Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1





НазваниеРаботу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1
Дата публикации09.07.2014
Размер93.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ Занкова Л. В.

Работу выполнила

Большакова М. П.,

учитель нач. классов

МОУ НОШ №1

Тверь, 2012

Актуальность
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Признание социальной значимости проблемы обучения одаренных детей в последнее время, безусловно, важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечественные культурно-образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей, начиная с самого раннего возраста.

Цель работы с одаренными детьми:

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства

Задачи работы с одаренными детьми.

  • Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности

  • Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

  • Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

  • Организация системы исследовательской работы учащихся.

  • Способствование методическому росту учителей, их постоянному повышению квалификации.

  • Повысить грамотность родителей в вопросах воспитания

Содержание понятия «Одаренность»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Модель «Элементы человеческого потенциала» по Дж. Рензулли


БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА




Мотивация, ориентированная на задачу.

Интеллектуальные способности

ОДАРЕННОСТЬ

ЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА



Креативность


Модель идентификации одаренности.

Работа начинается с изучения теоретического материала, отбора форм и методов работы с одаренными детьми, подбора методик диагностики одаренности. Практически диагностика одаренности может быть осуществлена с помощью анкетирования родителей, наблюдения, анализа работ ребенка.

Методика - «Карта одаренности»

Эта методика создана А. И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция — диагностическая.

С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Состоит из листа с 80 вопросами и инструкции для анализа результатов.

Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная;

творческая;

академическая (научная);

художественно-изобразительная;

музыкальная;

литературная;

артистическая;

техническая;

лидерская;

спортивная.

Детская одаренность и формы организации учебной деятельности.

Задачами работы с одаренными детьми в 1-4 классах являются

  • Формирование навыков эффективной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

  • Урок (коллективная форма, учебный турнир).

  • Олимпиады

  • Внеклассная работа.

  • Кружки , секции.

  • Работа с родителями.

Учащиеся нашей школы принимают участие в предметных олимпиадах, смотрах и конкурсах. Остановимся на других малоизвестных формах организации обучения.

Наиболее эффективной формой организации обучения, по мнению Савенкова, является коллективная, описанная В. К. Дьяченко.

Предложенный В. К. Дьяченко вариант организации учебной деятельности относится к числу наиболее перспективных моделей организации учебной деятельности в массовой школе. Коллективное обучение, по справедливому утверждению В. К. Дьяченко, появляется только в том случае, когда в обучении данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены. Тогда группа становится самообучающейся. Коллективное обучение, по утверждению В. К.Дьяченко, характеризуется не тем, что один учит все время всех (группу), а, напротив, всегда действует «самообучающаяся группа», или «самообразовательный коллектив». Это, конечно, не исключает, а даже, напротив, предполагает квалифицированное руководство специалиста - профессионального педагога.

В. К. Дьяченко выделяет следующие особенности коллективной формы организации учебной работы.

  • В каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников -четыре человека.

  • Каждый участник занятий попеременно является то учеником, то учителем.

  • Ближайшая цель каждого участника занятий (ученика) -учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам.

  • Деятельность каждого ученика (участника занятий) является общественно полезной, так как он не только учится, но и постоянно, систематически обучает других.

  • Каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему (вопрос) участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею.

  • Преподаватель-руководитель по своему усмотрению привлекает к общей и регулярной работе, если это целесообразно , родителей, учеников старших классов, представителей общественности.

Использование предложений В. К. Дьяченко в практической, экспериментальной работе в школах, работающих по системе одаренный ребенок в массовой школе», показало, что эта форма организации позволяет постоянно каждому из учащихся брать на себя заботу о других детях, направляя их в исследовании самых разных учебных проблем, помогая освоить ту или иную тему, благодаря этому существенно меняются отношения в борьбе за первенство в группе. Это дает возможность каждому ребенку

продвигаться со своей собственной скоростью - быстрее или медленнее, чем все остальные.

Учебные турниры

После изучения крупной темы проводится учебный турнир (обычно раз в неделю). Дети делятся на несколько команд Каждая команда получает несколько пронумерованных карточек с вопросами. Карточки лежат на столе перевернутыми, как билеты на экзамене. Каждый участник команды выбирает карточку и отвечает на доставшийся ему вопрос. Остальные дети оценивают ответ по альтернативной шкале («правильно», «неправильно»). После турнира подводятся итоги. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победителем.

Класс-лаборатория

Основной чертой данной формы организации является гибкое использование учебного помещения. Это помещение делят на «предметные миницентры» (аналогичные «уголкам-ателье» С. Френе) по видам деятельности и областям знаний, в которых сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей. В миницентрах, символически отгороженных друг от друга, дети имеют возможность заниматься математикой, изобразительной деятельностью, изучать природу, заниматься конструированием, логическими играми и др.

Экспресс-исследования

предполагают массовое участие детей - и одаренных, и тех, кто пока не отнесен к этой категории. Дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники в учебно-воспитательном комплексе, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: «исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы», «какие растут деревья», «выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе», «поведение животных, посещающих территорию школы», «как зимуют травы», «как ложится снег», «какие насекомые живут на территории школы и как они ведут себя зимой», «как и почему люди прокладывают тропинки по территории» и т. п.

Исследовательская работа в рамках курса «Я-исследователь» (автор Савенков А. И.)

Работа в рамках курса А. И. Савенкова поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Курс позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Пособие -это необычная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. В ней содержатся материалы, способные помочь в проведении собственных исследований. Тетрадь ставит своей целью сформировать первоначальные навыки в проведении собственных исследований, развить дух творчества и поиска. Рабочая тетрадь адресована школьникам 2-4 классов. Ее могут использовать педагоги во внеурочной и внеклассной работе, а также родители для развития творческих способностей детей.

Курс делится на 2 этапа:

  1. «Тренировочные занятия»

На них дети изучают все основные этапы исследования: выбор темы, составление плана исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, подготовка отчета по результатам исследования, доклад. На занятиях они учатся работать в группе и паре, задавать вопросы докладчику, «защищать» свою работу.

  1. «Самостоятельные учебные исследования»

Занятия, описанные выше, позволят детям приобрести некоторый опыт, но рассчитаны они в основном на «игры в исследования». Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Самостоятельные учебные исследования проводятся вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеучебная работа.

Результат.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками -доклад, макет, проект, отчет и тому подобное. Педагогический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Литература:

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара, 2004-80 с.

  2. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе.-М.-2000 -232 с

  3. Савенков А. И. Я-исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников.-Самара-2004-32 с.

  4. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/rabota-s-odarennymi-detmi-v-nachalnoi-shkole

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выполнила Мартынова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов маоу винзилинской нош
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconРаботу выполнила ученица 3 класса моу «Сосновская оош» Семенова Анастасия...
Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз...
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок провела учитель начальных классов Сергиево-Посадского района моу «нош №13» Терентьева Светлана Александровна
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила и провела Овчинникова Т. Б. учитель нач классов моу «Средняя школа №35»
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconАнализ учебно-воспитательной работы моу нош д. Валион за 2012-2013уч год
Моу нош д. Валион расположена на территории муниципального образования «Кечевское». В школе обучаются дети из д. Валион. Всего учащихся...
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconРеферат Развитие творческих способностей младших школьников в процессе...
Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»...
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconОбразовательная программа моу бондаревская сош
Бейском районе Республики Хакасия. Школа функционирует с 1964 года. В 2010 году образовательное учреждение реорганизовано в базовую...
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconРеферат Изучаем немецкий язык, играя роли. Выполнила Рознова Лидия...
«Ищу работу», то практически везде требуется специалисты, умеющие работать на компьютере и знающие, но по крайней мере, один иностранный...
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconМоу «сош №29» Большакова Л. В. 2010-2011 учебный год
Моу «Средняя общеобразовательная школа №29» ж р. Бикей основана в 1958 г. Современное здание школы построено и введено в эксплуатацию...
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconМетодическая разработка урока
Выполнила Султанбаева Ольга Ивановна, учитель химии моу первомайской средней общеобразовательной школы, высшая категория
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconПрезентация Пояснительная записка
Автор: учитель начальных классов, заместитель директора по увр гбоу нош №611 спб – Шаромова Н. О
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconПлан мероприятий по работе с молодым педагогом
Молодой педагог Решетовава Ю. В., учитель начальных классов. Поступила на работу в моу володарская средняя общеобразовательная школа...
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconРеферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы»
Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconВнеклассное мероприятие по русскому я зыку в 5-6 классах Работу выполнила...
В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка, сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconОткрытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский...
Цель: Сформировать целостное представление об образе матери через произведения искусства
Работу выполнила Большакова М. П., учитель нач классов моу нош №1 iconУчитель нач классов
Сегодня мы познакомимся с новой системой органов. О какой, вы узнаете, когда отгадаете загадку


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск