Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 185
Рассмотрено на заседании МО
Председатель МО__________Милославская И.В.
Протокол №5 от «23» августа 2013г
|
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 185
_____________________ Попова О.В.
Приказ № 294 ВШК от 30 августа_2013г.
|
Календарно-тематическое планирование
10 класс (68 часов –2 часа в неделю)
Введение (1 час)
№ недели/урока
| Дата
| Тема урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Домашнее задание
| 1/1
|
| Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.
| Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика.
Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний
и методов.
| Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики.
Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.
| Формировать умения постановки целей дея-тельности, планировать собственную деятель-ность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и точно излагать свои мысли. Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов.
| Введение
§ 1,2.
|
Тема 1. Механика (24 часа)
Кинематика (9 часов)
№ недели/урока
| Дата
| Тема урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Домашнее задание
| 1/2
|
| Механическое движение, виды движений, его характеристики.
| Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, его виды и относительность.
| Знать различные виды механического движения; знать/понимать смысл понятия «система отсчета», смысл физических величин: скорость, ускорение, масса.
| Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.
| §3,7.
| 2/3
|
| Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного
движения. Решение задач.
| Прямолинейное равномерное дви-жение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении.
| Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения.
| §9-10, упр.1 (1-3).
| 2/4
|
| Графики прямолиней-ного равно-мерного движения. Решение задач.
| Графики зависи-мости скорости, перемещения и координаты от времени при рав-номерном движе-нии. Связь между кинематическими величинами.
| Уметь строить и читать графики равномерного прямолинейного движения.
| §10, упр.1 (4).
| 3/5
|
| Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.
| Мгновенная скорость. Средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей.
| Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости. Знать/понимать закон сложения скоростей. Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач.
| §11-12, упр.2 (1-3).
| 3/6
|
| Прямо-линейное равно-ускоренное движение.
| Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.
| Знать уравнения зависи-мости скорости от времени при прямолинейном равно-переменном движении.
Уметь читать и анализи-ровать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам.
| §13-15.
| 4/7
|
| Решение задач на движение с постоянным ускорением.
| Ускорение. Урав-нения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.
| Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.
| §13-15, §16, упр.3 (1,3).
| 4/8
|
| Движение тел. Посту-пательное движение. Материаль-ная точка.
| Движение тел. Абсолютно твердое тело. Поступательное движение тел. Материальная точка.
| Знать/понимать смысл физических понятий: механическое движение, материальная точка, поступательное движение.
| §20,23.
| 5/9
|
| Решение задач по теме «Кинематика».
|
| Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.
| Задачи по тетради.
| 5/10
|
| Контрольная работа № 1 "Кинема-тика".
|
| Уметь применять полученные знания при решении задач.
|
|
| Динамика (8 часов)
№ недели/урока
| Дата
| Тема урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Домашнее задание
| 6/11
|
| Взаимодей-ствие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.
| Что изучает динамика. Взаимодействие тел. История открытия I закона Ньютона. Закон инерции. Выбор системы отсчёта. Инерциальная система отсчета.
| Знать/понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать/понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике.
| Измерять массу тела.
| Введение.
§22, 24.
| 6/12
|
| Понятие силы как меры взаимодей-ствия тел. Решение задач.
| Взаимодействие. Си-ла. Принцип супер-позиции сил. Три вида сил в механике. Динамометр. Измерение сил. Инерция.
Сложение сил.
| Знать / понимать смысл понятий «взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать / понимать смысл величин «сила», «ускоре-ние». Уметь иллюстри-ровать точки приложения сил, их направление.
| Измерять силы взаимодействия тел.
Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодейст-вующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.
| §25,26.
| 7/13
|
| Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
| Зависимость ускоре-ния от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Принцип суперпо-зиции сил. Примеры применения II закона Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе.
| Знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов.
Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.
| §27-29, упр.6 (1,3), примеры решения задач
(1,2).
| 7/14
|
| Принцип отно-сительности Галилея.
| Принцип причиннос-ти в механике. Прин-цип относительности.
| Знать/понимать смысл принципа относительности Галилея.
| §30.
| 8/15
|
| Явление тяготения. Гравитаци-онные силы.
| Силы в природе. Принцип дальнодействия. Силы в механике. Сила всемирного тяготения.
| Знать/понимать смысл понятий «гравитационные силы», «всемирное тяготе-ние», «сила тяжести»; смысл величины «ускоре-ние свободного падения». Уметь объяснять природу взаимодействия.
| Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.
| §31,32.
| 8/16
|
| Закон всемирного тяготения.
| Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты.
| Знать историю открытия закона всемирного тяготения.
Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения». Знать/ понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты.
| Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодейст-вующих тел.
| §33, упр.7 (1).
| 9/17
|
| Первая космическая скорость.
Вес тела. Невесомость и перегрузки.
| Сила тяжести и ускорение свобод-ного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Дви-жение по окружнос-ти. Первая и вторая космические скорости. Все тела. Чем отли-чается вес от силы тяжести? Невесо-мость. Перегрузки.
| Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести».
Знать / понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений невесомости и перегрузок.
| §34,35.
| 9/18
|
| Силы упругости. Силы трения.
| Электромагнитная природа сил упругости и трения. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение покоя, трение движения. Коэффициент трения.
| Знать/понимать смысл понятий «упругость», «деформация», «трение»; смысл величин «жесткость», «коэффициент трения»; закон Гука, законы трения.
Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра, уметь опытным путем определять жесткость пружин и коэффициент трения.
| Измерять силы взаимодействия тел.
Вычислять значения сил и ускорений.
| §36-39.
| Законы сохранения (7 часов)
№ недели/урока
| Дата
| Тема урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Домашнее задание
| 10/19
|
| Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.
| Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса.
| Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы»; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения.
Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность.
Знать/понимать смысл закона сохранения импульса.
| Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.
| §41-42, примеры
решения задач
(1), упр.8
(1-2).
| 10/20
|
| Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса).
| Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач.
| Уметь приводить примеры практического использова-ния закона сохранения импульса.
Знать достижения отечест-венной космонавтики. Уметь применять знания на практике.
| §43-44, примеры решения задач (2), упр.8
(3-7).
| 11/21
|
| Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.
| Что такое механи-ческая работа? Ра-бота силы, направ-ленной вдоль пере-мещения и под уг-лом к перемеще-нию тела. Мощ-ность. Выражение мощности через силу и скорость.
| Знать/понимать смысл физических величин «работа», «механическая энергия».
Уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела.
| Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.
| §45-48, 51 примеры решения задач (1), упр.9 (2,3,7).
| 11/22
|
| Закон сохранения энергии в механике.
| Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии.
| Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии.
Знать границы применимости закона сохранения энергии.
| §52, упр.9 (5), примеры решения задач (2).
| 12/23
|
| Практическая работа №1. «Изучение закона сохранения механической энергии».
|
| Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять.
| Задачи по тетради.
| 12/24
|
| Обобщающее занятие. Решение задач.
| Законы сохранения в механике.
| Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и объяснять движение небесных тел и ИСЗ.
| Задачи по тетради.
| 13/25
|
| Контрольная работа № 2. "Динамика. Законы сохранения в механике".
| Законы сохранения.
| Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.
|
|
|