поддержания. Регионализация как скрещение пространства и времени. "Локус" и "локал", модусы локусов. Глобализация как социальный процесс. Дискуссии по поводу «третьего пути».

Литература:

Гидденс, Энтони. Девять тезисов о будущем социологии // Thesis, Зима, 1993,С.57-82.

Гидденс, Энтони. СУДЬБА, РИСК И БЕЗОПАСНОСТЬ// Thesis, 1994, вып.5, С. 107- 135. 

Гидденс, Энтони. Навстречу глобальному веку// Отечественные записки, № 6, 2002, С.436-456. 

Гидденс, Энтони. Новые правила социологического метода// Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. – С.281-318.
11.Конструктивизм П. Бурдье. Конструктивизм и структурализм. Контекст и импровизация в социальных ситуациях. Критика "объективизма". Критика интеракционизма и феноменологии. Интерпретации включены в контекст классовых интересов. От конфликта интересов к классовому конфликту. Критика утилитаризма. Смысл объективаций и практический смысл. Homo academicus. Культурные формы классового конфликта. Социальная практика как "заинтересованное действие". Habitus. Центральное положение категории "капитал" как попытка совмещения марксизма и веберианства. Типы капитала. Распределение "капиталов" и социальная структура. Манипуляция символами и установление "правил" как легитимация распределения форм капитала. Понятие «поля» и его значение в теоретизировании Бурдье. «Культурный структурализм». Проект «рефлексивной социологии».
Литература:

Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть//THESIS, Весна, 1993.

Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993.

Бурдье П. Начала. - М.: Socio-Logos, 1994.

Бурдье, Пьер. Опыт рефлексивной социологии// Теоретическая социология: Антология. Ч. 2. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С.373-429.

Бурдье, Пьер. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001 г.


  1. Новая теория систем Н.Лумана.

От радикального функционализма к теории систем, от открытых систем к концепции аутопойесиса. Философская антропология, структурный функционализм и феноменология как источники теоретических построений Лумана. Понятие комплексности. Переосмысление целевой рациональности и понятия смысла с точки зрения "редукции комплексности". Рефлексивные механизмы, симбиотические механизмы. Власть и доверие. Самореференция системы. Философия аутопойесиса и социология аутопойетических систем. Дифференциация систем. Типы социальных систем. Теория коммуникации. Теория социо-культурной эволюции. Социология Лумана как теория общества.
Литература:

Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001.

Луман, Никлас. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и Teoрия общества.// Теоретическая социология: Антология. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. С. 319-352.

Луман, Никлас. Тавтология и парадокс в самоописания современного общества //СОЦИО-ЛОГОС, Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 194-218.

Луман, Никлас. Понятие риска// THESIS, 1994, вып. 5, С. 135-160.

Луман, Никлас. Теория общества (вариант San Foca'89). Перевод с нем.А. Ф. Филиппова// Теория общества. Сборник / Пер. с нем., англ. / Вступ. статья, сост. и общая ред. А. Ф. Филиппова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999. 416 с. (Серия «LOGICA SOCIALIS»). – С. 196- 236.
13."Постмодернистское" теоретизирование в социологии. Modernity, Post-modernity, High modernity, Trans-modernity... Историцизм и критицизм. Истоки постмодернистского теоретизирования. Критика модернизма: фрагментация vs рационально постулируемые субъект-объектные отношения; субъект и объект децентрализованы и фрагментарны.

Новая историография М.Фуко: знание и дискурс, археологический метод VS современное приравнивание разума к свободе; современные формы рационализма как репрессивные; фрагментация VS глобальные (объясняющие весь ход истории), тоталитарные теории (марксизм, психоанализ, позитивизм и т.д.). Правила определяющие формирование дискурсивной рациональности. Человек как "дискурсивный конструкт". Генеалогия - поворот к отношениям власти; история форм власти; "воля к знанию" и влсть как результат этой воли. «Субъектификация», «микрополитика» – микрологическое исследование отношений власти. Тело, «био-сопротивление». ;"Контр-дискурсы". История формирования души и тела субъекта в различных дисциплинарных рамках власти История сексуальности и этика. Технологии создания новой личности, нового тела.

Лиотар: Образы и фигуры как мотивы желаний и интересов, а не рациональные конструкты. «Экономика либидо». Политика и теория языка, языковые игры, борьба между различными языковыми играми. Современное знание: 3 условия современного знания - метатеории, оправдывающие фундаменталистские положения (теории прогресса, просвещения, освобождения); неизбежный рост легитимации, делегитимации и исключения; стремление к гомогенным эпистемологическим и моральным предписаниям. Диссенсус vs консенсус: знание и инновации продуцируются диссенсусом.

Бодрийяр: «пост-марксизм» и «символический обмен»; новая "система вещей" и новая политэкономия; симулякры, имплозия, гиперреальность; социальная энтропия и смерть социального.
Литература:

Бодрийяр Ж. Система вещей. M.: Рудомино, 1995.
Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб.: "Владимир Даль", 2000.

Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Пер. с фр. Н.А. Шматко — М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. —11б0 с. (серия "Gallicinium).

Фуко, Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.— М.: Касталь, 1996.—448 с.

Фуко, Мишель. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой.– СПб., А-саd, 1994.

Фуко, Мишель. История безумия в классическую эпоху / Пер. И.К. Стаф. СПб.: Университетская книга, 1997.

Фуко, Мишель. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: »Ad Marginem», 1999.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск