Скачать 119.68 Kb.
|
Понятие о лексике и фразеологии. Основной значимой единицей языка является слово. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения. То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.
Например: век – 1. Промежуток времени в сто лет, столетие. 2. Вся жизнь человека от рождения до смерти.
Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы. Например, синонимы – на краю света, куда ворон костей не заносил, антонимы – возносить до небес – втаптывать в грязь. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки. Например, золотые руки, бить баклуши, медвежья услуга, не теряет головы, водить за нос. Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности. Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. Речь человека, владеющего той или иной профессией, специальностью, состоит из общеупотребительных и профессиональных слов. Среди профессиональных слов выделяется особая группа слов, которые называют понятия разных наук – это термины. Например, суффикс, подлежащее, междометие (в науке о языке), гипотенуза, катет (в геометрии), магма, материк (в географии) и т.д. Термин – слово или сочетание слов, которое является точным обозначением какого-нибудь понятия в науке, технике, искусстве. Терминология – совокупность терминов. Выбор слова Поиск единственно необходимого в тексте (письменном или устном) слова требует не только напряжения творческих сил, но и знаний норм словоупотребления, под которыми обычно понимается «правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях». Соблюдение лексических норм является обязательным условием взаимопонимания между коммуникантами. К числу грубых лексических ошибок относится употребление слова без учета его семантики. Например: «На предприятии возникли новые рабочие места». Слово «возникнуть» означает «появиться, образоваться», оно не подходит для наименования действия, которое требует значительных усилий. «Возникнуть» могут тревога, подозрение. Рабочие места сами по себе возникнуть не могут, они создаются. Неправильно сказать: «По климатическим условиям этот год похож на прошлый». Слово «климатический» образовано от существительного «климат», обозначающего «совокупность метеорологических условий, свойственных данной местности». Оно не совпадает по значению с тематически связанным с ним словом «погодный», образованным от существительного «погода», то есть «состояние атмосферы в данном месте в данное время». Следовательно, правильно сказать: «По погодным условиям этот год похож на прошлый». Иногда неправильный выбор слова связан с тем, что говорящий (или пишущий) не учитывает различия в присущих этому слову значениях, то есть полисемии, что приводит к двусмысленности высказывания: «Директор совхоза и агроном отбирают лучший скот». Слово «отбирать» может означать 1) «производить выбор, выбирать»; 2) «отнимать, брать». Причиной неправильного выбора слова может быть паронимия. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или лишь частично совпадающие в своем значении и невзаимозаменяемые (представлять — предоставлять, адресат - адресант, максимальный - максималистский, абонент - абонемент и т.д.). Непривычно сказать: «Он полный невежа в искусстве» (вместо «невежда», то есть малосведущий, «малообразо- ванный человек»; «невежа» - это грубый, невоспитанный человек). Приведем пример правильного употребления паронимов: «Ему представилась возможность поехать на юг» и «Ему была предоставлена возможность поехать на юг». В первом предложении глагол «представиться» имеет значение «обнаружиться, возникнуть» (ср. представился случай). Во втором предложении глагол «предоставить» имеет значение «сделать доступным, возможным». Одним из условий правильного употребления слов является учет их смысловой сочетаемости. Лексическая сочетаемость определяется значением слов, их принадлежностью к тому или иному стилю речи, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими особенностями. Если мы забываем это, то возникают стилистические ошибки.
При выборе правильного и точного слова необходимо принимать во внимание степень распространенности слова и сферу его распространения. Существенным недостатком речи (особенно публичной) является неоправданное употребление иностранных слов и профессиональной лексики. Например: «На заседании Думы был рассмотрен вопрос о секвестировании (сокращении) бюджета»; «Общество слишком толерантно (терпимо) относится к выходкам неофашистов». А смысл следующего предложения понять сможет только специалист: «На руднике очень несвоевременно проводятся ополаживание горизонтов, заоткоска дорог». Лексическая норма тесно связана со стилистической характеристикой слов. Слово может принадлежать к одному из книжных стилей (публицистическому, официально-деловому, научному), разговорному или быть стилистически нейтральным. За пределами норм литературного языка находится просторечная лексика, то есть слова, характеризующиеся оттенком упрощения, сниженное™, грубости. Так, слово «измерить» обозначает как определение пространственных размеров чего-либо (длины, ширины, высоты, объема и т.д.), так и характеристику других величин (температуры, давления и т.д.). Синонимичное слово «смерить» имеет то же значение, но встречается преимущественно в обиходно-разговорной речи. Слово «замерить» предназначено для специальной речи. Слово «говорить» считается нейтральным, межстилевым по сравнению с разговорным «разглагольствовать» и просторечным - «разоряться». Слова могут иметь эмоционально-экспрессивную окраску — не только называть понятия, но и отражать отношение к ним говорящего (пишущего). Эмоционально-экспрессивная окраска ярко проявляется при сопоставлении стилистических синонимов: лицо (нейтр.), лик (высок., книжное), морда (сниженное, просторечное). Заметно снижает эффективность речи многословие, то есть речевая избыточность, чаще всего проявляющаяся в форме плеоназма и тавтологии. Плеоназм - выражение, содержащее однозначные слова (если это только не связано со стилистическим заданием, например, в градации, построенной на синонимах): главная суть (суть - самое главное, существенное), коллеги по работе (коллеги - товарищи по работе, сослуживцы), неиспользованные резервы (резервы - это то, что не использовали). Тавтология - чаще всего повторения в предложении однокоренных слов. «Следует отметить следующие особенности этого производства». «К недостаткам отчета можно отнести недостаточное количество цифрового материала». Однако повтор нередко играет и стилистическую роль, усиливая фразу. Итак, при выборе правильного и точного слова необходимо:
Задания
Красный, глаза
Старый хлеб Старый человек Интересный рассказ Вежливый человек
Белая ... Родительская ... Золотая ... Творческая ... Составьте словосочетания, используя слова жестокий и жесткий. ... диван ... сердце ... график ... враг ... волосы ... нрав Как называется это явление? 6.Отредактируйте фразы, устранив тавтологию и плеонизмы.
7. Найдите слова, использованные неверно, без учета их значений (за справками обращаться к одному из толковых словарей русского языка), предложите свой вариант правки.
|
Понятие о лексике и фразеологии Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию | ||
Элективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»... Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,... | Методическая разработка по дисциплине «Русский язык и культура речи» Фразеология”, закрепить навыки правописания, повторить основные сведения по разделу, расширить знания учащихся в области фразеологии,... | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | Анкета по фразеологии Определение прецедентности в лексико-графическом материале | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие интеграции в образовании. Понятие интегрированного обучения в начальном образовании. Интеграция в учебной деятельности: понятие;... | Го Ниннин лексикографическая разработка русской фразеологии (для... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Конспект урока по русскому языку Система ро д. Б. Эльконин-В. В. Давыдов ... | Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок ... | ||
Картина мира в русской и французской фразеологии (на примере концепта «поведение человека») Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов | Фразо- и словообразование в сфере фразеологии Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами | Природоведение, 5 класс Совершенствование ранее приобретённых обучающимися коммуникативных умений и навыков в лексике и грамматике по теме «Что нового в... | ||
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов... ... | Программа дисциплины немецкий язык Совершенствование ранее приобретённых обучающимися коммуникативных умений и навыков в лексике и грамматике по теме «Что нового в... |