Скачать 1.02 Mb.
|
Российская академия образования Институт развития образования Республики Татарстан Проект Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования Введение Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее - Требования) – один из трех компонентов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) второго поколения. Данный компонент имеет приоритетное значение и призван быть инструментальным сопровождением образовательного процесса в начальной школе. Посредством него создается (формируется) и воспроизводится предметная, информационно-методическая, человеческая (кадровая) развивающая образовательная среда, функционирующая на основе деятельностного подхода. Ключевыми предпосылками разработки Требований являются их соответствие Федеральному закону от 01.12. 2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», Федеральному закону «Об образовании», Концепции ФГОС, основным подходам макета ФГОС, Требованиям к результатам освоения основных образовательных программ общего образовании, базирование на разработанных проектах примерных программ по отдельным учебным предметам, Базисном учебном плане. Принципиальное значение имеет положение о том, что Требования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования, и совокупности (системы) регламентов, способствующих формированию и воспроизводству соответствующих образовательных ресурсов. Последнее означает, что в качестве основного рабочего инструментария рассматривается ресурсно-регламентный подход как интегрированный результат ресурсного и регламентного подходов. В основу ресурсного подхода положен принцип соответствия элементов образовательного процесса и их инновационного содержания существующим и необходимым ресурсам, без которых достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования невозможно. Процесс разработки Требований ориентируется на индикатор комплексности, означающий, что все необходимые и рекомендуемые для обеспечения реализации данной программы ресурсы не только имеются в наличии, но и сбалансированы по отношению друг к другу и взаимно «поддерживают» друг друга. Ресурсное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования рассматривается как система влияний и условий формирования и развития личности младших школьников, содержащихся в созданной (создаваемой) предметной, информационно-методической и кадровой среде обучения и жизнедеятельности начальной школы. В качестве основных рассматриваются следующие виды ресурсов: материально-технические, информационно-методические, кадровые (человеческие). Количественное и качественное наполнение всех видов ресурсов направлено, прежде всего, на эффективную реализацию требований ФГОС к компонентам образовательного процесса. Центральным ориентиром, в соответствии с парадигмой деятельностного подхода, является обеспечение осуществляемой в этом процессе деятельности: учебной деятельности обучающихся - познавательной, практической, инфокоммуникативной, речевой, музыкально-творческой, художественно-творческой, двигательной, игровой, образовательной (профессиональной) деятельности обучающих и управленческой деятельности администраторов начального общего образования. Состав, (системное) использование соответствующих видов ресурсов как системы должны гарантировать планируемый результат образования. Реальное наполнение, поддержание ресурсов в актуальном (адекватном) состоянии призваны обеспечить регламенты, разрабатываемые применительно к каждой сфере ресурсного обеспечения и имеющие универсальный характер. На образовательном пространстве регламенты выступают как взаимосвязанная целостность различных установлений, норм, положений, инструкций, рекомендаций, планово-прогностических и иных документов, подлежащих исполнению субъектами образования (системы управления образованием). Они задают номенклатуру и параметры ресурсов по их видам, являются инструментом (инструментами) управления процессом формирования и воспроизводства образовательных ресурсов и одним из инструментов Процедуры оценки выполнения Требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в начальной школе. Исходя из установленных Законом РФ «Об образовании» четырех компетенций (четырех) субъектов системы управления образованием, определены четыре уровня управления процессом формирования и воспроизводства условий и ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования и соответственно четыре уровня выработки и реализации регламентов – уровень образовательного учреждения, муниципальный уровень, региональный уровень и федеральный уровень. Это позволит осуществить проектирование и реализацию дифференцированного (уровневого) подхода в распределении всей совокупности регламентов, условий и ресурсного обеспечения, установления и усиления ответственности органов власти и управления за создание необходимых и достаточных условий обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования на всех его ступенях и тем самым – за системное и динамичное развитие этого образования. Модель ресурсно-регламентного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования отражает таблица №1. Таблица 1. Модель ресурсно-регламентного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования
основной образовательной программы начального общего образования Материально-технические ресурсы – первичный, исходный компонент ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения достижения современных результатов образования в начальной школе материально-технические условия, означающие наличие предметной среды (предметно-образовательной среды) обучения и жизнедеятельности начальной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ОО в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Настоящие Требования призваны через совокупность нормативов и регламентов сформировать и поддерживать в адекватном состоянии систему соответствующих условий. Материально-технические ресурсы обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования составляют: - учебное оборудование (учебное оборудование для проведения учебных занятий (урок, самоподготовка, факультативное занятие, дополнительное занятие, индивидуальное занятие, другая форма занятий); - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (раздаточные материалы, наборы инструментов, конструкторы, объемные модели, мольберты, мячи, обручи и т.д.); - компьютерные и информационно-коммуникативные средства; - технические средства обучения (магнитная доска, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, видеокамера и т.д.); - демонстрационные пособия (демонстрационные числовые линейки, демонстрационные таблицы умножения, карточки и т. д.); - игры и игрушки (настольные развивающие игры, наборы ролевых игр, театральные куклы, атрибуты костюмов народов России); - натуральные объекты (коллекции полезных ископаемых, коллекции плодов и семян растений, гербарии, муляжи, живые объекты и т.д.); - оборудование для проведения перемен между занятиями; - оснащение учебных помещений (ученические столы, шкафы, настенные доски для объявлений и т.д.); - оснащение административных помещений (компьютерные столы, офисные кресла, платяные шкафы, накопители информации на бумажных и электронных носителях и т.д.). Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных материально-технических ресурсов начального общего образования (образовательных учреждений начального общего образования) являются удовлетворяющее потребности образовательных учреждений начального общего образования финансирование расходов на радикальное (коренное) обновление и развитие их материально-технической базы, системные действия администраторов начального общего образования, органов управления образованием на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в пределах своей компетенции по выполнению настоящих требований, по объективной оценке (мониторингу динамики) этих ресурсов и осуществлению в соответствующих случаях коррекционных мероприятий. Основными нормативными документами, определяющими требования к материально-технической базе (материально-техническим ресурсам) образовательного учреждения начального общего образования, являются: - Перечень учебного оборудования; - Перечень оборудования для проведения перемен; - Требования к оснащению учебных помещений (предметных кабинетов) образовательного учреждения начального общего образования; Требования к оснащению административных помещений образовательного учреждения начального общего образования. Данные нормативные документы базируются на принципах сочетания универсального и особенного, инвариантного и вариативного. Универсальное определяет то общее, что должно быть присуще любому материально-техническому ресурсу, независимо от сферы его применения (использования), от содержания того или иного учебного предмета. В этом смысле, например, Перечень учебного оборудования как таковой в своей основе инвариантен. Вместе с тем реализация содержания предмета (учебного плана по тому или иному (определенному) предмету) с неизбежностью требует привлечения дополнительных или особенных компонентов оборудования. Так, очевидно, что музыкальные инструменты составляют неотъемлемый компонент оснащения образовательного процесса по предмету «Музыка». В предметном контексте Перечень (часть Перечня), безусловно, вариативен (вариативна). Количественные характеристики того или иного материально-технического ресурса не могут не разнится, учитывая реальную наполняемость класса, наличие малокомплектных сельских начальных школ, ряд других объективных обстоятельств. Однако в любом случае каждый конкретный вид ресурса должен быть необходимым и достаточным для эффективного решения учебно-воспитательных задач, представлять собой ресурсный комплекс. Исходя из операционализированных личностно-ориентированных целей современного начального общего образования, учебное оборудование призвано обеспечить (материально-технический ресурс призван обеспечить): - наглядность в организации процесса обучения младших школьников; - природосообразность обучения младших школьников; - культуросообразность в становлении (формировании) личности младшего школьника; - предметно-учебную среду для реализации направлений личностного развития младших школьников на деятельностной основе. Подчеркнем, что ФГОС ОО ориентирован на обеспечение реального перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к продуктивной самостоятельной познавательной деятельности, к поисково-исследовательским видам учебной работы, делает акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формирование системы комптентностей. Модель материально-технического ресурса обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования (содержание, состав) представлена в таблице №1. Таблица 1 Модель материально-технического ресурса
*Оснащение учебного помещения представлено в отдельной таблице **Оснащение административного помещения представлено в отдельной таблице. Компоненты материально-технического ресурса обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования дифференцируется в зависимости от содержания, особенностей того или иного учебного предмета. Состав этого ресурса в предметном контексте представляют (отражают) таблицы №№2-10 (последующие таблицы), данные в Приложении. В Требованиях количество объектов материально-технического обеспечения приводится в расчете на один учебный (предметный) кабинет. Конкретное количество этих объектов учитывает средний расчет наполняемости класса (не более 23 учащихся в городской школе, не более 20 учащихся в поселковой школе и на класс-комплект в сельской школе). Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс, кроме специально оговоренных случаев); К – полный комплект (на каждого учащегося класса, исходя из реальной наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся); П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экземпляров на кабинет). Таблица 2 МАТЕМАТИКА
Таблица 3 РУССКИЙ ЯЗЫК (С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ)
Таблица 4 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной... | Основной образовательной программы начального общего образования гбоу г. Москвы сош №863 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | ||
Пояснительная записка основной образовательной программы начального... | 1. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения основной образовательной... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
Школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов П ноо : Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего... | Пояснительная записка Образовательная программа начального общего... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;... | ||
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной... | Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | Пояснительная записка. II. Планируемые результаты освоения обучающимися... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго... | Планируемых результатов освоения основной образовательной программы... Представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы... | ||
Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной... |