Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома





Скачать 33.29 Kb.
НазваниеУрок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома
Дата публикации01.07.2014
Размер33.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок

Урок № 49/1


Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Цель. Познакомить учащихся с открытием явления радиоактивности, с опытом Резерфорда по выделению α-, β- и γ-излучений.

Принадлежности: презентация «Явление радиоактивности»
мультимедийный проектор

Организационный момент

Сообщается тема и цель урока

Повторение изученного

Мы начинаем изучение новой темы «Строение атома и атомного ядра». Часть материала вам известна, но познакомимся и с новыми сведениями.

  1. Для начала вспомним основные положения молекулярной теории строения вещества (Формулируются три основных положения: все вещества состоят из частиц; частицы непрерывно и хаотически движутся; частицы взаимодействуют между собой.)

  2. Нам потребуются сведения о движении заряженных частиц в магнитном поле. Какая сила действует со стороны магнитного поля на такую частицу и как эту силу вычислить? (На заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле, действует сила Лоренца F = qvB sin α, где q – заряд частицы, v – её скорость, B – индукция магнитного поля, α – угол между направлением вектора магнитной индукции и направлением вектора скорости).

  3. Как определить направление силы Лоренца, действующей на положительный заряд? (Формулируется правило левой руки).

  4. А если движется отрицательная частица, как определить направление силы Лоренца в этом случае?

Изучение нового материала

  1. Идею о сложности строения вещества высказывал ещё Лукреций Кар в своём трактате «О природе вещей»
    «… Дальше, тела иль вещей представляют собою начала,
    Иль они состоят из стеченья частиц изначальных.
    Эти начала вещей ничему не под силу разрушить: …
    … Первоначала вещей, таким образом, просты и плотны,
    Стиснуты будучи крепко, сцепленьем частей наименьших,
    Но не являясь притом скопленьем отдельных частичек,
    А отличаясь скорей вековечной своей простотою….» (слайд 2)




  1. Примерно две с половиной тысячи лет назад древнегреческие философы Левкипп и Демокрит высказали предположение, что все тела состоят из мельчайших частиц — атомов. (сдайд 3)





  1. В конце XIX века ряд открытий в области физики заставил учёных усомниться в неделимости атома. Одним из таких открытий было открытие явления радиоактивности в 1896 году Анри Беккерелем (сдайд 4)
    1 марта 1896 года французский ученый Антуан Анри Беккерель (1852-1908), к слову, физик в третьем поколении (его сын Жан впоследствии продолжил династию, также став ученым-физиком), открыл неизвестный ранее тип излучения. Произошло это случайно. Беккерель проводил исследование солей урана и, закончив эксперименты, завернул покрытую урановой смесью ажурную металлическую пластинку в черную непрозрачную бумагу. Он положил сверток рядом с коробкой фотопластинок в ящик письменного стола. Чуть позже Беккерель по присущей ему педантичности решил проявить фотопластинки, чтобы убедиться, не забыл ли он обработать результаты своих опытов. Проявленные фотоматериалы оказались засвеченными. Причем на них четко вырисовывался узор урановой пластинки. Спустя четыре года Беккерель уже знал – это не люминесценция, не рентгеновские лучи и не какое-либо иное известное науке излучение.
    (См. «Планета людей» http://www.planet-of-people.org/htmls/rus/nadezhdin/otkritie_radioaktivnosti.htm)



  2. Явление радиоактивности заинтересовало и других физиков. Так Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри обнаружили явление радиоактивности у тория, открыли новые элементы: полоний и радий.
    (сдайд 5)


  3. Опыт Резерфорда (1899 г.) по разложению радиоактивного излучения на три составляющие. (сдайды 6 и 7)


  4. Природа α-, β- и γ-излучений. (сдайды 8 и 9)
    Учитывая, что на движущуюся заряженную частицу в магнитном поле действует сила Лоренца, и используя правило левой руки, можно прийти к выводу, что α-излучение – это поток положительно заряженных частиц, β-излучение – поток частиц, заряженных отрицательно, а γ-излучение не несёт заряда. Дальнейшие исследования показали, что α-излучение – это поток ядер гелия, β-излучение – поток электронов, а γ-излучение – электромагнитные волны очень высокой частоты (очень малой длины волны). Все три типа излучений обладают различной проникающей способностью. Наименьшая проникающая способность у α-излучения. Слой бумаги толщиной около 0,1 мм для них непрозрачен. β-лучи обладают большей проникающей способностью. Алюминиевая пластинка полностью их поглощает только при толщине в несколько миллиметров. Наибольшая проникающая способность у γ-излучения. Слой свинца толщиной в 1 см ослалбляет интенсивность этого излучения лишь в 2 раза.

Закрепление

1. В чём заключалось утверждения Левкиппа и Демокрита?

2. Что и когда обнаружил Беккерель?

3. Как была устроена установка Резерфорда по изучению радиоактивного излучения?

4. Что обнаружил Резерфорд?

5. Какова природа α-, β- и γ-излучений?

Домашнее задание

§55

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconКонспект урока радиоактивность как свидетельство сложного строения...
Тема и номер урока в теме «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.» №53 п/п, а в теме «Строение атома и атомного...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Строение атома и атомного ядра. Урок № Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconУрока: дидактические или образовательные
Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда"
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconЗакон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева...
Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома»
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconУрок Тема: «Вытеснение металлов из растворов другими металлами» («Реакция замещения») 2 урока
А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Теория строения атома. Периодический закон и периодическая система (6 часов)
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconУрок №65. Тема: «Глаз как оптическая система»
Цель урока: повторить строения глаза как оптической системы и законы геометрической оптики
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconТема урока: Кремний и его соединения
Продолжить формирование умений давать характеристику химическому элементу по положению его в периодической системе химических элементов...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconУрок 7 класс. Тема: Внутреннее
Предлагаю раскрыть особенности внешнего строения дождевого червя как представителя типа кольчатых червей, его среды обитания, характера...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconКонспект итогового занятия в старшей группе Тема: «Город цветов»
А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconУрок по биологии в 6 классе по умк пасечника Тема: «Отдел «Лишайники»
Цель урока формирование компетенции о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconДистанционный курс учебной дисциплины «Химия». Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна
Современная теория строения атома базируется на таких понятиях, как электронная облако и орбиталь, явление гибридизации, которое...
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconТема урока: «Цветок»
Цель урока: формирование знаний о строении цветка как сложного органа растений, участвующего в образовании плодов и семян
Урок №49/1 Тема. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома iconТема Информационные технологии
Эволюция строения, взаимосвязь строения и функций организмов и их систем у животных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск