Департамент образования Вологодской области
БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»
___________С.А. Ерехинский
«____» _________ 20 ___г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение
2011 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
Разработчики: Ерехинский С.А.- директор, высшая квалификационная категория, Заслуженный мастер РФ, Отличник ПТО РСФСР
Мараков В.В.- заместитель директора по УПР, высшая квалификационная категория
Чистякова В.В.- методист, высшая квалификационная категория
Белозерова О.Ю.. - преподаватель первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО с цикловой
методической комиссией
Руководитель
___________/Н. В. Афанасьева/
и рекомендовано к применению СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| 3. условия реализации программы учебной дисциплины
| 10
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в части освоения основных видов профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области энергетики, энергетического машиностроения и электротехники при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Материаловедение» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, по внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их;
определять твердость материалов;
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
выбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давление, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, способы защиты металлов от коррозии;
классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
основные свойства полимеров и их использование;
особенности строения металлов и сплавов;
свойства смазочных и абразивных материалов;
способы получения композиционных материалов;
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 106
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 80
| в том числе:
|
| практические работы
| 26
| лабораторные работы
| 16
| контрольные работы
| 2
| итоговый зачет
| 2
| экзамен
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 26
| в том числе:
|
| Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Реферат.
Составление технологической карты по предложенному образцу.
Изучение материала учебника по заданной теме.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление практических работ.
Выполнение индивидуальных заданий.
Расчетно-графическая работа.
Подготовка к контрольной работе.
|
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование тем
| Содержание учебного материала, лабораторных и практических работ, самостоятельная работа обучающихся.
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Раздел 1.
Основы материаловедения
|
26
|
| Тема 1.1
Введение
| Содержание учебного материала
| 2
| Предмет и задачи дисциплины, его значение. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Классификация материалов. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины. Классификация электроматериалов.
| 2
| Тема 1.2
Строение и свойства металлов и сплавов
| Содержание учебного материала
| 12
| Основные сведения о металлах и сплавах. Атомно - кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Физические и химические свойства. Деформация и разрушение. Механические свойства. Технологические и эксплуатационные свойства. Электрические свойства. Тепловые свойства. Магнитные свойства. Определение кристаллизации. Схема процесса кристаллизации. Полиморфные превращения в металлах. Коррозия и способы защиты.
| 2
| Лабораторные работы
| 8
| Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов.
Определение твердости металлов и сплавов.
Ознакомление с современными методами и приборами определения твердости материалов.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
| Тема 1.3
Основы выбора материалов
| Содержание учебного материала
| 6
| Схема выбора материала для производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология.
| 2
| Практические работы
| 4
| Определение пригодности конструкционных материалов к операциям деформации.
Выбор материалов для профессиональной деятельности.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Поиск информации по заданной теме из различных источников.
|
| Раздел 2.
Обработка металлов и сплавов
|
14
| Тема 2.1
Обработка металлов и сплавов
| Содержание учебного материала
| 10
| Виды и назначение термической обработки. Характеристика отжига, нормализации, закалки и отпуска. Режимы обработки. Дефекты и брак при термической обработке. Химико-термическая обработка. Механические испытания металлов. Технологические испытания и пробы. Методы исследования металлов. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.
| 2
| Практические работы
| 4
| Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали.
Подбор способов и режимов обработки металлов.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
| Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовка к контрольной работе.
|
|
| Контрольная работа по разделу 2
| 1
|
| Раздел 3.
Электротехнические материалы
|
46
| Тема 3.1
Проводниковые материалы
| Содержание учебного материала
| 14
| Классификация проводниковых материалов. Основные свойства и характеристики. Требования прьедьявляемые к материалам. Медь и ее сплавы. Алюминий и его сплавы. Железо и его сплавы. Стали. Чугуны. Технологии их производства. Свойства, применение и маркировка сталей и чугунов. Материалы с высоким сопротивлением. Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Сверхпроводники и криопроводники. Неметаллические проводниковые материалы. Материалы для подвижных контактов. Припои. Металлокерамика.
| 2
| Лабораторные работы
| 8
| Исследование макроструктуры (макроанализ) металлов и сплавов.
Определение свойств проводниковых материалов.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Выполнение индивидуальных заданий.
| Зачет
| 2
| Тема 3.2
Полупроводниковые материалы
| Содержание учебного материала
| 12
| Свойства полупроводников. Простые полупроводники: германий, кремний, селен, теллур. Полупроводниковые соединения. Сложные полупроводники различных типов. Оксидные полупроводники. Стеклообразные полупроводники. Органические полупроводники.
| 2
| Практические работы
| 6
| Определение свойств полупроводниковых материалов.
| Самостоятельная работа обучающегося
| 2
| Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление практических работ.
Выполнение индивидуальных заданий.
| Тема 3.3
Диэлектрические материалы
| Содержание учебного материала
| 12
| Свойства диэлектриков. Полимеризационные синтетические полимеры. Электроизоляционные пластмассы. Слоистые пластики и фольгированные материалы. Пленочные электроизоляционные материалы. Электроизоляционные материалы на основе каучуков. Лаки и эмали. Компаунды. Флюсы. Стекло. Ситаллы. Керамика. Слюда и материалы на ее основе. Жидкие диэлектрики. Газообразные диэлектрики. Активные диэлектрики. Сегнетодиэлектрики. Пьезоэлектрики. Электреты. Прокладочные материалы. Уплотнительные. Полимеры.
| 2
| Практические работы
| 6
|
| Определение характеристик диэлектрических материалов.
| Самостоятельная работа обучающегося
| 4
| Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление практических работ.
Подготовка к контрольной работе.
| Контрольная работа по разделу 3
| 1
|
| Раздел 4.
Магнитные материалы
|
8
| Тема 4.1
Магнитные материалы
| Содержание учебного материала
| 6
| Основные характеристики магнитных материалов. Классификация магнитных материалов. Магнитотвердые материалы. Магнитомягкие материалы. Магнитные материалы специального назначения.
| 2
| Практические работы
| 3
| Определение характеристик магнитных материалов.
| Самостоятельная работа обучающегося
| 2
| Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Выполнение индивидуальных заданий.
|
| Раздел 5.
Материалы для изделий электронной техники
|
10
| Тема 5.1
Материалы для изделий электронной техники
| Содержание учебного материала
| 6
| Материалы для полупроводников. Материалы для устройства с печатным монтажом.
| 2
| Практические работы
| 3
| Выбор материалы для изделий электронной техники.
| Самостоятельная работа обучающегося
| 4
| Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Выполнение индивидуальных заданий.
Подготовка к итоговому зачету.
| Экзамен
|
| Всего:
| 106
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя: 1.
Рабочие места обучающихся: 25-28.
Учебная документация:
Документы Государственного стандарта профессионального образования РФ по специальности;
Рабочий учебный план;
Рабочая учебная программа;
Перспективно - тематические планы;
Планы уроков.
Комплект плакатов (стендов) для оформления кабинета.
Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.
Доска маркерная.
Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).
Объемные наглядные пособия:
Модели;
Макеты, муляжи;
Наборы деталей и элементов конструкций;
Демонстрационные установки (стенды).
Оборудование для практических и лабораторных работ.
Средства обучения для учащихся:
Учебники, учебные пособия;
Сборники задач, заданий, упражнений;
Руководство по выполнению практических заданий и лабораторных работ;
Образцы выполненных работ.
Учебно-методическая литература для преподавателя.
Электронные учебники.
Технические средства обучения:
Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.
Диапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. и др. Лабораторный практикум по
материаловедению в машиностроении и металлообработке. - М.:
Издательский центр «Академия», 2010
Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. Справочное пособие по материаловедению. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
Моряков О.С. Материаловедение. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов н/Д., 2005
www.dic.akademic.ru
www.materiall.ru
www.wikipedia.org
Дополнительные источники:
Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно - практических занятий, тестирования, контрольных работ
Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Знание видов механической, химической и термической обработки металлов и сплавов.
| Оценка результатов самостоятельной работы.
| Знание видов прокладочных и уплотнительных материалов.
| Оценка выполнения индивидуальных заданий.
| Знание закономерностей процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, способы защиты металлов от коррозии.
| Оценка выполнения контрольной работы.
| Знание классификации, основных видов, маркировки, области применения и видов обработки конструкционных материалов, основных сведений об их назначении и свойствах, принципов их выбора для применения в производстве.
| Оценка выполнения самостоятельной работы.
| Знание методов измерения параметров и определения свойств материалов.
| Оценка выполнения лабораторной работы.
| Знание основных сведений о кристаллизации и структуре расплавов.
| Оценка устного ответа.
| Знание основные сведений о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства.
| Оценка результата индивидуального задания.
| Знание основных свойств полимеров и их использования.
| Оценка результата самостоятельной работы.
| Знание особенностей строения металлов и сплавов.
| Оценка устного опроса.
| Знание свойств смазочных и абразивных материалов.
| Оценка тестирования.
| Знание способов получения композиционных материалов.
| Оценка контрольной работы.
| Знание сущности технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.
| Защита реферата по основным видам технологических процессов (индивидуально)
| Умение определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, по внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их.
| Оценка результатов практической работы на определение умений определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, по внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их.
| Умение определять твердость материалов.
| Оценка выполнения лабораторной работы.
| Умение определять режимы отжига, закалки и отпуска стали.
| Оценка выполнения практической работы.
| Умение выбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации.
| Оценка прохождения учебной и производственной практики.
| Умение подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давление, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей.
| Оценка результатов практической работы.
Оценка экзамена по дисциплине.
|
|