Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология»





Скачать 229.52 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология»
Дата публикации24.05.2015
Размер229.52 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО

И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Кафедра «Охрана труда и окружающей среды»




Автор-составитель
Дмитровская Т.А.

ЭКОЛОГИЯ

Методические указания к самостоятельной работе студентов (СРС)




Дисциплина – «Экология»


Направление подготовки – 090900.62 «Информационная безопасность»

Степень выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Орел 2014

Автор-составитель: к. х. н., доцент Дмитровская Т.А.
Рецензент: к. с.-х. н, доцент Пчеленок О.А.


Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экология» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ООП и рабочими программами преподавателей и предназначены для организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения направления подготовки 090900.62 «Информационная безопасность», изучающих данную дисциплину.


Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Экология» рассмотрены на заседании кафедры «Охрана труда и окружающей среды»

Протокол №1 от 11 сентября 2014г.

Зав. кафедрой, к.с.х.н., доцент Пчеленок О.А.___________


Методические указания к самостоятельной работе студентов утверждены УМС факультета «Факультет естественно-научного и гуманитарного образования»

Протокол № 1 от «25» сентября 2014 г.

Председатель УМС д.ф-м.н, доцент, Матюхин С. И. __________

Методические указания размещены в электронном виде по адресу:

Содержание
Стр.

Введение 4

1. Темы для индивидуальных занятий с преподавателем 5

2. Темы аудиторных и внеаудиторных контрольных работ 8

3. Ситуационные задачи для сдачи зачета 15

4. Вопросы для подготовки к текущему и промежуточному контролю 15

5. Тестовые задания для промежуточного контроля 16

Рекомендуемая литература 19

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов реализуется:

1) непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и лабораторных занятиях - путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний;

  1. в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий;

  2. в библиотеке, дома, в общежитии.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны:

  • подготовка и написание рефератов, докладов;

  • подбор и изучение литературных источников;

  • подготовка к участию в научно-теоретических конференциях.

Существуют следующие виды контроля:

  • текущий, т.е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, семинарских занятиях;

  • самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным работам;

  • итоговый по дисциплине в виде зачета.


1. ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Модуль 1. Биосфера и человек
Тема 1.1. Значение экологического образования в современном мире

Необходимо дать определение экологического сознания и в соответствии с этим найти различные точки зрения о необходимости экологического образования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экологическое воспитание?

2. Что такое экологическое образование?

3. Что такое экологическая культура?

Литература:[1], [2], [7], [11], [13].

Тема 1.2. Уровни биологической организации

Необходимо дать определение экосистемы, популяции, биоценоза, биосферы в экологии.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация популяций.

2. Биологическая структура популяций.

3. Половая структура популяций.

4. Возрастная структура популяций.

Литература:[1], [7], [12], [13].
Тема 1.3. Лимитирующие факторы

Необходимо дать определение лимитирующих факторов, сформулировать з-н минимума Ю. Либиха, з-н независимости факторов В. Вильямса, з-н толерантности В. Шелфорда.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятия «диапазон толерантности».

2. Дать определение понятия «пределы толерантности».

3. Какие организмы называют стенобионтами?

4. Какие организмы называют эврибионтами?

Литература:[1], [2], [3], [7], [12].
Тема 1.4. .Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных

биогенных веществ

Необходимо дать определение биогеохимического цикла, указать отличие от геологического круговорота, указать движущие силы биогеохимического цикла, рассмотреть биогеохимические циклы углерода, кислорода, азота, железа, серы и фосфора.

Вопросы для самоконтроля

1. Биогеохимический цикл углерода.

2. Биогеохимический цикл кислорода.

3. Биогеохимический цикл азота.

4. Биогеохимический цикл железа.

5. Биогеохимический цикл серы.

6. Биогеохимический цикл фосфора.

Литература:[1], [5], [8], [10], [14].

Тема 1.5. Ноосфера как новая стадия развития биосферы

Необходимо дать определение ноосферы, указать отличия от понятий «антропосфера», «техносфера», «социосфера», указать предпосылки перехода биосферы в ноосферу.

Вопросы для самоконтроля

1. Определение понятия «ноосфера».

2. Кто является автором понятия «ноосфера».

3. Дать определение понятий «биосфера», «антропосфера», «техносфера», «социосфера», указать отличия.

4. Перечислить предпосылки перехода биосферы в ноосферу.

Литература: [2], [7], [11], [13], [14].

Модуль 2: Охрана объектов окружающей среды
Тема 2.1. Характеристика нерациональных видов природопользования

Необходимо дать определение понятия природопользования, иметь представление о видах природопользования, указать различия рационального и нерационального природопользования, иметь представления об охране окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятия «природопользования».

2. Дать определение понятия «рационального природопользования».

3. Дать определение понятия «нерационального природопользования».

4. Дать определение понятия «охрана окружающей среды».

5. Перечислите признаки нерационального природопользования.

Литература: [2], [3], [4], [6], [8].
Тема 2.2. Гигиена и здоровье человека

Необходимо дать определение понятия «гигиена», указать связь этого понятия и здоровья человека, вклад Л. Пастера и И. Мечникова в развитие науки гигиены, основные задачи, методы и достижения науки гигиены в поддержании здоровья человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятия «гигиена».

2. История развития науки гигиены и достижения первых ученых –гигиенистов.

3. Что изучает наука «гигиена»?

4. Задачи и методы науки «гигиены.

Литература: [2], [3], [4], [5], [12].
Тема 2.3. Концепция экологического риска.

Необходимо дать определение понятия «экологический риск», перечислить правила, которые учитываются при оценке допустимого экологического риска антропогенного воздействия следующие (Петров 1995) и при оценке риска стихийных бедствий, перечислить зоны повышенного экологического риска.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под экологическим риском?

2. Перечислите правила, которые учитываются при оценке допустимого экологического риска антропогенного воздействия следующие (Петров 1995) и при оценке риска стихийных бедствий.

3. Охарактеризуйте зоны повышенного экологического риска.

Литература: [2], [4], [5], [6], [11].
Тема 2.4. Особенности антропогенного загрязнения почвы.

Необходимо дать определение антропогенного загрязнения почв, охарактеризовать процессы водной и ветровой эрозии почв, заболачивания и вторичного засоления почв, необоснованного изъятия земель из сельхозоборота под строительство и иные нужды, обосновать основные меры по защите почвы от негативного антропогенного воздействия.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение антропогенного загрязнения почв.

2. Защита почв от водной и ветровой эрозии.

3. Организация севооборотов и системы обработки почв.

4. Мелиоративные мероприятия (борьба с заболачиванием, засолением почв и др.).

5. Рекультивация нарушенного почвенного покрова.

6. Защита почв от загрязнения, а полезной флоры и фауны от уничтожения.

7. Предотвращение необоснованного изъятия земель из сельхозоборота.

Литература: [2], [4], [6], [9], [13].
Тема 2.5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Необходимо дать определение юридической ответственности за экологические правонарушения, охарактеризовать дисциплинарную, административную, уголовную виды ответственности за нарушение экологического законодательства.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение юридической ответственности.

2. Охарактеризовать общий критерий всех экологических правонарушений.

3. Дать определение экологического проступка.

4. Дать определение экологического преступления.

5. Охарактеризовать дисциплинарную, административную, уголовную виды ответственности за нарушение экологического законодательства.

Литература: [2], [3], [4], [8], [9].
2. ТЕМЫ АУДИТОРНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




Модуль 1: «Биосфера и человек»
Контрольная работа № 1

Тема: «Теоретические основы экологии»

Выбрать один правильный ответ

Вариант 1

1. В основе методов исследования экосистем и биогеоценозов лежит _______ подход.

а) экосистемный;

б) популяционный;

в) эволюционный;

г) исторический.

2. Биотические факторы по происхождению делятся на …

а) химические, физические, космические;

б) фитогенные, зоогенные, микробогенные;

в) климатические, почвенные, орографические;

г) периодические, циклические, ритмические.

3. Почвенный покров Земли образовался в результате:

а) действия микробогенных факторов среды;

б) действия абиотических факторов среды;

в) действия зоогенных факторов среды;

г) взаимодействия биотических и абиотических факторов среды.

4. Биотический круговорот в отличие от геологического совершается в пределах:

а) атмосферы;

б) литосферы и гидросферы;

в) биосферы;

г) внутренних оболочек Земли.

5. На рисунке показана пищевая цепь, которая начинается с…
   

а) деструкторов;

б) продуцентов;

в) консументов;

г) редуцентов.

6. Данная схема потока энергии в экосистеме иллюстрирует закон …


а) максимизации энергии;

б) минимума;

в) толерантности;

г) 10-ти %.

7. Целостное фундаментальное обобщение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем является:

а) концепция экосистемы;

б) учение о биосфере В.И. Вернадского;

в) теория Дарвина;

г) концепция устойчивого развития.

8. Экологический кризис – это:

а) необратимые изменения природных комплексов;

б) усиление воздействия человека на природу;

в) обратимое изменение природных комплексов, характеризующееся не столько изменением природы под воздействием человека, сколько резким увеличением влияния измененной природы на общественное развитие;

г) состояние равновесия экологических систем.

9. Уровень организации живого вещества, на котором сформировалась природная система высочайшего ранга, охватывающая все проявления жизни на Земле, называется …

а) организменным;

б) популяционно-видовым биосферным;

в) биоценологическим;

г) биосферным.

10. Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме…

а) углекислого газа;

б) угарного газа;

в) органических соединений;

г) свободного углерода.
Вариант 2

1. Вклад английского ботаника А. Тенсли в развитие экологии как науки состоит в том, что он ввел термин …

а) экосистема;

б) биоценоз;

в) биогеоценоз;

г) геосистема.

2. Сущность учения В. И. Вернадского о биосфере состоит в …

а) выявлении гомеостатических механизмов устойчивости биосферы;

б) определении верхней и нижней границ биосферы в пределах планеты;

в) признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты;

г) установлении закона обратной связи взаимодействия в системе «человек–биосфера».

3. Верхняя граница биосферы обусловлена таким фактором, как …

а) интенсивность освещения;

б) концентрация кислорода;

в) плотность воздуха;

г) ультрафиолетовое излучение.

4. Круговорот химических элементов, обусловленный синтезом и распадом органических веществ в экосистеме, называется _________ круговоротом веществ.

а) геологическим;

б) антропогенным;

в) техногенным;

г) биотическим.

5. Первоисточником энергии для наземных экосистем является:

а) Солнце;

б) деятельность живых организмов;

в) сжигание углеводородного топлива;

г) эндогенные процессы Земли.

6. Способность экосистемы к саморегуляции и поддержанию динамического равновесия называется …

а) сукцессией;

б) цикличностью;

в) деградацией;

г) гомеостазом.

7. На рисунке показан скелет млекопитающего. Формирование такого рода опорного скелета считается приспособлением к ________ среде жизни.


а) почвенной;

б) наземно-воздушной;

в) организменной;

г) водной.

8. Совокупность физических и химических свойств почв, способных оказывать влияние на живые организмы, называется _________________ факторами.

а) антропогенными;

б) климатическими;

в) эдафическими;

г) микробогенными.

9. Представленный ниже график иллюстрирует закон толерантности …
   

а) Р. Линдемана;

б) Б. Коммонера;

в) В. Шелфорда;

г) Ю. Либиха.

10. Вторичные сукцессии могут возникать на …

а) пашнях;

б) скалах;

в) песках;

г) камнях.

Литература: [2], [4], [6], [9], [10].
Модуль 2: «Охрана объектов окружающей среды от негативного

антропогенного воздействия»
Контрольная работа № 2

Тема: «Характеристика антропогенных воздействий на окружающую

природную среду и здоровье человека»

Выбрать один правильный ответ

Вариант 1

1. Содержащиеся в атмосфере углекислый газ, метан, пары воды, озон, оксиды азота и другие газы вызывают …

а)  «парниковый эффект»;

б)  «фотохимический смог»;

в) «озоновые дыры»;

г) «кислотные дожди».

2. Одним из современных антропогенных факторов негативного воздействия на озоновый слой является …

а) гелиоэнергетика;

б) ракетная техника;

в) линии электропередач;

г) компьютерная техника.

3. «Кислотные дожди», просачиваясь сквозь почву, выщелачивают из нее ________, который оказывает токсическое воздействие на живые организмы.

а) кальций;

б) кремний;

в) калий;

г) алюминий.

4. Недостаточное использование солнечной, ветровой, геотермальной энергии и гидроэнергии природы связано с тем, что …

а) эти виды энергоресурсов исчерпаемы и невозобновимы;

б) отсутствует потребность в новых источниках энергии;

в) энергия в них мало концентрирована и плохо поддается контролю;

г) отсутствуют технологии по использованию их энергопотенциала.

5. Главной причиной необходимости сохранения биоразнообразия является его ведущая роль в ____________ экосистем и биосферы в целом.

а) обеспечении устойчивости;

б) поддержании изменчивости;

в) обеспечении структуры;

г) снижении стабильности.

6. Система взаимодействия общества и природы, построенная на одностороннем потребительском отношении к природе, называется ____________ природопользованием.

а)  разрушительным;

б) потребительским;

в) нерациональным;

г) рациональным.

7. К основным мероприятиям, применяемым для защиты поверхностных вод от загрязнения, относится …

а) очистка газопылевых выбросов;

б) отказ от водопотребления;

в) очистка сточных вод;

г) создание водоохранных зон.

8. Большие железобетонные резервуары, в которых смешанные с активным илом сточные воды подвергаются насыщению кислородом путем продувания через них воздуха, называются …

а) аэротенками;

б) метантенками;

в) песколовками;

г) отстойниками.

9. Для очистки выбросов от токсичных газо- и парообразных примесей применяют …

а) метод мокрого осаждения;

б) метод сухого осаждения;

в) электрофильтрационный метод;

г) каталитический метод.

10. Токсичное загрязняющее вещество (ЗВ) - это вещество, способное:

а) при определенных концентрациях оказывать влияние на здоровье человека;

б) не оказывать заметного отклонения в здоровье человека;

в) влиять только на продуктивность растительности;

г) оказывать мутагенные изменения в здоровье человека.
Вариант 2

1. По своему происхождению «парниковый эффект» – это …

а) естественное атмосферное явление;

б) естественное литосферное явление;

в) эффект поглощения тепла гидросферой;

г) искусственно созданный процесс.

2. Наиболее распространенными негативными для здоровья человека последствиями истощения озонового слоя являются поражения …

а) органов дыхания;

б) нервной системы;

в) кожи;

г) эндокринной системы.

3. Из наземных экосистем наиболее чувствительны к воздействию «кислотных осадков» ______ леса.

а) тропические;

б) смешанные;

в) лиственные;

г) хвойные.

4. Использованием какого топлива можно уменьшить влияние ТЭС и ТЭЦ на воздушную среду приземного слоя:

а) угля;

б) мазута;

в) газа;

г) солярки.

5. Начиная с XVII века основным фактором сокращения биологического разнообразия биосферы является …

а) хозяйственная деятельность человека;

б) высокая солнечная активность;

в) усиление вулканической активности;

г) изменение энергетического баланса биосферы.

6. Предельно допустимой концентрацией ЗВ является:

а) концентрация ЗВ, оказывающая влияние на здоровье человека;

б) концентрация ЗВ, не оказывающая влияние на здоровье человека;

в) максимальная концентрация выбросов ЗВ;

г) максимально допустимая концентрация ЗВ в объекте окружающей среды.

6. Какие виды очистки не относятся к сухому способу очистки газовоздушных выбросов от твердых частиц:

а) осаждение в гравитационном поле;

б) осаждение под действием сил инерции;

в) отстаивание;

г) фильтрование.

7. Нормативы качества воды распространяются не на весь водный объект, а только на …

а) пункты водопользования населения;

б) зону сброса сточных вод;

в) водоохранную зону;

г) контрольный створ.

8. Интенсифицирует процесс отстаивания маслопродуктов:

а) флотация;

б) коагуляция;

в) адсорбция;

г) окисление.

9. Мокрая очистка заключается в том, что пыль:

а) сепарируется;

б) растворяется в жидкости;

в) поглощается жидкостью;

г) осаждается.

10. Отходы производства и потребления представляют собой:

а) вещества, подлежащие утилизации;

б) вещества, складируемые на полигонах;

в) первичные материальные ресурсы;

г) вторичные материальные ресурсы.

Литература: [2], [3], [4], [8], [10].
3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ СДАЧИ ЗАЧЕТА

1. Рассчитать высоту источника для выброса пылегазовоздушной смеси при сжигании топлива, чтобы ПДВ не превышал 50 г/с при ПДК= 1,5 мг/м3 от стационарного источника, расположенного в Орле и не имеющего очистного устройства, если температурный градиент составляет 80о , m = 1,08, n = 0,94, а скорость выхода смеси 3,5 м/с из трубы с диаметром 1 м.

2. Рассчитать ПДС для сброса 1500 л сточной воды Если коэффициент смешения в водном объекте составляет 1,2, а ПДК = 0,4 мг/л, аналогичное вещество в водном объекте отсутствует.

3. Сколько необходимо установить циклонов для очистки выбросов от пыли, если используется циклон марки ЦН-24 с диаметром 1,2 м при расходе очищаемой смеси 9 м3/с, а скорость выхода смеси 4,5 м/с.

4. Рассчитать рабочую глубину вертикального отстойника при расходе сточной воды 0,03 м3/с для отстаивания частиц мела размером 0,2 10-3 м и плотностью 1800 кг/м3.

5. Рассчитать, как изменится плата за выброс аэрозолей, которые составляют 0,6 от общего количества ЗВ массой 6,0 т/год, при ПДВ 1,2 т/год от стационарного источника при применении очистного устройства с эффективностью 0,98, если Бн = 0,17 руб/т, Бл = 0,85 руб/т, а коэффициенты Кэ=2,2, Кинд=4, Кэс=80.

Литература: [2], [3], [5], [6], [13].
4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ

И ПРОМЕЖУТОЧНОМУ КОНТРОЛЮ

  1. Предмет и объекты исследования экологии

  2. Влияние общества и общественного производства на окружающую среду

  3. Задачи экологии

  4. Развитие экологического сознания

  5. Общая характеристика экосистем

  6. Экологическое равновесие

  7. Экологические факторы

  8. Основные экологические законы, определяющие сохранение экосистем

  9. Значение и классификация природных ресурсов

  10. Природно-ресурсный потенциал

  11. Ресурсный цикл

  12. Природопользование

  13. Показатели эффективности использования природных ресурсов

  14. Классификация загрязнений

  15. Общая характеристика источников загрязнений

  16. Характеристика промышленных предприятий как источника загрязнений

  17. Характеристика теплогенерирующих установок как источника загрязнений

  18. Характеристика транспорта как источника загрязнений

  19. Характеристик загрязняющих веществ

  20. Поведение загрязняющих веществ в объектах окружающей среды

  21. Классификация загрязняющих веществ по степени влияния на организм

  22. Классификация загрязняющих веществ по характеру влияния на организм

  23. Предельно допустимая концентрация

  24. Комбинированное действие загрязняющих веществ

  25. Нормирование качества воздуха

  26. Нормирование качества воды

  27. Нормирование качества почвы

  28. Очистка выбросов от аэрозолей сухим способом

  29. Очистка от аэрозолей мокрым способом

  30. Метод абсорбции для улавливания газообразных веществ

  31. Метод адсорбции для очистки выбросов

  32. Каталитические методы очистки

  33. Термическая нейтрализация выбросов

  34. Общая характеристика сточных вод

  35. Механическая очистка сточных вод

  36. Очистка сточных вод от масло- и нефтепродуктов

  37. Метод коагулирования

  38. Адсорбция для очистки сточных вод

  39. Нейтрализация сточных вод

  40. Метод ионного обмена для очистки сточных вод

  41. Биологическая очистка сточных вод

  42. Экологизация НТП

  43. Понятие безотходной технологии

  44. Рекуперация отходов производства

  45. Оборотные системы водоснабжения на предприятиях

  46. Комплексное использование сырья

  47. Кооперирование производств

  48. Создание ТПК

  49. Техническая модернизация производства

  50. Общая характеристика отходов

  51. Обезвреживание твердых промышленных отходов

  52. Способы переработки твердых бытовых отходов

  53. Общая характеристика земельных ресурсов

  54. Влияние абиотических факторов на состояние почв

  55. Влияние антропогенных факторов на деградации земель

  56. Методы рекультивации почв

  57. Основы экологического права

  58. Природоохранные законы и подзаконные нормы

  59. Государственная экологическая экспертиза

  60. Экологический паспорт предприятия

  61. Экологические правонарушения


5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Выбрать один правильный ответ

1. Экологический кризис обусловлен:

А) демографическим ростом;

Б) ростом научно-технического развития;

В) политическими отношениями;

Г) социальными проблемами населения.

2. Какой из видов экологии наиболее полно рассматривает влияние человека на окружающую среду:

А) экология человека;

Б) инженерная экология;

В) экология растений;

Г) химическая экология.

3. Что характеризует постоянство экологического равновесия:

А) обратимые изменения;

Б) полное рассеивание энергии;

В) экологические сукцессии;

Г) постоянство циклов питательных веществ.

4. Биосфера – это слой:

А) атмосферы с литосферой;

Б) атмосферы с гидросферой и живыми организмами;

В) атмосферы, гидросферы и литосферы с живыми организмами;

Г) атмосферы, гидросферы и литосферы

5. Природный потенциал – это:

А) совокупность природных ресурсов и условий;

Б) наличие разнообразных полезных ископаемых;

В) благоприятные климатические условия;

Г) соответствие качества среды обитания нормам и стандартам.

6. Природопользование – это:

А) изъятие, использование, возобновление природных ресурсов;

Б) использование природных ресурсов;

В) добыча полезных ископаемых;

Г) восстановление лесов, плодородия почв.

7. Какой из видов загрязнения является наиболее опасным:

А) ингредиентное;

Б) параметрическое;

В) биоценотическое;

Г) стациально-деструкционное.

8.Токсичное, загрязняющее вещество (ЗВ) – это вещество, способное:

А) при определенных концентрациях оказывать влияние на здоровье человека;

Б) не оказывать заметные отклонения в здоровье человека;

В) влиять только на продуктивность растительности;

Г) оказывать мутагенные изменения в здоровье человека.

9. Как классифицируются ЗВ по степени влияния на здоровье человека:

А) на мутагенные и раздражительные;

Б) на классы опасности;

В) на тяжелые металлы и газообразные ЗВ;

Г) на фиброгенные и сенсибилизирующие.

10. Какой из перечисленных методов использует мокрый способ очистки:

А) циклон;

Б) пылеосадочные камеры;

В) скоростные пылеуловители;

Г) инерционные пылеуловители.

11. При адсорбции выбросов происходит:

А) поглощение ЗВ жидким поглотителем;

Б) окисление ЗВ до менее токсичного;

В) поглощение ЗВ твердым поглотителем;

Г) химическая нейтрализация ЗВ.

12. Наиболее загрязненными по составу являются сточные воды:

А) бытовые;

Б) производственные;

В) атмосферные;

Г) ливневые.

13.Какие ЗВ удерживаются средствами механической очистки сточных вод:

А) маслопродукты;

Б) растворимые ЗВ;

В) органические ЗВ;

Г) твердые примеси.

14.Безотходное производство – это технологии:

А) не дающие твердых отходов;

Б) при которых отрицательное воздействие на объекты окружающей среды на превышает ПДК;

В) при которых комплексно используется сырье;

Г) обеспечивающие рациональное использование сырья, энергии и защиту окружающей среды.

15. Какой показатель ПДК для почвы отражает процессы саморегуляции и восстановления:

А) ТВ - транслокационный;

Б) МА – миграционный воздушный;

В) МВ – миграционный водный;

Г) ОС - общесанитарный.

16. Почему большая часть сырья не перерабатывается в товарную продукцию:

А) нет сортировки;

Б) несовершенство технологии;

В) непригодна для получения товарной продукции;

Г) нет необходимости.

17. Правовые основы экологии представляют:

А) основной закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

Б) подзаконные правовые нормы;

В) совокупность законов и правовых актов;

Г) совокупность стандартов, технических и санитарных норм.

18. Плата за загрязнение - это:

А) форма возмещения экологического ущерба;

Б) плата, установленная постановлением Правительства РФ;

В) плата за сверхлимитный выброс (сброс);

Г) изменение платы при внедрении систем очистки.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Основная литература

1. Бродский, А.К. Общая экология [Текст] : учебник для вузов / А.К. Бродский. – М.: Академия (Academia), 2009 – 253 с.

2. Горелов, А.А. Экология [Текст] : учебник для вузов / А.А. Горелов. – М.: Академия (Academia), 2007- 398 с.

3. Дмитровская, Т.А. Теоретические обоснования и расчеты [Текст] : учебное пособие для высшего проф. образования/ Т.А. Дмитровская, О.А. Пчеленок. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011. – 107 с.

4. Пономарева, И.Н. Общая экология [Текст] : учебное пособие для вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, О.А. Корнилова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009 г. – 538 с.

5. Пчеленок, О.А. Экология [Текст] : практикум для высшего проф. образования : напр. 280700 / О.А. Пчеленок, Т.А. Дмитровская. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. – 37 с.

6. Трифонова, Т.А. Прикладная экология [Текст] : учебное пособие для вузов / Т.А. Трифонова, Н.В. Селиванова, Н.В. Мищенко. – М. : академический проект, 2005. – 381 с.

7. Шумлянская, Н.А. Экология [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Н.А. Шумлянская. – Новосибирск : НГАУ, 2005. – 48 с.

8. Зайцев, В.А. Промышленная экология [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Зайцев. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 382 с.
2. Дополнительная литература

9. Горохов, В.Л. Экология : экологическое законодательство Российской Федерации [Текст] : учебное пособие / В.Л. Горохов, Л.М. Кузнецов, А.Ю. Шмыков. – СПБ: Герда, 2005. – 683 с.

10. Дмитровская, Т.А. Экология [Текст] : сборник тестов : учебное пособие / Т.А. Дмитровская, В.С. Громова, О.А. Ткаченко. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 72 с.

11. Коробкин, В.И. Экология [Текст] : учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 514 с.

12. Маринченко, А.В. Экология [Текст] : учебное пособие для вузов / А.В. Маринченко. – Дашков и К, 2010. – 327 с.

13. Степановских, А.С. Общая экология [Текст] : учебник для вузов / А.С. Степановских. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 687 с.

14. Щербакова, Е.В. Экология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Щербакова. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 58 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "государственный университет...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания по срс (самостоятельной и индивидуальной работе...
Рекомендуемая литература по дисциплине (основная 0,5 экз на студента, дополнительная 0,25 экз в учебном фонде библиотеки Омгту)
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Специальность...
Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов....
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания к самостоятельной работе студентов (срс) Дисциплина «Экология» iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск