Программа курса «Методологические основы единства физики»





Скачать 110.06 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Методологические основы единства физики»
Дата публикации08.11.2014
Размер110.06 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Физика > Программа курса



лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук

signature_ultimate

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Методологические основы единства физики
Направление подготовки — 011200.68 - Физика
ОП Теоретическая физика
Форма подготовки (очная)

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра Общей физики

курс ___1____ семестр ____1____

лекции _17__ (час.)

практические занятия____–___час.

семинарские занятия_____–___час.

лабораторные работы____–___час.

консультации 0

всего часов аудиторной нагрузки___17_____ (час.)

самостоятельная работа ____55____ (час.)

реферативные работы ( 0 )

контрольные работы (–)

зачет ____–_______ семестр

экзамен____1______семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Минобрнауки РФ от 18 ноября 2009 № 637).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_общей физики_ «13» сентября 2012 г.

Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доц. В.В. Короченцев.

Составитель: д.пед.н., проф. _Гнитецкая Т.Н.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация




Физика является основой всех технических наук и формируетвносит огромный вклад в формирование естественнонаучного мировоззрения современного специалиста, она способствует созданию у студентов единых представлений о мире, развитию интереса к фундаментальным знаниям, поэтому вопрос единства самой физики сегодня выносится на первый план.

Особенностью курса Методологические основы единства физики является ознакомление студентов не только с физическими основами мироздания, но и с их методологическим содержанием.

Программа курса «Методологические основы единства физики» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Преподавание предмета связано с такими курсами государственного образовательного стандарта, как высшая математика, общая и теоретическая физика и опирается на их содержание.

Цель курса − ориентация студентов в области основных концепций современного естествознания, выработанных в процессе становления современной науки. Основное внимание уделяется научной картине мира.

Задачи:

  • научить культуре мышления,

  • сформировать способность обобщать и систематизировать научные (теоретические и экспериментальные) факты в письменной и устной речи правильно и убедительно оформлять результаты мыслительной деятельности;

  • научить стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

  • приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

  • помочь выработке способности критически рассуждать, аналитически мыслить, стремиться к гуманным решениям всех вопросов, развивать навыки межкультурного диалога;

  • воспитать толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным различиям людей.

По завершению обучения по данной дисциплине студент должен:

иметь представление об основных идеях современного естествознания;

знать ведущие положения и модели современной естественно-научной картины мира.

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими общеобразовательными (ОК) компетенциями:

способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

способностью порождать новые идеи (ОК-5)

способностью адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-7)

способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

общепрофессиональными компетенциями:

способностью свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей магистерской программой) (ПК-1);

способностью использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики в своей научно-исследовательской деятельности (ПК-2); способностью использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-5); способностью свободно владеть разделами физики, необходимыми для решения научно-инновационных задач (ПК-6); способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7); способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов (ПК-8); способностью организовать и планировать физические исследования (ПК-9); способностью организовать работ коллектива для решения профессиональных задач (ПК-10).


  1. CТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Модуль 1. (7 час) Современные взгляды на пространственно-временной континуум

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. (2 час)

Научный метод, элементы истории. Структурные уровни организации материи.

Тема 2. Пространство, время, принципы относительности. Симметрия и законы сохранения. (3 час)

Тема 3. Пространство, время и тяготение. Космологические модели Вселенной. Эволюция Вселенной. Взаимосвязь микро- и мегамира. (2 час)
Модуль 2. (10 час). Проявления единства окружающего мира

Тема 4. Структурность и целостность в природе. Проблема измерений, принципиальные ограничения. Появление квантов в физике, соотношение неопределенностей. Волновая функция, принцип суперпозиции. Спин и тождественность частиц. (2 час)

Тема 5. Фундаментальные взаимодействия и фундаментальные частицы. Законы сохранения и квантовые числа.(2 час)

Тема 6. Самоорганизация в нелинейных диссипативных системах. Законы термодинамики. Энтропия. Принципы возрастания энтропии. Локальное уменьшение хаоса и возникновение сложных структур. (4 час)

Тема 7. История геологического развития Земли, современные представления тектоники плит. (2 час)


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Учебным планом дисциплины практические занятия, семинары и лабораторные работы не предусмотрены.


  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

1. Наука и религия.

2. Наука и философия.

3. Методы научного познания.

4. Эксперимент как источник физического знания и критерий истинности теории.

5. Методы индукции и дедукции в физической науке.

6. Современные представления о пространстве и времени.

7. Закон сохранения энергии.

8. Принцип относительности в современной физике.

9. Эквивалентность массы и энергии.

10. Общая теория относительности Эйнштейна.

11. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.

12. Крушение механической картины мира.

13. Принцип неопределенности.

14. Кванты в физике. Идеи Планка, Эйнштейна.

15. Атомно-молекулярное учение в химии.

16. Теория Дирака. Античастицы.

17. Нейтрино: свойства и история открытия.

18. Открытие и свойства электрона.

19. Основные положения квантовой механики.

20. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

21. Фундаментальные взаимодействия в природе и попытки их объединения.

22. Второе начало термодинамики, принцип возрастания энтропии.

23. Ядерная и термоядерная энергетика.

24. Проблемы современной энергетики и экология.

25. Проблема «тепловой смерти Вселенной».

26. Порядок и беспорядок в природе. Возникновение сложных структур.

27. Роль математики в современном естествознании.

28. Происхождение и развитие Земли. Геосфера

29. Эволюционное учение Дарвина.

30. Биосфера, человек, ноосфера.

31. Принципы симметрии и законы сохранения.


  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Рефераты

    1. Принцип относительности Эйнштейна и специальная теория относительности.

    2. Эволюция Вселенной.

    3. Черные дыры и эволюция звезд.

    4. Кванты в физике.

    5. Идеи Планка и Эйнштейна.

    6. История создания квантовой механики.

    7. Фундаментальные взаимодействия и попытки и их объединения.

    8. Классификация элементарных частиц.

    9. Порядок и беспорядок в природе.

    10. Что такое тектоника плит.

    11. Возможна свободная тема, согласованная с преподавателем.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная:

  1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. – 9-е издание, испр. и доп. – М.: Академический проект; Фонд Мир, 2005. – 640 с http://www.twirpx.com/file/492511/

  2. Теерикорпи П. и др. Эволюция Вселенной и происхождение жизни Пер. с англ. В. Сурдина. - М.: Эксмо, 2010. - 624 с. (Открытия, которые потрясли мир). http://www.twirpx.com/file/1216580/

  3. Владимиров Ю.С. Метафизика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 568 с. - http://window.edu.ru/resource/625/64625

  4. Ланцев И.А., Малинова Ж.Н. Современные концепции естествознания: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - 34 с. - http://window.edu.ru/resource/220/48220

  5. Макаров В.М. Концепции современного естествознания. Часть 1: Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2006. - 68 с. - http://window.edu.ru/resource/757/45757


.Дополнительная:

  1. Концепции современного естествознания. Курск, гуманит -техн инт -т Сост.: В. Н. Бурмистров, В А Зрайченко, В. М. Полунин, А. А. Родионов. Курск, 2001. 106 с. http://www.twirpx.com/file/479303/

  2. Н.Д.Новиков. Эволюция Вселенной. - М., 1990.

  3. П.Эткинс. Порядок и беспорядок в природе. - М.: Мир, 1987.

  4. П.Девис. Суперсила. Поиски едтной теории природы - М.: Мир, 1989. http://www.twirpx.com/file/1199004/

  5. Концепции современного естествознания: Учебник для ВУЗов/ В.Н. Лаври

  6. ненко, В.П.Ратников, В.Ф.Голубь и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, 271с.

  7. Г.И.Рузавин. Концепции современного естествознания: Учебник для ВУЗов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, 287 с.

  8. А.А.Горелов. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997, 208 с.

  9. Д.Шама. Современная космология. - М., 1973.

  10. Р. Фейнман. Характер физических законов. - М., 1968. http://www.twirpx.com/file/420457/

  11. С.Вайнберг. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. - М.: Наука, 1981.

  12. И.Пригожин. От существующего к возникающему. - М.: Наука, 1985. http://www.twirpx.com/file/136435/

  13. И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.

  14. М.А.Марков. О природе материи. - М., 1976.

  15. Л.де Бройль. Революция в физике. - М.: Атомиздат, 1965.

  16. П.В.Алексеев. Наука и мировоззрение. М., 1983.

  17. В.А.Штофф. Проблемы методологии научного познания.

  18. В.И.Вернадский. Научная мысль как планетное явление.

  19. Ф.Капра. Дао физики.: СиБ, 1994.

  20. А.Эйнштейн, Л.Инфельд. Эволюция физики. М.: 1966. http://www.twirpx.com/file/320475/

  21. Г.А.Югай. Общая теория жизни. - М., 1985.

  22. А.В.Яблоков. Актуальные проблемы эволюционной теории. - М., 1966.

  23. А.И.Опарин. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М.:, 1960. http://www.twirpx.com/file/633568/

  24. И.С.Шкловский, Вселенная, жизнь, разум. М., 1976.

  25. М.М.Камшилов. Эволюция биосферы. М., 1974.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Методологические основы единства физики» iconМатериалы для самостоятельной работы по дисциплине
Введение Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Государственная...
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconМатериалы для самостоятельной работы по дисциплине
Введение Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Государственная...
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconЗадачи курса состоят в следующем
Раскрыть теоретико-методологические основы развития социологии, политологии; формы их институциализации
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconПримерная программа дисциплины основы теоретической физики рекомендуется...
Дисциплина «Основы теоретической физики» играет решающую роль в завершении формирования целостных представлений о современной физической...
Программа курса «Методологические основы единства физики» icon1. Введение. Методологические основы курса
Статус дисциплины: относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной дисциплиной
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconТема I. Предмет курса Истории Узбекистана. Теоретико-методологические...
...
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconВведение 1 1 теоретико методологические основы формирования и реализации...
Теоретико методологические основы формирования и реализации муниципальной молодежной политики 5
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования...
Программа курса «Методологические основы единства физики» icon1. Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Предмет науки «Истории Узбекистана». Теоретико-методологические основы ее изучения
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconПрограмма элективного курса по физике Программу составила
Цель курса – предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в...
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconДень народного единства
С 30 по 2 ноября в маоу сош №39 проведены следующие мероприятия, посвященные Дню единства
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconПрограмма дисциплины фтд. 00 Основы иудаики цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики»
Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько...
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconТема Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности...

Программа курса «Методологические основы единства физики» iconМетодические рекомендации к уроку, посвящённому «Дню единства народов Дагестана» Введение
«В целях единства и консолидации многонационального народа Республики Дагестан установить республиканский праздник – День единства...
Программа курса «Методологические основы единства физики» iconВысшая школа экономики
Естественно-научные основы психологии, ее принципы, методы и методологические ориентации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск