Диалог о времени. (10 класс) Цель урока





Скачать 53.26 Kb.
НазваниеДиалог о времени. (10 класс) Цель урока
Дата публикации21.08.2014
Размер53.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Тема урока: Диалог о времени. (10 класс)

Цель урока: изучение одного из следствий ТО Эйнштейна.

Задачи:

Образовательная: изучение нового материала;

Развивающая: развивать логическое мышление учащихся,

Воспитательная: показать необходимость глубокого осмысления обычных фактов и событий, роль теории Эйнштейна в современной науке.
Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Эмоциональное погружение.

3.Использование понятия времени.

4.Характеристика времени.

5.Относительность одновременности.

6.Следствия из постулатов ТО.

7.Рефлексия

8.Решение разноуровневых задач.

9.Д/з.
2. У. Не подвластно время ничему,

Дни бегут, года, века,

Хочется назад, да невозможно –

Нет машины времени пока !

И кружатся, словно в вальсе, звезды,

И незаживает в сердце рана…

Почему сегодня уже поздно?

А вчера нам говорили: «Рано»

И проходит вновь столетие, другое,

Время к нам опять неумолимо,

Почему не властны мы над ними ,

И они опять проходят мимо…
У нашего урока необычное название «Диалог о времени». Мы поговорим о том, к чему привыкли с детства, и с чем неразрывно связана наша жизнь.

По своей сути время - понятие физическое. Попробуйте доказать это.

У-к характеризует свойства физических явлений, можно измерять часами, имеет единицу измерения.
3.

У. Фактически в любом школьном предмете используется понятие времени. Назовите эти предметы.

(Ученики называют, а учитель вывешивает на доску готовые таблички с надписями. Получается схема, которую ученики заносят в тетрадь)
ВРЕМЯ




биология физика астрономия математика
химия физическая культура история

У. Какой можно сделать вывод?

У-к. Время играет большую роль в нашей жизни.

4.У. Но надо признать, что времени в определенном смысле не повезло. Мы живем в пространстве и времени. Пространство изучает геометрия. Время же один из многих объектов изучения физики, при чем в школьном курсе физики этому понятию уделяется совсем мало внимания.

Хотя это удивительный объект, наводящий на глубокие размышления.

Что мы знаем о времени?- и много, и ничего…Давайте суммируем наши знания и попытаемся дать характеристику этому объекту.

На кафедре стоят весы, на одну чашу которых я поставлю песочные часы, которые будут символизировать время с его загадками и тайнами, а на другую в течение урока буду ставить маленькие гирьки, которые будут символизировать наши знания о времени.
У. У каждого на парте лежат листы бумаги. Попробуйте с помощью рисунка, схемы показать ,что такое время.

(у-ки выполняют, рисунки вывешиваются на доску)

Рисунки у всех разные , но уже , пользуясь ими, мы можем назвать некоторые свойства времени, известные нам из повседневной жизни.

(У-ки называют свойства и записывают их в тетрадь)

  • Время никогда не останавливается

  • Течет в одном направлении

  • Различают прошлое, настоящее и будущее

  • Настоящее – это только миг

  • Мы не можем регулировать ход времени – замедлять или ускорять его

Можем чувствовать , но не можем видеть ((кстати, это удивительное и необъяснимое свойство – чувство времени, присущее человеку. Приведите примеры. Человек может просыпаться ежедневно в 7 часов утра. Лектор к звонку заканчивает лекцию, не пользуясь часами. Мы можем ускорять течение времени для себя, не вмешиваясь в его ход. Как? Найти увлекательное занятие. В ожидании поезда на вокзале время течет медленно)Чтобы вспомнить это – у вас на столах лежат карточки с характеристиками времени. Из этих характеристик выберите и запишите в тетрадь те, которые имеют место в классической физике.

(у-ки выполняют, проверка записей, за каждое свойство на весы добавляется гирька)

  • Время существует само по себе : оно абсолютно

  • Все моменты времени физически равноправны: оно однородно

  • Неограниченно простирается в прошлое и будущее

  • Оно одномерно


5.

У.Итак, кажется, что о времени мы знаем немало.. Так же думали и ученые до начала 20 века. Им казалось, что они отлично представляют себе , что такое время . Для Эйнштейна все было не столь очевидно. Он стал выяснять, что понимают физики под понятием ВРЕМЯ и убедился, что время отнюдь не есть данное свыше, а зависит от того, как конкретно устроен мир. Оно может быть таким, а может быть и иным. И такое понятие как одновременность событий в космосе теряет смысл. Для разных систем отсчета время может течь по-разному. А как определить , что оно течет одинаково?

У-к По часам.

У.Но ведь даже во время звонка на урок часы могут показывать разное время.

У-к Часы надо сверить.

У. Да, часы надо синхронизировать. Подвести стрелки, а если расстояние большое можно воспользоваться таким способом. На одинаковом расстоянии от экспериментаторов произвести вспышку. Если время вспышки по их часам совпадет, значит их часы синхронизированы.

Но все меняется в космическом корабле движущемся со скоростью близкой к скорости света.(Идет объяснение с использованием бумажных моделей на доске) Итак мы видим, что два события одновременные в НСО, не будут одновременными В ПСО. Абсолютность времени исчезает. Имеет место относительность одновременности

(у-ки записывают в тетради: Ход времени в разных СО различен.)

(добавляется гирька)

У-.

Можно ли утверждать, что одно событие произошло раньше другого?

У-к Нет, в разных СО время течет по-разному.

У. А что является причиной относительности одновременности?

У-к. Конечность скорости света.

У. Посмотрите внимательно на формулу, приведенную на доске.

t=t0| (1-V2|c2) , где……

Определите, что происходит со временем в СО, движущейся с большой скоростью.

У-к Время замедляется. (добавляется гирька)

6.

У. Кто что-либо знает о «парадоксе близнецов»?

У-к. рассказывают

У. Эффект замедления времени объясняет этот парадокс. Пусть возраст близнецов 20 лет.

Близнец В отправляется к звезде Арктур на 40 световых лет со скоростью 0,99с.

1 св.г.=с*Т =9,46 *10 15 м

Сколько времени займет путешествие для близнеца А?

t=2*S|V=80,8 лет. Следовательно, близнецу на Земле будет 20+80,8= 100,8 лет.

А на корабле пройдет t0= t* (1-V2|c2)=11,4 года. Следовательно, близнецу В будет 31,4 года.
Между прочим, физика элементарных частиц дает прямое экспериментальное подтверждение этого вывода СТО. Существуют такие нестабильные частицы – пионы. Они живут очень недолго, а затем превращаются в другие частицы. Среднее время их жизни относительно лаборатории 2,6*10 –8 с. А если пионы летят с большой скоростью , то их время жизни для наблюдателя увеличивается до 5,7 * 10 –8 с. А если бы оказаться в одном пучке с пионами, то время жизни стало бы 2,6*10 –8 с.

В 1971 году было проведено сравнение хода цезиевых часов: одни часы находились в реактивном самолете, совершавшем полет вокруг Земли, а другие на Земле. При приземлении отставание часов с самолета было 200нс.
7.Итак, подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке?

(у-ки рассказывают)

У.Но посмотрите, часа весов с песочными весами по-прежнему перевешивает наши знания, а значит время по-прежнему таит в себе много загадок, которые, быть может, предстоит открыть именно вам.

8.А сейчас каждый из вас выберет задачу для самостоятельного решения.

1 уровень.

Какое время пройдет на Земле, если в ракете, движущейся со скоростью 0,99 с относительно земли, пройдет 10 лет?

2 уровень.

Мю-мезон, рождающийся в верхних слоях атмосферы, пролетает до распада 5 км. Определите , с какой скоростью летит мю- мезон, если его собственное время жизни равно 2,21 * 10 –6 с.

3 уровень.

Космонавт спустя время t0 по собственным часам с момента старта получает радиограмму с сообщением о рождении внука. Тотчас он отправляет ответную радиограмму с поздравлением внука с совершеннолетием (возраст Т). какова скорость космического корабля.

9. пар., дорешать задачу.
Приложения.(карточка с характеристиками времени)

  • Время абсолютно

  • Время относительно

  • Время однородно

  • Время одномерно

  • Неограниченно простирается в прошлое и будущее

  • Ход времени в разных системах отсчета различен

  • Время трехмерно

  • Время неоднородно

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока по математике, 3 класс
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока математики на тему "Метр". 2-й класс
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час
Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока по математике 4 класс умк «Гармония» Тема: «Единицы массы»
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Таблица единиц времени»
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconТема урока Кол-во часов
...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока таблица мер времени. Фио (полностью) Клеймёнова Наталья Валентиновна Место работы
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКласс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconТема : «Единицы времени»
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconКонспект урока на тему «Единицы времени. Час. Минута.». Горшкова...
Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconЛагается кратко и односложно ответить на поставленные вопросы: Площадь рк
Цель урока. Обучающая. Сформировать знания учащихся о местном, поясном, декретном времени и дать понятие «часовые пояса», научить...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconУрок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconУрока Тема урока Цель урока
Мир к началу новейшего времени. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconПлан конспект урока Урок 15\2 График плавления и отвердевания кристаллических...
...
Диалог о времени. (10 класс) Цель урока iconУчебником. Учитывая место урока в теме это последний урок по теме...
Цель: формировать знания и умения учащихся в написании глаголов прошедшего времени


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск