Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»





Скачать 174.09 Kb.
НазваниеБоу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»
Дата публикации11.04.2015
Размер174.09 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа


Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:

Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»

__________С.А. Ерехинский

«____» _________ 20 ___г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение

2011 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

Разработчик:

Белозерова Оксана Юрьевна - преподаватель первой квалификационной категории



СОГЛАСОВАНО с цикловой

методической комиссией Руководитель

___________/Е. Е. Тигрова/

и рекомендовано к применению





СОДЕРЖАНИЕ



стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации программы учебной дисциплины


10
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в части освоения основных видов профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников по профессиям рабочих и должностей служащих:

18494 Слесарь по контрольно-измерительным приборам

14919 Наладчик контрольно-измерительных приборов

согласно приложению к ФГОС СПО по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в области автоматики и управления при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Материаловедение» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным Государственным образовательным стандартом.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;

  • способы получения материалов с заданным комплексом свойств;

  • особенности испытания материалов.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 77 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:




практические работы

23

контрольные работы

4

итоговый дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:




Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Выполнение индивидуальных заданий.

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к контрольной работе/

Подготовка к зачету.





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование тем

Содержание учебного материала, практических работ, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4




Раздел 1.

Основы материаловедения


23




Тема 1.1

Введение

Содержание учебного материала

2


Предмет и задачи дисциплины, его значение. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Классификация материалов. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины.

2

Тема 1.2

Строение и свойства металлов и сплавов

Содержание учебного материала

13

Предмет и задачи дисциплины, его значение для техника. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Классификация материалов. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины. Основные сведения о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Физические и химические свойства. Деформация и разрушение. Механические свойства. Технологические и эксплуатационные свойства. Электрические свойства. Тепловые свойства. Магнитные свойства. Определение кристаллизации. Схема процесса кристаллизации. Полиморфные превращения в металлах. Диаграммы состояния. Коррозия и способы защиты.

2

Практические работы

7

  1. Исследование макроструктуры (макроанализ) металлов и сплавов.

  2. Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов.

  3. Определение твердости металлов и сплавов.

  4. Ознакомление с современными методами и приборами определения твердости материалов.

  5. Исследование свариваемости металлов и сплавов.

  6. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо – цементит.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Тема 1.3

Основы выбора материалов

Содержание учебного материала

4

Схема выбора материала для производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология.

2

Практические работы

2

  1. Определение пригодности конструкционных материалов к операциям деформации.

  2. Выбор материалов для профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа по разделу «Основы материаловедения»

1




Раздел 2.

Обработка металлов и сплавов


19

Тема 2.1

Обработка металлов и сплавов

Содержание учебного материала

15

Виды и назначение термической обработки. Характеристика отжига, нормализации, закалки и отпуска. Режимы обработки. Дефекты и брак при термической обработке. Химико-термическая обработка. Механические испытания металлов. Технологические испытания и пробы. Методы исследования металлов. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.

2

Практические работы

7

  1. Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали.

  2. Подбор способов и режимов обработки металлов.

  3. Проба на обрабатываемость стали резанием.

  4. Механические испытания образцов материалов.

  5. Физико-химические методы исследования металлов.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Подготовка к контрольной работе.







Контрольная работа по разделу «Обработка металлов и сплавов»

1




Раздел 3.

Конструкционные материалы


25

Тема 3.1

Чугуны

Содержание учебного материала

2

Производство чугуна. Классификация чугунов. Структура и свойства чугуна. Маркировка.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Выполнение индивидуальных заданий.

Тема 3.2

Стали

Содержание учебного материала

6

Производство стали. Общая классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали. Инструментальные стали и твердые сплавы. Стали, устойчивые против коррозии. Стали и сплавы с магнитными и электрическими свойствами. Высокопрочные стали. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы. Сплавы «с памятью». Аморфные сплавы (металлические стекла).

2

Практические работы

2

  1. Определение марки стали по искре.

  1. Анализ микроструктуры углеродистой стали.

Самостоятельная работа обучающегося

2

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Выполнение индивидуальных заданий.

Тема 3.3

Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала

6

Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. Титан и его сплавы. Магний и его сплавы. Баббиты. Маркировка область применения, свойства цветных металлов и сплавов.

2

Практические работы

2




  1. Определение характеристик диэлектрических материалов.

Самостоятельная работа обучающегося

2

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа по разделу «Конструкционные материалы»

1

Тема 4.1

Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

4

Пластмассы: виды, свойства, применение. Резина: свойства, область применения. Древесина и

древесные изделия. Технические клеи. Лакокрасочные материалы. Графитоуглеродные материалы. Абразивные материалы. Прокладочные, уплотнительные: классификация, свойства, применение.

Практические работы

2

  1. Определение характеристик неметаллических материалов.

Самостоятельная работа обучающегося

2

Поиск информации по заданной теме из различных источников.




Раздел 4.

Технические материалы.

10

Тема 4.2 Электротехнические материалы

Содержание учебного материала

4

Классификация электроматериалов. Проводниковые материалы. Полупроводниковые материалы. Диэлектрики.

Практические работы

1

  1. Определение характеристик электротехнических материалов.

Самостоятельная работа обучающегося

2

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Тема 4.3

Технологические материалы.

Содержание учебного материала

2

Технологические материалы: область применения, классификация и требования к свойствам.

Самостоятельная работа обучающегося

2

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Подготовка к контрольной работе/

Подготовка к зачету.

Контрольная работа по разделу «Технические материалы»

1

Итоговый дифференцированный зачет

2

Всего:

77

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».

Оборудование лаборатории:

  1. Рабочее место преподавателя: 1.

  2. Рабочие места обучающихся: 15.

  3. Учебная документация:

  • Документы Государственного стандарта профессионального образования РФ по специальности;

  • Рабочий учебный план;

  • Рабочая учебная программа;

  • Перспективно - тематические планы;

  • Планы уроков.

  1. Комплект плакатов (стендов) для оформления лаборатории.

  2. Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.

  3. Доска маркерная.

  4. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).

  5. Объемные наглядные пособия:

  • Модели;

  • Макеты, муляжи;

  • Наборы деталей и элементов конструкций;

  • Демонстрационные установки (стенды)

  1. Оборудование для проведения практических работ:

  • Разрывная машина или гидравлический пресс;

  • Маятниковый копер;

  • Твердомеры для определения твёрдости по методу Бринелля;

  • Твердомер Роквелла;

  • Твердомеры типа ТП (ТВ);

  • Твердомеры иностранного производства или твердомеры мод. УЗИТ – 3, ЭЛИТ -2Д, ТЭМП – 2;

  • Образцы для проведения практических работ;;

  • Устройство для определения растекаемости припоя;

  • Заточной станок;

  • Токарно - винторезный станок;

  • Микрометр

  1. Средства обучения для обучающихся:

  • Учебники, учебные пособия;

  • Сборники задач, заданий, упражнений;

  • Руководство по выполнению практических работ;

  • Образцы выполненных работ.

  1. Учебно-методическая литература для преподавателя.

  2. Электронные учебники.


Технические средства обучения:

  1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.

  2. Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.

  3. Диапроектор


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. и др. Лабораторный практикум по

материаловедению в машиностроении и металлообработке. - М.:

Издательский центр «Академия», 2010

  1. Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. Справочное пособие по материаловедению. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

  2. Моряков О.С. Материаловедение. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

  3. www.dic.aсademic.ru- поисковик по энциклопедиям и словарям.

  4. www.material.ru - все о материаловедении

  5. www.wikipedia.org - энциклопедия


Дополнительные источники:

  1. Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

  2. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов н/Д., 2005


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве.

Оценка выполнения практической работы.
Оценка прохождения учебной и производственной практики.

Знание области применения, методов измерения параметров и свойств материалов.

Оценка контрольной работы.

Знание способов получения материалов с заданным комплексом свойств.

Оценка реферата на описание способов получения материалов с заданным комплексом свойств.

Знание особенностей испытания материалов.

Оценка результатов практической работы на определение умений проведения испытаний

материалов.
Оценка за дифференцированный зачет по дисциплине.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconБоу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»
Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconБоу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconБоу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по профессии...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconБоу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по профессии...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconБоу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconБоу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по профессии...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconПрограмма профессионального модуля
Организация разработчик: боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж»
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconТесты для педагогов
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconТесты как инструмент контроля знаний
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconПроверка знаний, оценка знаний
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconБоу спо во «Белозерский педагогический колледж» Отделение начального...
План составлен в соответствии с фгос по профессии нпо 250101. 01 Мастер по лесному хозяйству
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconПоложение о формах проведения экзаменов по выбору выпускников 9 классов
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconТестирование – как форма контроля профессионального уровня воспитателя
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» icon«Ковровский медицинский колледж» утверждаю директор гбоу спо во
Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности учебных кабинетов гбоу спо во «Ковровский медицинский колледж» (далее – Колледж)...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconКачество составления тестов достижений и эффективность компьютерного интернет-тестирования
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» iconТест. Готовы ли Вы к тому, чтобы успешно продать свой бизнес ? Вопрос 1
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск