«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1





Скачать 199.31 Kb.
Название«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1
Дата публикации20.09.2014
Размер199.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Физика, 10-е классы (сентябрь-октябрь)
Характеристика инструментария
Для проведения стартовой диагностики знаний по физике учащихся 10-х классов было разработано два комплекта тестов (8 вариантов). Каждый вариант диагностической работы состоял из 16 заданий: 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 3-х заданий с кратким ответом. Одно задание с кратким ответом представляло собой расчетную задачу, два задания - на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

В каждом варианте были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).

Тест охватывал учебный материал курса физики основной школы и включал задания по разделам «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления», а также «Физические методы изучения природы». Наибольшее количество заданий приходилось на тему «Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1.
Таблица 1



п/п

Содержательные блоки

Число заданий

в варианте

1

Механические явления

8

2

Тепловые явления

2

3

Электромагнитные явления

3-4

4

Квантовые явления

1

5

Физические методы изучения природы

1-2

Всего:

16


Тест включал в себя минимальное количество расчетных задач и преимущественно содержал задания:

  • на понимание и применение основных физических законов (законов Ньютона, закона сохранения импульса, закона всемирного тяготения, закона сохранения механической энергии, закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи);

  • на знание основных физических величин и их единиц в системе СИ (путь, сила, центростремительное ускорение, импульс, работа, энергия, давление, сила тока, электрическое напряжение, внутренняя энергия и др.);

  • на знание основополагающих понятий и физических моделей (строение вещества, модели агрегатных состояний вещества, планетарная модель атома, механические колебания и волны, постоянный магнит и его свойства, радиоактивные излучения и их свойства и др.);

  • на узнавание и описание физических явлений (взаимодействие тел и зарядов, электризация тел, превращение энергии из одного вида в другой и др.);

  • на владение основами методологических умений (знать назначение приборов, правильно составлять схемы включения электрических приборов в экспериментальную установку, выбирать оборудование, исходя из заданной цели эксперимента);

  • на владение универсальными учебными умениями работать с информацией различного типа.

Каждый вариант теста составляется таким образом, чтобы в заданиях использовались различные способы представления информации: графики, схемы, схематичные рисунки.

Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2:
Таблица 2



п/п

Блоки проверяемых умений

Число заданий

в варианте

1

1.1. Знать/понимать смысл физических понятий

1 – 2

2

1.2. Знать/понимать смысл физических величин

4 – 5

3

1.3. Знать/понимать смысл физических законов

3 – 4

4

1.4. Уметь описывать и объяснять физические явления

1 – 2

5

2.3. Уметь проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика


1 – 2

6

2.4. Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты

1 – 2

7

2..6. Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

0 – 1

8

3. Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности

1 – 2

9

4.5. Уметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую

1 – 2

Основные результаты выполнения диагностической работы

Диагностическую работу по физике выполняли 2467 обучающихся 10-х классов (126 классов) из 116 общеобразовательных учреждений Москвы.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.



Рис.1

Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 6 заданий), составляет 14% (322 учащихся).

Большинство десятиклассников (1789 учащихся, что составляет 75% от числа тестировавшихся) выполнили от 6 до 12 заданий. На «хорошо» и «отлично» с работой справились только 44% тестировавшихся.
Анализ результатов выполнения диагностической работы

по физике
В приведенной ниже таблице представлены средние (по двум комплектам) результаты выполнения заданий по темам.

Содержательный элемент считается усвоенным, если процент выполнения для заданий базового уровня сложности превышает 65%, а для заданий повышенного и высокого уровня сложности – 50%.

Таблица 3


Код темы

Контролируемое содержание

Средний % выполнения

1_01_1

Путь

81%

1_05_2

Равноускоренное прямолинейное движение

69%

1_06_1

Свободное падение

41%

1_07_1

Ориентация векторов скорости и ускорения

46%

1_07_2

Центростремительное ускорение

47%

1_11_2

Второй закон Ньютона

38%

1_12_1

Третий закон Ньютона

44%

1_15_1

Закон всемирного тяготения

42%

1_16_1

Импульс

76%

1_16_2

Импульс системы тел

29%

1_17_1

Закон сохранения импульса

39%

1_18_1

Работа силы

46%

1_19_2

Кинетическая энергия

58%

1_20_1

Закон сохранения механической энергии

35%

1_22_2

Давление внутри жидкости

59%

1_24_1

Сила Архимеда

53%

1_25_1

Механические колебания (период, амплитуда, частота колебаний)

80%

1_25_2

Свободные колебания пружинного маятника

56%

1_25_3

Свободные колебания математического маятника

17%

1_25_4

Механические волны

66%

2_01_1

Строение вещества

74%

2_01_2

Модели газообразного, жидкого и твердого состояния веществ

81%

2_04_1

Внутренняя энергия

85%

2_04_2

Способы изменения внутренней энергии

42%

2_06_2

Удельная теплоемкость

76%

3_01_1

Электризация тел

45%

3_02_1

Взаимодействие зарядов

70%

3_03_1

Закон сохранения электрического заряда

29%

3_05_1

Постоянный электрический ток

62%

3_05_2

Сила тока

60%

3_05_3

Напряжение

57%

3_06_2

Параллельное и последовательное соединение проводников

60%

3_07_1

Закон Ома для участка цепи

72%

3_07_3

Расчет простейших электрических цепей

60%

3_11_1

Свойства магнита

52%

4_1_1

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения

64%

4_2_2

Планетарная модель атома

32%

4_3_1

Ядро. Протонно-нейтронная модель ядра

57%

5_1_2

Физические понятия: тело, величина, вещество, явление

41%

5_2_1

Международная система единиц

69%

5_2_2

Определение физических величин по формулам

37%

5_2_5

Физические процессы (изменение физических величин в МКТ и термодинамике)

45%

5_3_2

Приборы для измерения физических величин

69%

Среднее:

57%


Анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод: знания школьников не являются системными. Учащиеся механически усвоили ряд физических величин, знают их единицы в Международной системе СИ и приборы для измерения, но при этом не понимают, как применить эти знания ни при анализе физических явлений, ни при описании физических законов.

Так, школьники хорошо усвоили понятие импульса как физической величины (уровень освоения 76%) , но не понимают закон сохранения импульса (уровень освоения 39%). На вопрос о внутренней энергии и ее зависимости от температуры правильно ответили 85% тестируемых, но только 42% понимают способы изменения внутренней энергии. 80% школьников знают основные характеристики колебательного движения (период, амплитуда, частота колебаний), но не понимают периодичность превращения механической энергии при свободных колебаниях нитяного и пружинного маятников. Основополагающие законы механики (закон сохранения импульса и закон сохранения энергии, законы Ньютона, закон всемирного тяготения) не освоены десятиклассниками.

Из года в год предлагаются задания на понимание третьего закона Ньютона, но процент выполнения остается низким.
Пример 1.

Трактор тянет прицеп. Сравните модули двух сил: силы F1 действия трактора на прицеп и силы F2 действия прицепа на трактор.


1)

F1F2 – (42%-правильный ответ)

2)

F1F2 – (45%)

3)

F1F2 – (6%)

4)

F1 >> F2 – (7%)


Учащиеся испытывают затруднения при анализе формулы закона всемирного тяготения.

Пример 2.

Сила гравитационного взаимодействия между двумя телами малых размеров равна 9 Н. С какой силой будут притягиваться эти тела, если расстояние между ними уменьшить в 3 раза?


1)

1 Н – (6%)

2)

3 Н - (25%)

3)

27 Н – (44%)

4)

81 Н–(25%-правильный ответ)


Крайне низкий процент выполнения имеют задания на понимание условий применения законов сохранения в механике. Показательны в этом плане примеры 3 и 4.

Пример3.
Движущийся по горизонтальной поверхности шар сталкивается с таким же покоящимся. После столкновения шары движутся вместе. В результате кинетическая энергия системы шаров


1)

уменьшается – (39% - правильный ответ)

2)

увеличивается –(26%)

3)

не изменяется –(27%)

4)

нельзя сказать, увеличивается или уменьшается –(8%)


Пример 4.

Движущийся шар сталкивается с таким же покоящимся. После столкновения шары движутся вместе. При этом импульс системы шаров сразу после столкновения

1)

уменьшается –(32%)

2)

не изменяется – (35% - правильный ответ)

3)

увеличивается – (24%)

4)

может измениться произвольным образом – (8%)


Традиционно вызывают затруднения задания на понимание явления электризации (примеры 5 и 6).

Пример 5.

К стержню незаряженного электроскопа поднесли,
не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку (см. рисунок). Листочки электроскопа разошлись на некоторый угол. При этом под действием электрического поля палочки


1)

стержень и листочки получили положительный заряд – (36%)

2)

заряды в стержне и листочках перераспределились, листочки зарядились положительно – (34%- правильный ответ)

3)

стержень и листочки получили отрицательный заряд – (13%)

4)

заряды в стержне и листочках перераспределились, листочки зарядились отрицательно – (17%)


Пример 6.

В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил? Установите соответствие между указанными физическими величинами и их возможным изменением: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

A)

количество электронов на шёлке

1)

увеличилось




Б)

количество протонов на линейке

2)

уменьшилось










3)

не изменилось





Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б







Правильный ответ: 1 3, дали 33% тестировавшихся.
Затруднения вызвал вопрос об умении работать с электроизмерительными приборами.

Пример 7.

Как называется прибор для измерения электрического напряжения на резисторе, и каким образом он подключается в электрическую цепь к резистору?


1)

амперметр, последовательно – (12%)

2)

вольтметр, параллельно – (57% - правильный ответ)

3)

вольтметр, последовательно – (23%)

4)

амперметр, параллельно – (7%)


Неожиданно низкий процент выполнения был получен в заданиях на свойства постоянного магнита (пример 8). Возможно, это связано с тем, что учащиеся никогда не видели, как выстраиваются железные опилки в магнитном поле постоянного магнита, и не связали картинку с магнитными линиями?

Пример 8.

На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. При этом магнитная стрелка установилась так, как показано на рисунке. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?


1)

1 – северному полюсу, 2 – южному – (41%)

2)

2 – северному полюсу, 1 – южному –(44% - правильный ответ)

3)

и 1, и 2 – северному полюсу – (6%)

4)

и 1, и 2 – южному полюсу – (9%)



И уж совсем непонятно, чему мы учим на уроках физики, если задание на основные физические понятия, с которых начинается изучение школьного курса физики, имеет процент выполнения всего 15%.

Пример 9.

Установите соответствие между физическими понятиями и примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ПОНЯТИЯ

ПРИМЕРЫ

A)

физическая величина

1)

термометр




Б)

физическое явление

2)

градус Цельсия










3)

температура










4)

плавление





Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б







Правильный ответ: 3 4.
Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки на тестировании


Категории участников тестирования

Описание уровня подготовки по физике категорий участников тестирования

Отметка «5».

(13–16 баллов)

Учащихся этой категории – 8%.

Средний процент выполнения заданий – 91%.

Уровень освоения достигнут по всем проверяемым элементам содержания. Задания базового и повышенного уровня сложности (за исключением одного задания на способы изменения внутренней энергии) выполнены на уровне 77- 100%


Отметка «4».

(10–13 баллов)

Учащихся этой категории – 36%.

Средний процент выполнения заданий – 71%.

  • Продемонстрирован процент выполнения выше 65% для заданий, проверяющих следующие элементы содержания:

  • скорость при равноускоренном прямолинейном движении;

  • центростремительное ускорение;

  • импульс тела;

  • сила Архимеда;

  • механические колебания;

  • внутренняя энергия;

  • сила тока, напряжение;

  • параллельное и последовательное соединения проводников, расчет простейших электрических цепей;

  • радиоактивные излучения;

  • физические величины и формулы, по которым они определяются, единицы величин и приборы для их измерения.

Затруднения вызвали вопросы на проверку следующих элементов содержания:

  • второй и третий законы Ньютона;

  • закон всемирного тяготения;

  • закон сохранения импульса;

  • работа силы, закон сохранения механической энергии;

  • электризация тел;

  • закон сохранения электрического заряда;

  • свойства магнита;

  • способы изменения внутренней энергии;

  • планетарная модель атома.

Отметка «3».

(6–9 баллов)

Учащихся этой категории – 42%.

Средний процент выполнения заданий – 48%.

Процент выполнения 65% и выше достигнут для отдельных заданий, проверяющих знание понятийного аппарата курса физики:

  • знание физических величин путь, импульс, внутренняя энергия, характеристик колебательного движения (период, амплитуда, частота);

  • знание формулы для скорости при равноускоренном прямолинейном движении;

  • знание единиц физических величин.

Отметка «2.

(0- 5 баллов)

Учащихся этой категории – 14%

Средний процент выполнения заданий – 27%

Тестируемые с неудовлетворительным уровнем подготовки показали крайне низкий уровень знаний даже основного понятийного аппарата школьного курса физики. Для данного уровня подготовки отсутствуют полностью усвоенные контролируемые элементы содержания.


Выводы и рекомендации

  1. С заданиями диагностической работой по физике справились 86% десятиклассников.

  2. Учащиеся продемонстрировали знание большинства проверяемых физических величин и их единиц. Высокий процент выполнения получен на методологические задания (выбор оборудования, исходя из целей эксперимента, знание приборов для измерения физических величин). Гораздо ниже процент выполнения заданий на правила включения электроизмерительных приборов (например, вольтметра) в электрическую схему. Это указывает на то, что учащиеся недостаточно отработали практические навыки работы с электроизмерительными приборами. Необходимо чаще обращаться на уроках физики к фронтальному эксперименту.

  3. Традиционно школьники испытывают затруднения, связанные с математическим анализом формул, особенно если зависимость от изменяемого параметра квадратичная. Сложности вызывают качественные вопросы на понимание явлений (например, электризация, изменение внутренней энергии). Не освоены учащимися основные законы механики.

  4. Конечно, современный учитель физики работает в условиях предельно жесткого минимума учебных часов. Федеральный базисный учебный план предполагает отведение на изучение физики в основной и старшей школе 2 часа в неделю. При обучении физике по двухчасовому курсу можно лишь в точности следовать базовому стандарту предмета, но при этом важно ориентировать учителя на то, что он должен в ходе преподавания физики особое внимание обращать на формирование у учащихся естественнонаучного мировоззрения. А для этого необходимо, чтобы школьники овладели умением описывать физические явления, понимать и применять физические законы.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconДиагностика и ремонт высоковольтных вводов с большим сроком службы
Распределение вводов по классам напряжения и основным конструктивным исполнениям приведены в таблице 1 и 2
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Его можно проводить в различных формах. На первом этапе изучения физики наиболее приемлемая форма – это контрольная работа. Здесь...
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconРабочая программа по химии в 11 классе является основным документом,...
Федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования Российской...
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconРасписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой...
Аналитические графики распределения учебной нагрузки учащихся в III триместре 2012-2013 учебного года
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconТематическое планирование во 2 классе
«явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconКлассный час «65 лет Великой Победе. Подмосковье» «Запомните: от...
Подготовительная работа: выбор темы и распределение заданий для поиска материала микрогруппам ( срок – 2 недели), создание презентации...
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconЦель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать...
Предложенная программа факультативного курса «Клуб Почемучек» представляет собой комплекс предлагаемых для исследования научно-познавательных...
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
Дисциплина относится к базовой части информационно-правового цикла ооп и изучается на первом курсе в первом и втором семестрах. Освоение...
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconРаспределение заданий по содержанию
Работа состоит из двух частей. В первой части 18 заданий, во второй – На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут)
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 icon1. Цель и задачи изучения дисциплины (учебного курса)
Дисциплина читается в первом семестре второго курса по направлению подготовки магистров 270800. 01. 68 "Техническая эксплуатация...
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconРабочая программа по географии для 7 класса включает разделы: «Пояснительная записка»
«Распределение материала по содержательным линиям» с возможностью углубления материала в классах повышенного уровня
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconРабочая программа по географии для 7 класса включает разделы: «Пояснительная записка»
«Распределение материала по содержательным линиям» с возможностью углубления материала в классах повышенного уровня
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В физике изучают: механические, электрические, тепловые, магнитные, звуковые и световые явления
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconАнатомия центральной нервной системы
Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же...
«Механические явления», которая повторно изучается в первом триместре в 10-м классе. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Распределение материала по содержательным линиям» с возможностью углубления материала в классах повышенного уровня стр. 9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск