Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике»





Скачать 275.84 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена «теория и методика обучения физике»
страница1/2
Дата публикации25.04.2015
Размер275.84 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
  1   2
М
ИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

«Утверждаю»

Проректор по научной работе

__________________ Д.М. Федяев

«24» марта 2014 г.
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ»

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ
44.06.01.Образование и педагогические науки

(код, шифр, наименование направления подготовки)
«Теория и методика обучения и воспитания» (физика)

(направленность, профиль)

Составители: д.пед.н., профессор Н.В. Чекалева

д.пед.н., профессор А.А. Петрусевич

д.пед.н., доцент С.А. Суровикина

к.пед.н., доцент Н.А. Дука

Программа рекомендована кафедрой физики и методики обучения физике

Протокол № 7 от 07 марта 2014 г.

Зав. кафедрой ______________ / _С.А. Суровикина__

(подпись) (расшифровка подписи)


Омск, 2014

I. Пояснительная записка

Форма проведения вступительного экзамена.

Вступительный экзамен является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей педагогического вуза, их научно-исследовательской деятельности в области частной дидактики.

Цель экзамена заключается в определении уровня профессиональной компетентности и готовности соискателя к научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения физике в образовательных учреждениях.

Экзамен состоит из трех теоретических вопросов и защиты реферата.

Программа теоретической части экзамена предполагает знание общих вопросов педагогики, общих и частных вопросов теории и методики обучения физике.

Отдельным вопросом является защита реферата по актуальной проблеме теории и методики обучения физике, по которой предполагается проведение научно-исследовательской деятельности.

Абитуриент, поступающий в аспирантуру, должен на вступительном экзамене продемонстрировать готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения и воспитания (физика), требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях развития образования, психологии, педагогики, методики обучения физике, владения современными методами исследования.

Основные компетенции, освоение которых осуществляется в ходе вступительного экзамена.

Абитуриент, поступающий в аспирантуру, должен продемонстрировать на вступительном экзамене следующие компетенции:

  • готовность использовать фундаментальные знания современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач, в том числе исследовательского характера;

  • готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени образовательного учреждения;

  • готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

  • способность решать задачи воспитания средствами учебного предмета;

  • способность к самостоятельному освоению методов педагогического исследования;

  • способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных исследовательских задач;

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных исследовательских задач;

  • готовность осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;

  • владение культурой мышления, умением ставить цель и выбирать пути её достижения;

  • владение умениями организации и постановки физического эксперимента;

  • способность логически верно строить устную и письменную речь;

  • умение представлять результаты собственных исследований в виде рефератов и статей.


Абитуриент, поступающий в аспирантуру должен

знать:

  • фундаментальные теории отечественные и зарубежные (парадигмы) образования и педагогики, современные методики и технологии обучения физике;

  • педагогические системы известных в истории отечественной и зарубежной педагогики мыслителей;

  • современные тенденции развития педагогики и образования;

  • теоретические основы организации педагогического исследования;

  • современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

уметь:

  • анализировать тенденции образования, педагогической науки, теории и методики обучения и воспитания (физика);

  • оценивать вклад в развитие образования, психологии, педагогики, теории и методики обучения физике известных в истории отечественных и зарубежных ученых;

  • определять перспективные направления научных исследований в образовании, теории и методике обучения физике;

  • решать задачи воспитания средствами физики;

  • организовать и поставить физический эксперимент;

  • логически верно строить устную и письменную речь;

  • использовать экспериментальные и теоретические методы в педагогическом исследовании.

владеть:

  • способами осмысления и критического анализа научной информации в области образования и педагогики, теории и методики обучения физике;

  • способами анализа и критической оценки различных научных идей, теорий, концепций;

  • представлять результаты исследования в виде рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных информационных технологий, средств редактирования и печати.


II. Основное содержание (по разделам, темам)

Педагогика

Тема 1. Методология педагогической науки.

Понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический). Методологический аппарат педагогического исследования. Характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогическом исследовании (системный подход; личностный подход; деятельностный подход; культурологический подход и др.). Образовательные парадигмы (когнитивная; личностно-ориентированная; функционалистская; культурологическая).

Тема 2.Теория целостного педагогического процесса.

Исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении. Вклад П.Ф. Каптерева, В. С. Ильина, Ю.К. Бабанского и др. в развитие теории целостного педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса. Сущность педагогического процесса, его движущие силы. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса. Педагогическая задача как единица целостного педагогического процесса. Компоненты: цель, содержание, методы, формы, организации, результат. Логика и основные этапы педагогического процесса: прогностический, организационно-деятельностный, аналитико-оценочный. результатов. Компетентность как цель и результат современного образования, Понятия «компетентность» и «компетенция». Ключевые, метапредметные, предметные компетенции. Компетентностный подход как совокупность принципов. Изменения в определении целей образования, отборе содержания образования, организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов.

Тема 3. Дидактика как фундаментальная педагогическая теория

Основные отечественные концепции обучения. Концепция Л.В. Занкова; концепция содержательного обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина; концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция проблемного обучения А.М. Матюшкина, М.И Махмутова, В. Оконя; кибернетическая концепция обучения С.И. Архангельского . Е.И. Машбица и др. Основные зарубежные концепции обучения: концепция дидактического энциклопедизма Я. А. Коменского, Дж.Мильтона; концепция дидактического формализма А.А. Немейера, И. Песталоцци, А.Дистервега и др.; концепция дидактического прагматизма Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнера; бихевиориская концепция Б.Ф. Скиннера, К. Халла, Э. Толмена и др.) Концепция системы электронного обучения. Цели и задачи концепции. Основные направления и механизмы реализации концепции.

Частная концепция содержания образования. Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования. Различные подходы к отбору содержания образования. Факторы, влияющие на формирование содержания образования на разных ступенях обучения. Различные подходы к выделению компонентов содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, В.С. Леднев, В.В. Краевский и др.); предметный и личностный аспекты содержания образования. Способы конструирования и структурирования содержания образования (традиционный, личностно - ориентированный, компетентностный). Характеристика Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Частная теория форм организации обучения. Формы организации обучения. Классификация форм организации обучения. Классно-урочная система и ее альтернативы (белл-ланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймеская система, Дальтон-план, план Трампа, «погружение» и т.д.). Классно-урочная система: преимущества и недостатки. Лекционно-семинарская форма обучения. Групповые формы обучения. Формы учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.) их характеристика.

Частная концепция методов обучения. Основные подходы к определению понятия «метод обучения». Понятие и сущность метода обучения. Классификация методов обучения (методы учителя, ученика, их совместной работы; словесные, наглядные, практические методы; объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий, методы контроля и самоконтроля; коммуникативные, познавательные, преобразовательные и др.

Тема 4. Теория сопровождения в образовании. Развитие идеи сопровождения в истории и теории отечественного и зарубежного образования. Концептуальные подходы к педагогическому сопровождению в образовании. Развитие идей педагогики поддержки: О.С.Газман, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин и др. Индивидуальное сопровождение развития ребенка в образовательном процессе (Е.И.Казакова и др.). Сущность сопровождения. Цель и задачи сопровождения. Функции сопровождения. Принципы сопровождения. Педагогическое сопровождение как процесс, включающий три взаимосвязанных компонента: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамики его индивидуального развития в образовательной среде; создание комфортных и продуктивных условий для наиболее успешного индивидуального и личностного развития субъекта, создание специальных условий для оказания ему помощи и поддержки. Возможные типологии основных проблем обучающихся: способы их выявления, профилактика появления проблем. Деятельность педагога по сопровождению обучающегося в образовании. Содержание программы педагогического сопровождения. Технологии сопровождения. Индивидуальный образовательный маршрут. Критерии эффективности педагогического сопровождения.

Тема 5. Подходы и концепции воспитания в современной отечественной педагогике.

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова, Е.В. Бондаревская). Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева). Социализирующий подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая). Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И.И. Сулима). Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург). Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова). Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В.П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская).

Тема 6. Развитие, социализация и образование личности.

Понятия: личность, ее развитие и формирование. Анализ педагогических теорий развития личности. (Педагогические труды: Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Л.И. Божович и т.д.). Проблема взаимодействия биологического, социального и психического в развитии личности. Основные закономерности и факторы развития личности: наследственность, среда образование как целенаправленное обучение и воспитание. Социализация личности, ее стадии и факторы.

Тема 7. Основы управления образованием в современных педагогических исследованиях

Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей.Государственно-общественная система управления образованием. Образовательное учреждение как объект управления (на примере учреждений различных типов и уровней образования). Функциональный анализ управления образовательными системами. Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением.

Тема 8. Педагогические системы в отечественной и зарубежной истории и теории педагогики и образования.

Педагогическая система как взаимосвязанное единство целей, задач педагогического процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и педагогических действий, взаимодействия педагогов с учениками, воспитанниками. Педагогическая система Я.А. Коменского: дидактические идеи Я.А. Коменского. Принцип природосообразности. Идея пансофической школы.

Взаимосвязь зарубежной философско-педагогической мысли и отечнственной педагогики по проблемам образования человека (Д.Дьюи, А Г.Кершенштейнер, М.Монтессори и др. К.Д.Ушинский как реформатор русской школы и основоположник научной педагогики в России. Л.Н.Толстой о свободе и духовности воспитания. Теория «свободного образования». Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко. Вклад А.С. Макаренко в развитие мировой педагогической практики. Педагогическая деятельность и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского. Педагогика сотрудничества. (Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, и др.). Педагогическая система адаптивной школы Е.А. Ямбурга.

Тема 9. Проблема качества образования. Международные исследования оценки качества образования.

Определение понятия «качество». Оценка качества образования как научно-практическая проблема. Подходы к определению качества. Требования к обеспечению качества образования. Субъекты и объекты оценивания, функции оценивания. Теоретические, содержательные и процессуальные модели оценки качества высшего образования. Международные исследования оценки качества школьного образования. Характеристика нового качества школьного образования (TIMMS, PISA, DeSeCo и др). Европейский языковой портфель.

Тема 10. Взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики.

Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. Методология практической педагогической деятельности. Педагогическое проектирование как форма взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики. Понятие проекта, проектирования, педагогического проектирования. Современные подходы к проектированию. Объекты педагогического проектирования: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация. Формы проектов: концепция, модель, программа, план. Принципы педагогического проектирования. Связь проектирования с прогнозированием, конструированием и моделированием. Этапы проектирования. Обогащение педагогической практики педагогической наукой: разработка новых систем обучения и воспитания; прогнозирование развития педагогического процесса; научное обобщение передового педагогического опыта.

Теория и методика обучения и воспитания (физика)
Тема 1. Общие вопросы теории и методика обучения и воспитания (физика)

Методика обучения физике как педагогическая наука. Методология педагогического исследования. История становления и развития методики обучения физике. Задачи методики обучения физике как учебной дисциплины.

Вопросы истории физики как средства воспитания в процессе обучения физике.

Способы задания целей обучения физике. Задание целей через конечный результат обучения физике. Федеральный государственный образовательный стандарт по физике. Учебно-методические комплексы по физике для средней общеобразовательной школы. Проблемы школьных учебников по физике.

Теоретические основы инновационных технологий и методических систем обучения, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования: идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский и др.), деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин и др.), элементы ассоциативно-рефлекторного подхода (Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, А.В. Усова и др.), учение о типах ориентировочной основы деятельности теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), методики формирования обобщенных знаний, умений (А.В. Усова, А.А. Бобров, Н.Н. Тулькибаева и др.).

Межпредметные связи физики с другими учебными предметами: естествознанием, математикой, информатикой, химией, биологией, географией, астрономией. Взаимодействие теории, методики и практики обучения и воспитания (физика) с производством.

Понятие метода и методического приема. Классификация методов обучения. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения, проблемное изложение, эвристический, исследовательский методы обучения.

Структурные элементы системы физических знаний. Методика формирования физических понятий. Многозначные физические термины и особенности методики их формирования. Планы обобщенного характера. Правила и типичные ошибки в определении, делении объема понятия.

Решение задач по физике, их функции в учебном процессе. Классификация задач по физике и методы их решения. Методика обучения учащихся решению физических задач.
Демонстрационный эксперимент, его значения в обучении, методические требования к нему. Методика постановки демонстрационных опытов по физике. Учебный физический эксперимент учащихся: фронтальные лабораторные работы и опыты, физический практикум, домашние наблюдения и опыты. Методика формирования экспериментальных умений.

Самостоятельная работа учащихся по физике с учебником, справочником, хрестоматией, дидактическими материалами, научно-популярной литературой и т.д., ее виды и значения. Методика организации самостоятельной работы учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методика формирования познавательного интереса к физике и активизации познавательной деятельности учащихся.

Формы и методы контроля, проверки и оценки знаний и умений учащихся. Методика организации проверки и оценки знаний и умений учащихся по физике. Поэлементный и пооперационный анализ. Рефлексия. Методика формирования самооценки и самоконтроля.

Формы организации учебных занятий по физике: урок, лекция, семинар, конференция, экскурсия, консультация, собеседование, их характеристика. Методика организации домашней работы учащихся по физике.

Уровни и стадии развития естественнонаучного мышления обучающихся, способ его развития. Методика обобщения и систематизации знаний учащихся. Способы наглядного представления обобщающе-систематизирующей деятельности.

Виды, организация и методика проведения внеклассной работы по физике в школе: физические и технические кружки, школьные олимпиады, вечера, конференции и т.д. Развитие технического творчества учащихся во внеклассной работе по физике.

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике. Анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования новых информационных технологий в обучении физике.

Тема 2. Частные вопросы методики обучения физике

Научно-методический анализ курса физики основной школы

Структурные элементы физических знаний, изучаемые в основной школе, особенности формирования физических понятий на этом этапе обучения физике, роль физических теорий в курсе физики основной школы.

Научно-методический анализ курсов физики старшей школы

Структурные элементы физических знаний, изучаемые в старшей школе. Реализация принципа генерализации учебного материала в содержании и структуре курсов физики старшей школы.

Методика изучения классической механики в основной и старшей школе

Научно-методический анализ раздела “Механика”: значение и задачи изучения механики; место механики в школьном физическом образовании; содержание и структура классической механики на разных ступенях школьного физического образования; основные понятия и законы механики, изучаемые в школе; основные методические особенности изучения механики в школе.

Научно-методический анализ и методика формирования понятий: система отсчета, путь и перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, энергия, гармоническое колебание, амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

Научно-методический анализ и методика изучения уравнений движения, законов Ньютона, законов сохранения в механике, механических колебаний и волн.

Формирование у учащихся представлений о структуре физической теории на примере классической механики.
Методика изучения молекулярной физики и термодинамики в основной и старшей школе

Научно-методический анализ раздела “Молекулярная физика”: основные понятия и законы, изучаемые в разделе, термодинамические и статистические методы изучения тепловых явлений, их единство, отражение молекулярно-кинетической теории строения вещества в содержании раздела.

Научно-методический анализ и методика формирования и учащихся понятий: тепловое равновесие, температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, необратимость. Методика изучения законов термодинамики.

Методика изучения свойств идеального газа.

Методика изучения агрегатных превращений вещества.

Методика изучения электродинамики в основной и старшей школе

Научно-методический анализ раздела “Электродинамика”: значение, место и содержание вопросов электродинамики в курсе физики средней школы; основные понятия и законы электродинамики, изучаемые в школе.

Научно-методический анализ и методика формирования понятий: электрический заряд, напряженность, потенциал, разность потенциалов, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, ЭДС, электроемкость, магнитная индукция, индуктивность, магнитный поток, ЭДС индукции.

Научно-методический анализ и методика изучения электростатики, законов постоянного тока, закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, магнитного поля, электрического тока в различных средах, электромагнитной индукции, элементов теории относительности, электромагнитных колебаний и волн.

Методика изучения квантовой физики в основной и старшей школе

Научно-методический анализ раздела “Квантовая физика”: значение, место и содержание вопросов квантовой физики в школьном курсе физики; основные понятия и законы квантовой физики, изучаемые в школьном курсе физики.

Научно-методический анализ и методика изучения явления фотоэффекта, постулатов Бора, строения атома и атомного ядра, элементарных частиц.



  1. Вопросы и экзаменационные задания

Вопросы по педагогике

  1. Методология научного педагогического исследования. Методологический аппарат педагогического исследования.

  2. Характеристика методологического подхода (по выбору поступающего) в педагогическом исследовании.

  3. Системно-деятельностный подход и его отражение в ФГОС общего образования.

  4. Теория целостного педагогического процесса. Изменения в педагогическом процессе школы в логике компетентностного подхода.

  5. Общий обзор и характеристика современных отечественных дидактических концепций (развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение и др.). Концепция системы электронного обучения.

  6. Общий обзор и характеристика современных зарубежных дидактических концепций (теория формального и материального образования, теория прагматического образования, бихевиористская, трудовая школа, гуманистическая и др.).

  7. Общий обзор и характеристика современных частных дидактических концепций (концепции содержания образования, форм, методов обучения, средств обучения и др.).

  8. Развитие идеи сопровождения в истории и теории отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение).

  9. Общий обзор и характеристика современных отечественных научных концепций и подходов в области воспитания (культурологический, герменевтический, аксеологический и др.).

  10. Основы управления образованием в современных педагогических исследованиях.

  11. Характеристика педагогической системы, вклада в развитие педагогики одного из известных в истории отечественной педагогики мыслителей (по выбору соискателя). 

  12. Характеристика педагогической системы, вклада в развитие педагогики одного из известных в истории зарубежной педагогики мыслителей (по выбору соискателя).   

  13. Характеристика факторов развития личности в процессе образования.

  14. Проблема качества образования. Международные исследования оценки качества образования (PISA, TIMMS, PIRLS и т.д.)

  15. Характеристика взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики.   


Общие вопросы по теории и методике обучения и воспитания (физика)

  1. Методика обучения физике как педагогическая наука. Методология педагогического исследования. История становления и развития методики обучения физике. Задачи методики обучения физике как учебной дисциплины. Вопросы истории физики как средства воспитания в процессе обучения физике.

  2. Способы задания целей обучения физике. Задание целей через конечный результат обучения физике. Федеральный государственный образовательный стандарт по физике. Учебно-методические комплексы по физике для средней общеобразовательной школы. Проблемы школьных учебников по физике.

  3. Теоретические основы инновационных технологий и методических систем обу­чения, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования: идеи развивающего обучения, деятельностный подход, элементы ассоциативно-рефлекторного подхода, учение о типах ориентировочной основы деятельности теории поэтапного форми­ро­вания умственных действий, методики формирования обобщенных знаний, умений.

  4. Межпредметные связи физики с другими учебными предметами: естествознанием, математикой, информатикой, химией, биологией, географией, астрономией. Взаимодействие теории, методики и практики обучения и воспитания (физика) с производством.

  5. Понятие метода и методического приема. Классификация методов обучения. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения, проблемное изложение, эвристический, исследовательский методы обучения.

  6. Структурные элементы системы физических знаний. Методика формирования физических понятий. Многозначные физические термины и особенности методики их формирования. Планы обобщенного характера. Правила и типичные ошибки в определении, делении объема понятия.

  7. Решение задач по физике, их функции в учебном процессе. Классификация задач по физике и методы их решения. Методика обучения учащихся решению физических задач.

  8. Демонстрационный эксперимент, его значения в обучении, методические требования к нему. Методика постановки демонстрационных опытов по физике. Учебный физический эксперимент учащихся: фронтальные лабораторные работы и опыты, физический практикум, домашние наблюдения и опыты. Методика формирования экспериментальных умений.

  9. Самостоятельная работа учащихся по физике с учебником, справочником, хрестоматией, дидактическими материалами, научно-популярной литературой и т.д., ее виды и значения. Методика организации самостоятельной работы учащихся.

  10. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методика формирования познавательного интереса к физике и активизации познавательной деятельности учащихся.

  11. Формы и методы контроля, проверки и оценки знаний и умений учащихся. Методика организации проверки и оценки знаний и умений учащихся по физике. Поэлементный и пооперационный анализ. Рефлексия. Методика формирования самооценки и самоконтроля.

  12. Формы организации учебных занятий по физике: урок, лекция, семинар, конференция, экскурсия, консультация, собеседование, их характеристика. Методика организации домашней работы учащихся по физике.

  13. Уровни и стадии развития естественнонаучного мышления обучающихся, способ его развития. Методика обобщения и систематизации знаний учащихся. Способы наглядного представления обобщающе-систематизирующей деятельности.

  14. Виды, организация и методика проведения внеклассной работы по физике в школе: физические и технические кружки, школьные олимпиады, вечера, конференции и т.д. Развитие технического творчества учащихся во внеклассной работе по физике.

  15. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обу­чения физике. Анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования новых информационных технологий в обучении физике.


Частные вопросы по теории и методике обучения и воспитания (физика)

  1. Структурные элементы физических знаний, изучаемые в основной школе, особенности формирования физических понятий на этом этапе обучения физике, роль физических теорий в курсе физики основной школы.

  2. Структурные элементы физических знаний, изучаемые в старшей школе. Реализация принципа генерализации учебного материала в содержании и структуре курсов физики старшей школы.

  3. Научно-методический анализ раздела “Механика”: значение и задачи изучения механики; место механики в школьном физическом образовании; содержание и структура классической механики на разных ступенях школьного физического образования; основные понятия и законы механики, изучаемые в школе; основные методические особенности изучения механики в школе.

  4. Методика формирования понятий: сила, работа, энергия.

  5. Методика изучения законов Ньютона.

  6. Методика изучения законов сохранения в механике.

  7. Научно-методический анализ раздела “Молекулярная физика”: основные понятия и законы, изучаемые в разделе, термодинамические и статистические методы изучения тепловых явлений.

  8. Методика формирования и учащихся понятий: температура, внутренняя энергия, количество теплоты.

  9. Методика изучения законов термодинамики.

  10. Методика изучения свойств идеального газа.

  11. Методика изучения агрегатных превращений вещества.

  12. Научно-методический анализ раздела “Электродинамика”: значение, место и содержание вопросов электродинамики в курсе физики средней школы; основные понятия и законы электродинамики, изучаемые в школе.

  13. Методика формирования понятий: электрический заряд, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.

  14. Методика изучения законов постоянного тока, закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников.

  15. Методика изучения строения атома и атомного ядра, элементарных частиц.

  1. Список литературы для подготовки
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Определить и оценить уровень готовности поступающего в аспирантуру к работе над кандидатской диссертацией и дать ему возможность...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного испытания «теория и методика обучения иностранным языкам»
Содержание программы (темы обзорного реферата) и список рекомендуемой литературы
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconРешение кафедры
«Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау»
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена по физике
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения физике» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теория и методика физического воспитания: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 050100. 68 Педагогическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск