Скачать 53.26 Kb.
|
Тема урока: Диалог о времени. (10 класс) Цель урока: изучение одного из следствий ТО Эйнштейна. Задачи: Образовательная: изучение нового материала; Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, Воспитательная: показать необходимость глубокого осмысления обычных фактов и событий, роль теории Эйнштейна в современной науке. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Эмоциональное погружение. 3.Использование понятия времени. 4.Характеристика времени. 5.Относительность одновременности. 6.Следствия из постулатов ТО. 7.Рефлексия 8.Решение разноуровневых задач. 9.Д/з. 2. У. Не подвластно время ничему, Дни бегут, года, века, Хочется назад, да невозможно – Нет машины времени пока ! И кружатся, словно в вальсе, звезды, И незаживает в сердце рана… Почему сегодня уже поздно? А вчера нам говорили: «Рано» И проходит вновь столетие, другое, Время к нам опять неумолимо, Почему не властны мы над ними , И они опять проходят мимо… У нашего урока необычное название «Диалог о времени». Мы поговорим о том, к чему привыкли с детства, и с чем неразрывно связана наша жизнь. По своей сути время - понятие физическое. Попробуйте доказать это. У-к характеризует свойства физических явлений, можно измерять часами, имеет единицу измерения. 3. У. Фактически в любом школьном предмете используется понятие времени. Назовите эти предметы. (Ученики называют, а учитель вывешивает на доску готовые таблички с надписями. Получается схема, которую ученики заносят в тетрадь) ВРЕМЯ биология физика астрономия математика химия физическая культура история У. Какой можно сделать вывод? У-к. Время играет большую роль в нашей жизни. 4.У. Но надо признать, что времени в определенном смысле не повезло. Мы живем в пространстве и времени. Пространство изучает геометрия. Время же один из многих объектов изучения физики, при чем в школьном курсе физики этому понятию уделяется совсем мало внимания. Хотя это удивительный объект, наводящий на глубокие размышления. Что мы знаем о времени?- и много, и ничего…Давайте суммируем наши знания и попытаемся дать характеристику этому объекту. На кафедре стоят весы, на одну чашу которых я поставлю песочные часы, которые будут символизировать время с его загадками и тайнами, а на другую в течение урока буду ставить маленькие гирьки, которые будут символизировать наши знания о времени. У. У каждого на парте лежат листы бумаги. Попробуйте с помощью рисунка, схемы показать ,что такое время. (у-ки выполняют, рисунки вывешиваются на доску) Рисунки у всех разные , но уже , пользуясь ими, мы можем назвать некоторые свойства времени, известные нам из повседневной жизни. (У-ки называют свойства и записывают их в тетрадь)
Можем чувствовать , но не можем видеть ((кстати, это удивительное и необъяснимое свойство – чувство времени, присущее человеку. Приведите примеры. Человек может просыпаться ежедневно в 7 часов утра. Лектор к звонку заканчивает лекцию, не пользуясь часами. Мы можем ускорять течение времени для себя, не вмешиваясь в его ход. Как? Найти увлекательное занятие. В ожидании поезда на вокзале время течет медленно)Чтобы вспомнить это – у вас на столах лежат карточки с характеристиками времени. Из этих характеристик выберите и запишите в тетрадь те, которые имеют место в классической физике. (у-ки выполняют, проверка записей, за каждое свойство на весы добавляется гирька)
5. У.Итак, кажется, что о времени мы знаем немало.. Так же думали и ученые до начала 20 века. Им казалось, что они отлично представляют себе , что такое время . Для Эйнштейна все было не столь очевидно. Он стал выяснять, что понимают физики под понятием ВРЕМЯ и убедился, что время отнюдь не есть данное свыше, а зависит от того, как конкретно устроен мир. Оно может быть таким, а может быть и иным. И такое понятие как одновременность событий в космосе теряет смысл. Для разных систем отсчета время может течь по-разному. А как определить , что оно течет одинаково? У-к По часам. У.Но ведь даже во время звонка на урок часы могут показывать разное время. У-к Часы надо сверить. У. Да, часы надо синхронизировать. Подвести стрелки, а если расстояние большое можно воспользоваться таким способом. На одинаковом расстоянии от экспериментаторов произвести вспышку. Если время вспышки по их часам совпадет, значит их часы синхронизированы. Но все меняется в космическом корабле движущемся со скоростью близкой к скорости света.