Скачать 157.16 Kb.
|
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Физика в будущей профессии» для 9-го класса (34 часа) составитель: Рось Галина Александровна, учитель физики МОУ «Гимназия 2» г. В. Новгорода ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Физика в будущей профессии» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика. В данном курсе сделана попытка показать использование знаний физики в отдельных областях профессиональной деятельности человека. Программа курсов включает в себя вопросы практического применения законов физики в медицине, метеорологии, военной службе, электротехнике, кулинарии. Каждый раздел программы содержит в себе следующие части: Теоретический материал, связанные с ним демонстрационный и фронтальный эксперименты, домашнюю работу, экскурсии. Кроме вопросов самого содержания, к программе выполнено приложение, которое включает в себя список используемой литературы и подборку задач по каждому разделу программы. Курс рассчитан на работу с ребятами базовой подготовки по физике. Учитель в процессе работы, учитывая желание ребят, может вместе с ними вносить коррективы, отдавая предпочтение каким-либо отдельным темам, экспериментальным работам, придумать и выполнять творческие задания. Формы контроля и оценивания учащихся могут быть различными – устный опрос, письменные работы, тестирование, письменные отчёты о проделанных опытах, викторины и др. Для каждого ученика завершением курса может стать выполнение творческого задания: отчёта об экскурсии, самодельный прибор, записанное интервью с представителем какой-либо профессии, реферат, оформление иллюстрированного альбома о роли физики в данной профессии, самостоятельно составленные или подобранные из пособий тематические задачи, подборка материала из периодических изданий по теме: «Физика в профессии», разработка и демонстрация простых опытов по выбранной теме. СОДЕРЖАНИЕ I. Физика в профессии военного. (6 часов) Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели десантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка. Демонстрации:
Фронтальный эксперимент:
Домашний эксперимент:
Экскурсия: Воинская часть п. Новоселицы. II. Физика в профессии повара. (6 часов) Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи. Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне. Демонстрации:
Фронтальный эксперимент:
Домашнее задание:
Экскурсия: Столовая, кафе, ресторан гостиницы «Садко». III. Физика в профессии метеоролога. (6 часов) Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды. История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий. Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека. Демонстрации:
Фронтальный эксперимент:
Домашнее задание:
Экскурсия: В городской гидрометцентр. IV. Физика в профессии электрика. (6 часов) Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные. Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии. Демонстрации:
Фронтальный эксперимент:
Домашнее задание:
Экскурсия: ОАО завод «Комета» электрооборудование, электрофицирование. V. Физика в профессии врача. (6 часов) Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями. Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Калориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Тепловизор. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. Демонстрации:
Фронтальный эксперимент:
Домашнее задание:
Экскурсия: НовГУ кафедра «Инженерное дело в медико-биологической практике». VI. Резерв. (4 часа) Приложение к программе «Физика в будущей профессии» Физика в профессии военного
Физика в профессии повара Качественные задачи: задачник М.Е. Тульчинского №№ 347, 349, 364, 366, 368, 375, 401,411, 412, 433, 450, 455. А также следующие:
9. Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается? 10. Почему при включении в сеть электроплитки её спираль быстро накаляется, а провода, подводящие напряжение, не нагреваются сколько-нибудь заметно? Задачи расчётные - задачник В.И. Лукашик №№ 798, 803, 808, 811(b), 889, 812, 815, 895, 876, 898, 877, 840 (про газ), 842. Физика в профессии метеоролога Пособие С.Д. Абдурахманова Стр. 78 №№ 1, 3,4; Стр. 79 №№ 1, 2, 3, 4; Стр. 81 № 4; Стр. 83 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9,10, 11,12, 13; Стр. 84 №№ 14 - 35; Стр. 92 № 7. Физика в профессии электрика Задачник В.И. Лукашика из разделов «Электризация тел», «Сведения о строении атома», «Электрический ток», «Электрическая цепь», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Работа и мощность тока», «Тепловое действие тока». Задачник М.Е. Тульчинского раздел «Электричество». Физика в профессии врача
а) Если в теле взрослого человека содержится кровь объёмом 5л, то сколько в ней эритроцитов? б) Масса молекулы гемоглобина составляет около 6,8*105 а.е.м. Сколько молекул гемоглобина должно содержаться в одном эритроците, если мы будем считать, что эритроциты состоят полностью из гемоглобина? (1 а.е.м. =1,66*10-27 кг) 6. Известно, что нормальное значение максимального давления крови для взрослого человека 110 - 120 мм. рт. cm Каково значение этого давления в Па? 7. Ультразвук частотой 800 кГц - 3 МГц распространяется почти прямолинейно, хорошо фиксируется и поглощается тканями организма. Каким длинам волн соответствует УЗ данных частот? 8. При рассмотрении какого предмета - близкого или далёкого - хрусталик становится более выпуклым? Как при этом меняется его оптическая сила? Сделайте пояснительный чертёж. 9. Оптическая сила хрусталика в ненапряжённом состоянии 20 дптр. Каково фокусное расстояние такого хрусталика? 10. На рецепте написано +1,5 дптр. Расшифруйте, какие это очки и для какого типа дефекта зрения. 11. Перед вами одинаковые по виду и размеру очки. На одном рецепте к этим очкам было написано +1,5 Д, а на другом +3 Д. Как, используя излучение лампы, отобрать очки, соответствующие рецепту +1,5 Д? У каких очков масса стёкол больше? 12. В чём сходство глаза с фотоаппаратом? В чём различие между ними? Постройте ход лучей. Используемая литература:
11. Питер Терви «Привычные вещи и их устройство». АО «Норинт» 1995 г. фонд «Ленинградская галерея». 12. ИЛ. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1990 г. 13. AT. Глазунов «Политическое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе». Москва. Просвещение. 1985 г. 14. А. С. Иванов «Мир механики и техники». Москва. Просвещение. 1993г. 15. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике». Москва. Просвещение. 1996г. 16. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи». Москва. Просвещение. 1975 г. 17. А.В. Чеботарёва «Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике». Москва. Просвещение. 1981 г. |
Программа элективного курса Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | Урок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика» Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Пояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» ... | ||
Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | ||
Название Элективный курс «Школа для детективов» Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.... | Имидж современного учителя Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | ||
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся... В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске,... | Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова... | ||
Имидж современного учителя глазами старшеклассников Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | «Создание корпоративного имиджа организаций» Преподаватель Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Математика, физика, компьютер» Программа предназначена для обучения студентов 2-3 курса техникума, имеющих базовую подготовку по дисциплинам «Математика», «Физика»,... | ||
Сравнительный анализ подходов к определению структуры имиджа компании Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле.... | Программа элективного курса «Химики строят дом» Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.... |