Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов





НазваниеМетодические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов
страница1/27
Дата публикации30.07.2013
Размер3.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России)

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов

Ставрополь, 2012
УДК 616 – 092. 377.1(07.07)

ББК 52.52я73

М 54

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Ставрополь: Изд-во: СтГМА, 2012. – 177 с.
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов Ставропольской государственной медицинской академии.
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии содержат основные положения тем практических занятий, тестовые задания, ситуационные задачи, перечень практических навыков и экзаменационных вопросов, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010 г.) и современными программами по патофизиологии по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия».

Предназначены для организации и повышения эффективности самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям и экзамену.
Составили: проф. Е.В. Щетинин, доцент Г.Н. Зажогина, доцент М.Ю. Вафиади, асс. Л.Е. Щедренко, асс. С.П. Милосердова, асс. Е.В. Будкевич, асс. Л.Д. Эркенова, асс. Н.Г. Радзиевская


Рецензенты:

заведующая кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО

«Ставропольского государственного университета», доктор медицинских наук, профессор О.А. Бутова,

заведующая кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор В.С. Боташева.


Рекомендовано к печати

Редакционно-издательским советом

СтГМА
УДК616 – 092. 377.1(07.07)

ББК52.52я73

М 54
СтГМА, 2012

5-й семестр обучения

Занятие №1

Тема Введение

Наименование занятия: Введение. Патологическая физиология как медицинская дисциплина.

Общая цель занятия: Познакомиться с содержанием предмета, его задачами, ролью патологической физиологии в общей системе подготовки врача, её методами исследования.

Перечень учебных вопросов занятия:

  1. Патофизиология как наука и медицинская дисциплина. Предмет изучения.

  2. Задачи патофизиологии.

  3. Методы исследования.

  4. Роль патофизиологии в общей системе подготовки врача.


Контроль результатов усвоения темы

Ситуационные задания.

Задание № 1

1. Назвать основные задачи патологической физиологии.

2. Перечислить темы входящие в первый раздел.

3. Перечислить вспомогательные методы в патологической физиологии.

4. В чем заключается сущность патофизиологического эксперимента?

Эталоны ответов на вопросы ситуационного задания № I

1. Изучение этиологии, патогенеза, механизмов исходов заболеваний, разработка принципов экспериментальной терапии, разработка проблем методологии полученных о болезни знаний.

2. а) Введение, предмет, методы. б) болезнь в историческом плане. в) общая нозология. г) болезнетворные факторы внешней среды. д) общий патогенез. е) учение о реактивности организма, аллергическая реактивность, иммунологическая реактивность, наследственность и болезнь.

3. Физиологический, морфологический, биохимический, клинический, иммунологический, физико-химический, физический.

4. Заключается в создании модели болезни

Задание № 2

1. Перечислить темы, входящие во 2 раздел патологической физиологии.

2. Назвать особенности патофизиологического эксперимента.

3. Назвать основную цель патофизиологии как учебной дисциплины.

4. Назвать основные проблемы в 1 разделе патофизиологии.

Задание № 3

1. Перечислить разделы патологической физиологии.

2. Перечислить темы, входящие в 3 раздел патологической физиологии.

3. В чём заключается сущность патофизиологического эксперимента?

4. Назвать три принципа экспериментальной терапии.

Задание № 4

1. Перечислить вспомогательные методы в патологической физиологии.

2. Назвать три раздела патологической физиологии.

3. В чём заключается преимущество патофизиологического эксперимента перед другими методами изучения болезни?

4. Назвать основные проблемы второго раздела патологической физиологии.

Задание № 5

1. Дать определение понятия «патологическая физиология».

2. Из каких разделов состоит патологическая физиология?

3. Назвать основные методы патологической физиологии.

4. Назвать принципы экспериментальной терапии.

Занятие №2

Тема 1 Общее учение о болезни.

Наименование занятия: Общая нозология. Общая этиология. Общий патогенез. Роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни. Действие изменённого атмосферного давления

Общая цель занятия: Изучить понятия общей нозологии, роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезней на примере повреждающего действия гипо- и гипербарий.

Перечень учебных вопросов занятия:

1. Понятие «общая нозология», «общая этиология», «общий патогенез».

2. Определение понятия «болезнь» Стадии и исходы болезни.

3. Роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни.

4. Влияние изменённого атмосферного давления на организм.

Входной тест контроль.

1. Какие вопросы рассматривает общая нозология?

а) общие закономерности нарушения функций различных систем; диагностику болезней человека; патофизиологию органов и систем;

+б) понимание сущности болезни на разных этапах развития медицины; классификацию болезней; формы возникновения, развития, течения и исходов болезней

2. Что такое этиология?

+а) учение о причинах и условиях возникновения болезни; б) учение о причинах заболеваний; в) учение о совокупности условий, вызывающих развитие заболеваний

3. Какое из приведенных ниже определений патогенеза является правильным? Патогенез - это:

а) совокупность механизмов, возникающих в организме под влиянием нарушения вредоносными факторами рефлекторных реакций, ведущих к изменению биохимического и ферментативного состава крови, обусловливающие возникновение, течение и исход заболевания;

+б) совокупность механизмов, включающихся в организме под влиянием действия на него вредоносных факторов и проявляющихся в динамическом и в, тоже время, стереотипном развертывании ряда физиологических, биохимических и морфологических реакций, обусловливающих возникновение, течение и исход заболевания

4. Предполагает ли изучение патогенеза выяснение механизмов развития болезни?

+а) да;б) Нет

5. Укажите наиболее близкое к определению ВОЗ понятие "здоровье":

а) состояние жизнедеятельности организма, которое обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватные условия существования;

б) состояние жизнедеятельности организма, при которой отмечается соответствие структуры и функции организма, и выявляется способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды организма, что обеспечивает ему полноценную трудоспособность и социально полезную деятельность;

+в) состояние жизнедеятельности организма, которое характеризуется не только отсутствием болезни, но и полным физическим, психическим и социальным благополучием, что обеспечивает полноценную трудоспособность и социально полезную деятельность

6. Укажите наиболее адекватное (из перечисленных) определение понятия "болезнь"?

а) болезнь представляет собой сумму ненормальных жизненных отправлений, совершающихся в поврежденных, так или иначе, органах и тканях;

+б) болезнь – это своеобразный жизненный процесс, связанный с действием на организм вредоносных факторов, проявляющийся в комплексе структурных и функциональных изменений, нарушающих адаптационные возможности организма и снижающих его трудоспособность и социально полезную деятельность;

в) болезнь – это сложная реакция организма на действие болезнетворного агента, качественно новый процесс жизнедеятельности, характеризующийся ограничением или нарушением регуляции функций и приспособляемости

7. Укажите наиболее адекватное (из перечисленных) определение понятия "предболезнь":

а) это период жизнедеятельности организма между началом действия патогенного фактора и возникновением первых признаков болезни;

б) это период жизнедеятельности организма от появления первых признаков болезни до полного развития его симптомов;

+в) это период жизнедеятельности организма, характеризующийся значительным снижением его адаптивных возможностей при сохранении постоянства внутренней среды (гомеостаза)

8. Укажите периоды болезни:

+а) латентный, продромальный, разгар, исход; б) острый, подострый, хронический

9. Какова продолжительность течения острых заболеваний?

+а) до 2-х недель; б) до 4-х недель; в) до 6-ти недель; г) до 8-ми недель

10. Какова продолжительность течения хронических заболеваний?

а) более 2-х недель; +б) более 4-х недель; в) более 6-ти недель; г) более 8-ми недель

11. Как называется временное ослабление или исчезновение клинических проявлений хронического заболевания?

а) осложнение; +б) ремиссия; в) рецидив; г) обострение

12. Как называется наступление нового цикла той же самой болезни после периода исчезновения или уменьшения ее клинических проявлений?

а) осложнение; б) ремиссия; в) рецидив; +г) обострение

13. Как называется ухудшение в течение заболевания после временного ослабления клинических проявлений?

а) осложнение; б) ремиссия; + в) рецидив; г) обострение

14. Как называется новая болезнь или патологический процесс, возникающий на фоне имеющейся болезни?

+а) осложнение; б) ремиссия; в) рецидив; г) обострение

15. Формы течения болезней с более быстрым исчезновением всех болезненных проявлений?

а) стертые; +б) абортивные

16. Как называются формы болезней, протекающих с менее четкими клиническими проявлениями?

а) абортивные; +б) стертые

17. Укажите формы атипического течения болезней:

+а) абортивное, стертое, осложненное; б) продромальное, течение с инкубационным периодом, течение с летальным исходом

18. Укажите формы атипического течения острых заболеваний:

а) молниеносное течение; б) ациклическое течение; в) течение с рецидивом; +г) все перечисленные

19. Укажите возможные исходы заболевания:

+а) выздоровление, смерть; б) рецидив; в) ремиссия; г) осложнение; д) инкубация

20. Укажите терминальные состояния:

а) латентное; +б) преагональное; в) продромальное; +г) агональное; +д) клиническая смерть; е) биологическая смерть; +ж) терминальная пауза

21. Укажите проявления, характерные для преагонального периода:

а) сознание отсутствует; повышение рефлекторной деятельности;

+б) сознание сохранено или спутано; снижение рефлекторной деятельности

22. Укажите проявления, характерные для преагонального периода:

+а) артериальное давление снижено; преобладает аэробный гликолиз; б) артериальное давление повышено; судорожное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры; преобладает анаэробный гликолиз

23. Укажите проявления, характерные для агонального периода:

а) сознание отсутствует;

б) резкое снижение условнорефлекторной деятельности на фоне преобладания безусловнорефлекторной;

в) артериальное давление повышается после предшествующего снижения во время терминальной паузы;

г) судорожное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры;

д) преобладает анаэробный гликолиз;

+е) все перечисленные

24. Укажите изменения, характерные для клинической смерти:

а) сознание отсутствует; б) глазные рефлексы отсутствуют; в) артериальное давление равно нулю; г) дыхание не определяется; +д) все верны

25. Что способствует увеличению продолжительности периода клинической смерти?

+а) длительный период умирания; умирание в условиях гипотермии; умирание в период новорожденности;

б) короткий период умирания; умирание в условиях гипертермии; умирание в зрелом возрасте

26. Что способствует уменьшению продолжительности периода клинической смерти?

а) длительный период умирания; умирание в условиях гипотермии; умирание в период новорожденности; +б) короткий период умирания; умирание в условиях гипертермии; умирание в зрелом возрасте

27. Какова роль массажа сердца в реанимационных мероприятиях?

а) прекращает фибрилляцию желудочков; б) способствует поддержанию кровообращения; в) способствует восстановлению сердечной деятельности; +г) все верны

28. Какова роль внутриартериального нагнетания крови в реанимационных мероприятиях?

+а) происходит раздражение рецепторов сердца и коронарных сосудов, что способствует восстановлению его деятельности; приводит к восстановлению коронарного кровотока;

б) прекращает фибрилляцию желудочков сердца; способствует лучшему наполнению кровью левого желудочка

29. Какой способ искусственного дыхания является наиболее эффективным?

а) способ Сильвестра; б) дыхание "рот в рот" или "рот в нос"; +в) аппаратное дыхание

30. При дефиците кислорода компенсаторные реакции происходят на:

а) клеточном уровне; б) органном уровне; +в) на всех уровнях; г) системном уровне; д) организменном уровне

31. Укажите компенсаторные реакции организма в ответ на гипоксемию и гипоксию

а) брадикардия; +б) тахикардия; в) брадипноэ; +г) тахипноэ

32. Укажите компенсаторные реакции организма в ответ на гипоксемию и гипоксию

+а) повышение АД; б) снижение АД; +в) выход эритроцитов из депо; г) депонирование эритроцитов

33. Что характерно для фазы декомпенсации горной болезни?

а) газовый ацидоз; +б) газовый алкалоз; +в) гипокапния; г) гиперкапния

34. Что характерно для фазы декомпенсации горной болезни?

+а) замедление окислительно-восстановительных процессов; б) усиление окислительно-восстановительных процессов; в) эйфория; +г) угнетение ЦНС

35. В каком случае наступает баротравма легких?

а) при постепенном повышении давления в лёгких; +б) при мгновенном выраженном повышении давления в лёгких

36. Сатурация развивается при переходе:

+а) от нормального давления к повышенному; б) от повышенного давления к нормальному; в) от нормального давления к пониженному;

37. Десатурация развивается при переходе:

а) от нормального давления к повышенному; +б) от повышенного давления к нормальному; в) от нормального давления к пониженному;

38. Укажите возможные отрицательные последствия десатурации:

а) высотная тканевая эмфизема; б) токсическое действие кислорода; +в) газовая эмболия;

+г) скопление пузырьков газа в полостях

39. Какое изменения с наибольшей вероятностью может наблюдаться у человека, длительное время проживающего высоко в горах?

а) снижение активности дыхательных ферментов; +б) эритроцитоз; в) гипотрофия сердца;

г) гиповентиляция лёгких

40. Укажите причину смерти при горной и высотной болезнях:

+а) первичная остановка дыхания из-за паралича дыхательного центра; б) первичная остановка сердца;
Контроль результатов усвоения темы.

Ситуационные задачи.

Задача № 1

Альпинисты медленно поднимались по Ю-В склону Эвереста. Позади было 6 часов подъёма. Каждый шаг давался с трудом из-за общей слабости. Дышать стало тяжело, ощущалось сильное сердцебиение, частота пульса доходила до 140 уд. в мин. Отмечались: головная боль, головокружение, подавленное настроение, снижение аппетита, метеоризм.

  1. Что явилось причиной данных расстройств у альпинистов?

  2. Как называется эта болезнь?

  3. На какой высоте находились альпинисты (ниже или выше 4000м.)?

  4. Назвать главный типовой патологический процесс, который вызывает явления повреждения при горной болезни.

Эталоны ответов на вопросы ситуационной задачи №1

  1. Понижение атмосферного давления, снижение парциального давления кислорода в воздухе

  2. Горная болезнь

  3. Выше 4000 м.

  4. Гипоксия

Задача № 2

Для выполнения кессонных работ на глубине 15м. отправили водолаза, где он находился 1 час, а затем был быстро поднят на поверхность. Через 30 минут стал ощущать нарастающие боли в мышцах и суставах, появились головная боль и головокружение, онемение пальцев рук и ног, временами темнело в глазах, слабело тело.

  1. Под каким давлением находился водолаз на глубине 15м.?

  2. Какая болезнь возникла у водолаза?

  3. Что явилось причиной описанных расстройств?

  4. Каковы должны быть действия окружающих?

Задача № 3

Исследователи Холден и Келлас «поднялись» в барокамере на высоту 7500м. (320мм. рт.ст.). На высоте 7000м они уже с трудом следили за пультом и секундной стрелкой. У них появились цианоз, пот, подёргивание конечностей, периодическое дыхание. На высоте 7500м они пробыли около 1 часа. Один из них не заметил, как пришёл в полубессознательное состояние. Другой лишь смеялся, не давая себе отчёта в том, что его учителю стало плохо.

  1. О какой болезни идёт речь?

  2. Что явилось причиной описанных расстройств?

  3. Назовите главный механизм возникшего периодического дыхания.

  4. Какие симптомы свидетельствуют о торможении ЦНС под влиянием гипоксии?

Задача № 4

Рабочего для проведения кессонных работ на глубине 100м опускали в кессоне со скоростью 10 м/мин. Рабочему пришлось находиться на этой глубине в течение 2-х часов. При этом у него отмечались сильные боли в ушах, головная боль, головокружение, слабость, тошнота. Затем рабочий был поднят на поверхность.

  1. Сколько атмосфер действовало на организм человека в этой ситуации?

  2. Как можно назвать действие повышенного атмосферного давления на организм человека?

  3. Какие компоненты воздуха оказывают патогенное действие в такой ситуации?

  4. Как изменится тканевое дыхание при отравлении кислородом?

Задача № 5

В 1934 году немецкие аэронавты Иеренк и Мазух поднялись на субстратостате на высоту 1100м. Не смотря на то, что они имели возможность пользоваться кислородом, они спустились мёртвыми на нашу территорию. А.И. Абрикосов, вскрывавший их трупы, не мог обнаружить телесных повреждений, а обнаружил явные симптомы асфиксии, которые проявились в виде цианоза.

1) Какая болезнь развилась у аэронавтов?

2) Как должен был измениться газовый состав крови (СО2 и О2) у аэронавтов на этой высоте?

3) Что могло быть причиной смерти аэронавтов на этой высоте?

4) Какой типовой патологический процесс развился у аэронавтов на этой высоте?

Занятие № 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодические разработки к практическим занятиям по иммунологии для...
Составители: Саидов М. С. – зав кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии, к м н., доцент; д б н., проф. Омарова С. М., к...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по...
Тема: «Болезни пародонта и слизистой оболочки рта. Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по...
Тема: «Структура и задачи патологоанатомической службы. Диагноз: требования к формулировке. Ятрогении. Методы биопсийного и цитологического...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по...
Эндометриоз. Предопухолевые заболевания и опухоли шейки и тела матки. Болезни яичников, маточных труб и молочных желез. Эндометриоз...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconР. Кочюнас основы психологического консультирования
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconКафедра нормальной физиологии тестовые задания по дисциплине: «Нормальная...
Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодические рекомендации для подготовки к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического...
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconУчебной работе профессор А. Б. Ходжаян 20 г. «Согласовано» декан...
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconВ. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,...
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconВ. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,...
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconВ. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,...
Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патологической физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1)
Оперативная хирургия и топографическая анатомия головы, шеи, груди, переднебоковой стенки живота и брюшной полости


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск