Скачать 62.61 Kb.
|
Программа элективного курса «Основы выбора профессии» для учащихся 9 класса Пояснительная записка. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни. Всё это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределённости, либо сделали свой сомнительный и примитивный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. ^ Цель курса – оказать учащимся 9-х классов психолого-педагогическую помощь в выборе профессии – помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства. ^ Задачи курса: - формирование актуального для подростков «информационного поля», приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; - ознакомление учащихся с различными видами труда, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.; - активизация процесса самопознания, осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей; - активизация жизненной позиции учащихся, повышение чувства ответственности за себя и своё профессиональное будущее; - создание атмосферы доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения. В связи с этим основными методами преподавания курса «Основы выбора профессии» должны быть активные методы обучения – уроки-практикумы, тестирование, в т.ч. On-line работа в малых группах, дискуссии, деловые игры, профориентационные игры и упражнения. Проведение занятий по курсу «Основы выбора профессии» связано как с применением различных методов профориентационной работы: элементов активного профинформирования и профконсультирования, профдиагностики, разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств, так и с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) – компьютерные презентации, буклеты для учащихся. Курс «Основы выбора профессии» предполагает дать учащимся основные представления о мире профессий, о профессиограмме и психограмме, о принципах, на основании которых может осуществляться выбор профессии, предполагает в процессе обучения сформировать у учащихся необходимые для выбора профессии знания и представления о себе, своих интересах, способностях, личностных особенностях и т.д. Показателями эффективного освоения курса «Основы выбора профессии» следует считать рост самосознания учащихся, повышение их адаптации к условиям обучения в школе, решение ими своих жизненных проблем – в частности, выбора профессии и «образа жизни». ^ Содержание курса «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ». Тема 1. Что такое профессия? Классификация профессий. Введение в курс «Основы выбора профессии». Цели и задачи курса. Анкетирование «Профессиональные намерения учащихся по окончании 9-го класса» («Анкета выпускника»). Что такое профессия? Классификация профессий по характеру труда, по уровню квалификации, по уровню жесткости требований к профессии, по отраслям хозяйства, по предмету труда. ^ Компьютерная презентация + буклет для учащихся «Что такое профессия? Классификация профессий» (Приложение). Просмотр видеороликов «Учитель», «Электрогазосварщик», «Секретарь», «Художник-модельер», «Агроном». ^ Тема 2. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Классы профессий (по целям труда), отделы профессий (по средствам труда), группы профессий (по условиям труда). Профориентационная методика «Формула профессии» - методика Н.С. Пряжникова в модификации Г. Резапкиной. ^ Тема 3. Мотивы выбора профессии. Влияние мотивации на выбор профессии. Типичные мотивы выбора профессии. Понятие о жизненных ценностях личности и ценностях трудовой деятельности. Внешние (социальные) факторы выбора профессии. Социальные стереотипы, престиж, «образ профессии», образ профессионала и «образ жизни». Внутренние (личностные) факторы выбора профессии, уровень притязаний, самооценка. Представление о себе в будущем. Тема 4. Стратегия выбора профессии. Учёт принципов «хочу», «могу», «надо» при выборе профессии. Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. ^ Компьютерная презентация + буклет для учащихся «Ошибки при выборе профессии» (Приложение) Тема 5.Профессиональные интересы и склонности («ХОЧУ»). Учёт интересов и склонностей при выборе профессии. Методика «Карта интересов» /«Профиль» / Определение профессиональных склонностей (методика Л. Йоваши в модификации Г. Резапкиной) - тестирование (бланковое или On-line). Профессиональный тип личности: реалистический тип, интеллектуальный тип, социальный тип, офисный тип, предпринимательский тип, артистический тип. Определение профессионального типа личности: Методика Дж. Холланда в модификации Г. Резапкиной - тестирование (бланковое или On-line). ^ Компьютерная презентация «Профессиональный тип личности» (Приложение). Тема 6.Темперамент и выбор профессии («МОГУ»). Спрос на рынке труда («НАДО»). Понятие «темперамент». Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Влияние темперамента на выбор профессии. Определение темперамента (Личностный опросник Г. Айзенка в модификации Г. Резапкиной) – тестирование (бланковое ). Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства. Тема 7. Пути получения профессии. Понятие о начальном, среднем, высшем профессиональном образовании. Учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования в Алтайском крае. ^ Компьютерная презентация «Пути получения профессии» Тема 8 .Проектирование профессионального пути. ЛПП» Планирование профессионального пути. Построение личной профессиональной перспективы (ЛПП). Подведение итогов курса «Основы выбора профессии». Анкетирование «Профессиональные намерения учащихся по окончании 9-го класса» («Анкета выпускника»). Учебно-тематический план курса «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ».
Формы аттестации учащихся: текущая (конспекты, участие в деловых играх, тестировании, выполнение профориентационных упражнений и т.д.) и итоговая (написание сочинения «Моя будущая профессия» или подготовка компьютерной презентации «Профессии, которые мы выбираем». Список литературы: -Диск «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: методические материалы». МБУ ГЦОКО, МО педагогов-психологов ОУ, группа профориентации. Кострома, 2009. -Интернет-ресурс www.metodkabi.net.ru – методический кабинет профориентации Г. Резапкиной. -Интернет-ресурс www.1september.ru – Электронная версия газеты «Школьный психолог». -Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: «Перспектива», 2002. -Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: «Сфера», 2005. -Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991. -Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: «ВАКО», 2005. -Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. СПб.: «Северо-Запад», 2006. -Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.: «Сфера», 2005. |
Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно... Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии... | ||
Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... ... | ||
Программа элективного курса «Великие россияне» пояснительная записка ... | Пояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» ... | ||
Пояснительная записка ... | Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | ||
Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | Пояснительная записка Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер | ||
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... | Пояснительная записка. Цель элективного курса Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый... | ||
Пояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися... | Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса |