Скачать 110.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа естественных наук РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Методологические основы единства физики Направление подготовки — 011200.68 - ФизикаОП Теоретическая физикаФорма подготовки (очная)Школа естественных наук ДВФУ Кафедра Общей физики курс ___1____ семестр ____1____ лекции _17__ (час.) практические занятия____–___час. семинарские занятия_____–___час. лабораторные работы____–___час. консультации 0 всего часов аудиторной нагрузки___17_____ (час.) самостоятельная работа ____55____ (час.) реферативные работы ( 0 ) контрольные работы (–) зачет ____–_______ семестр экзамен____1______семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Минобрнауки РФ от 18 ноября 2009 № 637). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_общей физики_ «13» сентября 2012 г. Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доц. В.В. Короченцев. Составитель: д.пед.н., проф. _Гнитецкая Т.Н. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Физика является основой всех технических наук и формируетвносит огромный вклад в формирование естественнонаучного мировоззрения современного специалиста, она способствует созданию у студентов единых представлений о мире, развитию интереса к фундаментальным знаниям, поэтому вопрос единства самой физики сегодня выносится на первый план. Особенностью курса Методологические основы единства физики является ознакомление студентов не только с физическими основами мироздания, но и с их методологическим содержанием. Программа курса «Методологические основы единства физики» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Преподавание предмета связано с такими курсами государственного образовательного стандарта, как высшая математика, общая и теоретическая физика и опирается на их содержание. Цель курса − ориентация студентов в области основных концепций современного естествознания, выработанных в процессе становления современной науки. Основное внимание уделяется научной картине мира. Задачи:
По завершению обучения по данной дисциплине студент должен: иметь представление об основных идеях современного естествознания; знать ведущие положения и модели современной естественно-научной картины мира. В результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими общеобразовательными (ОК) компетенциями: способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (ОК-1); способностью порождать новые идеи (ОК-5) способностью адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-7) способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); общепрофессиональными компетенциями: способностью свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей магистерской программой) (ПК-1); способностью использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики в своей научно-исследовательской деятельности (ПК-2); способностью использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-5); способностью свободно владеть разделами физики, необходимыми для решения научно-инновационных задач (ПК-6); способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7); способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов (ПК-8); способностью организовать и планировать физические исследования (ПК-9); способностью организовать работ коллектива для решения профессиональных задач (ПК-10).
Модуль 1. (7 час) Современные взгляды на пространственно-временной континуум Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. (2 час) Научный метод, элементы истории. Структурные уровни организации материи. Тема 2. Пространство, время, принципы относительности. Симметрия и законы сохранения. (3 час) Тема 3. Пространство, время и тяготение. Космологические модели Вселенной. Эволюция Вселенной. Взаимосвязь микро- и мегамира. (2 час) Модуль 2. (10 час). Проявления единства окружающего мира Тема 4. Структурность и целостность в природе. Проблема измерений, принципиальные ограничения. Появление квантов в физике, соотношение неопределенностей. Волновая функция, принцип суперпозиции. Спин и тождественность частиц. (2 час) Тема 5. Фундаментальные взаимодействия и фундаментальные частицы. Законы сохранения и квантовые числа.(2 час) Тема 6. Самоорганизация в нелинейных диссипативных системах. Законы термодинамики. Энтропия. Принципы возрастания энтропии. Локальное уменьшение хаоса и возникновение сложных структур. (4 час) Тема 7. История геологического развития Земли, современные представления тектоники плит. (2 час)
Учебным планом дисциплины практические занятия, семинары и лабораторные работы не предусмотрены.
Вопросы к экзамену 1. Наука и религия. 2. Наука и философия. 3. Методы научного познания. 4. Эксперимент как источник физического знания и критерий истинности теории. 5. Методы индукции и дедукции в физической науке. 6. Современные представления о пространстве и времени. 7. Закон сохранения энергии. 8. Принцип относительности в современной физике. 9. Эквивалентность массы и энергии. 10. Общая теория относительности Эйнштейна. 11. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. 12. Крушение механической картины мира. 13. Принцип неопределенности. 14. Кванты в физике. Идеи Планка, Эйнштейна. 15. Атомно-молекулярное учение в химии. 16. Теория Дирака. Античастицы. 17. Нейтрино: свойства и история открытия. 18. Открытие и свойства электрона. 19. Основные положения квантовой механики. 20. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. 21. Фундаментальные взаимодействия в природе и попытки их объединения. 22. Второе начало термодинамики, принцип возрастания энтропии. 23. Ядерная и термоядерная энергетика. 24. Проблемы современной энергетики и экология. 25. Проблема «тепловой смерти Вселенной». 26. Порядок и беспорядок в природе. Возникновение сложных структур. 27. Роль математики в современном естествознании. 28. Происхождение и развитие Земли. Геосфера 29. Эволюционное учение Дарвина. 30. Биосфера, человек, ноосфера. 31. Принципы симметрии и законы сохранения.
Рефераты
Основная:
.Дополнительная:
|
Материалы для самостоятельной работы по дисциплине Введение Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Государственная... | Материалы для самостоятельной работы по дисциплине Введение Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Государственная... | ||
Задачи курса состоят в следующем Раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии, политологии; формы их институциализации | Примерная программа дисциплины основы теоретической физики рекомендуется... Дисциплина «Основы теоретической физики» играет решающую роль в завершении формирования целостных представлений о современной физической... | ||
1. Введение. Методологические основы курса Статус дисциплины: относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной дисциплиной | Тема I. Предмет курса Истории Узбекистана. Теоретико-методологические... ... | ||
Введение 1 1 теоретико методологические основы формирования и реализации... Теоретико методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики 5 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования... | ||
1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения | Программа элективного курса по физике Программу составила Цель курса – предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в... | ||
День народного единства С 30 по 2 ноября в маоу сош №39 проведены следующие мероприятия, посвященные Дню единства | Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания... Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические... | ||
Программа дисциплины фтд. 00 Основы иудаики цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики» Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько... | Тема Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности... | ||
Методические рекомендации к уроку, посвящённому «Дню единства народов Дагестана» Введение «В целях единства и консолидации многонационального народа Республики Дагестан установить республиканский праздник – День единства... | Высшая школа экономики Естественно-научные основы психологии, ее принципы, методы и методологические ориентации |