(Идет объяснение с использованием бумажных моделей на доске) Итак мы видим, что два события одновременные в НСО, не будут одновременными В ПСО. Абсолютность времени исчезает. Имеет место относительность одновременности (у-ки записывают в тетради: Ход времени в разных СО различен.) (добавляется гирька) У-. Можно ли утверждать, что одно событие произошло раньше другого? У-к Нет, в разных СО время течет по-разному. У. А что является причиной относительности одновременности? У-к. Конечность скорости света. У. Посмотрите внимательно на формулу, приведенную на доске. t=t0| (1-V2|c2) , где…… Определите, что происходит со временем в СО, движущейся с большой скоростью. У-к Время замедляется. (добавляется гирька) 6. У. Кто что-либо знает о «парадоксе близнецов»? У-к. рассказывают У. Эффект замедления времени объясняет этот парадокс. Пусть возраст близнецов 20 лет. Близнец В отправляется к звезде Арктур на 40 световых лет со скоростью 0,99с. 1 св.г.=с*Т =9,46 *10 15 м Сколько времени займет путешествие для близнеца А? t=2*S|V=80,8 лет. Следовательно, близнецу на Земле будет 20+80,8= 100,8 лет. А на корабле пройдет t0= t* (1-V2|c2)=11,4 года. Следовательно, близнецу В будет 31,4 года. Между прочим, физика элементарных частиц дает прямое экспериментальное подтверждение этого вывода СТО. Существуют такие нестабильные частицы – пионы. Они живут очень недолго, а затем превращаются в другие частицы. Среднее время их жизни относительно лаборатории 2,6*10 –8 с. А если пионы летят с большой скоростью , то их время жизни для наблюдателя увеличивается до 5,7 * 10 –8 с. А если бы оказаться в одном пучке с пионами, то время жизни стало бы 2,6*10 –8 с. В 1971 году было проведено сравнение хода цезиевых часов: одни часы находились в реактивном самолете, совершавшем полет вокруг Земли, а другие на Земле. При приземлении отставание часов с самолета было 200нс. 7.Итак, подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке? (у-ки рассказывают) У.Но посмотрите, часа весов с песочными весами по-прежнему перевешивает наши знания, а значит время по-прежнему таит в себе много загадок, которые, быть может, предстоит открыть именно вам. 8.А сейчас каждый из вас выберет задачу для самостоятельного решения. 1 уровень. Какое время пройдет на Земле, если в ракете, движущейся со скоростью 0,99 с относительно земли, пройдет 10 лет? 2 уровень. Мю-мезон, рождающийся в верхних слоях атмосферы, пролетает до распада 5 км. Определите , с какой скоростью летит мю- мезон, если его собственное время жизни равно 2,21 * 10 –6 с. 3 уровень. Космонавт спустя время t0 по собственным часам с момента старта получает радиограмму с сообщением о рождении внука. Тотчас он отправляет ответную радиограмму с поздравлением внука с совершеннолетием (возраст Т). какова скорость космического корабля. 9. пар., дорешать задачу. Приложения.(карточка с характеристиками времени)
|
Конспект урока по математике, 3 класс Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | Конспект урока математики на тему "Метр". 2-й класс Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Конспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их... | Конспект урока по математике 4 класс умк «Гармония» Тема: «Единицы массы» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Конспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: «Таблица единиц времени» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Тема урока Кол-во часов ... | Конспект урока таблица мер времени. Фио (полностью) Клеймёнова Наталья Валентиновна Место работы Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | Тема : «Единицы времени» Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Конспект урока на тему «Единицы времени. Час. Минута.». Горшкова... Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их... | Лагается кратко и односложно ответить на поставленные вопросы: Площадь рк Цель урока. Обучающая. Сформировать знания учащихся о местном, поясном, декретном времени и дать понятие «часовые пояса», научить... | ||
Урок литературы. 5 класс. Тема: Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» ... | Урока Тема урока Цель урока Мир к началу новейшего времени. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире | ||
План конспект урока Урок 15\2 График плавления и отвердевания кристаллических... ... | Учебником. Учитывая место урока в теме это последний урок по теме... Цель: формировать знания и умения учащихся в написании глаголов прошедшего времени |