Скачать 70.41 Kb.
|
Элективный курс «Естествознание и окружающая среда» Беленов А.Ф., к.ф.-м.н., доцент Нижегородского института развития образования (НИРО). Пояснительная записка Одна из ключевых проблем современного школьного естественнонаучного образования – это разрыв теоретических знаний на уровне модельного описания и практики самостоятельного применения полученных знаний учащимися в повседневной жизни. Это проявляется как в выполнении заданий с самостоятельным выбором модели, так и в практике принятия решений с использованием естественнонаучной информации. О значимости данной проблемы, в частности, свидетельствуют результаты международных тестирований PISA –2000, 2003, при проведении которых основное внимание было направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Одной из возможностей преодоления разрыва «теория – практика» представляется организация курсов межпредметного содержания с «прагматической» направленностью заданий для учащихся. Последнее предполагает, в частности, как выявление ключевых научных проблем, затрагивающих человека и окружающий мир, так и поиск решений на уровне собственного поведения. Сложность такого подхода отчасти заключается в неоднозначности научных взглядов на проблемы окружающего мира (в частности, на проблемы, связанные с парниковым эффектом и с возможным истощением озонного слоя). Более привычными для школьников являются «твердые знания», регламентированные образовательными стандартами. Не умаляя значимости точных знаний, хочется подчеркнуть необходимость знакомства учащихся с научными моделями, как с незавершенными знаниями, при использовании которых мы, тем не менее, вынуждены принимать определенные решения. Из известных российских и зарубежных методических разработок, связанных с проблемами окружающей среды, можно выделить пособие «Физика. Человек. Окружающий мир». (3 книги, 7-9 классы, автор А. П. Рыженков), учебник «Естествознание –10» (В.А. Еремин и др.), британский учебник «AS Science for Public Understanding” (SPU) (с более подробным обзором можно познакомиться в статье А.Ю. Пентина, опубликованной в журнале «Естествознание в школе», №1 ,2004 г.). С точки зрения соединения теоретических и практических знаний представляется полезным сочетание российского педагогического опыта обучения предметным знаниям с опытом авторов вышеназванного британского учебника с явно выраженной «прагматической» направленностью. Автор имел двухлетний опыт апробации британского учебника SPU в рамках экспериментальной площадки НИРО и договора между НИРО и университетом г. Саутгемптон (Великобритания). При разработке курса автор руководствовался ключевыми идеями SPU – ориентацию на проблемы окружающей среды, связанные, в частности, с деятельностью человека и на факторы риска. Был по возможности сохранен и стиль изложения материала SPU - сочетание объясняющих историй с «вопросами на полях» и с дискуссионными моментами. Также было уделено внимание некоторым аспектом научного знания, таким, как соотношение образного и модельного описания окружающего мира, проблема измерений и единиц измерений, логика мысленного и предметного экспериментирования. Главный сюжет, определяющий содержание курса – это тема взаимодействия излучения с веществом. В школьном курсе физики этой теме уделяется мало места, отчасти по причине ее «межпредметности». В частности, при рассмотрении влияния солнечного излучения на атмосферу Земли, необходимо обсуждение фотохимических реакций и биологических факторов риска. Подобные вопросы возникают и при обсуждении факторов радиоактивного и электромагнитного фонов. В то же время строгое изложение физических моделей, описывающих данные процессы, представляется затруднительным по причине отсутствия у учащихся необходимых базовых знаний. В данном курсе автором предпринята попытка упрощенного моделирования описываемых явлений, с целью формирования у школьников необходимого минимума научной грамотности для описания процессов, происходящих в окружающей среде. Курс представляется полезным для учителей естественных дисциплин широкого круга, стоящих перед проблемой выбора тем элективных курсов в старшей школе. Также данный курс может привлечь внимание будущих преподавателей предмета «Естествознание» в старших классах. Аннотация к элективному курсу «Естествознание и окружающая среда», Курс «Естествознание и окружающая среда» (34 часа), рассчитан на учителей физики, химии и биологии, стоящих перед проблемой выбора элективных курсов в старшей школе, а также в качестве подготовки к преподаванию предмета «Естествознание» в старших классах. Курс состоит из введения и двух тематических разделов - модулей. Во введении слушатели знакомятся с побудительными мотивами, лежащими в основе данного курса. Тематическая организация модулей выбрана в соответствии с приоритетами проблем окружающей среды и известных рисков для здоровья человека:
Курс включает в себя лекции и практические задания - тесты, составление текстов по заданным иллюстрациям, работу над текстами с ошибками, самостоятельную разработку иллюстраций и таблиц по заданному формату, критические очерки по текстам СМИ. Все практические задания выделены жирным курсивом. Формат занятий – лекционные блоки и практические задания. Лекции носят интерактивный характер - практические занятия «встроены» в лекционный курс так, что после сравнительно небольших информационных блоков учащиеся отвечают на вопросы, (выделенные жирным курсивом), рекомендующие внимательное прочтение текста лекций. Ответы на практические задания слушатели присылают по информационному каналу в течении определенного промежутка времени. Содержание ответов составляет портфолио учащихся. Итоговая работа - небольшой по объему (не более 10 страниц формата А4, шрифт 12, интервал 1.5) реферат по темам программы курса. Форма реферата - это Интернет – обзор с обязательной авторской позицией. Программа курса «Естествознание и окружающая среда» (34 часа).
Литература.
Темы для выпускных рефератов. (Объем реферата – примерно 5-7 страниц формата А4, шрифт 12, интервал 1,5).
|
Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | ||
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | Элективный курс по алгебре «Практикум по решению задач» Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | ||
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Название: Элективный курс Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований» | ||
Элективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,... Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора... |