Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета





Скачать 356.36 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета
страница1/3
Дата публикации21.11.2014
Размер356.36 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3


АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА



Благовещенск, 2011

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: АНАТОМИЯ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА,

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Хронокарта учебного времени к практическому занятию № 1.
1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Анатомия глазного яблока 6 120 720 мин.

3. Зрительные функции 6 120 720 мин.

4. Заключение 0 15 0 мин.
К.З.С. = 1680 100 = 70,9%

2370
Цель занятия:
На основе знаний об анатомических данных зрительного анализатора раскрыть значение зрительного анализатора для человека, связь органа зрения с подкорковыми и корковыми центрами головного мозга. Показать наибольшую частоту заболеваний периферического отдела зрительного анализатора. Раскрыть особенности строения глазного яблока в свете возникновения патологических процессов. Показать причины возможной патологии полей зрения, свето- и цветоощущения, бинокулярного зрения. Научить пользоваться методикой определения центрального зрения, показать зависимость остроты зрения от строения колбочкового аппарата.
Содержание занятия:

Анатомия глазного яблока. В кратком вступительном слове преподаватель знакомит студентов с теми задачами, которые ставит перед собой изучение курса глазных болезней на практических занятиях в клинике.

Путем программированного контроля преподаватель выявляет знания, полученные студентами при домашней подготовке. После этого студенты приступают к препарированию глаза животного или разбирают строение глаз с помощью разборного муляжа.

Одна подгруппа студентов разрезает глаза по экватору, другая сагиттально. Взяв половину глаза студенты знакомятся со строением и топографией внутренних оболочек глаза.

Целесообразно начинать изучение оболочек со строения фиброзной капсулы глаза.

Роговица - оптическая среда глаза, размеры и клинические особенности строения роговицы.

Склера - наружная оболочка глазного яблока. Особенности строения, неравномерность толщины, а следовательно и прочности. Вероятные места разрыва склеры при травмах глаза. Клинические особенности разрыва склеры при контузии глаза: гемофтальм, гипотония, глубокая передняя камера.

Сосудистая оболочка и три ее отдела:

а) радужка, ее строение, цвет, рисунок. Мышцы радужки, их иннервация, функция радужной оболочки.

б) цилиарное тело, строение функции, общность кровоснабжения с радужкой.

в) хориоидея, строение места прикрепления к склере, супрахориоидальное пространство, кровоснабжение собственно сосудистой оболочки, функция.

Обращается внимание на две системы кровообращения сосудистой оболочки и ее роль в развитии патологических процессов.

Строение сетчатки ее клинико-анатомические особенности: три нейрона, образование зрительного нерва отростками ганглиозных клеток, строение желтого пятна, периферии сетчатки. Особенности кровообращения. Места прикрепления сетчатки.

Изучив строение оболочек глаза, студенты переходят к рассмотрению прозрачных сред глаза: передняя и задняя камера глаза, хрусталик, стекловидное тело.

Преподаватель обращает внимание на глубину передней камеры, прозрачность содержимого, клиническое значение размеров передней камеры, особенности строения хрусталика и его функцию.

При изучении стекловидного тела обращается внимание на строение, консистенцию, функции. По окончании препарирования глаза студенты по таблицам разбирают особенности кровообращения и иннервацию глазного яблока и их клиническое значение.

Под микроскопом изучают гистологический срез тканей глаза.
Зрительные функции.

В самом начале занятия преподаватель напоминает студентам о глазе, как о периферическом отделе зрительного анализатора, полноценность которого необходима для посылки правильных и четких сигналов из внешней Среды в кору головного мозга. Рассматриваются основные и дополнительные функции зрительного анализатора:
Центральное зрение.

Студенты исследуют друг у друга остроту зрения. Обращается внимание на последовательность исследования вначале правого глаза, при закрытом экраном левом глазу. Острота зрения определяется от 1,0 до 0. Для определения низкой остроты зрения используются больные со старческой катарактой, претерминальной глаукомой, травмами зрительного анализатора.

Периферическое зрение.

Преподаватель указывает на периферическое зрение как важную функцию зрительного анализатора, без которой человек не может не только работать, но и сам себя обслуживать (нуждается в поводыре).

Студенты определяют поля зрения друг у друга вначале контрольным способом, а затем на периметре. Обращается внимание на расположение периметра к источнику света, величину освещенности, величину объекта, которым пользуются при периметрии. Рассматриваются возможные изменения поля зрения при различной патологии зрительного анализатора. Осваивается методика кампиметрии - определения центральных скотом сетчатки. Методом кампиметрии студенты определяют друг на друге физиологическую скотому.
Светоощущение.

Преподаватель указывает на важность светоощущения, самой древней зрительной функции, которой пользуются все живые организмы на земле и на которой построены все остальные, более совершенные функции зрительного анализатора человека. Студентами осваивается методика определения светоощущения, адаптации к свету и темноте. Исследование темновой адаптации сводится к определению нарастания светочувствительности в темноте. Исследование темновой адаптации производится с помощью адаптометра. Обращается на важное значение исследования светоощущения при пигментной дистрофии сетчатки, глаукоме, близорукости высокой степени, где гемералопия является симптомом других заболеваний и при авитоминозе “А” как самостоятельном нарушении светоощущения сетчатки.

Преподаватель отмечает важность исследования темновой адаптации при профотборе.
Цветовое зрение.

Переходя к изучению цветового зрения преподаватель указывает на важность этой зрительной функции для некоторых профессий (водитель наземного, воздушного, водного транспорта и др.) Рассматривается классификация расстройств цветового зрения. Преподаватель демонстрирует таблицу Рабкина для определения цветового зрения. Демонстрация определения цветового зрения осуществляется при дневном свете на расстоянии 1,5 метров от таблицы при экспозиции не более 10 секунд.
Бинокулярное зрение.

Преподаватель указывает на важность бинокулярного зрения для трехмерного восприятия окружающих предметов, определяются условия осуществления бинокулярного зрения:

  • достаточная острота зрения каждого глаза (не менее 0,4);

  • параллельное положение зрительных осей глаз, которые корректируются активным мышечным равновесием, сочетающим функции всех 12 глазодвигательных мышц. Регулятором мышечного равновесия является ЦНС, а стимулятором регуляции - сигналы на подкорковые ядра глазодвигательных нервов. Нарушение такой регуляции мышц приводит к нарушению бинокулярного зрения к возникновению косоглазия. Студенты друг на друге обучаются методам определения бинокулярного зрения:

  • опыт с “дырой в ладони”;

  • опыт с карандашом;

  • на синаптофоре.

Студентами демонстрируются больные с содружественным косоглазием. Определяется этиология, методы лечения.
Контрольные вопросы


  1. Строение фиброзной капсулы глаза. Диагностика подконъюнктивальных разрывов склеры.

  2. Анатомо-функциональные особенности радужной оболочки.

  3. Анатомо-функциональные особенности цилиарного тела.

  4. Анатомо-функциональные особенности хориоидеи.

  5. Строение сетчатки. Анатомо-функцинальные особенности желтого пятна.

  6. Строение и кровоснабжение зрительного нерва.

  7. Анатомо-функциональные особенности хрусталика.

  8. Строение и кровоснабжение конъюнктивы.

  9. Наружные мышцы глаза и их иннервация.

  10. Внутренние мышцы глаза и их иннервация.

  11. Иннервация глазного яблока.

  12. Кровоснабжение глаза, венозный и лимфатический отток.

  13. Строение слезопродуцирующего аппарата.

  14. Строение слезоотводящих путей.

  15. Строение орбиты. Синдром верхней глазничной шели?

  16. Методы исследования центрального зрения.

  17. Методы исследования цветового зрения.

  18. Методы исследования периферического зрения.

  19. Методы исследования светоощущения.

  20. Методы исследования бинокулярного зрения.


Практические навыки
1. Определение остроты зрения (визометрия).

2. Определение периферического зрения (периметрия).

3. Определение светоощущения.

4. Определение цветного зрения.

5. Определение бинокулярного зрения.

УИРС
1. Нарисовать схему кровоснабжения конъюнктивы.

2. Доклад “Теории цветоощущения”.
ОСНАЩЕНИЕ



Муляжи, череп человека, таблицы по анатомии, глаза животных, инструменты для препаровки, микропрепараты роговой оболочки, хрусталика, сетчатой оболочки, угла передней камеры, аппарат Рота, таблица Головина-Сивцева, лампы, офтальмоскопы, периметр, бланки и схемы полей зрения, полихроматические таблицы Рабкина.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Изучить литературу:
1. Учебник “Глазные болезни” под. редакцией А.А.Бочкаревой М. 1989 год.

Стр. 14-52, 77-104.

2. Конспект лекции “Клиническая анатомия зрительного анализатора”.
Дополнительная литература:

1. Е.И.Ковалевский. Избранные лекции. М., 1996.

2. В.Н.Пономаренко, С.Н.Басинский. “Клиническая анатомия органа зрения”

Благовещенск, 1989.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: "МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО."
Хронокарта учебного времени к практическому

занятию N 2.
1. Программированный контроль 12 20 240 мин.

2. Наружный осмотр 6 30 180 мин.

3. Боковое освещение 6 40 240 мин.

4. Исследование в проходящем свете 6 40 240 мин.

5. Исследование глазного дна 6 60 360 мин.

6. Курация больных 12 30 360 мин.

К.З.С.= 1620 100 = 68,350%.

2370
Цель занятия.

Научить студентов пользоваться основной, доступной и необходимой каждому врачу методикой исследования век, конъюнктивы, слезных органов, переднего отрезка глазного яблока, глубоких преломляющих сред глаза. Усвоить последовательность обследования периферического отдела зрительного анализатора.
Содержание занятия.

В начале занятия вступительное слово преподавателя, который указывает на особенности обследования офтальмологического больного, строгую последовательность методик обследования. Затем студенты друг на друге, а затем на больных осваивают каждую методику обследования отдельно.

1. Наружный осмотр. Преподаватель обращает внимание студентов на необходимость производить наружный осмотр при естественном освещении. Студенты осматривают кожу век, край века, конъюнктиву. Осваивают методику выворота верхнего века, состояния слезных точек, выводных протоков мейбомиевых желез, рост ресниц, положение век, форму и размеры глазного яблока. Пальпаторно определяется внутриглазное давление.

2. Боковое или фокальное освещение. При переходе ко второй методике обследования студенты объясняют принцип осмотра при боковом освещении, значение этого метода для осмотра роговицы и глубоких тканей. Затем студенты осваивают эту методику, осматривают роговицу, переднюю камеру, радужную оболочку, зрачок.

3. Осмотр в проходящих лучах или офтальмоскопическое просвечивание. Преподаватель объясняет устройство офтальмоскопа и применение его в методике офтальмоскопического просвечивания. Студенты друг на друге осваивают методику исследования хрусталика и стекловидного тела и обследуют больных с патологией прозрачных сред глаза.

4. Офтальмоскопия или исследование глазного дна. Преподаватель напоминает опознавательные точки глазного дна, последовательность осмотра: диск зрительного нерва, сосуды окружающие сетчатку, желтое пятно. Обращается внимание на значение исследования глазного дна при различных заболеваниях организма, показывает технику осмотра глазного дна в обратном виде. Студенты друг на друге осваивают методику и обследуют больных с патологией глазного дна.

5. Дополнительные методы исследования глаза. После освоения методик обследования студенты отвечают на контрольные вопросы по теме.

Контрольные вопросы.
1. Как исследовать проходимости слезоотводящих путей?

2. Как определить внутриглазное давление пальпаторно?

3. Методы определения целостности эпителия роговицы.

4. Методика осмотра зрительного нерва правого и левого глаза при обратной офтальмоскопии.

Практические навыки.
1. Исследование больного при наружном осмотре, боковом освещении и в проходящих лучах.

2. Исследование внутриглазного давления пальпаторно.

3. Осмотр переднего отрезка глаза у ребенка.

У И Р С.
1. Реферат. “Методика обследования больного с патологией глаз и деонтология."
Оснащение.
Перевязочный материал, векоподъемники, стеклянные палочки, зеркальный офтальмоскоп, электрический офтальмоскоп, флюоресцеин, щелевая лампа, таблицы, периметр.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студента.
1. Учебник "Глазные болезни." под ред. А.А.Бочкаревой, стр. 35-49.

2. В рабочих тетрадях написать схему обследования глазного больного.

3. Нарисовать нормальные границы поля зрения и при патологии зрительного тракта.

Практическое занятие N 3.

Тема:"РЕФРАКЦИЯ, АККОМОДАЦИЯ, ПРЕСБИОПИЯ,

АСТИГМАТИЗМ, КОРРЕКЦИЯ АНОМАЛИИ

РЕФРАКЦИИ."
Хронокарта учебного времени к практическому занятию N 3.
1. Программированный контроль 12 20 240

2. Разбор субъективного метода

определения клинической рефракции 1 60 60

3. Знакомство с набором оптических 12 20 240

стекол.

4. Овладение практическими навыками 12 60 720

субъективного метода определения

рефракции

5. Овладение практическими навыками 12 40 480

объективного метода определения

рефракции

6. Выписка рецепта на очки 1 20 20

7. Курация больных. 12 20 240
К.З.С.= 2000 100 =84,4%

2370

Цель занятия.
Научить студентов определять рефракцию субъективным методом, выписывать очки при различных аномалиях рефракции, астигматизме, пресбиопии, ознакомить с объективными методами определения рефракции.
Содержание занятия.
Занятие начинается с программированного контроля, которым определяется исходный уровень знаний студентов. Методом опроса студентов и дополнениями преподавателя уясняются особенности клинической рефракции, ее виды. Преподаватель демонстрирует набор очковых стекол, методы определения их вида и силы преломления. Под контролем преподавателя студенты друг на друге определяют вид и степень клинической рефракции субъективным методом. При определении степени клиническому рефракции обсуждаются вопросы клиники близорукости и дальнозоркости, переносимость коррекции, правило назначения стекол при близорукости (минимальные) и дальнозоркости (максималь-ные). Рассматривается механизм аккомодации, ее возрастные изменения. Обсуждаются вопросы этиологии и клиники спазма и паралича аккомодации, влияние спазма аккомодации на прогрессирование близорукости. Преподаватель обращает внимание на правила подбора очков при спазме аккомодации особенно у детей гиперметропов. Выписываются очки. Затем студенты дают понятие об астигматизме, видах астигматизма. Под руководством преподавателя студенты рассматривают и обсуждают различные способы коррекции аномалии рефракции: сферическими стеклами, цилиндрическими стеклами, контактными линзами и хирургическими способами. Демонстрация больных с аномалией рефракции. Курация больных. Пресбиопия. Косоглазие. Правило их коррекции. Осложнения при близорукости.
Контрольные вопросы.
1. Чем отличается клиническая рефракция от физической?

2. Какие осложнения бывают при высокой прогрессирующей близорукости?

3. Почему возникает пресбиопия?

4. Каковы причины астигматизма?

5. Переносимость стекол при анизометропии.

6. Чем отличается сферическое стекло от цилиндрического?

7. Особенности коррекции цилиндрическими стеклами.

Практические навыки.

1.Определение рефракции субъективным методом.

2. Определение вида и силы очкового стекла.

3. Определение ближайшей точки ясного зрения.

4. Подбор очков при гиперметропии, миопии, пресбиопии, спазме аккомодации.
У И Р С.
1. Реферат "Современные представления о возникновении близорукости."

2. Анализ аномалий рефракции в одном из районов области по данным отчетов районных окулистов.

3. Реферат "Современные методы коррекции аметропии."
Оснащение.

Набор оптических стекол для подбора очков, скиаскопические линейки, таблицы, рефрактометр, диапозитивы.

Задание по самостоятельной, внеаудиторной работе студента.
1. Учебник "Глазные болезни." под ред. А.А.Бочкаревой, стр. 105-147.

2. Нарисовать в рабочих тетрадях ход лучей при различных видах рефракции глаза.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ N 4.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconМетодические рекомендации базлов С. Н., Вакулин Г. В.,Королюк Е. Г,Бабаян К. В.,Нечаева Ю. С
Общеврачебная практика (терапевтический, хирургический и акушерский профиль) Методические рекомендации для студентов 4 курса педиатрического...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconКритерии оценки знаний студентов VI курса педиатрического факультета...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconРабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconУчебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconМетодические рекомендации по летней производственной практике студентов 5 курса
Цель летней производственной практики студентов 5 курса педиатрического факультета состоит
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconМетодические рекомендации для студентов 4 курса стоматологического факультета
...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconУчебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconУчебной работе профессор А. Б. Ходжаян 20 г. «Согласовано» декан...
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconПланы семинарских занятий по биоэтике для педиатрического факультета...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconРабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconУчебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического...
Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета
Методические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета iconМетодические рекомендации для подготовки к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск