Понятие о лексике и фразеологии





Скачать 107.07 Kb.
НазваниеПонятие о лексике и фразеологии
Дата публикации09.08.2013
Размер107.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Понятие о лексике и фразеологии.
Основной значимой единицей языка является слово.

Совокупность всех слов языка составляет его лексику.

Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.

В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения.

То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.

  1. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным.

  2. Слово, имеющее несколько лексических значений (2 и более) называется многозначным.

Например: век – 1. Промежуток времени в сто лет, столетие.

2. Вся жизнь человека от рождения до смерти.

  1. Омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  1. совпадение по написанию (замок – замок, мука – мука)

  2. по произношению и написанию в косвенных формах (стекла – стекло, стекла вода)

  1. Синонимы – слова одной части речи, которая обозначает одно и то же, но отличается друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Синонимы

Общее лексическое значение

Конкретное лексическое значение, вход. в синонимический ряд

метель

падение снега в ветреную погоду

«Обильное падение снега в ветреную погоду»

пурга

«Сильная снежная буря»

буран

«Снежная буря в степи»

метелица

«Легкая метель»

вьюга

«Снежная буря со снегопадом и сильным ветром»




  1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

  2. Паронимы – близкие по значению и по звучанию родственные слова. В отличие от синонимов и вариантов слов, они не могут заменять друг друга в одном контексте. Например, вбежать – взбежать, одеть – надеть, наследие – наследство, оплатить – заплатить.

  3. Перифразы – передача смысла какого-либо оборота речи или предложения другими словами, иногда не ограничивается передачей смысла, а стремится к уточнению или к точной наглядности.

  4. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – излишество). Она заключается в том, что в словосочетании оказываются избыточные, ненужные по смыслу слова. Например, в декабре месяце (декабрь не может быть ничем, кроме месяца), 375 тыс. рублей денег (в рублях исчисляются только деньги), главная суть («суть» - это и есть главная).

  5. Тавтология (от греческого Tauto – тот же, logos слово) – повтор однокоренных слов в пределах одного словосочетания. Эта стилистическая ошибка делает текст неблагозвучным и затрудняет его понимание. Например, «польза от использования чего-либо», «следует учитывать следующие факторы», «адресовать в адрес».

  6. Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

  7. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Например, бить баклуши – «бездельничать», за тридевять земель – «далеко».

Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы. Например, синонимы – на краю света, куда ворон костей не заносил, антонимы – возносить до небес – втаптывать в грязь.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки. Например, золотые руки, бить баклуши, медвежья услуга, не теряет головы, водить за нос.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. Речь человека, владеющего той или иной профессией, специальностью, состоит из общеупотребительных и профессиональных слов.

Среди профессиональных слов выделяется особая группа слов, которые называют понятия разных наук – это термины. Например, суффикс, подлежащее, междометие (в науке о языке), гипотенуза, катет (в геометрии), магма, материк (в географии) и т.д.

Термин – слово или сочетание слов, которое является точным обозначением какого-нибудь понятия в науке, технике, искусстве.

Терминология – совокупность терминов.

Выбор слова

Поиск единственно необходимого в тексте (письменном или устном) слова требует не только напряжения творческих сил, но и знаний норм словоупотребления, под которыми обычно пони­мается «правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях».

Соблюдение лексических норм является обязательным ус­ловием взаимопонимания между коммуникантами.

К числу грубых лексических ошибок относится употребле­ние слова без учета его семантики. Например: «На предприятии возникли новые рабочие места». Слово «возникнуть» означает «появиться, образоваться», оно не подходит для наименования дей­ствия, которое требует значительных усилий. «Возникнуть» могут тревога, подозрение. Рабочие места сами по себе возникнуть не мо­гут, они создаются. Неправильно сказать: «По климатическим усло­виям этот год похож на прошлый». Слово «климатический» образо­вано от существительного «климат», обозначающего «совокупность метеорологических условий, свойственных данной местности». Оно не совпадает по значению с тематически связанным с ним словом «погодный», образованным от существительного «погода», то есть «состояние атмосферы в данном месте в данное время». Следова­тельно, правильно сказать: «По погодным условиям этот год похож на прошлый».

Иногда неправильный выбор слова связан с тем, что гово­рящий (или пишущий) не учитывает различия в присущих этому слову значениях, то есть полисемии, что приводит к двусмысленно­сти высказывания:

«Директор совхоза и агроном отбирают лучший скот». Слово «отбирать» может означать 1) «производить выбор, выбирать»; 2) «отнимать, брать».

Причиной неправильного выбора слова может быть паронимия. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или лишь частично совпадающие в своем значении и невзаимозаменяемые (представлять — предоставлять, адресат - адресант, максимальный - максималистский, абонент - абонемент и т.д.). Непривычно сказать: «Он полный невежа в искусстве» (вместо «невежда», то есть малосведущий, «малообразо- ванный человек»; «невежа» - это грубый, невоспитанный человек). Приведем пример правильного употребления паронимов: «Ему представилась возможность поехать на юг» и «Ему была предоставлена возможность поехать на юг». В первом предложении глагол «представиться» имеет значение «обнаружиться, возникнуть» (ср. представился случай). Во втором предложении глагол «предоста­вить» имеет значение «сделать доступным, возможным».

Одним из условий правильного употребления слов является учет их смысловой сочетаемости. Лексическая сочетаемость опре­деляется значением слов, их принадлежностью к тому или иному стилю речи, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматиче­скими особенностями. Если мы забываем это, то возникают стили­стические ошибки.




Рассмотрим примеры стилистической правки.

1

Принятый закон уязвляет интересы малоимущих сло­ев населения.

1

Принятый закон ущемляет (задевает) интересы малоимущих слоев населения.

2

Открытие сыграет должный эффект в развитии экономи­ки.

2

Открытие сыграет боль­шую роль в развитии экономики.

3

Предприятие выполняет разнообразную продукцию.

3

Предприятие выпускает разнообразную продукцию.













При выборе правильного и точного слова необходимо принимать во внимание степень распространенности слова и сферу его распространения. Существенным недостатком речи (особенно публичной) является неоправданное употребление иностранных слов и профессиональной лексики.

Например: «На заседании Думы был рассмотрен вопрос о секвестировании (сокращении) бюджета»; «Общество слишком толерантно (терпимо) относится к выходкам неофашистов». А смысл следующего предложения понять сможет только специалист: «На руднике очень несвоевременно проводятся ополаживание горизонтов, заоткоска дорог».

Лексическая норма тесно связана со стилистической харак­теристикой слов.

Слово может принадлежать к одному из книжных стилей (публицистическому, официально-деловому, научному), разговор­ному или быть стилистически нейтральным. За пределами норм литературного языка находится просторечная лексика, то есть сло­ва, характеризующиеся оттенком упрощения, сниженное™, грубо­сти.

Так, слово «измерить» обозначает как определение про­странственных размеров чего-либо (длины, ширины, высоты, объе­ма и т.д.), так и характеристику других величин (температуры, дав­ления и т.д.).

Синонимичное слово «смерить» имеет то же значение, но встречается преимущественно в обиходно-разговорной речи. Слово «замерить» предназначено для специальной речи. Слово «говорить» считается нейтральным, межстилевым по сравнению с разговорным «разглагольствовать» и просторечным - «разоряться».

Слова могут иметь эмоционально-экспрессивную окраску — не только называть понятия, но и отражать отношение к ним гово­рящего (пишущего). Эмоционально-экспрессивная окраска ярко проявляется при сопоставлении стилистических синонимов: лицо (нейтр.), лик (высок., книжное), морда (сниженное, просторечное).

Заметно снижает эффективность речи многословие, то есть речевая избыточность, чаще всего проявляющаяся в форме плеоназма и тавтологии. Плеоназм - выражение, содержащее одно­значные слова (если это только не связано со стилистическим зада­нием, например, в градации, построенной на синонимах): главная суть (суть - самое главное, существенное), коллеги по работе (кол­леги - товарищи по работе, сослуживцы), неиспользованные резер­вы (резервы - это то, что не использовали).

Тавтология - чаще всего повторения в предложении однокоренных слов.

«Следует отметить следующие особенности этого произ­водства». «К недостаткам отчета можно отнести недостаточное ко­личество цифрового материала». Однако повтор нередко играет и стилистическую роль, усиливая фразу.

Итак, при выборе правильного и точного слова необходи­мо:

  1. Учитывать его значение и применять в соответствии с тем зна­чением, которое ему присуще;

  1. помнить, что у каждого слова сложились известные смысловые и фразеологические связи с другими словами;

  2. принимать во внимание степень распространенности слова и сферу его распространения;

  1. считаться со стилистической окраской слова.



Задания

  1. Объясните значение омонимов. Составить с ними словосочетания.
    Духи – Духи, Запах - Запах

  2. Подоберите синонимы к словам:
    Большой, термометр

Красный, глаза

  1. Подоберите антонимы к выделенным словам:



Старый хлеб

Старый человек

Интересный рассказ

Вежливый человек




  1. Приведите пример тавтологии.

  2. Используя слова горячка и горячность, составьте словосочетания:
    Нервная ... Поэтическая ...

Белая ... Родительская ...

Золотая ... Творческая ...

Составьте словосочетания, используя слова жестокий и жесткий.
... диван ... сердце

... график ... враг

... волосы ... нрав
Как называется это явление?

6.Отредактируйте фразы, устранив тавтологию и плеонизмы.

  1. Потребность в потреблении молока сохраняется у людей до глубокой стрости.

  2. Надо позаботиться, чтобы на предприятиях автомашины не простаивали без дела.

  3. Рабочие успешно выполнили заданное задание.

  4. Всегда быть одетой хорошо и по моде можете быть и вы, если будете шить сами.

  5. Его работа лишена броских эффектов и на первый взгляд не­приметна.

  6. Каждую свободную минутку времени он отдает любимому занятию.

  7. Суммы дополнительных платежей взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

7. Найдите слова, использованные неверно, без учета их значений (за справками обращаться к одному из толковых словарей русского языка), предложите свой вариант правки.

  1. В споре лучше всего отражается интеллект человека.

  2. Ночью собаки приходили в лагерь и питались отбросами людей.

  3. Данные функции поручаются отделам пропаганды и рекламы.

  4. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в районе является подготовка к зиме.

  5. У журналистов разные манеры ведения передачи.

  6. Целая плеяда легковых машин новых марок будет вскоре выпущена аводом.

  7. Собаки умели загонять и останавливать добычу, а люди убивать — взаимный союз двух жизненных сфер.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие о лексике и фразеологии iconПонятие о лексике и фразеологии
Центр развития ребенка-детский сад №17, создано в соответствии с Постановлением Администрации г. Ижевска от 21. 10. 2011 №1056 "Об...
Понятие о лексике и фразеологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
Понятие о лексике и фразеологии iconЭлективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»...
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,...
Понятие о лексике и фразеологии iconМетодическая разработка по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Фразеология”, закрепить навыки правописания, повторить основные сведения по разделу, расширить знания учащихся в области фразеологии,...
Понятие о лексике и фразеологии iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Понятие о лексике и фразеологии iconАнкета по фразеологии
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Понятие о лексике и фразеологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие интеграции в образовании. Понятие интегрированного обучения в начальном образовании. Интеграция в учебной деятельности: понятие;...
Понятие о лексике и фразеологии iconГо Ниннин лексикографическая разработка русской фразеологии (для...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Понятие о лексике и фразеологии iconКонспект урока по русскому языку Система ро д. Б. Эльконин-В. В. Давыдов
...
Понятие о лексике и фразеологии iconВасильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок
...
Понятие о лексике и фразеологии iconКартина мира в русской и французской фразеологии (на примере концепта «поведение человека»)
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Понятие о лексике и фразеологии iconФразо- и словообразование в сфере фразеологии
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Понятие о лексике и фразеологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами
Понятие о лексике и фразеологии iconПриродоведение, 5 класс
Совершенствование ранее приобретённых обучающимися коммуникативных умений и навыков в лексике и грамматике по теме «Что нового в...
Понятие о лексике и фразеологии iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов...
...
Понятие о лексике и фразеологии iconПрограмма дисциплины немецкий язык
Совершенствование ранее приобретённых обучающимися коммуникативных умений и навыков в лексике и грамматике по теме «Что нового в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск