Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка





Скачать 62.61 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка
Дата публикации01.08.2014
Размер62.61 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Программа элективного курса «Основы выбора профессии»

для учащихся 9 класса
Пояснительная записка.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Всё это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределённости, либо сделали свой сомнительный и примитивный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.


^ Цель курса – оказать учащимся 9-х классов психолого-педагогическую помощь в выборе профессии – помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства.


^ Задачи курса:

- формирование актуального для подростков «информационного поля», приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии;

- ознакомление учащихся с различными видами труда, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.;

- активизация процесса самопознания, осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей;

- активизация жизненной позиции учащихся, повышение чувства ответственности за себя и своё профессиональное будущее;

- создание атмосферы доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения.


В связи с этим основными методами преподавания курса «Основы выбора профессии» должны быть активные методы обучения – уроки-практикумы, тестирование, в т.ч. On-line работа в малых группах, дискуссии, деловые игры, профориентационные игры и упражнения.

Проведение занятий по курсу «Основы выбора профессии» связано как с применением различных методов профориентационной работы: элементов активного профинформирования и профконсультирования, профдиагностики, разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств, так и с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) – компьютерные презентации, буклеты для учащихся.

Курс «Основы выбора профессии» предполагает дать учащимся основные представления о мире профессий, о профессиограмме и психограмме, о принципах, на основании которых может осуществляться выбор профессии, предполагает в процессе обучения сформировать у учащихся необходимые для выбора профессии знания и представления о себе, своих интересах, способностях, личностных особенностях и т.д.


Показателями эффективного освоения курса «Основы выбора профессии» следует считать рост самосознания учащихся, повышение их адаптации к условиям обучения в школе, решение ими своих жизненных проблем – в частности, выбора профессии и «образа жизни».


^ Содержание курса «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ».

Тема 1. Что такое профессия? Классификация профессий.

Введение в курс «Основы выбора профессии». Цели и задачи курса.

Анкетирование «Профессиональные намерения учащихся по окончании 9-го класса» («Анкета выпускника»).

Что такое профессия? Классификация профессий по характеру труда, по уровню квалификации, по уровню жесткости требований к профессии, по отраслям хозяйства, по предмету труда.

^ Компьютерная презентация + буклет для учащихся «Что такое профессия? Классификация профессий» (Приложение).

Просмотр видеороликов «Учитель», «Электрогазосварщик», «Секретарь», «Художник-модельер», «Агроном».

^ Тема 2. Формула профессии.

Понятие о профессиограмме. Классы профессий (по целям труда), отделы профессий (по средствам труда), группы профессий (по условиям труда).

Профориентационная методика «Формула профессии» - методика Н.С. Пряжникова в модификации Г. Резапкиной.


^ Тема 3. Мотивы выбора профессии.

Влияние мотивации на выбор профессии. Типичные мотивы выбора профессии.

Понятие о жизненных ценностях личности и ценностях трудовой деятельности.

Внешние (социальные) факторы выбора профессии. Социальные стереотипы, престиж, «образ профессии», образ профессионала и «образ жизни».

Внутренние (личностные) факторы выбора профессии, уровень притязаний, самооценка. Представление о себе в будущем.

Тема 4. Стратегия выбора профессии.

Учёт принципов «хочу», «могу», «надо» при выборе профессии.

Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

^ Компьютерная презентация + буклет для учащихся «Ошибки при выборе профессии» (Приложение)


Тема 5.Профессиональные интересы и склонности («ХОЧУ»).

Учёт интересов и склонностей при выборе профессии. Методика «Карта интересов» /«Профиль» / Определение профессиональных склонностей (методика Л. Йоваши в модификации Г. Резапкиной) - тестирование (бланковое или On-line).

Профессиональный тип личности: реалистический тип, интеллектуальный тип, социальный тип, офисный тип, предпринимательский тип, артистический тип. Определение профессионального типа личности: Методика Дж. Холланда в модификации Г. Резапкиной - тестирование (бланковое или On-line).

^ Компьютерная презентация «Профессиональный тип личности» (Приложение).

Тема 6.Темперамент и выбор профессии («МОГУ»). Спрос на рынке труда («НАДО»).

Понятие «темперамент». Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Влияние темперамента на выбор профессии.

Определение темперамента (Личностный опросник Г. Айзенка в модификации Г. Резапкиной) – тестирование (бланковое ).

Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.


Тема 7. Пути получения профессии.

Понятие о начальном, среднем, высшем профессиональном образовании.

Учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования в Алтайском крае.

^ Компьютерная презентация «Пути получения профессии»


Тема 8 .Проектирование профессионального пути. ЛПП»

Планирование профессионального пути.

Построение личной профессиональной перспективы (ЛПП).

Подведение итогов курса «Основы выбора профессии».

Анкетирование «Профессиональные намерения учащихся по окончании 9-го класса» («Анкета выпускника»).


Учебно-тематический план курса «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ».





Название темы


Кол-во часов


Форма проведения занятия


1.


Введение в курс «Основы выбора профессии». Тема «Что такое профессия? Классификация профессий»


1


Занятие с использованием ИКТ

Тестирование


2.


«Формула профессии»


1


Урок-практикум


3.


«Мотивы выбора профессии»




1


Урок-дискуссия

Работа в малых группах


4.


«Стратегия выбора профессии»




1


Занятие с использованием ИКТ


5.


«Профессиональные интересы и склонности»




1


Урок-практикум

Тестирование


6.


«Темперамент и выбор профессии».«Спрос на рынке труда»


1




Занятие с использованием ИКТ

Тестирование

7


«Пути получения профессии»




1


Занятие с использованием ИКТ.

8

Подведение итогов курса «Основы выбора профессии».


1


Урок-практикум


ИТОГО:


8 часов

Формы аттестации учащихся: текущая (конспекты, участие в деловых играх, тестировании, выполнение профориентационных упражнений и т.д.) и итоговая (написание сочинения «Моя будущая профессия» или подготовка компьютерной презентации «Профессии, которые мы выбираем».

Список литературы:

-Диск «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: методические материалы». МБУ ГЦОКО, МО педагогов-психологов ОУ, группа профориентации. Кострома, 2009.

-Интернет-ресурс www.metodkabi.net.ru – методический кабинет профориентации Г. Резапкиной.

-Интернет-ресурс www.1september.ru – Электронная версия газеты «Школьный психолог».

-Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: «Перспектива», 2002.

-Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: «Сфера», 2005.

-Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.

-Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: «ВАКО», 2005.

-Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. СПб.: «Северо-Запад», 2006.

-Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.: «Сфера», 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно...
Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса «Великие россияне» пояснительная записка
...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право»
...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка
...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных...
Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка. Цель элективного курса
Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики»
В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися...
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск