Типы тестов
| Представленная здесь классификация базируется на принятой в англоязычных (в основном - американских) источниках, поэтому мы считаем необходимым предварить ее переводом базовых терминов:
assessment
| - проверка знаний, оценка знаний
| quiz
| - тест-"викторина" - короткий ответ или выбор варианта (из готового набора)
| assignment
| - тест с относительно длинным произвольным ответом (возможно - сочинение на заданную тему)
| student evaluation
| - общая оценка обучаемого
| student
| - обучаемый
| image maps
| - карты изображений
| Можно обозначить три основных метода оценки знаний: quiz ("викторина") (ответы в краткой форме), assignment (свободные ответы) (развернутые ответы в относительно произвольной форме) и общая оценка (student evaluation).
"Викторина" (quiz)
Короткое задание, реализованное в форме, позволяющей обучаемому дать короткий однозначный ответ - в виде выбора одного из предложенных вариантов или написания одного-нескольких слов. В англоязычной терминологии обозначается термином "quiz", в русскоязычной, как правило, обозначается более расплывчатым термином "тест"
Как правило реализуется в виде некоей формы (скажем "формы" в смысле html, показываемой в окне браузера) с вопросами и местами, где обучаемый может разместить свои ответы. Заполнив форму обучаемый нажимает кнопку, подтверждая, что ответы в заполненной форме он считает правильными. После этого обучаемому демонстрируются результаты теста. Важной особенностью этой формы тестирования является возможность "автоматической" проверки ответов, выполняемой компьютерной программой (либо на машине пользователя, либо на отдельном сервере).
Этот тест предоставляет простой и быстрый механизм для проверки знаний обучаемого. Это важно не только для преподавателя, но и для обучаемого, который может получить представление о своих способностях и продвижении в изучении материала.
Дополнительные преимущества этой формы тестирования: - практически мгновенная обратная связь для обучаемого; - попытки могут повторятся многократно, особенно если учесть предыдущий пункт; - форма, реализующая тест, может содержать подсказки, предназначенные помочь обучаемому определить проблемные области.
Форма подачи вопросов может быть следующей: - по одному - все на одной странице - в виде карт изображений
Обратная связь
Является очень важным фактором при использовании компьютеризированных тестов. Есть несколько способов обеспечить обратную связь после проверки теста:
- проверяющая программа может показать, были ли ответы обучаемого правильными или нет. Такой способ может быть дополнен подсказками в случае неправильного ответа, причем для каждого варианта своей. В качестве подсказки можно даже просто показать правильный ответ :) - можно дать "слепую" оценку, скажем количество правильных ответов, или процент правильных ответов от общего числа вопросов. Это позволяет избежать ответы "методом исключения" или "наугад". - можно показать обучаемому правильный ответ, если он назвал неправильный. Это позволяет избежать фрустрации в случае, если попался слишком сложный ответ.
Приемы и факторы, способствующие удачному применению тестов.
- важно выбрать правильный уровень сложности теста - слишком легкий способствует созданию чувства ложной самоуверенности, слишком сложный будет формировать чувство фрустрации, что может подавить интерес к дальнейшему обучению - в тест нужно добавлять ссылки на учебные ресурсы, соответствующие вопросам теста - обучаемый должен быть обеспечен контактной информацией о преподавателе, чтобы была возможность задать вопрос живому человеку. - вопросы теста должны быть увязаны с целями занятия (каждое занятие обычно имеет конкретные частные цели, достижение которых обеспечивает продвижение к цели всего курса) - обеспечьте интересность, стимулирование и мотивацию - тесты должны быть легкими в использовании, студенты должны понимать, как пользоваться тестом - тестирование нужно проводить достаточно часто, чтобы студенты "не теряли форму"
Методы оценки с длинными произвольным ответами (assignments, esse).
Позволяют обучаемым продемонстрировать степень владения темой и ее приложениями, способности решать связанные с ней задачи, оригинальность мышления, тогда как простые тесты в общем случае удобны только для оценки ограниченного набора учебных достижений, таких как владение некоторым набором фактов и не позволяют определить, связан неправильный ответ студента с простым незнанием (и в результате этого - ответом наугад) или с ошибками в рассуждении.
Проблемы в использовании этой формы оценки знаний:
Основой проблем, возникающих при использовании этой формы проверки знаний являются трудности с формализацией процедуры проверки, что приводит к большой ее трудоемкости (проверять должен человек). Отсюда - необходимость ограничивать область проверки отдельными частями курса.
Формы использования:
Составляется из вопросов, которые требуют от обучаемых решения одной или нескольких из следующих задач: - написать обобщающие заметки - написать список - выбрать соответствия из списка - рассортировать предметы по категориям - создать или интерпретировать диаграмму
Общая оценка (student evaluation).
Можно использовать следующие методы оценки: - оценку соучеников (peer's review) - самооценку (self-review) - наблюдение за поведением (во время дискуссий или других форм активности) - оценка по итогам общения "один-на-один" (используя возможности онлайновой коммуникации) - оценка активности доступа к онлайновым материалам (по протоколам сервера) - оценка по уровню вовлеченности в обсуждения - оценка уровня помощи, оказываемой соученикам
Из этих трех форм наиболее удобной для использования в компьютеризированном обучении является первая (quiz), что и объясняет ее распространенность. Собственно, то, что в русском языке обозначается словом "тестирование", как раз и подразумевают эту форму оценки знаний.
Конкретные формы, которые может принимать quiz:
| |