Скачать 70.19 Kb.
|
Урок- игра « Мореплаватели и воздухоплаватели .»Обучающие цели : повторить , обобщить , систематизировать , расширить знания по этим темам. Развивающие цели : развивать интерес к физике . Воспитательные цели : воспитывать стремление к победе , сплоченность ,коллекти- визм. Урок проводится в форме нескольких конкурсов между двумя командами : Морепла- вателями» и « Воздухоплавателями». Обе команды заранее ( за одну- две недели до урока) получают задания : каждая команда должна подготовить сообщение о судах различного назначения ( « Мореплаватели» ) и о воздухоплавательных аппаратах ( « Воздухоплаватели» ). Представление команд « Мореплаватели» и « Воздухоплаватели» За правильный ответ участники команд получают жетоны. По количеству жетонов выставляются оценки участникам команды. План урока. 1. Разминка. 2. Сообщения команд. 3. Решение качественных задач. 4. Творческий конкурс. 5. Экологический конкурс. 6.Подведение итогов. Ход урока. 1. Разминка. Ребята , вам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело , мы изу- чили условия плавания тел. Ответьте на следующие вопросы : 1.Единица давления. 2. Единица массы. 3. Кратная единица масссы. 4. Единица площа- ди. 5. Единица времени. 6. Единица силы. 7. Единица объема. 8. Единица длины. Ответы : 1. Паскаль. 2. Килограмм. 3.Тонна. 4. Квадратный метр. 5. Час. 6. Ньютон. 7 Литр. 8. Метр. 2. Сообщения команд. Сообщение команды « Мореплаватели». Судно- это сложное инженерное сооружение , способное передвигаться по воде ( обыч- ные надводные суда ), под водой ( подводные суда ) или над водой ( судна на подводных крыльях и на воздушной подушке). Первым средством передвижения людей по воде были обломки деревьев , потом появи- лись плот, челн- бревно с выдолбленной сердцевиной. Постепенно люди научились улучшать мореходные качества судов, строить их из отдельных частей- каркаса и об- шивки. Первоначально на челнах и плотах передвигались с помощью шестов и весел.Затем , примерно за 3000 лет до н. э. появился парус- на судах в Средиземном море. В 19 веке самые быстроходные парусники- трех – и четырехмачтовые клиперы- перевозили чай из Китая, шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км\ч. Рекорд скорости клипера « Кэтти Сарк» ( 39 км\ч) не побит до сих пор ни одним из парусных судов. Со временем паруса были заменены паровыми машинами. Первый речной пароход « Клемонт» был построен в США в 1807 г. по проекту Роберта Фултона , а первый мор- ской появился в России в 1815 г. Судовой паровой котел с высокой трубой топили дровами. В 1903 г. на Волге построили первое в мире дизельное судно – танкер « Ван- дал». С развитием атомной энергетики появились установки, вырабатывающие пар на тепле, выделяемом в ядерном реакторе.Первое гражданское судно на ядерном- атомный ледо- кол « Ленин» работал в Арктике с 1959 г. Самоходное судно приводится в движение с помощью движителя ( паруса, винта, колес.) Корпус судна состоит как бы из скелета ( его называют набором), к которому при- крепляется наружная обшивка , палуба и другие части. Наружную обшивку изгибают так, чтобы очертания корпуса были плавными, и не возникало большого сопротивления движению. На крупных судах устраивают двойное дно, суда некоторых типов имеют и двойные борта. Подпалубные пространства ( трюмы ) и межпалубные помещения ( твин- деки) используют для размещения груза. Запасы жидкого топлива и пресной воды хра- нятся в цистернах , называемых танкерами. Сообщение команды « Воздухоплаватели» Тысячи лет человек мечтал о полете над облаками. Но сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые оторваться от нее удалось с помощью теплого воздуха. Братья Жозеф и Этьен Монгольфье во Франции летом в 1783 г. соорудили воздушный шар и , надув его теплым воздухом, отправили в полет.Первыми пассажирами были баран и петух. Убедившись , что полеты безопасны, на монгольфьерах- так стали называть эти шары- стали летать и люди. Первый полет в ноябре совершил французы Пилатр де Розье и д Арланд. Монгольфьеры использовались для развлекательных полетов: как только в них остывал воздух, они быстро опускались. Для военных и научных целей стали использоваться ша- ры , надуваемые водородом и гелием. На таком шаре совершил полет русский ученый Д.И. Менделеев для наблюдений сол- нечного затмения в 1887 г. В наше время все летательные аппараты легче воздуха называют аэростатами. В 30-е гг. было построено несколько высотных аэростатов для исследования верхних слоев- стратостатов. Гондола стратостата делалась герметичной, чтобы люди на большой высоте не страдали от недостатка кислорода. Стратостаты достигали высоты свыше 20 км. Аэростат летит туда , куда его гонит поток воздуха. На смену аэростатам пришли дири- жабли- управляемые аэростаты , и летательные аппараты тяжелее воздуха- самолеты и вертолеты. Во время первой и второй мировых войн в армиях многих стран появились аэростаты , связанные с землей прочным тросом. Они использовались в качестве подвиж- ных наблюдательных пунктов ,для подвески радиоантенн , в качестве воздушных заграж- дений против самолета противника. Современные воздушные шары используют в спортивных целях , а дирижабли для аэрофотосъемок. Авиаконструкторы создали гидросамолет- амфибию, способный взлетать с водной по- верхности и успешно приводняться. Разработан и совершенствуется летательный аппа- рат, представляющий собой гибрид воздушного шара , самолета и вертолета. 3. Решение качественных задач. Каждой команде задаются по два вопроса на смекалку. Вопросы для « Мореплавателей»
Ответ: плотность воздуха , которым она надута , во много раз меньше плотности воды, а вес стенок невелик.
Ответ : архимедова сила не возникает в том случае , когда вода не проникает между лод- кой и дном, то есть на нижнюю поверхность лодки не действует давление воды. Вопросы для « Воздухоплавателей». 1. Дирижабль наполняют легким газом. Не лучше было бы из него просто выкачать воздух ? Ответ: выкачивать воздух из оболочки нельзя , т. к. огромная сила атмосферного дав- ления легко раздавит оболочку дирижабля. 2.Почему подъемная сила аэростата зависит от времени суток и днем является наибольшей ? Ответ : солнечные лучи нагревают газ в стратостате , поэтому увеличивается объем и подъемная сила. 4. Творческий конкурс. Задание « Мореплавателям» : Необходимо проверить , изменяется ли плотность воды в доеме с глубиной .Пред- ложите такой способ проверки. Для этого имеются динамометр , груз на нити. Ответ : в воду на нити опускают груз, верхний конец нити прикрепляют к динамометру, если плотность воды с глубиной не меняется , то показания динамометра останут- ся без изменения, если плотность воды возрастает , то возрастает выталкивающая сила , действующая на груз : показания динамометра уменьшаются. Такой прибор для измерения плотности жидкости называется ареометром. При плавании в жидкости ареометр погружается на большую или меньшую глу- бину в зависимости от плотности жидкости. Градуируется ареометр в единицах плотности. Чем больше плотность жидкости , тем на меньшую глубину погружается арео- метр. Задание « Воздухоплавателям» На молочных фермах удои молока измеряются молокомером. Он представляет собой цилиндр 1, внутри которого находится поплавок 2 с укрепленным на нем стержнем со шкалой 3. Высота шкалы равна высоте сосуда. В молокомер наливают молоко 5, по шкале и рамке 4 определяют его объем в литрах. Если высота шкалы показывает цифру 12 , то, значит, в сосуде 12 литров молока. Как с помощью такого прибора определяют вес молока. Ответ : действие прибора основано на законе Архимеда : на поплавок действует вытал- кивающая сила молока, и он всплывает. Чем больше объем молока, тем выше поднима- ется поплавок.Способ определения надоев молока молокомером самый быстрый и удоб- ный; взвешивание на весах заняло бы очень много времени.Вес надоенного молока опре- деляется по его объему и удельному весу( вес молока , который приходится на 1 литр мо- лока.) 5. Экологический конкурс. Каждая команда получает два задания : 1.Охарактеризовать экологическую ситуацию , создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств. 2 Предложить альтернативные транспортные средства. Ответ команды « Мореплаватели» Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть , попавшая в море из двигате- лей или из танкеров , всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде об- разуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и других обитателей моря.Таким образом экологи- ческая обстановка ухудшается. Экологически безвредными средствами являются плоты и парусные суда. Ответ команды « Воздухоплаватели» Воздушный транспорт загрязняет воздух , создает шум , расходует кислород атмосферы и топлива. Тем самым экологическая обстановка также ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются аэростаты и дирижабли. 6 Итог урока. Подводятся итоги работ команд. Оценивается работа наиболее активных участников игры. Литература: 1.А.В. Перышкин Физика 7.Дрофа. Москва-2002 2. М.Е. Тульчинский Качественные задачи по физике 6-7 классы. Москва. Просвещение 1976. 3.М.Я. Куприн Юным физикам.Южно- уральское книжное издательство.1967. 4.В.А. Волков,С. Е. Полянский Поурочные разработки по физике. Москва. Вако. 2005. |
Урок окружающего мира во 2А классе по теме "Все профессии важны" ... | Урока: Обобщающий урок по теме Правописание слов с Итак, отправляемся в путешествие по островам. Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные... | ||
Урок-игра по типу телевикторины «Своя игра» Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка | Урок-игра «В плену иллюзий» в 7 классе в мбоу оош №31 01. 03. 13 года «Противодействие злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории муниципального образования город Новороссийск... | ||
Урок Игра крестики-нолики. Урок 3 Урок 29 – 30. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов) | Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | ||
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Калинченко Татьяна Дмитриевна Учитель английского языка моау сош... Игра для учащихся – путь к познанию, включаясь в игру ученик забывает, что идет урок. Часто игра принимает форму соревнования, требующего... | ||
Игра в жизни дошкольника. Игра зеркало души «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка... | Урок репортаж; Урок вернисаж; Урок круглый стол; Урок-игра «Угадай мелодию» Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому, эти уроки в своей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет нашего разговора сегодня — игра, Игра с большой буквы, игра как некий своеобразный феномен, документальный спектакль Игра,... | Урок – игра «Счастливый случай» Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения» | ||
Фрагменты уроков Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | Пашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального... Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | ||
Вид разработки Обозначения: оу – открытый урок, Пр – презентация, Пос – пособие, Игра, ку – компьютерный урок, м – мастерская, вм – воспитательное... | Уроки 3 – Игра камешки. Урок 5 Урок 31. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов) |