План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна





Скачать 114.4 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна
Дата публикации22.09.2013
Размер114.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1» ЕМР

АТОМ – СЛОЖНАЯ ЧАСТИЦА

(План-конспект урока, презентация прилагается.)
Саитова Флера Батыршовна –

учитель высшей квалификационной категории
г. ЕЛАБУГА 2012г.


Аннотация урока.
Тема «Атом - сложная частица» входит в раздел «Строение вещества». На изучение раздела в общеобразовательных классах отводится 8 часов, в классах естественнонаучного профиля – 20 часов. Раздел изучается в первой четверти. Этот урок содержит элементы трех занятий: «Атом – сложная частица», «Состояние электронов в атоме», «Электронная конфигурация атомов химических элементов».

Тема: атом – сложная частица.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе атома. Углубить знания учащихся о состоянии электронов в атоме;

Задачи:

- Образовательная: рассмотреть особенности строения атомов элементов разных групп и периодов, углубить знания учащихся о состоянии электронов в атоме;

- развивающая: формировать умения и навыки установления причинно-следственных связей;

- воспитательная: воспитать желание самостоятельно получать знания и использовать эти знания в будущем.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, модели электронных облаков разной формы, карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6(по 6 карточек на каждого ученика).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- приветствие;

- подготовка класса к работе;

- наличие учащихся.

2.Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели урока. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.

3.Актуализация.

фронтальный опрос (характеристика элемента по таблице: место, валентность, степень окисления, соединения, свойства).

4 Изучение нового материала. (Ученики сидят за компьютерами. Работа на компьютере, используется 1 часть презентации слайд №1-18)

1.Атом – определение.

Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого атом означает «неделимый». Атом- это электронейральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.

2. Состав атома (протоны, нейтроны, электроны).

Ядро(нуклид) - центральная часть атома, в которой сосредоточена основная часть массы атома. Радиус ядра 10ˉ¹²- 10ˉ¹3см. Оно состоит из протонов (Z) и нейтронов (N) в ядре (равен порядковому номеру элемента). Массовое число ядра (А) - общее число протонов и нейтронов (А=Z+N). Например: обозначение элемента углерод (С): ¹²6С.

Нуклон – это сумма нейтронов и протонов в ядре. Протон, р- элементарная частица, входящая в состав ядра атома. Заряд + 1,6*10ˉ19 Кл (+1 элементарный заряд), Масса 1, 0073 атомная единица массы, Спин ½. Нейтрон,n- элементарная частица, входящая в состав ядра атома. Заряд 0, масса 1, 0087 атомная единица массы, Спин ½

Электрон (е)- элементарная частица, входящая в состав атома. Заряд -1,6*10ˉ19 Кл (-1- элементарный заряд), Масса 0, 0005486 а.е.м. (1/1836 массы протона) спин ½(щ)

Основные характеристики элементарных частиц: частица и ее обозначение - лротон -p+, масса - 1, заряд – 1, число протонов равно порядковому номеру элемента в периодической таблице Д.И. Менделеева; частица и ее обозначение - Нейтрон – п, масса - 1, заряд – 0, число электронов находят по формуле: N=A-Z; частица и ее обозначение - Электрон е- масса - 1/1837. заряд – 1, число электронов равно порядковому номеру элемента в периодической таблице Д.И. Менделеева.

3.Состояние электронов в атоме. Квантовые числа.

Четыре квантовых числа электрона:

Главное квантовое число n - определяет общую энергию электрона. Оно может принимать любые целые значения, начиная с единицы; Количество электронных оболочек (энергетических уровней) атома определяется номером периода, в котором находится элемент.

Побочное ( орбитальное) квантовое число l характеризует форму орбитали. Оно может принимать целые значения от 0 до n-1. Обычно численные значения L принято обозначать буквенными символами: значение L -0, буквенное обозначение – s; значение L-2,буквенное обозначение - p; Значение L – 3, буквенное обозначение – d; значение L-4, буквенное обозначение - f. Набор орбиталей с одинаковыми значениями n называется оболочкой (или энергетическим уровнем), с одинаковыми значениями n и L - подоболочкой (подуровнем), например: 2s- подуровень

Магнитное квантовое число ml – характеризует направление орбитали в пространстве. Оно может принимать любые целые значения от –L до +L, включая 0, т.е. всего (2L + l) значений. Например, при L = 1 ml = -1,0,+1. При заданном главном квантовом числе n возможна одна s- орбиталь, три p- орбитали, пять d-орбитали, семь f- орбиталей.

Каждый электрон характеризуется спиновым квантовым числом s. Спин- это число квантовое свойство электрона, не имеющее классических аналогов. Для всех электронов абсолютное значение спина всегда равно s= ½ . Проекция спина на ось z (магнитное спиновое число ms) может иметь лишь два значения: ms= + ½ или ms= = - ½.

4. Двойственная природа электрона. Понятие об атомных орбиталях.

Форма орбиталей.

В электронной оболочке любого атома ровно столько электронов, сколько протонов в его ядре, поэтому атом в целом электронейтрален. Электроны в атоме заселяют ближайшие к ядру уровни и подуровни, потому что в этом случае их энергия меньше, чем если бы они заселяли более удаленные уровни. На каждом уровне и подуровне может помещаться только определенное количество электронов.

Подуровни, в свою очередь, состоят из одинаковых по энергии орбиталей

Орбитали могут иметь разную форму. Так, каждый новый энергетический уровень в атоме начинается с s-орбитали, которая имеет сферическую форму. На втором и последующих уровнях после одной s-орбитали появляются p-орбитали гантелеобразной формы.

S-Орбитали сферически симметричны для любого n и отличаются друг от друга только размером сферы. Их максимально симметричная форма обусловлена тем, что при l = 0 и μl = 0.

p-Орбитали существуют при n ≥ 2 и l = 1, поэтому возможны три варианта ориентации в пространстве: ml = –1, 0, +1. Все p-орбитали обладают узловой плоскостью, делящей орбиталь на две области, поэтому граничные поверхности имеют форму гантелей, ориентированных в пространстве под углом 90° друг относительно друга. Осями симметрии для них являются координатные оси, которые обозначаются px, py, pz.

d-Орбитали определяются квантовым числом l = 2 (n ≥ 3), при котором ml = –2, –1, 0, +1, +2, то есть характеризуются пятью вариантами ориентации в пространстве. d-Орбитали, ориентированные лопастями по осям координат, обозначаются dz² и dx²–y², а риентированные лопастями по биссектрисам координатных углов – dxy, dyz, dxz.

f-орбиталей, соответствующих l = 3 (n ≥ 4), изображают в виде граничных поверхностей, приведенных на рисунке.

Каждая орбиталь - это как бы "квартира" для электронов в "доме"- подуровне. Например, любой s-подуровень - это "дом" из одной "квартиры" (s-орбиталь ), p-подуровень - "трехквартирный дом" (три p-орбитали), d-подуровень - "дом" из 5 "квартир"-орбиталей, а f-подуровень - "дом" из 7 одинаковых по энергии орбиталей. В каждой "квартире"-орбитали могут "жить" не больше двух электронов. Запрещение электронам "селиться" более чем по-двое на одной орбитали называют запретом Паули - по имени ученого, который выяснил эту важную особенность строения атома. "Адрес" каждого электрона в атоме записывается набором квантовых чисел. Здесь мы упомянем лишь о главном квантовом числе n ,которое в «адресе» электрона указывает номер уровня, на котором этот электрон существует. Во всех моделях атома электроны называют s-, p-, d- и f-электронами в зависимости от подуровня, на котором они находятся. Элементы, у которых внешние (то есть наиболее удаленные от ядра) электроны занимают только s-подуровень, принято называть s-элементами. Точно так же существуют p-элементы, d-элементы и f-элементы.

Чем выше (то есть чем дальше от ядра) находится электронный уровень, тем больше на нем может разместиться электронов за счет того, что число подуровней и орбиталей на удаленных уровнях постоянно увеличивается. Можно посчитать, что на n-м уровне помещается в сумме n2 различных орбиталей, а электронов - вдвое больше: 2n2, потому что любая орбиталь способна вмещать не более двух электронов.

Энергетические уровни электрона в атоме: при значении главного квантового числа n =1, символ оболочки K , максимальное число электронов в оболочке, равное 2n² =2; главного квантового числа n =2, символ оболочки L , максимальное число электронов в оболочке, равное 2n² =8; главного квантового числа n =3, символ оболочки М, максимальное число электронов в оболочке, равное 2n² =18; главного квантового числа n =4, символ оболочки N , максимальное число электронов в оболочке, равное 2n² =32;

Электронная конфигурация элемента: Электронная конфигурация элемента - это распределение электронов в его атомах по оболочкам, подоболочкам и орбиталям. Энергетические уровни электрона: при значении орбитального квантового числа =0. символ подуровня оболочки (подуровня)- s, максимальное число электронов в оболочке, равное 2; при значении орбитального квантового числа =1. символ подуровня оболочки (подуровня)- p, максимальное число электронов в оболочке, равное 6;

при значении орбитального квантового числа =2. символ подуровня оболочки (подуровня)-d , максимальное число электронов в оболочке, равное 10;

при значении орбитального квантового числа =3. символ подуровня оболочки (подуровня)- f, максимальное число электронов в оболочке, равное 14; при значении орбитального квантового числа =4. символ подуровня оболочки (подуровня)- g, максимальное число электронов в оболочке, равное 18;

5. Физкультминутка.

6.Закрепление изученного материала.

1. Работа на компьютере, решение тестовых заданий (слайд №19-57)

Сейчас для закрепления полученных знаний решим тестовые задания. Приготовьте таблицу химических элементов Д.И. Менделеева и карточки с номерами (Ученики сначала выбирают правильный ответ и поднимают карточку с номером ответа. Затем открывают следующий слайд и проверяют свои ответы)

1.Укажите, какая элементарная частица не входит в состав атомов

1) электрон;2) позитрон; 3) протон; 4) нейтрон; №20

Ответ: т.к. в состав атома входят электрон, нейтрон и протон, правильный ответ Б – позитрон

2. Закончите фразу.

Атомный (порядковый) номер химического элемента соответствует…

1) его атомной массе; 2) его валентности; 3) число его изотопов;

4) заряду ядра и числу электронов в его атомах; №20

Ответ: 4- заряду ядра и числу электронов в его атомах

3. Укажите название элемента, ядро атома которого содержит 16 нейтронов, а электронная оболочка- 15 электронов.

Ответ: т.к. число электронов в атоме соответствует порядковому номеру элемента в таблице Д.И.Менделеева – 15 элемент – фосфор.
4Установите соответствие.

Металл А) ванадий Б) лантан В) свинец Г) кальций Д) цезий его высшая валентность 1. I, 2.II, 3.III , 4.IV. 5.V



Ответ: А-5, Б-3,В-4, Г- 2, Д-1

5. Ядро атома из изотопов химического элемента содержит 16 протонов и 18 нейтронов укажите этот изотоп

1) О 2) Ar 3) O 4) S

Ответ: масса атома равна сумме протонов и нейтронов элемента, правильный ответ 4- S (18+16).

6. Атом неона (Ne), катион натрия (Na) и анион фтора (Fˉ) имеют:

1) одинаковое число протонов; 2) одинаковое число нейтронов; 3) одинаковое число электронов; 4) одинаковое число нуклонов;

Ответ: Атомный номер неона 10 и число электронов в атоме 10 (1s²2s²1p ). В атоме натрия на один электрон больше, чем в атоме Ne, но в ионе Na электронов тоже 10, так как нет одного электрона. В атоме фтора 9 электронов, но в ионе Fˉ их 10, так как присоединен один электрон. Число протонов, число нейтронов и массовое число разные. Таким образом правильный ответ: 3- одинаковое число электронов

7. Укажите, атому какого элемента соответствует электронная формула:

1s²2s²2p 3s²3p 4s²3d²/

1) германий; 2) никель; 3) титан; 4) марганец;

Ответ: 3- титан

8. Укажите, какая электронная формула описывает основное состояние атома фосфора.

1) 1s²2s²2p 3s¹ 2) 1s²2s²2p 3s²3p¹ 3) 1s²2s²2p 3s²3p³ 4) 1s²2s²2p 3s¹3p

Ответ: 3-1s²2s²2p 3s²3p³

9. Укажите, какая формула описывает электронную оболочку катиона натрия Na+

1) 1s²2s²2p 2) 1s²2s²2p 3) 1s²2s²2p 3s¹ 4) 1s²2s²2p 3s²

Ответ:1- 1s²2s²2p

10. Укажите номер энергетического уровня, на котором находятся валентные электроны атома серы.

Ответ: 3

11. Отметьте, какой из приведенных рисунков показывает валентные электроны атома кремния в основном состоянии.

Ответ: 2-

12. Установите соответствие:

атомная орбиталь и её графическое изображение

Ответ:А-3,Б-2,В-4,Г-1

13. Установите соответствие

энергетический подуровень и число орбиталей на этом подуровне.

Ответ:

А-3,Б-4,В-2,Г-1

14.Укажите название химического элемента, у которого распределение валентных электронов по орбиталям в основном состоянии соответствует формула 3d 4s²

Ответ: марганец

15. Укажите символ химического элемента, у которого распределение валентных электронов по орбиталям в одном из возбужденных состояний соответствует формуле 3s³3p3d¹²

Самый быстрый способ решение этого и подобных заданий- написать полную электронную формулу атома( в данном возбужденном состоянии) и суммировать электроны. В этом задании полная электронная формула: 1s²2s²2p 3s¹3p³3d², общее число электронов 16. Атомный номер, равный числу электронов, тоже 16; следовательно, этим элементом является сера.

16. Укажите, какой атом имеет электронную конфигурацию атома аргона

1) атом калия 2) катион натрия 3) катион кальция

4) атом криптона

Атомный номер аргона 18, полная электронная формула( электронная конфигурация) 1s²2s²2p 3s²3p. В атоме кальция( атомный номер 20) на два электрона больше: 1s²2s²2p 3s²3p 4s², но при образовании катиона Са² атом теряет два внешних электрона, и электронная формула становится подобной электронной формуле аргона. Ответ: 3-катион кальция

17. Укажите сколько валентных электронов в атоме, если всего из 13.

Если общее число электронов в атоме известно (13), то можно написать электронную формулу элемента: 1s²2s²2p 3s²3p¹. Из электронной формулы следует, что это p-элемент. Валентные электроны в p-элементах- это

электроны на внешних s- и p- орбиталях; их общее число 3. Другой способ решения: находим элемент в периодической системе (число электронов равно числу протонов в ядре атома и равно атомному номеру элемента). Это алюминий, который расположен в третьей группе, следовательно, валентных электронов 3. Ответ: 3

18. Укажите символ химического элемента, электронная формула которого соответствует формуле иона S²ˉ

Необходимо в электронную формулу серы 1s²2s²2p 3s²3p ввести ещё два электрона, так как при образовании анионов происходит присоединение электронов к атомам. Получаем электронную формулу 1s²2s²2p 3s²3p – эта формула аргона. Ответ: Ar

19.Установите соответствие.

номер группы- А) I Б) II В) III Г) IV Д) VIII валентные электроны одного из элементов этой группы1- 1s², 2-4s²3d¹º, 3-4s¹, 4- 4s² 3d¹, 5- 2 s²2p²

У большинства химических элементов номер группы соответствует числу валентных электронов. Поэтому группе I соответствует элемент с электронной формулой атома 4s¹ ( калий)

Группе III соответствует элемент с тремя валентными электронами: 4s²3d¹ (скандий), а группе IV- элемент с четырьмя валентными электронами: 2s²2p² (углерод). В VIII группе располагаются элементы- благородные газы, в атомах которых на внешней (валентной) оболочке находятся либо два электрона( 1s²-гелий), либо восемь электронов (все элементы, кроме гелия); таким образом, группе VII соответствует первая электронная формула. На группу II остается электронная формула 4s²3d¹º - это двухвалентный элемент цинк.

Ответ:А-3,Б-2,В-4,Г-5,Д-1

3.Обсуждение результатов.

7. Сообщение домашнего задания.

Задания: стр. 6 № 1-4 , стр.10 №1-3. Устно - стр. 5-10.

8.Подведение итогов урока.

- оценить степень реализации поставленных на уроке задач;

- оценить работу учеников во время урока.
Ссылка на ЭОР:


  1. http://www.egetestonline.com/

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki

  3. http://www.alhimikov.net/dopmat/stroenie_atoma.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconУрок русского языка в 9 «б» классе. Тема: Обучение сжатому изложению
Оборудование: план-конспект урока, памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПлан-конспект открытого урока географии в рамках окружного этапа...
Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект...
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconМетодическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация...
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПлан-конспект урока в 5-м классе
Оборудование: расписные полотенца (рушники), таблицы с видами национального орнамента, таблицы с изображением древних знаков-символов...
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconКонспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества»
Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект...
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При создании презентации использована программа Power Point. Работа предназначена для учителей начальных классов. Объём работы: презентация...
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconПлан-конспект урока на тему «Управление велосипедом»
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
План-конспект урока, презентация прилагается. Саитова Флера Батыршовна iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск