Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 295.38 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/3
Дата публикации09.03.2016
Размер295.38 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС"

Факультет ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Кафедра «Охрана труда и окружающей среды»




Автор-составитель
ШУШПАНОВ А.Г.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания к самостоятельной работе студентов (СРС)




Дисциплина – «Безопасность жизнедеятельности»


Направление подготовки 090900.62 Информационная безопасность

Степень выпускника бакалавр

Форма обучения очная


Орел 2014

Автор-составитель: ст. преподаватель Шушпанов А.Г.
Рецензент: к.т.н, доцент Абрамов А.В.


Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ООП и рабочими программами преподавателей и предназначен для организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения направления подготовки 090900.62 «Информационная безопасность», изучающих данную дисциплину.


Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрены на заседании кафедры «Охрана труда и окружающей среды»

Протокол №1 от 11 сентября 2014г.

Зав. кафедрой, к.с.х.н., доцент Пчеленок О.А.___________


Методические указания к самостоятельной работе студентов утверждены УМС факультета «Факультет естественно-научного и гуманитарного образования»

Протокол № 1 от «25» сентября 2014 г.

Председатель УМС д.ф-м.н, доцент, Матюхин С. И. __________

Методические указания размещены на сайте кафедры «Охрана труда и окружающей среды» в электронном виде в разделе «Учебно-методическая работа»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

1. Темы для индивидуальных занятий с преподавателем ……...…….…5

2. Темы аудиторных и внеаудиторных контрольных работ……...……..13

3. Ситуационные задания………………………………………………….18

4. Тестовые задания………………………………………………………..19

Рекомендуемая литература………………………………………………..28

Введение

Самостоятельная работа студентов реализуется:

1) непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и лабораторных занятиях - путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний;

  1. в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий;

  2. в библиотеке, дома, в общежитии.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны:

  • подготовка и написание рефератов, докладов;

  • подбор и изучение литературных источников;

  • подготовка к участию в научно-теоретических конференциях.

Существуют следующие виды контроля:

  • текущий, т.е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, семинарских занятиях;

  • самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисцип­лины при подготовке к контрольным работам;

  • итоговый по дисциплине в виде зачета.

1. ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Модуль 1. Теоретические основы БЖД

Тема 1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Основные принципы государственной политики в области безопасности труда, особенности охраны труда женщин и молодежи. Система законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области безопасности труда. Социальная и экономическая эффективность мероприятий по повышению безопасности труда.

Вопросы для самопроверки

    1. Обязанности и ответственность администрации при несчастном случае на производстве.

    2. Какие органы надзора за охраной труда вы знаете?

    3. Как проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?

    4. В чем заключается экономическая заинтересованность предприятия в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда?

    5. Объясните значение Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Литература: [1], [2], [3]

Тема 1.2. ПСИХОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОГО ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Индивидуально-психологические особенности личности. Производственные психические состояния. Особенности психологии межличностных отношений. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. Профилактика несчастных случаев. Профессиональный отбор.

Вопросы для самопроверки

            1. Что понимается под психологией безопасности производственной деятельности?

            2. Перечислите типы запредельных психических напряжений и дайте их характеристику.

            3. Назовите и охарактеризуйте особые психические состояния.

            4. Когда возникают и чем характеризуются производственные психиче­ские состояния?

            5. Чем вызывается эмоциональные напряжения на производстве?

            6. В чем состоят особенности групповой психологии?

            7. Что такое профессиональный отбор?

            8. В чем состоит стимулирование безопасной деятельности на производстве?

            9. Какие свойства личности определяют склонность к риску на производстве?

Литература: [1], [4], [5]

Тема 1.3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Международные организации и договоры в области безопасности труда. Международные конвенции и договоры о защите окружающей среды. Международные силы спасения населения при ЧС.

Вопросы для самопроверки

              1. Изложите основные принципы между народно го сотрудничества в области охраны окружающей среды.

              2. Какие международные экологические программы вы знаете? Какая, на ваш взгляд, важнейшая проблема решается в рамках программы "Человек и биосфера"?

              3. Какие основные положения Международного программного форума "К партнерству за уменьшение катастроф в XXI веке" вам представляются наиболее важными?

              4. Возможно ли устойчивое развитие цивилизации без создания эффективной системы международного сотрудничества в области предупреждения природных и техногенных катастроф и минимизация их последствий?

              5. Что лучше для России: активно участвовать в международном экологическом сотрудничестве или сосредоточиться на решении внутренних экологических проблем?

              6. Правомочно ли, на ваш взгляд, ставить вопрос о соблюдении национальных интересов России в сфере экологии и природопользования?

Литература: [2], [4], [6]

Модуль №2 «Техногенные опасности и защита от них»

Тема 2.1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МИКРОКЛИМАТ И ОСВЕЩЕНИЕ

Микроклимат и воздушная среда рабочей зоны и их влияние на работоспособность человека. Гигиеническое значение климата. Терморегуляция человека с окружающей средой. Влияние отопления, вентиляции, кондинцио- нирования на производственный микроклимат. Нормирование параметров микроклимата, тепловых излучений, вредных веществ. Действие вредных веществ на организм человека. Оздоровление воздушной среды. Виды производственного освещения. Нормирование производственного освещения.

Вопросы для самопроверки

      1. Какие требования предъявляются к производственным помещениям и рабочим местам?

      2. Понятие и классификация производственного микроклимата.

      3. Какие изменения и заболевания могут развиваться в организме работающих при воздействии неблагоприятного производственного микроклимата?

      4. Какой документ регламентирует требования к производственному микроклимату?

      5. Перечислите мероприятия по защите от неблагоприятного воздействия перегревающего и охлаждающего производственного микроклимата.

      6. Значение вентиляции и ее классификация по способу воздухообмена.

      7. Каковы преимущества кондиционирования воздуха?

      8. Назовите виды производственного освещения и единицы измерения уровня освещенности.

Литература: [2], [3], [4]

Тема 2.2. ВЛИЯНИЕ ХИМИЧЕСКИХ, БИОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Влияние химических веществ на профессиональные заболевания. Биологически вредные факторы и физические нагрузки, оказывающие негативное влияние на организм. Последствия нервно-психических нагрузок на организм человека.

Вопросы для самопроверки

        1. Назовите пути поступления химических веществ в организм человека.

        2. Назовите заболевания химического происхояедения у населения.

        3. Какие органы и системы организма работников повреждаются от химических факторов?

        4. Какие вредные факторы усиливают неблагоприятное воздействие химического фактора?

        5. Назовите основные причины возникновения негативного влияния химического фактора и меры борьбы с ним.

        6. Назовите производство, где имеет место биологический вредный производственный фактор.

        7. Назовите основные заболевания, возникающие от воздействия биологического вредного фактора.

        8. К каким профзаболеваниям могут привести физические нагрузки?

Литература: [1], [2], [3]

Тема 2.3. КОМФОРТНЫЕ H ДОПУСТИМЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ШУМЕ И ВИБРАЦИИ, ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ, ЛАЗЕРНЫХ И ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЯХ

Производственный шум: источники, классификация, влияние на организм человека. Нормирование производственного шума. Методы и средства защиты от шума.

Источники, классификация вибраций. Нормирование вибрационных воздействий.

Источники электромагнитных излучений. Действие ЭМП на человека. Нормирование, средства защиты от ЭМП.

Источники лазерных излучений. Влияние лазерного излучения на организм человека. Нормирование лазерного излучения. Методы и средства зашиты.

Источники ионизирующих излучений, действие на организм. Нормирование воздействий ионизирующих воздействий. Обеспечение безопасности при работе с ионизирующим излучением.

Вопросы для самопроверки

          1. Понятие шум, единицы его измерения и классификация шумов.

          2. Какие изменения возникают при действии шума на организм человека?

          3. Укажите методы нормирования и допустимые уровни шума.

          4. Какие мероприятия используются для борьбы с шумом на производстве?

          5. Что такое вибрация? Виды вибрации и ее влияние на организм.

          6. Укажите способы нормирования и допустимые уровни вибрации.

          7. Какие методы используются для снижения уровня вибраций машин и оборудования?

          8. Перечислите гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, применяемые при вибрации.

          9. Какое действие на организм человека оказывают электромагнитные поля? Меры защиты работающих от их неблагоприятного влияния.

          10. В чем проявляется неблагоприятное действие лазерного и ионизирующего излучения?

Литература: [3], [4], [5]

Модуль №3 «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»

Тема 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Цели и задачи дисциплины. Основные понятия и определения. Безопасность и теория риска. Интегральные показатели уровня безопасности жизнедеятельности человека. Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в Российской Федерации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Режимы функционирования РСЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Критерии чрезвычайных ситуаций. Теоретические основы прогнозирования. Законы разрушения сооружений и поражения людей. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Вопросы для самопроверки

  1. Цели, задачи, объект и предметы изучения науки "Безопасность жизнедеятельности".

  2. Чем отличаются понятия опасная ситуация и экстремальная ситуация?

  3. В чем различие терминов авария, катастрофа и стихийные бедствия?

  4. Назовите основные признаки классификации чрезвычайных ситуаций.

  5. В каких отраслях народного хозяйства чаще всего происходят ЧС?

  6. Назовите пути снижения уровня аварийности и ЧС в России.

  7. Какова основная цель создания РСЧС?

  8. Назовите режимы, в которых действует РСЧС.

  9. Как планируются мероприятия по предупреяедению и ликвидации ЧС?

  10. Выделите основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавше­го и эвакуированного населения.

Литература: [2], [5], [6]

Тема 3.2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Определение и классификация ЧС природного характера Источники чрезвычайных ситуаций природного характера. Периодичность чрезвычайных ситуаций природного характера. Климатогеографические особенности территории Московской области как возможные источники ЧС.

Вопросы для самопроверки

    1. Назовите ЧС природного характера.

    2. Где произошли самые сильные землетрясения за последнее время?

    3. Назовите основные группы антисейсмических мероприятий.

    4. Какими факторами могут быть вызваны оползни и сели?

    5. Назовите противолавинные профилактические мероприятия.

    6. Чем отличается ураган от бури?

    7. Где в России чаще всего происходят смерчи?

    8. Назовите основные группы ЧС гидрологического характера.

    9. По каким признакам классифицируются природные пожары.

    10. Назовите основные районы образования цунами.

Литература: [1], [2], [3]

Тема 3.3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Определение и классификация ЧС техногенного характера Потенциально опасные объекты. Степень их опасности. Предельно допустимые концентрации аварийно-химически опасных веществ. Зоны заражения. Источники ЧС техногенного характера на территории Московской области. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения.

Вопросы для самопроверки

      1. На какие группы подразделяются ЧС техногенного происхождения?

      2. Охарактеризуйте аварии на химически опасных объектах.

      3. Охарактеризуйте аварии на радиационно опасных объектах.

      4. Дайте характеристику аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах и особенностей их воздействия на население и окружающую среду.

      5. Назовите причины возникновения аварий на транспорте.

      6. Каковы причины аварий на гидротехнических сооружениях?

      7. Назовите причины возникновения аварий на объектах ЖКХ.

Литература: [2], [3], [4]

Тема 3.4. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Определение, классификация инфекционных заболеваний человека, животных и растений. Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. Пандемии, панзоотии, панфитотии.

Вопросы для самопроверки

        1. Что необходимо предпринять, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?

        2. Что такое эпизоотия, спорадия и панзоотия? Перечислите профилактические мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями животных.

        3. Что такое эпифитотия и панфитотия? Охарактеризуйте профилактические мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями растений.

        4. Какие задачи выполняет санитарно-эпидемическая разведка очага бактериологического поражения?

Литература: [1], [2], [3]

Тема 3.5. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Источники чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. Массовые мероприятия как источник возникновения ЧС. Город как среда повышенной опасности. ЧС криминального характера. Основные правила самообороны. Правовые основы самообороны.

Вопросы для самопроверки

          1. На какие группы подразделяются опасности социального характера?

          2. Чем опасен терроризм и как его искоренить?

          3. Как снизить уровень криминальности общества?

          4. Каковы пределы допустимой самообороны?

          5. В чем преимущества и недостатки аэрозольных средств самозащиты?

Тема 3.6. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Организация управления ликвидацией ЧС. Силы и средства ликвидации. Организация работ по ликвидации ЧС.

Вопросы для самопроверки

            1. Кто является основным организатором ликвидации ЧС?

            2. Каково назначение спасательных работ?

            3. Какие силы привлекаются к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ?

            4. Что обеспечивает успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ?

            5. Какие мероприятия выполняют при решении задачи жизнеобеспечения населения, выведенного (вывезенного) из очага поражения?

Литература: [3], [4], [6]
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология»
Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет учебно-научно-производственный...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconО проведении I областного конкурса профессионального мастерства педагогов
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по срс (самостоятельной и индивидуальной работе...
Рекомендуемая литература по дисциплине (основная 0,5 экз на студента, дополнительная 0,25 экз в учебном фонде библиотеки Омгту)
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся...
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Специальность...
Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов....
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
«Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск