Скачать 0.54 Mb.
|
Программа курса ФИЗИКА Автор программы В.А.Касьянов Старшая школа Базовый уровень (102ч (3 ч в неделю)) Общая часть: В настоящей программе, соответствующей Образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по физике, предложена следующая структура курса: Изучение физики происходит в результате последовательной детализации структуры объектов – от больших масштабов к меньшим. В 11 классе вначале изучается электродинамика, затем электромагнитное излучение и, наконец, физика высоких энергий и элементы астрофизики. Следующий естественный шаг после электростатики – рассмотрение особенностей поведения заряженных частиц, движущихся с постоянной скоростью (v = const), не зависящей от времени. Вначале изучаются закономерности движения таких частиц во внешнем электрическом поле - законы постоянного тока, а затем их магнитное взаимодействие друг с другом – магнетизм. При релятивистском истолковании магнитного взаимодействия токов используются ранее сформулированные следствия специальной теории относительности. Дальнейшая последовательность изложения материала базируется на рассмотрении особенностей поведения заряженных частиц, скорость которых меняется с течением времени (v = v(t)). Зависимость скорости движения заряженной частицы от времени приводит к возникновению электромагнитной и магнитоэлектрической индукции, что предопределяет необходимость рассмотрения электрических цепей переменного тока. В то же время такое движение заряженной частицы, являясь ускоренным, сопровождается электромагнитным излучением. Подробно анализируется излучение и прием подобного излучения радио- и СВЧ – диапазона. Особенности распространения в пространстве длинноволнового и коротковолнового электромагнитного излучения изучаются соответственно в волновой и геометрической оптике. Излучение больших частот, которое нельзя создать с помощью колеблющегося электрического диполя, рассматривается как квантовое излучение атома. Изучение волновых свойств микрочастиц позволяет перейти к меньшим пространственным масштабам ÷м и соответственно большим энергиям порядка 10 МэВ и рассмотреть физику атомного ядра и ядерные реакции. Переход к еще меньшим пространственным масштабом позволяет рассмотреть физику элементарных частиц. Энергии современных ускорителей (доэВ) дают возможность изучить структуру и систематику элементарных частиц, приближаясь к энергиям, соответствовавшим началу Большого Взрыва. Рассмотрение взаимосвязи физики элементарных частиц и космологии (элементы астрофизики) логически завершает программу курса физики на профильном уровне, как бы замыкая круг, переходом от микро- к мегамасштабам. В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:
С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ и физический практикум. На изучение курса физики по предлагаемой программе отводится 170 ч за учебный год (5 ч в неделю). Основной акцент при обучении по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физке, являющийся важнейшим вкладом в создание интеллектуального потенциала страны. Цели изучения физики:
Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения физики на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 175 учебных часов из расчета 5 учебных часа в неделю. В примерной программа предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 35 час для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
Результаты обучения Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов. Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизнен Содержание программы учебного предмета. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Постоянный электрический ток (13 ч) Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в электрической цепи. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Соединения проводников. Расчет сопротивления электрических цепей. Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Магнитное поле (9 ч) Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Масс-спектрограф и циклотрон. Постранственные траектории заряженных частиц в магнитном поле. Магнитные ловушки, радиационные пояса Земли. Взаимодействие электрических токов. Взаимодействие электрических зарядов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока. Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм. Электромагнетизм (16 ч) ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы индуцирования тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции (трансформатор, аудио-, видеозапись и воспроизведение, детектор металла, поезд на магнитной подушке). Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние. Векторные диаграммы для описания переменных токов и напряжений. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Колебательный контур в цепи переменного тока. Примесный полупроводник— составная часть элементов схем. Полупроводниковый диод. Транзистор. Усилитель и генератор на транзисторе. Демонстрации 1. Электроизмерительные приборы. 2. Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. 3. Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения. 4. Электронно-лучевая трубка. 5. Явление электролиза. 6. Магнитное взаимодействие токов. 7. Отклонение электронного пучка магнитным полем. 8. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. 9. Магнитная запись звука. 10. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника. 11. Трансформатор. 12. Генератор переменного тока. 13. Осциллограмма переменного тока. 14. Сложение гармонических колебаний. 15. Конденсатор в цепи переменного тока. 16. Катушка в цепи переменного тока. 17. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. 18. Свободные электромагнитные колебания. 19. Собственная и примесная проводимость полупроводников. 20. Полупроводниковый диод. 21. Транзистор. |
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных... | Касьянов В. А м.: Дрофа, 2004 рабочая программа реализуется через... Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089, Сборника нормативных документов. Физика / Сост. Программы для... | ||
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных... «Физика 7-11 классы» (базовый уровень) и авторской программы А. В. Перышкина «Физика 7-9 классы», 2004 г. Эта программа традиционная... | Рабочая программа по экономике для 10А, 10Б классов (базовый уровень)... Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,... | ||
Автор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов... | Тематическое планирование 10 класс Классы Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень),... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а также Программы курса химии для 10-11 классов... | ||
Программа курса “Европейское финансовое право” Москва 2008 Программу... Программу курса разработал Касьянов Рустам Альбертович, к ю н., ст преподаватель | Пояснительная записка 4 Статус документа 4 Общая характеристика учебного... Физика” 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы С. А. Тихомировой и Б. М. Яворского для общеобразовательных учреждений... | ||
Симонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю).... Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы Пономарева И. Н., Корнилова О.... | Ла… ла… лаzарет… Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской... | ||
Рабочая программа по биологии «Биология. Общая биология» Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы... | Тематическое планирование уроков по физике для 10 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология» При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень | Тема урока: «Сообщающиеся сосуды и их применение» Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской... |