Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста»





Скачать 96.92 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «многоаспектный анализ текста»
Дата публикации06.07.2013
Размер96.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 10 КЛАСС


Цель урока:

Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста научного стиля речи, научно-популярного подстиля.

Ход урока:

Быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызвали потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания. В течение столетий наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, звонкий, выразительный. Вам, выпускникам школы, завтрашним студентам вузов, необходимо знать этот язык и владеть им в совершенстве. Поэтому сегодня мы отрабатываем умение выполнять комплексный, или многоаспектный анализ научного текста, пользуясь известным вам планом.

План анализа текста (записан на доске).

  1. Тема.

  2. Идея.

  3. Сфера общения.

  4. Цель общения.

  5. Функция общения.

  6. Ситуация общения.

  7. Форма речи.

  8. Тип речи.

  9. Стиль и подстиль речи.

  10. Жанр.

Результаты анализа будем записывать в таблицу.

Экстралингвистические признаки

Языковые признаки


лексические

Словообразо-

вательные

Морфо-

логические

Синтак-

сические
















  • Прочитайте текст В. Мезенцева о сновидениях, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.

После прочтения текста учитель переходит к его анализу.

  • О чем идет речь в тексте? Какова его тема?

  1. Природа сновидений. Тема ориентирована на научный стиль.

  • Что хотел сказать автор о природе сновидений? Определите идею текста.

  1. Сновидения порождают различные воспоминания, извлекают из памяти былые впечатления, а также во время сна до мозга доходят внешние раздражения. Интенсивная работа мозга во время сна может вызвать сновидения, проясняющие решение задачи, над которой человек думал днем.

  • Для какой сферы общения характерен текст?

  1. Текст характерен для научной сферы.

  • Определите цель, ради которой написан данный текст?

  1. Информировать о природе сновидений, доказать истинность выдвинутой гипотезы о сне как небывалой комбинации воспоминаний с внешними раздражениями.

  • Каковы функции общения?

  1. 1-я – информативная, т.е. передача логической информации о сне и природе сновидений, доказательство ее истинности (при полном отсутствии эмоций); 2-я – воздействующая на логику читателя (слушателя) при доказательстве правоты выдвинутой точки зрения.

  • Назовите ситуацию общения.

  1. «1 – много», соответствует книжному стилю.




  • Форма речи?

  1. Письменная, монологическая, соответствует книжному стилю.

  • Определите тип речи текста.

  1. Рассуждение.

  • Докажите, что это рассуждение. Какова композиция текста?

  1. Тезис 1-ый: предложения 1,3; аргументы: предложения 4,8,9; тезис 2-ой: предложение 10; аргументы: предложение 13. Перед нами многоаспектное рассуждение, не содержащее вывода, т.к. вывод очевиден, и его легко может сделать сам читатель.

  • Определите стиль текста.

  1. Научно-популярный подстиль научного стиля.

  • Каков жанр текста?

  1. Фрагмент (т.к. объем мал) статьи: здесь рассматривается спорный в научном плане вопрос.

  • Продолжаем работу с текстом в группах. Выполните стилистический анализ текста:

1-ая группа определяет экстралингвистические признаки текста и основные языковые средства их выражения. Консультант группы дает конкретное задание каждому из своей «шестерки», собирает материал, наработанный членами группы, выступает с отчетом перед классом.

2-ая группа находит лексические признаки (средства) текста и объясняет, какими экстралингвистическими чертами они обусловлены.

3-я группа определяет словообразовательные языковые средства.

4-я группа – морфологические средства.

5-я группа – синтаксические средства.
Необходимо объяснить, какими эктралингвистическими признаками обусловлено то или иное языковое средство. Для работы предоставляются словари. На выполнение задания дается 15 минут. Далее идет отчет консультантов о проведенном группой анализе. Результаты записываются (конспективно) в таблицу.
Примерные ответы учащихся.

Экстралингвистические признаки.

Доминанта текста – подчеркнутая логичность изложения. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся и однокоренных существительных («сон», «сновидения»). Выражение «небывалая комбинация былых впечатлений» ключевое, наиболее важное для раскрытия темы, повторяется в тексте 3 раза.

Так как текст доказывает точку зрения, в нем используются слова-«скрепы»: наречия («так», «и понятно почему», «сюда»). На последовательность развития мысли указывают союзы. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями, делает мысль более ясной.

Другим специфическим признаком текста является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается использованием слов в их прямом значении, употреблением терминов («клетки мозга», «зрительные образы», «внешние раздражители»). Но малоупотребительные термины здесь опускаются. Для объяснения природы сновидений В. Мезенцев использует перифразу («небывалая комбинация белых впечатлений» - сон; «кладовая памяти» - мозг), в результате чего снижается точность и глубина информации, создается образность. Это обусловлено научно-популярным подстилем речи.

Данный текст пронизывают отвлеченность и обобщенность.

Тема текста – природа сновидения. Понятие «сновидение» означает не конкретное, а отвлеченное явление. Во фрагменте текста используются абстрактные понятия: «образ», «комбинация», «основы»; имена существительные с суффиксами –ений, -ани, -аци, -ств, придающими отвлеченное значение: «раздражение», «впечатление», «комбинация»; слова с интернациональными корнями: «физиология», «комбинация», «автомашина». И глаголы используются здесь не в своих конкретных значениях, а в отвлеченно-обобщенном («раздражения идут из внешнего мира»).

Еще один экстралингвистический признак текста – объективность. Результаты исследования здесь изложены ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Поэтому здесь нет восклицательных предложений, выражающих чувства, местоимения «я» и других средств выражения субъективного, личного мнения. Экспрессия, оценочность отсутствуют, так как основная функция текста информативная.

Итак, цели, функции, экстралингвистические факторы указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.
Учащиеся класса задают консультанту вопросы.
Языковые признаки.

Лексика и фразеология.

    1. Основу текста составляет книжная лексика.

    2. Текст насыщен терминами из области физиологии («внешние раздражения», «бодрствующие клетки мозга», «зрительные образы»). Но малоупотребительные термины здесь опускаются. Некоторые раскрываются описательно, с помощью перифразы.

    3. Широко используется отвлеченная лексика («комбинация», «решение», «сновидение», «основы», « рождение», «проблемы»). Эти слова создают отвлеченность содержания текста.

    4. Используются здесь и образные средства: метафоры («комбинация впечатлений»), олицетворения («пройдет автомашина», «зашумит дождь»). Они упрощают передачу информации, делают логический акцент на основной мысли текста. Образность текста диктуется требованиями научно-популярного подстиля.

Словообразование.

  1. Интернациональные морфемы. Корни: «физиология» (физио – природа; логос – учение); «комбинация» (комбинацио – сочетание чего-нибудь); «интенсивный» (интенсио – усиление); «мистический» (мистика – таинство); «фантастичность» (фантастик – способность к воображению). Суффиксы (комбинация).

  2. Суффиксы, придающие отвлеченность: -ений, -ани, -ств, -аци.


Морфология.

  1. Частотность существительных. Главная задача текста, его лексики – объяснение явления сновидения. А для этого нужны прежде всего отглагольные существительные, передающие объективные процессы («раздражение», «решение»).

  2. Использование глаголов несовершенного вида настоящего времени в значении постоянного вневременного действия, что обусловлено отвлеченным характером речи: «комбинации составляются», «раздражения вплетаются».

  3. Преобладание глагольных форм 3 лица, что обеспечивает обобщенность: «извлекает», «порождают», «пройдет», «возникают», «составляются».

  4. Используются причастия в предложениях 1,3,4,5,6,10. Они описывают качества отдельных предметов.

  5. Частотны относительные прилагательные, обозначающие постоянные признаки: «внешние раздражения», «зрительные образы», «периодическая таблица». Они употребляются в составе термина, не выполняют функции экспрессивного описания.

Синтаксические особенности.

В данном тексте используются сложные

(сложноподчиненные) предложения, состоящие из 2-3-х частей

(предложения 2,6,10,11), осложненные предложения 1,3,5,10. Это

придает тексту книжный характер. Однако по объему эти

предложения не являются многокомпонентными, т.е. смысл

высказывания достаточно легко усваивается читателем

(слушателем). Это обусловлено научно-популярным подстилем

речи. В сложноподчиненных предложениях полнее и точнее

передается разнообразная информация, это достигается с

помощью союзов и союзных слов. Так, 4-е предложение –

сложноподчиненное с придаточным определительным.

Определительное придаточное употребляется для того, чтобы

подчеркнуть характерный признак, качество явления сновидения.

И в предложениях 2,6,10,11 определительные придаточные

акцентируют внимание на характерном признаке, свойстве. В

предложении 11 союзное слово «когда», присоединяющее

определительное придаточное, вносит в предложение еще и

оттенок значения места. Такая многозначность придаточного

предложения также обусловлена научно-популярным подстилем.

Седьмое предложение с придаточным дополнительным выражает

типическое явление, закономерность.

Ряды однородных членов служат для передачи полной и

точной информации. Редко используются цепочки родительных

падежей (1 раз): «работа по созданию таблицы элементов». В

предложениях преобладает инверсия главных членов (1,2,3,4,5,7 и

др.). В этом случае акцент ставится не на действии, а на явлении,

предмете научного исследования.

Итак, синтаксические средства текста указывают на научно-

популярный подстиль научного стиля.
Обобщение выступлений учащихся о принадлежности текста к научно-популярному подстилю.

  1. Перед нами текст научно-популярного подстиля, так как информация о природе сновидений передается в упрощенной форме, снижается ее точность и глубина. Текст адаптирован для восприятия информации широким кругом читателей, в том числе и не подготовленных для ее осмысления. Здесь отсутствуют вводные, вставные конструкции, многокомпонентные предложения, поэтому смысл высказывания достаточно легко усваивается читателями. Это обусловлено научно-популярным подстилем. В тексте немного терминов, некоторые из них раскрываются описательно: вместо слова «сновидения» В. Мезенцев употребляет перифразу «небывалая комбинация былых впечатлений», мозг называет «кладовой памяти». Присутствует здесь и образность – прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы: сон содержит лишь то, что было когда-то воспринято мозгом. На этой мысли делает логический акцент метафора «комбинация впечатлений». Упрощают передачу информации олицетворения: «зашумит дождь», «пройдет автомашина». Значит, языковые факторы научного стиля представлены недостаточно ярко. Это объясняется влиянием подстиля.

Заключительное слово учителя.

  • Итак, мы доказали, что цели, функции, экстралингвистические факторы и языковые особенности текста указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.


Учитель оценивает работу консультантов, комментирует оценки, консультанты выставляют оценки за работу на уроке членам своей группы.
Домашнее задание:

    1. Выполнить комплексный анализ текста из учебника русского языка А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой;

    2. Результаты анализа записать в таблицу (по образцу, сделанному на уроке).



Исходный текст.
(1) «Небывалая комбинация былых впечатлений» - так очень образно и точно назвал сновидения отец русской физиологии Иван Михайлович Сеченов, заложивший в прошлом веке основы науки о деятельности мозга человека. (2) Не только различные воспоминания, которые наш мозг как бы извлекает из своих «кладовых памяти», порождают сновидения. (3) Сюда же вплетаются и внешние раздражения, доходящие до мозга во время сна. (4)Зашумит ли по крыше дождь, крикнет ли ночная птица, пройдет по улице автомашина – все отмечают бодрствующие клетки, и нередко все это переплетается с тем, что человек видит во сне.

(5)Вот так и возникают «небывалые комбинации» воспоминаний с раздражениями, идущими из внешнего мира. (6)Но комбинации составляются только из «былых впечатлений», которые когда-то раньше или же в настоящий момент отразились и отражаются в нашем мозгу. (7)Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было уже воспринято мозгом. (8)В сновидениях слепых от рождения никогда не бывает зрительных образов. (9)И понятно почему – ведь этих образов, воспоминаний об этих образах нет и не было в мозгу, в его «кладовой памяти». (10)Интенсивная работа мозга во время сна может вызывать сновидения, проясняющие решение задачи, над которой человек думал днем. (11)Особенно это можно ожидать в тех случаях, когда человек думает над какой-то проблемой долгое время. (12)В этом нет ничего мистического. (13)Именно таким путем Д. И. Менделеев, по свидетельству профессора А. А. Иностранцева, завершил свою работу по созданию периодической таблицы химических элементов.

(В. Мезенцев)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconПрограмма разработана в соответствии
Цель: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной...
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока литературы в 11 классе ( 2 часа ) Тема Анализ эпизода...
Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения», «Роль эпизода в тексте»
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока профессия: «Закройщик», срок обучения 4 года, 3 курс...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием электронных
Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconСеминар для руководителей и заместителей детских школ искусств по...
Управление культуры и молодёжной политики администрации г. Глазова, мбоу дод «дши №2» г. Глазова 28 марта 2012 года с 11. 00 до 17....
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока русского языка "Признаки текста" Тема урока: Признаки текста
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина
...
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconМетодическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Анализ текста»
Межшкольный методический мост образовательных учреждений комитета образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской...
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconПлан-конспект урока по английскому языку (8 б класс) по теме: «Страны и народы»
Познавательный аспект – развивать умения извлекать информацию об англоязычной стране из текста
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока, проведенного для Педагогического совета школы по...
Приоритетные направления деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с. 6
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconУрок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого...
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока развития речи в 4 классе по теме: «Подробное изложение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему
Формы работы: слово учителя, лингвистический анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа,...
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» iconКонспект лекций V курс, 9 семестр
Управление культуры и молодёжной политики администрации г. Глазова, мбоу дод «дши №2» г. Глазова 28 марта 2012 года с 11. 00 до 17....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск