Отчет о работе предметной комиссии по физике





Скачать 170.72 Kb.
НазваниеОтчет о работе предметной комиссии по физике
Дата публикации22.06.2013
Размер170.72 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Физика > Отчет
Аналитический отчет о работе предметной комиссии по физике

при проведении ЕГЭ в 2012 году
1. Анализ содержания КИМ.

Задания КИМ соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

В сравнении с предыдущим годом претерпели изменения задания в части А:
расчетные задачи (задания с А22 по А25) соответственно по темам: механика; механика, молекулярная физика, термодинамика; молекулярная физика, термодинамика, электродинамика; электродинамика, квантовая физика перенесены в Часть 3 экзаменационной работы, но по представлению и выбору ответа соответствуют заданиям части А.

2. Анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы выпускниками общеобразовательных учреждений (на основе результатов экзаменов в мае – июне).

2.1. Характеристика экзаменационной работы.

Экзаменационная работа по физике ЕГЭ 2012 года состояла из трех частей, различающихся формой и уровнем сложности заданий, и содержала 35 заданий.

Первая часть содержит 21 задание базового уровня с выбором ответа.
К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которых верен только один. КИМы в части А соответствуют государственному образовательному стандарту и заявленному уровню сложности. Затруднения у участников экзамена вызвали задания (А9 – МКТ, термодинамика), А14 (электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны), А21 (механика – квантовая физика – методы научного познания).

2.2 Анализ выполнения заданий Части 1 экзаменационной работы.

При выполнении заданий Части 1 у выпускников проверялись следующие умения:

    • приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы или позволяющих проверить законы и их следствия;

    • применять содержательный смысл понятий величин, законов для анализа физических явлений и процессов;

    • объяснять физические явления;

    • делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой, фотографией и т.п.;

    • применять законы физики для анализа процессов на качественном и расчетном уровне;

    • описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических устройствах;

    • иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов;

    • владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека;

    • указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий;

    • выдвигать гипотезы о связи физических величин;

    • проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий;

    • анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий и проводить, используя их, расчеты.

Данные таблицы 1 позволяют провести анализ выполнения заданий Части 1 выпускниками Вологодской области, определить степень усвоения учащимися того или иного элемента содержания курса физики.

Таблица 1

Результаты выполнения выпускниками общеобразовательных учреждений Вологодской области заданий экзаменационной работы по физике в 2012 году

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Максимальный балл

Планируемый %

выполнения заданий

% выполнения заданий по Вологодской области

А1

Кинематика

1.1.1 – 1.1.7

1

60 – 90

75,1

А2

Кинематика, законы Ньютона

1.1.5-1.1.8, 1.2.1,1.2.6-1.2.8

1

60 – 90

53,9

А3

Силы в природе

1.2.2-1.2.6, 1.2.10,1.2.12,1.2.13

1

60 – 90

70,0

А4

Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса

1.2.9-1.2.13

1.4.1. -1.4.3

1

60 – 90

62,7

А5

Механическая энергия, работа, закон сохранения энергии

1.4.4 – 1.4.9

1

60 – 90

78,0

А6

Статика, механические колебания и волны

1.3.1-1.3.6,

1.5.1- 1.5.9

1

60 – 90

60,3

А7

МКТ

2.1.1- -2.1.6, 2.1.8

1

60 – 90

69,5

А8

МКТ

2.1.7,2.1.9- 2.1.12

1

40-60

69,9

А9

МКТ, термодинамика

2.1.13- 2.1.17,2.2.2, 2.2.3

1

40-60

37.8

А10

Термодинамика

2.2.1, 2.2.4-2.2.6, 2.2.7, 2.2.9-2.2.10

1

60 – 90

61,7

А11

Электростатика

3.1.1- 3.1.13,

1

60 – 90

65,4

А12

Постоянный ток

3.2.1-3.2..11

1

60 – 90

48,4

А13

Магнитное поле, электромагнитная индукция

3.3.1-3.3.4, 3.4.1.-3.4.3

1

60 – 90

53,2

А14

Электромагнитные колебания и волны

3.4.1.-3.4.7, 3.5.1-3.5.7

1

60 – 90

33,0

А15

Оптика

3.6.1.-3.6.4., 3.6.6-63.6.9

1

60 - 90

48,7

А16

Элементы СТО, оптика

3.6.5.3.6.10-3.6.13,4.1

1

60 – 90

34,4

А17

Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома

5.1.1-5.1.7, 5.2.1,5.2.2,

1

60 – 90

45.0

А18

Физика атома, физика атомного ядра

5.2.1–5.2.3, 5.3.1,5.3.3

1

60 – 90

75,3

А19

Физика атомного ядра

5.3.1,5.3.2, 5.3.5

1

60 – 90

76,4

А20

Механика – квантовая физика (методы научного познания)

1.1 – 5.3

1

60 – 90

69,4

А21

Механика – квантовая физика (методы научного познания)

1.1 – 5.3

1

40 – 60

35,7


Проанализировав выполнение заданий Части 1 экзаменационной работы, можно отметить, что результаты выполнения 9 заданий базового уровня сложности (42,8% от общего количества) ниже прогнозируемой оценки, процент выполнения 12 заданий (57,2%) соответствует планируемому результату, выше экспертной оценки не выполнено ни одно задание.

Наиболее успешно выпускники региона усвоили на базовом уровне следующие содержательные элементы курса физики:

    • кинематика (75,1%);

    • механическая энергия, работа, закон сохранения энергии (78%);

    • физика атомного ядра (76,4%).

Трудности при выполнении вызвали следующие элементы содержания:

    • применение уравнения Менделеева-Клапейрона и процессы, происходящие с насыщенными парами (37,8%);

    • электромагнитная индукция, электромагнитные колебания (33%);

    • элементы СТО, оптика (48,7%);

    • анализ результатов экспериментальных исследований, построение графика по результатам эксперимента (35,7%).

Менее успешно оказались выполненными задания типа А21 (методы научного познания) по теме «Границы применимости физических законов и теорий, анализ результатов экспериментальных исследований, построение графика по результатам эксперимента» (35,7%). Это объясняется тем, что в процессе преподавания физики в школе уделяется мало внимания методологическим вопросам, а также методике и технике проведения эксперимента.

Анализ результатов Части 1 экзаменационной работы позволяет констатировать, что большинство выпускников региона слабо усвоили основные компоненты содержания обучения физике на базовом уровне сложности, соответствующему обязательному минимуму знаний по физике. Кроме того, наблюдается устойчивая отрицательная динамика результатов выполнения заданий, что дает основания считать подготовку по предмету в целом только лишь удовлетворительной.

2.3 Анализ выполнения заданий Части 2 экзаменационной работы.

Задания Части 2 проверяли умения определить соответствие между физическими величинами и формулами, использовать в конкретной задаче физический закон и определять характер изменения для каждой его величины. Представленные КИМы в части В соответствуют государственному образовательному стандарту и заявленному уровню сложности.

Таблица 2

Процент выполнения выпускниками заданий Части 2 экзаменационной работы

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержания

Максимальный балл

Планируемый % выполнения заданий

% выполнения заданий по Вологодской области

В1

Механика – квантовая физика

1.1 – 5.3

2

40 – 60

18,2

В2

Механика – квантовая физика

1.1 – 5.3

2

40 – 60

46,9

В3

Механика – квантовая физика

1.1 – 5.3

2

40 – 60

39,4

В4

Механика – квантовая физика

1.1 – 5.3

2

40 – 60

39,4


Все задания повышенного уровня сложности учащиеся выполнили в среднем ниже планируемого процента выполнения заданий (от 18,2 % до 39,4 %). Наиболее успешно выполнены задания В2 (максимальный балл набрали 46,9 % учащихся), наименее успешно выполненными оказались задания В1: при среднем балле 0,74 только 18,2 % выпускников получили максимальный балл). Это может быть вызвано как недостатком времени, отведенным на выполнение заданий, так и неумением анализировать законы сохранения энергии системы тел и небрежным оформлением ответа. В задании В3 на установление соотношения между зависимостями и их аналитическими выражениями, например, в виде уравнения движения. Как правило, в школе обсуждается временная зависимость пути, скорости и ускорения. В КИМ же предложено найти зависимость модуля скорости бруска от пройденного пути.

    1. Анализ выполнения заданий Части 3 экзаменационной работы.

Часть 3 экзаменационной работы в 2012 году содержала 10 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 4 задания с выбором одного верного ответа (А22–А25) и 6 заданий, для которых необходимо привести развернутый ответ (их обозначение в работе: С1; С2; … С6). При этом задания А22 – А25, предложенные в качестве расчетных, охватывали несколько тем, т.е. представляли собой комплексные задачи. Задание С1 относилось к качественной задаче, задания С2 – С6 – к расчетным.

Задания с развернутым ответом проверялись членами предметной комиссии в составе 23 человек, сформированной из преподавателей учреждений высшего и начального профессионального образования, учителей высшей и первой категории школ, представителей методических служб.

В таблице 3 показан процент выполнения выпускниками Части 3 экзаменационной работы по Вологодской области.

Таблица 3

Процент выполнения выпускниками заданий Части 3 экзаменационной работы

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержания

Максимальный балл

Средний балл выполнения заданий по Вологодской области

Планируемый % выполнения заданий

% выпускников Вологодской области, получивших максимальный балл

А22

Механика (расчетная задача)

1.1 – 1.5

1

0,3

40 - 60

31,0

А23

Механика. Молекулярная физика, термодинамика (расчетная задача)

1.1 -1.5, 2.1,2.2

1

0,23

40 - 60

22,8

А24

Молекулярная физика, термодинамика. Электродинамика (расчетная задача)

2.1, 2.2

3.1 – 3 .6

1

0,46

40 - 60

45,9

А25

Электродинамика. Квантовая физика (расчетная задача)

3.1 – 3.6

5.1 – 5.3

1

0,20

40 - 60

19.6

С1

Механика - квантовая физика (расчетная задача)

1.1– 5.3

3

0,14

40 – 60

2,5

С2

Механика (расчетная задача)

1.1 – 1.5

3

0,09

0 – 40

1,3

С3

Молекулярная физика (расчетная задача).

2.1 – 2.2

3

0,32

0 – 40

7.3

С4

Электродинамика (расчетная задача)

3.1 – 3.6

3

0,45

0 – 40

11,0

С5

Электродинамика (расчетная задача)

3.1 - 3.6

3

0,32

0 – 40

6,1

С6

Квантовая физика (расчетная задача)

5.1 – 5.3

3

0,13

0 – 40

2,7


Анализ выполнения выпускниками заданий расчетного характера типа А22-А25 показал, что результаты выполнения всех заданий находятся ниже минимальной границы планируемого процента выполнения заданий, кроме задания А24. За выполнение заданий А22 и А23 выпускники Вологодской области получили в среднем 0,31 и 0,23 балла соответственно, при этом процент выпускников, получивших максимальный балл составил 31% и 22,8%. В задании А24 максимальный балл получен 45,9 % учащимися, что ненамного превышает низший прогнозируемый порог.

Средний балл выпускников за решение заданий высокого уровня сложности в основном не превышал 1-го балла из 3-х возможных. Самый высокий средний балл получен за задание С4 (0,45 балла), при выполнении которого проверялось знание темы «Электродинамика», при этом максимальный балл (3 балла) получили 11 % выпускников, не справились с заданием 78,8% учащихся (см. таблицу 4).

Наибольшие трудности у школьников вызвали задания:

1. С1 – качественная задача на молекулярную физику, знание вопросов поведения насыщенных паров, условия появления росы (не справились с заданием 91,5 % учащихся). Такой высокий процент несправившихся связан с нечеткими, расплывчатыми критериями оценки выполнения задания. Например,

Задание C1: «В стеклянном цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 находится только водяной пар. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV – диаграмме. Медленно перемещая поршень, объем под поршнем изотермически уменьшают от 4V0 доV0 . Когда объем V достигает значения 2V0, на внутренней стороне стенок цилиндра выпадает роса. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объема V на отрезке от V0 до 4V0. Укажите, какими закономерностями Вы при этом воспользовались».

Согласно предложенным критериям, эксперты не могли отметить работы учащихся, которые грамотно применили закон Бойля-Мариотта на участке от 4V0 до 2V0, построили соответствующий график в данных границах по объему, но не смогли оценить ход дальнейших процессов. Однако в вопросе по этой задаче требуется построить график и частично он выполняется с описанием соответствующего закона и явления, но критерии выполнения задания не дают возможность поставить 1 балл за нее.

2. С2 – расчетная задача по механике, вызвала затруднение у участников экзамена.

Задание С2: «Систему из грузов m и M связывающей легкой нерастяжимой нити в начальный момент покоится в вертикальной плоскости, проходящей перпендикулярно оси закрепленной цилиндрической трубы. Грузы находятся на горизонтальной прямой, пересекающей ось трубы. В ходе возникшего движения груз m отрывается от поверхности трубы в ее верхней точке А. Найдите массу m, если M =100г. Размеры грузов ничтожно малы по сравнению с радиусом трубы. Трением пренебречь. Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на грузы».

3. Задания С3 – С5 практически стандартные, часто встречаемые в течение нескольких лет в материалах для подготовки к ЕГЭ. Тем не менее, невысокие баллы по этим задачам, возможно, получены отчасти из-за невнимательного прочтения их условий учащимися и, как правило, нахождения не той величины, которая требуется в задаче.

4. Задание С6 усложнено двумя моментами. При знании закона радиоактивного распада учащиеся не смогли перейти от него к понятию активности и рассчитать с учетом этой величины общий объем.

Задание С6: «Пациенту ввели внутривенно дозу раствора, содержащего изотоп 11 24 Na. Активность 1 см3 этого раствора α0=2000 распадов в секунду. Период полураспада изотопа равен T=15,3 ч. Через t = 3ч50мин активность 1 см3 крови пациента cтала α= 0,28 распадов в секунду. Каков объем введенного раствора, если общий объем крови пациента V=6л? Переходом ядер изотопа 11 24 Na из крови в другие ткани организма пренебречь».

При решении задачи С6 средний балл составил 0,13, причем всего 2,7% выпускников получили максимальный балл.

Таблица 4

Процент выпускников, получивших соответствующий балл

за задания Части 3 экзаменационной работы

Балл

Процент выпускников, получивших соответствующий балл за задания Части 3

С1

С2


С3

С4

С5

С6

0

91,5

93,9

84,6

78,8

84,0

92,9

1

5,3

4,0

5,8

8,9

6,6

3,9

2

0,8

0,9

2,3

1,3

3,3

0,4

3

2,5

1,3

7,3

11,0

6,1

2,7


Уровень подготовки учащихся к решению задач повышенной сложности остается достаточно низким.

Таким образом, количественный и качественный анализ результатов ЕГЭ позволил оценить овладение выпускниками содержанием курса физики, выявить пробелы в знаниях учащихся, выработать рекомендации педагогам по подготовке выпускников к ЕГЭ по данному предмету.

3. Методические рекомендации педагогам по подготовке к ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений.

  1. Обратить внимание на качественный анализ физических процессов.

  2. Организовать работу с графической и табличной информацией.

  3. Обучать применению известных алгоритмов решения задач.

  4. Уделять особое внимание качественному анализу физических теорий и их следствий.

  5. На уроках физики уделять внимание решению комбинированных задач.

  6. Акцентировать внимание учащихся на правила оформления заданий части С с учетом введения в критериях оценивания выполнения задания пункта V в задачах С2-С6.

  7. При подготовке учащихся к экзамену уделить внимание вопросам методологии физики, вопросам проведения эксперимента и расчета погрешностей.

  8. Проводить систематически курсы для учителей по решению задач ЕГЭ (на базе ФГБОУ ВПО «Вологодский Государственный Технический Университет» в рамках работы «Ассоциации учителей физики Вологодской области»).

  9. Своевременно информировать учителей об изменениях в содержании и структуре ЕГЭ.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о работе предметной комиссии по физике iconОтчет о работе предметной комиссии по русскому языку

Отчет о работе предметной комиссии по физике iconОтчёт о работе предметной цикловой комиссии общепрофессиональных...
Отчёт о работе предметной цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин №3 гбоу спо «Валуйский колледж» за 2012 – 2013 учебный...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconОтчет о работе предметной комиссии по обществознанию
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconОтчёт о проделанной работе предметной недели по географии, биологии...
Для проведения предметной недели был составлен план работы. Определены по дням недели мероприятия, их содержание, класс, ответственные....
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconОтчет о работе предметной комиссии по географии
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconОтчет о работе предметной комиссии по литературе при проведении егэ в 2012 году
Эвм презентации, выполненные в мультимедийной программе Power Point, позволяющие продемонстрировать учебно-профессиональные достижения...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconАналитический отчёт о работе предметной комиссии по биологии при проведении егэ в 2012 году
Подготовка младшего обслуживающего персонала С. Л. Мирский. Билеты составлены по основным темам данной программы за три последних...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconСостав предметной комиссии гэк по физике для проверки ответов участников...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconИнструкция по составлению календарно-тематического плана
Обсуждение и утверждение календарно-тематических планов производится по модулю в целом на предметной (цикловой) комиссии, утверждается...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconПротокол заседания комиссии по подведению итогов запроса предложений
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconИ. В. Шишко / 2008 г
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconИ. В. Шишко / 2010 г
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconDefinition of the subjective party
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconУчебная программа дисциплины
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconОтчет о проведении предметной недели мо гуманитарного цикла, посвященной 450-летию
Классные беседы, посвященные открытию предметной недели «2014 год год памятных литературных дат»
Отчет о работе предметной комиссии по физике iconПрочитайте текст и выполните задания 28-39
Члены Комиссии, специалисты Организатора закупки и приглашенные эксперты изучили поступившую заявку. Результаты рассмотрения заявки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск