Скачать 427.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050502.65 – Технология и предпринимательство Канск 2010 УМКД составлен старшим преподавателем филиала Т.А.Кривенко Обсужден на заседании Совета филиала «_03»_сентября_2010 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ» с другими дисциплинами специальности 050502.65 ТЕХНОЛОГИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 050502.65
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Возрастная анатомия и физиология» для студентов pочной формы обучения по специальности 050502.65 – Технология и предпринимательство состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050502.65 – Технология и предпринимательство утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 663пед/сп (новый).
Введение Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы. Возрастная анатомия и физиология является дисциплиной, обеспечивающей профессиональную подготовку молодых учителей. Знания этой дисциплины обеспечивают организацию оптимальных условий адаптации ребенка к микросоциальной среде для правильной организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Изучение дисциплины должно заложить анатомо-физиологические основы и сформировать систему понятий, являющихся базовыми для изучения дисциплин психолого-педагогического цикла; способствует формированию материалистического мировоззрения у студентов. Изучение дисциплины Возрастной анатомии и физиологии базируется на дисциплинах:
Материал учебной дисциплины используется для изучения:
. Возрастная анатомия, физиология – дисциплина профессиональной образовательной программы по всем специальностям в рамках изучения которых осуществляется подготовка учителей для преподавания различных предметах в учреждениях среднего (полного) общего образования. Основная цель дисциплины – дать студентам необходимые знания о функциях организма человека в развитии (онтогенезе) для правильной организации учебного и воспитательного процесса с учащимися и повышения его эффективности и качества на основе индивидуального подхода. Задачи дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
Обучение дисциплине ВАФ осуществляется в виде лекций, лабораторных занятий. По дисциплине предусмотрена самостоятельная работа студента, которая реализуется через написание реферативной работы, индивидуальной работы с энциклопедической и учебной литературой. Изучение дисциплины рассчитано на один семестр. Итогом изучения дисциплины является зачёт. Содержание теоретического курса дисциплины Базовый модуль 1 Общие вопросы ВАФ. Возрастные особенности регуляторных и сенсорных систем. Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как о науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность и условия сохранения здоровья человека. Методы изучения анатомии, физиологии и гигиены. Их значение для педагогики, психологии и медицины. Краткая история развития. Онтогенез как жизненный цикл индивида. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Понятия филогенеза и онтогенеза. Их сходство и различие. Организм и среда. Общие закономерности роста и развития: системогенез, гетерохронность, НБС, биогенетический закон. Гомеостаз, гомеокинез. Регуляция функций в организме. Наследственность и среда. Наследственность и здоровье. Возрастная характеристика периодов онтогенеза. Значение нервной системы (НС). Строение НС. Центральная нервная система (ЦНС): головной мозг, спинной мозг, ствол мозга. Периферическая НС (соматическая, вегетативная). Нейрон. Строение и свойства нейрона. Понятие о раздражении, раздражителях, возбудимости, возбуждении, проводимости, лабильности и торможении. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинизацией. Синапсы. Нервный центр и его свойства. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Иррадиация, индукция, их особенности у детей. Учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение различных отделов ЦНС и вегетативной НС. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Значение органов чувств. Сенсорные системы организма. Строение анализаторов. Зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, обонятельный, кожный, внутренний и вестибулярный анализаторы. Их функциональное значение. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Функции зрения. Понятие о рефракции, аккомодации, конвергенции. Острота зрения. Астигматизм. Нарушение цветового зрения. Бинокулярное зрение, его нарушение. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Гигиена чтения и письма. Значение света для растущего организма. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению классных помещений. Гимнастика для глаз. Слуховой анализатор. Строение, функции. Профилактика нарушений. Железы внутренней секреции. Строение, физиология. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Роль желез внутренней секреции в формировании поведенческих реакций детей. Особенности эндокринной системы в период полового созревания. Строение и функции гипофиза щитовидной и зобной желез, надпочечников и поджелудочной железы. Половые железы. Их роль в процессе роста, развития организма. Стадии полового созревания, развитие вторичных половых признаков. Базовый модуль 2 Психофизиология. Гигиена учебно – воспитательного процесса. Строение коры головного мозга (КГМ). Методы изучения КГМ. Локализация функций в КГМ. Учение об условных рефлексах. Условия и механизм их образования. Отличие условных и безусловных рефлексов. Классификация рефлексов. Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение и его особенности у школьников. Условное торможение. Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей. Выработка условного торможения – физиологическая основа воспитания. Условные рефлексы на время высшего порядка и на комплексные раздражители. Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Эмоции, их мотивация. Роль эмоций в воспитании и обучении. Физиологические основы памяти. Краткосрочная и долговременная память. Понятие о доминанте, ее значение. Динамический стереотип и его роль в обучении и воспитании. Условные рефлексы на речевые раздражители. Сигнальные системы действительности. Возрастные особенности первой и второй сигнальных систем. Типы ВНД. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Основы физиологии и гигиены умственного труда. Понятие об утомлении и переутомлении. Фазы утомления. Основные гигиенические принципы нормирования учебно-воспитательной работы в школе. Гигиенические требования к расписанию уроков. Гигиеническая организация урока. Факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне в течение урока. Продолжительность урока, ее физиолого-гигиеническое обоснование. Гигиенические требования к продолжительности и характеру проведения перемен. Теория активного отдыха. Гигиенические требования к проведению контрольных работ, экзаменов. Организация учебно-воспитательного процесса и режима дня детей шестилетнего возраста. Готовность их к обучению. Школьная зрелость как педагогическая, врачебная и социальная проблемы. Методы определения школьной зрелости. Домашний режим школьника, его значение и физиологические основы. Гигиенические требования к приготовлению домашних уроков. Прогулки, их продолжительность, место в режиме дня. Сон, его гигиеническая организация. Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование и место в режиме дня. Свободное время учащихся, его организация. Гигиенические требования к частоте, продолжительности и условиям просмотра телевизионных передач. Требования к длительности и условиям работы и игр на компьютере. Режим дня в школах (группах) продленного дня, школах-интернатах, санаторно-лесных школах, оздоровительных лагерях. Гигиенические требования к организации трудового обучения. Влияние различных видов труда на состояние здоровья подростков. Гигиеническая организация уроков труда в столярной, слесарной мастерских, в кабинете обслуживающего труда. Допустимый вес переносимой детьми и подростками тяжести с учетом возраста и пола. Санитарные правила при приготовлении пищи на уроках по кулинарии. Меры по профилактике пищевых отравлений. Профилактика травматизма. Правила техники безопасности. Гигиена производственного обучения. Учет возраста, пола и состояния здоровья подростков при направлении их на практику в УПК. Профессиональная ориентация подростков. Виды производственного и сельскохозяйственного труда, к которым подростки не допускаются. Продолжительность труда учащихся при выполнении различных видов сельскохозяйственных работ: режим труда, чередование видов работ, плотность рабочего времени. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Гигиенические принципы размещения школ на территории городов и в сельской местности. Земельный участок школы его планировка. Гигиенические требования к школьному зданию. Основные и вспомогательные помещения. Гигиенические требования к учебным помещениям: классам, лабораториям, кабинетам, физкультурному залу, мастерским. Школы с продленным днем и гигиенические требования к их планировке и набору помещений. Гигиенические требования к комнатам отдыха и игровым. Базовый модуль 3 Висцеральные и моторные функции Строение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека. Строение и функции суставов. Изгибы позвоночника, их формирование. Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. Развитие двигательных навыков. Двигательный режим учащихся. Понятие о гиподинамии. Влияние физических упражнений на организм человека. Осанка. Нарушения осанки. Значение правильной осанки у школьников. Сколиоз, причины и профилактика. Плоскостопие. Соответствие размеров ученической мебели росту школьников. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за рабочим столом. Гигиенические требования к классной мебели. Правила расстановки мебели и рассаживания учащихся в классе. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Слюнные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика кариеса. Пищеварение в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника. Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности организма. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков в школе. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Малокровие и его профилактика у детей и подростков. Строение и работа сердца. Цикл сердечной деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Регуляция работы сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Строение и функции органов дыхания. Придаточные пазухи носа, миндалины, аденоиды. Роль воздушной среды в сохранении работоспособности учащихся. Воздушная среда и здоровье. Гигиенические требования к микроклимату классных помещений. Естественная и искусственная принудительная вентиляция. Анатомия, физиология органов выделения. Профилактика заболеваний мочевыводящей системы. Строение и функции кожи. Защитная функция кожи. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Выделительная и дыхательная функции кожи. Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде и обуви. |