Природоведение, 5 класс





Скачать 53.79 Kb.
НазваниеПриродоведение, 5 класс
Дата публикации07.10.2013
Размер53.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Серпухов Московской области

Природоведение, 5 класс.

Учитель: Кочетова Наталья Петровна
Тема урока: Вулканы.
Цели урока: дать представление о вулканах, их строении, видах и особенностях;

выявить причины возникновения вулканов;

познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами

рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.

Оборудование: картины и книги о вулканах и гейзерах, пластилин, заготовки для модели, подносы, масло, мёд, «смесь для извержения вулкана», уксус, кусочки пемзы, вулканический пепел, презентация.

Ход урока


1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся.

Слайд № 1

Учитель:

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:
«Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».
- О каком природном явлении говорится? (о вулканах)

Ребята, сегодня на уроке вам предстоит совершить немало открытий связанных с одним из грозных природных явлений.
3. Изучение нового материала
Слайд № 2, 3.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося)

В Тирренском море, недалеко от Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На этом же острове, по их предположениям находились владения бога огня и кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, Доспехи Гераклу, щит Ахиллу…

А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по мнению древних римлян, свидетельствовал о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет молотом по наковальне и с горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.

Слайд № 4, 5, 6, 7,8.

Давайте соберём модель вулкана



ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ ВУЛКАН?

По рисунку учитель знакомит уч-ся со строением вулкана.

Очаг магмы – расположен в глубине земли.

Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма.

Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Лава – излившаяся на поверхность магма.

Продукты извержения: вулканические бомбы, различные газы, пары воды, вулканическая пыль и тучи пепла. При мощных пеплопадах вулканы выбрасывают такое количество пепла, что под его тяжестью проваливаются крыши домов.

Что служит причиной извержения вулкана?
Слайд № 9.

Есть различные типы лавы, которые текут с разной скоростью.

Слайд № 10.

Давайте проведём опыт:

Я налью вам на подносы два вида жидкости: растительное масло и мёд.

Давайте понаблюдаем, какая из них быстрее спустится по склону.

Какой вывод можно сделать?

Слайд № 11, 12, 13.
Если вулкан извергает жидкую лаву, то она разливается раскалёнными реками во все стороны, застывает в виде обширных щитов, которые наслаиваются один на другой. Такие вулканы называются щитовыми.

Если лава вязкая, то она медленно выдавливается на поверхность, образуя куполообразные вулканы.
Слайд № 14.

Жизнь вулканов различна. Одни вулканы живут долго – неоднократно возобновляют свою деятельность. Другие вулканы ведут себя бурно в «ранней молодости», но, быстро исчерпав запас сил, потухают.
-Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.




Вулканы












Действующие

Потухшие

Уснувшие

вулканы,

извергавшиеся

на памяти

человечества


не извергавшиеся

на памяти

человечества

те, которые

потухли,

вдруг начинают

действовать

вулкан Кракатау

вулкан Этна

Безымянный

Слайд № 15

вулкан Килиманджаро

гора Эльбрус
Слайд № 16

Везувий

Слайд № 17


В мире интересного
Слайд № 18.

Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.

  • Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркаланум тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла,и,когда пошел дождь, по склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые полностью затопили город Геркаланум.

От извержений вулкана Везувий пострадал и город Стабия.

Извержение вулкана продолжалось 2-е суток. Когда же оно прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике».
Слайд 19, 20, 21,22
Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова

«Последний день Помпеи», а великий русский поэт А.С. Пушкин отразил трагедию города в своих стихах

«Везувий зев открыл - дым хлынул клубом- пламя

Широко развивалось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колон

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»

Слайд № 23

Сделай модель вулкана.

Возьмите заготовку и облепите её пластилином так, чтобы получилась вулканическая гора.



Поставьте вулкан в коробку. На дно коробки «посадите» деревья (веточки елей), домики.

В пузырек налито несколько капель средства для мытья посуды, несколько капель воды, сода. Раствор подкрашен пищевым красителем.

Для демонстрации извержения в вулкан налейте уксус.
Слайд № 24
А теперь посмотрим, как это происходит в действительности.

Демонстрация фрагмента извержения вулкана.

4. Обобщение и закрепление знаний

Какие же открытия, связанные с одним из грозных природных явлений, вы сделали на уроке?


5. Домашнее задание Слайд № 15

  • Стр. 62 – 67

  • Найдите в книгах, журналах материал:

1. Извержения вулканов в 2009 году.

2. Значение вулканов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природоведение, 5 класс iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Природоведение, 5 класс iconПриродоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Природоведение, 5 класс iconУрок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»
Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа
Природоведение, 5 класс iconРяскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)...
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Природоведение, 5 класс iconПлешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Природоведение, 5 класс iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Природоведение, 5 класс iconХvi международная научно-практическая конференция "экономика природопользования и природоохраны"
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Природоведение, 5 класс iconРабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,...
Природоведение, 5 класс iconПроект «Информатизации системы образования» моу «Средняя общеобразовательная...
Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине "Природоведение" основана на модульном принципе
Природоведение, 5 класс iconСухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс
Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,...
Природоведение, 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование на 2011/2012 уч год Природоведение 5 класс
Планирование составлено на основе программы: Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы – М.: Вентана Граф, 2009
Природоведение, 5 класс iconРабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие»
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,...
Природоведение, 5 класс iconРабочая программа по предмету «природоведение»
Биология 5- 11 класс (авт сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы –...
Природоведение, 5 класс iconУчебники и учебные пособия для учащихся № Название (автор, издательство,...
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009
Природоведение, 5 класс iconРабочая программа по предмету природоведение
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умк н. И....
Природоведение, 5 класс iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск