Скачать 278.1 Kb.
|
Карта УМК по дисциплине «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ В ПРИБОРОСТРОЕНИИ» Специальность 200101 Кафедра «Электрическая техника»
Зам. зав. кафедрой д.т.н., профессор Е.Г.Андреева. Составитель: Лектор ассистент И.А. Семина Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Проректор по учебной работе _____________ Г.Н. Бояркин «____»_________ 200 год Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по дисциплине «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ В ПРИБОРОСТРОЕНИИ» для специальности 200101. – ЗП-313 (форма обучения заочная) Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Программу составил: ассистент кафедры « Электрическая техника», Семина И.А. Обсуждена на заседании кафедры «Электрическая техника» Зам. зав. Кафедрой Е.Г. Андреева «_____»__________200__г. Одобрена методической комиссией Элекротехнического факультета «______»_____________200__г. Декан факультета ________ Эксперт ЦУКУП ________________ «______»_____________200__г. Начальник УМУ __________ «______»_____________200__г. 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Электрические машины в приборостроении»: способствовать формированию представлений о вопросах электромеханического преобразования энергии; физических законах, лежащих в основе работы электрических машин; конструктивных исполнений, параметров и режимов работы электрических машин требования к ним, тенденции их развития. Основные задачи дисциплины «Электрические машины в приборостроении»: 1) изучить основные принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности электрических машин; 2) овладеть методами проведения технических расчетов режимов работы, энергетических и эксплуатационных характеристик электромагнитных устройств и информационных электрических машин. 2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данного курса Студент, завершивший изучение данного курса должен: иметь представление о законах электромеханического преобразования энергии, принципах работы трансформаторов, синхронных и асинхронных машин, двигателей постоянного тока, информационных электрических машин принципах проектирования и конструирования электрических машин и электромагнитных устройств (поворотных трансформаторах, сельсинов, индуктосинов, редуктосинов, тахогенераторов, шаговых двигателей); знать принципы работы, технические характеристики, конструкцию используемых электрических машин, а также их свойства; основные принципы регулирования и управления режимами работы электрических машин. уметь производить расчет рабочих и энергетических характеристик электрических машин с использованием векторных диаграмм и характеристик намагничивания; оценивать влияние отклонений условий работы от номинальных на рабочие и энергетические характеристики электрических машин. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы в часах
4. Содержание курса по разделам Наименование разделов данного курса: 4.1. трансформаторы; 4.2. асинхронные; 4.3. синхронные машины; 4.4. машины постоянного тока. 5. Содержание разделов данного курса по видам учебных занятий: 5.1. Содержание курса лекций.
5.2. Содержание курса лабораторных занятий
5.3. Самостоятельная работа студентов. Данная нагрузка учебным планом не предусмотрена. 5.4. Контрольные вопросы по дисциплине «Электрические машины в приборостроении» ТРАНСФОРМАТОРЫ 1.Каково назначение и устройство электростатического экрана, устанавливаемого в цилиндрических обмотках трансформатора? 2. Что является основанием для выбора главной изоляции трансформатора? 3. Назовите основные элементы конструкции главной изоляции масляных трансформаторов и их назначение? 4. Какие меры, позволяют обеспечить электрическую прочность внешней изоляции? 5. Назовите виды добавочных потерь и причины их возникновения. 6.Что называют полем рассеяния трансформатора? Где сосредоточено поле рассеяния при концентри ческих и чередующихся обмотках? 7. Какие факторы определяют добавочные потери в обмотках от вихревых токов, вызванных полем рас сеяния? 8. Укажите способы снижения добавочных потерь в обмотках и элементах конструкции трансформато ров. 9. Почему в обмотках трансформаторов возникают электромагнитные силы? Как направлены электро магнитные силы внутри каждой из обмоток? 10 Как изменяются электромагнитные силы в зависимости от кратности тока короткого замыкания? 11. Какие факторы оказывают решающее влияние на радиальную устойчивость обмоток? 12. Назовите участки, по которым проходит тепловой поток в масляном трансформаторе. 13. Какие виды охлаждения трансформаторов и их условные обозначения предусмотрены в настоящее время? 14. Объясните назначение расширителя в масляных трансформаторах. 15. Чем вызвана необходимость установки на трансформаторах газового реле и выхлопной трубы? 16. Почему трансформаторы должны оснащаться системами регулирования напряжения? Что такое регулирование типов ПБВ и РПН? В чем отличие между ними? 17. Какие элементы входят в состав схемы РПН и в какой последовательности осуществляется переклю чение регулировочных ответвлений трнсформатора под нагрузкой? 18. Каким образом контактные переключающие устройства могут заменяться тиристорами? 19. Как осуществляется регулирование в дискретных бесконтактных устройствах? 20. Как осуществляется регулирование напряжения в подмагничиваемых трансформаторах? В чём их достоинства и недостатки? 21. Как осуществляется регулирование напряжения в трансформаторах с высокочастотной коммутацией регулировочных ответвлений? 22. В чем заключаются особенности трансформаторов с плавным фазовым регулированием коэффициен та трансформации? 23. Дайте характеристику категорий контрольных испытаний трансформаторов и их краткую программу. 24. По каким показателям производится оценка состояния изоляции трансформатора в процессе эксплуа тации? АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ 1. Объясните принцип действия и конструкцию асинхронного двигателя. 2. Почему ротор асинхронного двигателя не может вращаться с частотой вращения магнитного поля? 3. Что такое скольжение асинхронной машины? 4. В каких основных режимах может работать асинхронная машина? 5. Как устроен асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором? 6. Как устроен асинхронный двигатель с фазным ротором? 7. Какие применяют средства для подавления высших гармоник МДС и ЭДС в обмотке статора? 8. Что такое обмоточный коэффициент и как он вычисляется? 9. Как создается вращающееся магнитное поле при трех- и двухфазном токе? 10. От чего зависят частота и направление вращения магнитного поля? Как изменить направление вра щения поля? 11. Как классифицируют обмотки статора асинхронных машин в зависимости от конструкции и распо ложения катушек в пазах? 12. В чем отличие работы асинхронной машины при неподвижном и вращающемся роторе? Как зависят ЭДС и частота тока ротора от скольжения? 13. Как зависит электромагнитный момент асинхронной машины от магнитного потока и тока ротора? 14. Какая часть схемы замещения эквивалентна механической нагрузке на валу двигателя? 15. Для чего Т-образную схему замещения преобразовывают в Г-образную? 16. По каким экспериментальным данным строят упрошенную круговую диаграмму? 17. Как определяют по круговой диаграмме токи статора и ротора, мощности, электромагнитный момент, потери мощности и скольжение для произвольного режима работы двигателя? 18. От каких параметров зависят максимальный момент асинхронного двигателя и критическое скольже ние? 19. Как построить механическую характеристику по круговой диаграмме и по каталожным данны 20. Какие добавочные моменты возникают от действия высших пространственных гармоник магнитного поля и как они влияют на механическую характеристику? 21. Какие добавочные моменты возникают от действия высших гармоник тока при питании обмотки статора несинусоидальиым напряжением? 22. Как влияют нагрузка на валу двигателя на его КПД и коэффициент мощности? 23. Как влияет изменение частоты и напряжения на энергетические показатели двигателя? 24. Какой основной недостаток способа прямого пуска асинхронного двигателя? 25. Для чего применяют пуск двигателя с короткозамкнутым ротором при пониженном напряжении и изменяется ли при этом пусковой момент? 26. Какими способами понижают напряжение при пуске? 27. Для чего при пуске двигателя с фазным ротором в цепь обмотки ротора включают реостат? 28. Как устроен двигатель с двойной беличьей клеткой и как он работает в начальный момент пуска и после его окончания? 29. Как устроен и работает глубокопазный двигатель? 30. Какими способами можно регулировать частоту вращения асинхронного двигателя? 31. По каким законам регулируют частоту тока и питающее напряжение при частотном регулировании асинхронных двигателей? 32. Как влияет несинусоидальность питающего напряжения на энергетические показатели частотно- регулируемого двигателя? 33. Как устроены многоскоростные двигатели? 34. Как изменяется механическая характеристика двигателя при включении в цепь ротора реостата и при изменении питающего напряжения? 35. В каких тормозных режимах может работать асинхронная машина? 36. Почему в однофазном асинхронном двигателе начальный пусковой момент равен нулю? 37. Как запускают однофазные асинхронные двигатели? 38. Как управляют двухфазными исполнительными двигателями? 39. Как устроены двухфазные исполнительные двигатели? 40. Как устроен асинхронный тахогенератор? 41. Как зависят выходные напряжение и частота асинхронного тахогенератора от частоты вращения? 42. Как осуществляется возбуждение автономного асинхронного генератора? 43. Как регулируют частоту и напряжение автономного асинхронного генератора? 44. Как регулируют активную и реактивную мощности в машине двойного питания? 45. Как изменяют частоту вращения в машине двойного питания? 46. Для какой цели применяют асинхронные каскады? 47. Как устроен и работает асинхронный преобразователь частоты? 48. Для каких целей служат фазорегуляторы и индукционные регуляторы напряжения? 49. Как устроен и работает вращающийся трансформатор? 50. В каких режимах могут работать сельсины? 51. Как устроены бесконтактные сельсины? 52. Как устроен и работает линейный асинхронный двигатель? 53. Какой критерий положен в основу оптимального проектирования серий асинхронных двигателей? 54. Каковы основные причины неисправностей асинхронных двигателей? СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ
МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1 Объясните принцип действия и конструкцию машины постоянного тока,
10. При каких условиях в машине постоянного тока будет прямолинейная, замедленная и ускоренная коммутация? Где и вследствие чего индуцируется реактивная ЭДС? 11. Основные типы обмоток якоря машин постоянного тока. 12. Что такое уравнительные соединения обмотки якоря машины постоянного тока? 13. Как зависят от основных параметров режима работы ЭДС и момент машины постоянного тока?
!8. Объясните вид скоростных характеристик двигателей постоянного тока при различных способах возбуждения.
6. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ. 6.1. Технические средства обучения и контроля 6.1.1.Использование учебных плакатов. 6.1.2.Демонстрация макетов и деталей, изготовленных в металле 6.1.3.Применение раздаточного материала в виде альбомов. 6.2 Вычислительная техника. 6.2.3. При проведении лабораторных работ - применение расчетных программ (программы Word, Компас 3D V6 Plus) по обработке результатов эксперимента. 7. Материальное обеспечение курса. 7.1. Комплекты плакатов по темам: трансформаторы, асинхронные машины, синхронные машины, машины постоянного тока. 7.2. Макеты трансформаторов, асинхронного двигателя, машины постоянного тока. 7.3 Раздаточный материал: альбомы по темам трансформаторы, асинхронные машины, синхронные машины, машины постоянного тока. 8. Литература 8.1. Литература по лекциям 8.1.1. Вольдек А.И. Электрические машины. -Л:, 1978 г. 8.1.2. Копылов И.П. Электрические машины. -М.:, 2000 г. 8.1.3 Брускин Д.Э., Зорохович А.Е., Хвостов В.С. «Электрические машины и микромашины» М.:1990г 8.2. Литература для практических занятий 8.2.1.Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. -М.:, 1980 г. 8.2.2. Вольдек А.И. Электрические машины. -Л:, 1978 г. 8.2.3. Справочник по электрическим машинам: в 2-х т./Под общей ред. И.П.Копылова и Б.К. Клокова. - М.: Энергоатомиздат, т.1,1988г; т.2,1989г. 8.2.4 Копылов И.П. Проектирование электрических машин. –М:, 2000 г. 8.2.5Справочник по электрическим машинам: в 2-х т./Под общей ред. И.П. Копылова и Б.К. Клокова. - М.: Энергоатомиздат, т.1, 1988г.; т.2, 1989г. 8.5. Периодическая литература 8.5.1. Энергетические системы и их автоматизация журнал РЖ/ВИНИТИ М. ВИНИТИ 2005г. 8.5.2. Электротехника научно-практический журнал Департамент машиностроения МИНПРОМ РФ и др. М. Знак 2005г. |
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Имитационное моделирование экономических процессов: методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех... | Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет учебно-научно-производственный... | ||
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности 020208. 65 «биохимия») Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также... | Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "государственный университет... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |