Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа)





Скачать 157.16 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа)
Дата публикации20.12.2014
Размер157.16 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Физика в будущей профессии»

для 9-го класса
(34 часа)


составитель:

Рось Галина Александровна,

учитель физики

МОУ «Гимназия 2» г. В. Новгорода

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Физика в будущей профессии» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика.

В данном курсе сделана попытка показать использование знаний физики в отдельных областях профессиональной деятельности человека. Программа курсов включает в себя вопросы практического применения законов физики в медицине, метеорологии, военной службе, электротехнике, кулинарии.

Каждый раздел программы содержит в себе следующие части: Теоретический материал, связанные с ним демонстрационный и фронтальный эксперименты, домашнюю работу, экскурсии.

Кроме вопросов самого содержания, к программе выполнено приложение, которое включает в себя список используемой литературы и подборку задач по каждому разделу программы.

Курс рассчитан на работу с ребятами базовой подготовки по физике.

Учитель в процессе работы, учитывая желание ребят, может вместе с ними вносить коррективы, отдавая предпочтение каким-либо отдельным темам, экспериментальным работам, придумать и выполнять творческие задания.

Формы контроля и оценивания учащихся могут быть различными – устный опрос, письменные работы, тестирование, письменные отчёты о проделанных опытах, викторины и др.

Для каждого ученика завершением курса может стать выполнение творческого задания: отчёта об экскурсии, самодельный прибор, записанное интервью с представителем какой-либо профессии, реферат, оформление иллюстрированного альбома о роли физики в данной профессии, самостоятельно составленные или подобранные из пособий тематические задачи, подборка материала из периодических изданий по теме: «Физика в профессии», разработка и демонстрация простых опытов по выбранной теме.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Физика в профессии военного. (6 часов)

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.
Демонстрации:


1.

Зависимость давления от площади опоры.

2.

Реактивное движение.


Фронтальный эксперимент:


1.

Расчёт давления на грунт различных видов военной техники времён ВОВ (по иллюстрированному раздаточному материалу).

2.

Наблюдение изменения объёма и давления воздуха при его сжатии.


Домашний эксперимент:


1.

Наблюдение за реактивным движением оболочки детского воздушного шарика и определение скорости его движения.


Экскурсия:
Воинская часть п. Новоселицы.
II. Физика в профессии повара. (6 часов)

Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи.

Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне.
Демонстрации:


1.

Сравнение теплоёмкостей воды и подсолнечного масла

2.

Обнаружение электрического тока, создаваемого овощами при помощи чувствительного гальванометра.

3.

Зависимость сопротивления струи солёной воды от её длины и толщины.


Фронтальный эксперимент:


1.

Обнаружение электрического тока, создаваемого овощами, при помощи головных телефонов.


Домашнее задание:


1.

Определение удельной теплоёмкости кастрюли.

2.

Найти дома мерные инструменты, используемые при приготовлении пищи, определить их цену деления, пределы измерения, погрешность измерения.

3.

С учётом энергетической ценности продуктов создать меню низко и высоко калорийного завтрака.

4.

Изготовление свистка для чайника.


Экскурсия:
Столовая, кафе, ресторан гостиницы «Садко».
III. Физика в профессии метеоролога. (6 часов)

Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды.

История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.

Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека.
Демонстрации:


1.

Различные термометры, барометр, психрометр.

2.

Охлаждение воздуха при расширении.


Фронтальный эксперимент:



1.

Градуировка термометра.

2.

Измерение атмосферного давления в подвале и на четвёртом этаже школы.

3.

Наблюдение выделения энергии при кристаллизации гипосульфита (натрия тиосульфат).


Домашнее задание:


1.

Наблюдение и объяснение физических закономерностей образования облаков, выпадения дождя, образования инея.

2.

Изготовление простейшего самодельного барометра.

3.

Изготовление самодельного гигроскопа.

4.

Изготовление самодельного прибора для предсказания погоды.


Экскурсия:
В городской гидрометцентр.

IV. Физика в профессии электрика. (6 часов)

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные.

Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.
Демонстрации:


1.

Электризация различных веществ.

2.

Проводники и непроводники электричества.

3.

Принцип действия плавкого предохранителя.

4.

Накаливание угольного стержня электрическим током.


Фронтальный эксперимент:



1.

Сборка и испытание действия простейшего гальванического элемента.

2.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

3.

Определение мощности, потребляемой электрической лампочкой


Домашнее задание:



1.

Изготовление игрушки «Электростатическая пляска».

2.

Изготовление самодельного вольтова столба.

3.

Изготовление самодельных приборов, моделей, игрушек с использованием электрических цепей.


Экскурсия:
ОАО завод «Комета» электрооборудование, электрофицирование.
V. Физика в профессии врача. (6 часов)

Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями.

Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор.

Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ.
Демонстрации:


1.

Расширение газа при нагревании.

2.

Действие тонометра.

3.

Действие световода.

4.

Принцип действия медицинской банки.

5.

Кипение воды при пониженном давлении.

6.

Понижение температуры жидкости при испарении.


Фронтальный эксперимент:


1.

Изучение и объяснение действия ливера и шприца.

2.

Изучение свойств глаза.


Домашнее задание:



1.

Найдите дома имеющиеся медицинские приборы и объясните принципы их действия.

2.

Составьте памятку из нескольких советов по сохранению зрения.

3.

Коллективная работа: Оформление альбома «Физика в медицине».


Экскурсия:
НовГУ кафедра «Инженерное дело в медико-биологической практике».

VI. Резерв. (4 часа)

Приложение к программе «Физика в будущей профессии»



Физика в профессии военного

  1. Группа самолётов одновременно выполняет фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолётов друг относительно друга?

  2. В подрывной технике применяют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 метров, после того, как он будет зажжён? скорость бега 5 м/с, а пламя по бикфордову шнуру распространяется со скоростью 0,8 м/с.

  3. Советские атомные подводные лодки в 1966 году впервые в мире осуществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой скоростью они двигались?

  4. Боевые удары по военным и промышленным объектам г. Берлина впервые были нанесены в августе 1941 года самолётами-торпедоносцами ДБ-3 (конструкции С.В. Ильюшина). Максимальная скорость самолётов этого типа 500 км/ч. Продолжительность эффективной для полёта части суток (ночи) 7 часов, расстояние от аэродрома до цели 1600 км. Могла ли быть совершена операция в течение одной ночи?

  5. Парашютист приземляется со скоростью 10 м/с. Изобразите графически скорость парашютиста.

  6. Почему при повороте различной транспортной и военной техники водители замедляют ход машин?

  7. С летящего самолёта сбрасывают груз. Упадёт ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда он сместится относительно этого места и почему?

  8. Пуля шрапнели 76-миллиметровой пушки имеет форму шарика объёмом 1,15 см3. Изготавливаются такие пули из свинца с примесью сурьмы для придания им большей твёрдости. Определите массу всех пуль шрапнели, если их 25 штук, а плотность сплава 9,5 г/см3.

  9. Самолёт стоит на взлётной полосе. Какие силы действуют на воздушный лайнер? Какова их равнодействующая? Почему? Поясните на чертеже.

  10. Корабельный якорь массой 1,5 т поднимают с помощью лебёдки, которая развивает силу тяги 20000 Н. Какова равнодействующая сил, приложенных к якорю? Каково её направление? Каково движение якоря - равномерное или неравномерное? Почему?

  11. Для изготовления военной техники используются различные сплавы и металлы. К этим веществам предъявляются высокие требования на прочность. Свойство металла сопротивляться проникновению другого металла называется твёрдостью. Твёрдость определяют с помощью стального шарика. Какое давление производит шарик на поверхность стали под действием силы 1500 Н, если площадь отпечатка, оставляемого этим шариком, равна 0,01 мм2.

  12. Вес прославленного советского танка Т-34 составляет 314000 Н, длина той части гусеницы, которая соприкасается с полотном дороги 3,5 м, её ширина 50 см. Вычислите давление танка на грунт, сравните его с тем, которое производите вы при ходьбе.

  13. Согласно воинским правилам солдат в полном снаряжении должен производить давление на почву не более 6 * 104 Па. Какую наибольшую массу вместе со снаряжением он может иметь, если площадь опоры сапога 200 см2.

  14. Ствол орудия весит 110 кH. Масса снаряда 54 кг. Скорость снаряда у дульного среза равна 900 м/с. Определите начальную скорость свободного отката ствола орудия в момент вылета снаряда.

  15. 3енитный снаряд, выпущенный в вертикальном направлении, достигнув максимальной высоты, взорвался. При этом образовалось три осколка. Два из них разлетелись под прямым углом друг к другу, причём скорость одного из них, массой 9 кг, равна 60 м/с, а другого, массой 18 кг - 40 м/с. Третий отлетел со скоростью 200 м/с. Определите графически направление полёта третьего осколка. Какова его масса?

  16. Снаряд, получивший при выстреле из орудия начальную скорость 280 м/с, летит вертикально вверх. На какой высоте его кинетическая энергия равна потенциальной?


Физика в профессии повара

Качественные задачи: задачник М.Е. Тульчинского №№ 347, 349, 364, 366, 368, 375, 401,411, 412, 433, 450, 455.

А также следующие:

  1. Какая вода, сырая или кипячёная, скорее закипит, если перед нагреванием температура их была одинаковой?

  2. Почему, чтобы остудить горячую пищу, на неё дуют?

  3. Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду. Какой стакан скорее треснет, гранёный или гладкий?

  4. Зачем ручку у сковороды делают деревянной или пластмассовой?

  5. Почему чайник перед тем, как закипеть «поёт»?

  6. Можно ли видеть пар?

  7. Почему хлеб черствеет?

  8. Почему овощи нужно варить в закрытой кастрюле?

9. Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается?

10. Почему при включении в сеть электроплитки её спираль быстро накаляется, а провода, подводящие напряжение, не нагреваются сколько-нибудь заметно?

Задачи расчётные - задачник В.И. Лукашик №№ 798, 803, 808, 811(b), 889, 812, 815, 895, 876, 898, 877, 840 (про газ), 842.
Физика в профессии метеоролога

Пособие С.Д. Абдурахманова Стр. 78 №№ 1, 3,4; Стр. 79 №№ 1, 2, 3, 4; Стр. 81 № 4; Стр. 83 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9,10, 11,12, 13; Стр. 84 №№ 14 - 35; Стр. 92 № 7.

Физика в профессии электрика

Задачник В.И. Лукашика из разделов «Электризация тел», «Сведения о строении атома», «Электрический ток», «Электрическая цепь», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Работа и мощность тока», «Тепловое действие тока».

Задачник М.Е. Тульчинского раздел «Электричество».
Физика в профессии врача

  1. Какой водой - тёплой или холодно - лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие (чтобы оно быстрее усваивалось). Почему?

  2. Если эффект воздействия лекарства надо ускорить, то в каком виде лучше порекомендовать больному принимать его в виде таблеток или капель? Почему?

  3. Каково преимущество ингаляции перед другими способами введения в органы человека лекарственных веществ?

  4. На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных средств?

  5. Эритроциты крови человека представляют собой диски диаметром приблизительно 7*106 м и толщиной 10-6 м. В крови объёмом 1 мм3 содержится около 5*106 таких дисков.

а) Если в теле взрослого человека содержится кровь объёмом 5л, то сколько в ней эритроцитов?

б) Масса молекулы гемоглобина составляет около 6,8*105 а.е.м. Сколько молекул гемоглобина должно содержаться в одном эритроците, если мы будем
считать, что эритроциты состоят полностью из гемоглобина?

(1 а.е.м. =1,66*10-27 кг)

6. Известно, что нормальное значение максимального давления крови для взрослого человека 110 - 120 мм. рт. cm Каково значение этого давления в Па?

7. Ультразвук частотой 800 кГц - 3 МГц распространяется почти прямолинейно, хорошо фиксируется и поглощается тканями организма. Каким длинам волн соответствует УЗ данных частот?

8. При рассмотрении какого предмета - близкого или далёкого - хрусталик становится более выпуклым? Как при этом меняется его оптическая сила? Сделайте пояснительный чертёж.

9. Оптическая сила хрусталика в ненапряжённом состоянии 20 дптр. Каково фокусное расстояние такого хрусталика?

10. На рецепте написано +1,5 дптр. Расшифруйте, какие это очки и для какого типа дефекта зрения.

11. Перед вами одинаковые по виду и размеру очки. На одном рецепте к этим очкам было написано +1,5 Д, а на другом +3 Д. Как, используя излучение лампы, отобрать очки, соответствующие рецепту +1,5 Д? У каких очков масса стёкол больше?

12. В чём сходство глаза с фотоаппаратом? В чём различие между ними? Постройте ход лучей.

Используемая литература:


  1. Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики». Москва. Просвещение. 1988 г

  2. ИВ. Сотник «Профориентация учащихся при обучении физике». Ж-л «Физика в школе» 1 1985 г.

  3. М.М. Балашов «О природе». Москва. Просвещение. 1988 г.

  4. Наука. Энциклопедия. Москва. «Росмэн» 2003 г.

  5. Е.М. Минский «Всегда всем весело». Молодая гвардия. 1969 г.

  6. «Цок-цок, молоток...». Киев. «Веселка». 1988 г.

  7. С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в сельских школах». Москва. Просвещение. 1990 г.

  8. Э.М. Браверманн «Вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1969 г.

  9. ОБ. Кабардин «Факультативный курс физики». Просвещение. 1978 г.

  10. М.А. Алексеева «Физика-юным». Москва. Просвещение. 1980 г.

11. Питер Терви «Привычные вещи и их устройство». АО «Норинт»

1995 г. фонд «Ленинградская галерея».

12. ИЛ. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1990 г.

13. AT. Глазунов «Политическое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе». Москва. Просвещение. 1985 г.

14. А. С. Иванов «Мир механики и техники». Москва. Просвещение. 1993г.

15. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике». Москва. Просвещение. 1996г.

16. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи». Москва. Просвещение. 1975 г.

17. А.В. Чеботарёва «Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике». Москва. Просвещение. 1981 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПрограмма элективного курса
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconУрок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика»
Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю...
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право»
...
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconНазвание Элективный курс «Школа для детективов»
Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии....
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconИмидж современного учителя
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПрограмма элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся...
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске,...
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова...
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconИмидж современного учителя глазами старшеклассников
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) icon«Создание корпоративного имиджа организаций» Преподаватель
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПрограмма элективного курса «Математика, физика, компьютер»
Программа предназначена для обучения студентов 2-3 курса техникума, имеющих базовую подготовку по дисциплинам «Математика», «Физика»,...
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconСравнительный анализ подходов к определению структуры имиджа компании
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Программа элективного курса «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) iconПрограмма элективного курса «Химики строят дом»
Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск