Элективный курс





Скачать 70.41 Kb.
НазваниеЭлективный курс
Дата публикации03.08.2015
Размер70.41 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Физика > Элективный курс
Элективный курс

«Естествознание и окружающая среда»

Беленов А.Ф., к.ф.-м.н.,

доцент Нижегородского института развития образования (НИРО).
Пояснительная записка

Одна из ключевых проблем современного школьного естественнонаучного образования – это разрыв теоретических знаний на уровне модельного описания и практики самостоятельного применения полученных знаний учащимися в повседневной жизни. Это проявляется как в выполнении заданий с самостоятельным выбором модели, так и в практике принятия решений с использованием естественнонаучной информации. О значимости данной проблемы, в частности, свидетельствуют результаты международных тестирований PISA –2000, 2003, при проведении которых основное внимание было направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Одной из возможностей преодоления разрыва «теория – практика» представляется организация курсов межпредметного содержания с «прагматической» направленностью заданий для учащихся. Последнее предполагает, в частности, как выявление ключевых научных проблем, затрагивающих человека и окружающий мир, так и поиск решений на уровне собственного поведения. Сложность такого подхода отчасти заключается в неоднозначности научных взглядов на проблемы окружающего мира (в частности, на проблемы, связанные с парниковым эффектом и с возможным истощением озонного слоя). Более привычными для школьников являются «твердые знания», регламентированные образовательными стандартами. Не умаляя значимости точных знаний, хочется подчеркнуть необходимость знакомства учащихся с научными моделями, как с незавершенными знаниями, при использовании которых мы, тем не менее, вынуждены принимать определенные решения.

Из известных российских и зарубежных методических разработок, связанных с проблемами окружающей среды, можно выделить пособие «Физика. Человек. Окружающий мир». (3 книги, 7-9 классы, автор А. П. Рыженков), учебник «Естествознание –10» (В.А. Еремин и др.), британский учебник «AS Science for Public Understanding” (SPU) (с более подробным обзором можно познакомиться в статье А.Ю. Пентина, опубликованной в журнале «Естествознание в школе», №1 ,2004 г.). С точки зрения соединения теоретических и практических знаний представляется полезным сочетание российского педагогического опыта обучения предметным знаниям с опытом авторов вышеназванного британского учебника с явно выраженной «прагматической» направленностью.

Автор имел двухлетний опыт апробации британского учебника SPU в рамках экспериментальной площадки НИРО и договора между НИРО и университетом г. Саутгемптон (Великобритания). При разработке курса автор руководствовался ключевыми идеями SPU – ориентацию на проблемы окружающей среды, связанные, в частности, с деятельностью человека и на факторы риска. Был по возможности сохранен и стиль изложения материала SPU - сочетание объясняющих историй с «вопросами на полях» и с дискуссионными моментами. Также было уделено внимание некоторым аспектом научного знания, таким, как соотношение образного и модельного описания окружающего мира, проблема измерений и единиц измерений, логика мысленного и предметного экспериментирования.

Главный сюжет, определяющий содержание курса – это тема взаимодействия излучения с веществом. В школьном курсе физики этой теме уделяется мало места, отчасти по причине ее «межпредметности». В частности, при рассмотрении влияния солнечного излучения на атмосферу Земли, необходимо обсуждение фотохимических реакций и биологических факторов риска. Подобные вопросы возникают и при обсуждении факторов радиоактивного и электромагнитного фонов. В то же время строгое изложение физических моделей, описывающих данные процессы, представляется затруднительным по причине отсутствия у учащихся необходимых базовых знаний. В данном курсе автором предпринята попытка упрощенного моделирования описываемых явлений, с целью формирования у школьников необходимого минимума научной грамотности для описания процессов, происходящих в окружающей среде.

Курс представляется полезным для учителей естественных дисциплин широкого круга, стоящих перед проблемой выбора тем элективных курсов в старшей школе. Также данный курс может привлечь внимание будущих преподавателей предмета «Естествознание» в старших классах.

Аннотация к элективному курсу

«Естествознание и окружающая среда»,

Курс «Естествознание и окружающая среда» (34 часа), рассчитан на учителей физики, химии и биологии, стоящих перед проблемой выбора элективных курсов в старшей школе, а также в качестве подготовки к преподаванию предмета «Естествознание» в старших классах.

Курс состоит из введения и двух тематических разделов - модулей. Во введении слушатели знакомятся с побудительными мотивами, лежащими в основе данного курса. Тематическая организация модулей выбрана в соответствии с приоритетами проблем окружающей среды и известных рисков для здоровья человека:

  1. Роль атмосферы в жизнеобеспечении Земли.

  2. Искусственный и естественный электромагнитный фон.

Курс включает в себя лекции и практические задания - тесты, составление текстов по заданным иллюстрациям, работу над текстами с ошибками, самостоятельную разработку иллюстраций и таблиц по заданному формату, критические очерки по текстам СМИ. Все практические задания выделены жирным курсивом.

Формат занятий – лекционные блоки и практические задания. Лекции носят интерактивный характер - практические занятия «встроены» в лекционный курс так, что после сравнительно небольших информационных блоков учащиеся отвечают на вопросы, (выделенные жирным курсивом), рекомендующие внимательное прочтение текста лекций. Ответы на практические задания слушатели присылают по информационному каналу в течении определенного промежутка времени. Содержание ответов составляет портфолио учащихся. Итоговая работа - небольшой по объему (не более 10 страниц формата А4, шрифт 12, интервал 1.5) реферат по темам программы курса. Форма реферата - это Интернет – обзор с обязательной авторской позицией.

Программа курса «Естествознание и окружающая среда» (34 часа).


  1. Введение: Естествознание как способ активного моделирования окружающего мира (8 часов)

  • Естественнонаучное и гуманитарное знание: отличительные особенности и параллели.

  • Практические и познавательные мотивы изучения естественных наук.

  • Образ и модель в Естествознании.

  • Практическое занятие: самостоятельное описание результатов демонстрационного эксперимента (полет мини - воздушного шара) с позиций образного, предметного и математического моделирования..

  1. Модуль1: Атмосфера и ее роль в жизнеобеспечении (20 часов).

  • Солнечное излучение: соотношение факторов поддержания жизни и факторов риска.

  • Моделирование воздействий солнечного излучения на вещество на атомно – молекулярном уровне. Шкала энергий для частиц солнечного излучения.

  • Практическое занятие: самостоятельное заполнение «таблицы воздействий» солнечного излучения.

  • Слой наибольшей ионизации атмосферы (ионосфера) и его защитные свойства. Возможные антропогенные воздействия (космические аппараты и радиозагрязнение).

  • Слой наибольшей диссоциации молекул кислорода (озонный слой). Озонные дыры и существующие прогнозы результатов антропогенного воздействия.

  • Промышленный приземный озон: причины возникновения и обсуждаемые факторы риска.

  • Практическое занятие: построение «постера атмосферных слоев».

  • Космические лучи и ионизация приземного воздуха. Мониторы и люстра Чижевского.

  • Практическое занятие: работа с тестовыми заданиями по теме «Космические лучи».

  • Нагрев атмосферы и поверхности Земли солнечным излучением. Парниковый эффект.

  • Практическое занятие (1): составление текста – модели парникового эффекта по графическому изображению (постеру).

  • Практическое занятие(2): работа с тестовыми заданиями по теме «Парниковый эффект» (по рабочей тетради).

  • Практическое занятие(3): работа в формате «текст с ошибками» по теме «Парниковый эффект» (по рабочей тетради).



  1. Модуль 2 : Естественный и искусственный электромагнитный фон – обсуждаемые факторы риска (14 часов).

  • Биосфера и электромагнитное окружение: естественные и искусственные источники излучений.

  • Факторы воздействий переменнных электромагнитных полей на человека.

  • Воздействие электромагнитных полей от высоковольтных линий электропередач.

  • Практическое занятие: оценка амплитуды колебаний магнитных полей при проживании вблизи ЛЭП и при пользовании бытовыми электроприборами.

  • Естественные магнитные возмущения (магнитные бури) как отклик на солнечные вспышки.

  • Практическое занятие: оценка дополнительных электрических сигналов в организме человека при воздействии геомагнитных возмущений. Сопоставление с антропогенными факторами.


Литература.

  • Британский учебник Естествознания для старших классов AS Science for Public Understanding, Editors: Andrew Hunt and Robin Millar, Heinemann, 2000.

  • Учебное пособие «Физика. Человек. Окружающий мир». 3 книги, 7-9 классы, автор А. П. Рыженков, Просвещение, 1999 г.

  • А.Ю.Пентин. Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии). В сборнике Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам / М.: АПКиПРО, 2003. – С. 4-16

  • Б.В. Булюбаш. Современная наука через призму британского учебника. Журнал «Лицейское и гимназическое образование, №1, 2003 г.

  • А.Ю.Пентин Естественные науки для «пользователя» // Естествознание в школе. – 2004.- №1

  • Т. Браун, Г.Ю. Лемей. Химия в центре наук (в 2- х томах). М. Мир, 1983 г.

Темы для выпускных рефератов.

(Объем реферата – примерно 5-7 страниц формата А4, шрифт 12, интервал 1,5).

        1. Ионосфера, зачем нам нужно знать о ней?

        2. Климатическое оружие: миф или реальность?

        3. Озоновые дыры в Антарктике: сезонные изменения .

        4. Влияние промышленных выбросов на состояние озонового слоя.

        5. Зачем нам нужно знать о космических лучах?

        6. Влияние солнечной активности на погодные изменения.

        7. Проблемы, связанные с «вредным озоном».

        8. Ваша оценка погодных изменений в Нижегородской области в течение последних 30 лет.

        9. Глобальное потепление – реальный прогноз или искусственно поднятая проблема?

        10. Магнитные бури – известные факты и открытые вопросы.

        11. Опасность проживания вблизи высоковольтных линий электропередач.

        12. Ваши способы предотвращения факторов риска, связанных с солнечными воздействиями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Элективный курс iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Элективный курс iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Элективный курс iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс iconЭлективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов
Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск