Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Колледж русской культуры им. А.С.Знаменского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 д класс
( хоровое дирижирование)
Сургут
2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. УМК «Школа России». ОАО «Издательство «Просвещение».
Учебники: А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. (ч.1,ч.2)
Рабочие тетради:А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. (ч.1,ч.2)
Тесты: А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назаров. Окружающий мир: Тесты: 1 класс.
Методические пособия: А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. Оружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Программа рассчитана на - 35ч. (1ч. в неделю), 35 недель из блока «хоровое дирижирование».
Учебник «Окружающий мир»для 1классов общеобразовательных учреждений создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, а также современными научными представлениями о природе, обществе, человеке с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). В учебнике реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание учебника строится на основе системы ведущих идей (многообразие мира, целостность мира, уважение к миру), которые являются стержнями интеграции обществоведческих и естественнонаучных знаний, формируемых в учебном курсе. Учебник предусматривает освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание учебника по окружающему миру для 1 класса направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
С этой целью в учебнике введены соответствующие разделы и темы. В 1 классе предусмотрены темы «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?». Уже в 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом).
2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В 1 классе целостное восприятие ребенком окружающего обеспечивается самим построением учебника, включающего разделы «Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?». Важнейшим фактором, обеспечивающим целостный взгляд на мир, является постоянное внимание к поиску связей и зависимостей, в том числе причинно-следственного характера.
3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Достижение данного результата является конечной целью учебных тем и проектов, посвященных знакомству с городами и странами в упомянутых выше разделах учебника. Особое внимание уделяется формированию уважительного отношения к традициям народов нашей страны.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Формируемая в курсе система знаний о мире включает и представления о его изменении и развитии. Уже в 1 классе в элементарной форме вводятся понятия «прошлое», настоящее», «будущее». Во многих темах происходит сопоставление картин прошлого и настоящего (например, в темах «На что похожа наша планета?», «Когда появилась одежда?», «Когда изобрели велосипед?» в 1 классе). В теме «Когда мы станем взрослыми?» (1 класс) детям предлагается в своем воображении перенестись в будущее, постараться представить, как изменятся они сами, как изменится окружающий мир. Важнейшим фактором адаптации является умение работать с информацией, формированию которого уделяется большое внимание. В частности, предусмотрены задания по работе с электронным приложением к учебнику.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
В учебнике для 1 класса предусмотрено изучение темы «Когда учиться интересно?», выполнение учебного проекта «Мой класс и моя школа».
Важный мотивирующий фактор — «сквозные персонажи», действующие как в реальных, так и в сказочных ситуациях. В 1 классе это Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.
Достижению указанных результатов помогает тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира. Например, в 1 классе предусмотрены темы «Зачем нам телефон и телевизор?», «Зачем нужны автомобили?», «Откуда в наш дом приходит электричество?», «Откуда берется и куда девается мусор?» (в частности, проводится практическая работа по раздельному сбору мусора). Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
6) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Работа на достижение данного результата начинается в 1 классе при изучении тем «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?», «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», «Почему мы часто слышим слово «экология?», в учебном проекте «Мои домашние питомцы». В теме «Когда мы станем взрослыми?» анализ и сравнение иллюстраций учебника подводят учащихся к выводу о том, что «счастливая жизнь всех зависит от поступков каждого».
Многие учебные темы направлены на формирование экологической ответственности.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
Достижению этой цели служит как текстовой, так и иллюстративный компоненты учебника. В текстах обращается внимание на красоту изучаемых объектов природы и рукотворного мира. Особую роль играют рисунки и фотографии в учебниках. Значительное число красочных иллюстраций, передающих красоту объектов неживой природы (созвездия, камни, снежинки), растений и животных, природных явлений (радуга), городов и сел представлено в учебнике 1 класса.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
В учебнике 1 класса предусмотрена тема «Как живет семья?», учебный проект «Моя семья».
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
С этой целью в учебнике предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и разделы. Так, в 1 классе изучаются темы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной во всех учебниках. Достижению этой цели служит также знакомство с трудом людей в разных сферах, с профессиями. В 1 классе эти вопросы рассматриваются в теме «Когда мы станем взрослыми». Указанные разделы предусматривают и формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
В учебнике на шмуцтитуле каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. В начале учебника 1 класса описаны основные способы предстоящей учебной деятельности и средства ее осуществления.
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В учебнике 1 класса в каждой теме формулируется проблемный вопрос или создается проблемная ситуация. Учащиеся включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника необходимую информацию, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном) и таким образом овладевают новыми знаниями. Аналогично строится работа по многим темам в последующих классах. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами.
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебник включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Например, в 1 классе дети учатся описывать по плану дерево, рыбу, птицу; предлагают и реализуют способы изготовления простейших моделей Солнца, созвездий и других объектов.
Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебника.
В учебнике в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы.
4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
В учебниках для 1 класса содержится система заданий, предусматривающих работу с цветными фишками, стрелками из цветной бумаги, фишками с номерами. Такие задания позволяют ребенку после соответствующих действий контроля оценивать успешность учебной деятельности, а в случае неуспеха осуществлять необходимую корректировку вплоть до повторного выполнения задания. Сама форма названных заданий, предусматривающая естественное в процессе учения право на ошибку, позволяет ребенку без напряжения разбираться в причинах неуспеха и конструктивно действовать для достижения успешного результата.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы 1 класса. Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. В учебниках для 1 класса цели обозначены в начале каждой темы, что предполагает предварительное знакомство с ними и соответствующую подготовку. Каждая тема в учебниках заканчивается рубрикой «Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебников заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Специальные условные знаки в виде «смайликов» помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить или заново изучить тот или иной учебный материал.
Достижение личностных результатов образования, о чем было сказано выше, сопровождается освоением начальных форм личностной рефлексии. Этому способствуют вопросы и задания, направленные на выявление и осознание личностного смысла семейных традиций, отношений со сверстниками, общения с природой и т.д.
6) способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Знаково-символические средства представления информации широко используются в учебниках для 1 класса. Так, например, в теме «На что похожа наша планета» предлагается рассмотреть рисунки-схемы и определить, как движется Земля в космическом пространстве.
В разделах и темах, посвященных безопасности, дети знакомятся с дорожными знаками. С помощью условных знаков выстраиваются алгоритмы действий в опасных ситуациях.
В 1 классе учащиеся знакомятся с глобусом. Последовательно осваиваются различные виды географических карт: физическая карта России, физическая карта мира, политическая карта мира.
Знаково-символические средства активно используются для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Деятельность моделирования широко представлена в учебниках для всех классов. Задания такого рода отмечены специальным условным знаком. Например, в 1 классе учащиеся изготавливают модели Солнца, звезд и созвездий.
Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение учащимися системы навигации учебников, выстроенной в едином ключе с 1 класса. Основным ее элементом являются условные знаки и символы, нацеливающие на определенные виды деятельности и способы ее организации. Первоначальное знакомство с системой навигации осуществляется в 1 классе в теме «Наши помощники — условные знаки».
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Для достижения этого результата задания во всех разделах учебника пробуждают к активному использованию речевых средств. Например, в 1 классе: «Что вы хотели бы узнать об окружающем мире? Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано. Подумайте и скажите, с каких слов начинаются ваши вопросы. Придумайте другие вопросы с каждым из этих слов» (тема «Задавайте вопросы»); «Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?» (тема «Что мы знаем о народах России?»); «С помощью рисунка-схемы расскажите, что умеет компьютер. Обсудите значение компьютера в нашей жизни» (тема «Что умеет компьютер?»).
Активному использованию речевых средств и средств ИКТ способствует широкое применение таких организационных форм как работа в парах и группах, выполнение заданий в сотрудничестве с взрослыми, реализация учебных проектов.
8) овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Достижению этих целей служит обширный материал в учебнике. Например, в 1 классе проводится сравнение ели и сосны, реки и моря, различных средств транспорта, подбор примеров животных разных групп (отнесение к известным понятиям).
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
На достижение указанного результата направлено изучение многих тем и разделов курса во всех классах. В 1 классе это прежде всего темы «Что такое Родина?», «Как живет семья?», проекты «Моя малая Родина», «Моя семья».
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Этой цели служит поиск и выявление учащимися взаимосвязей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, а также в обществе. Указанная деятельность способствует и освоению основ экологической грамотности. В учебниках предусмотрено выявление учащимися экологических связей в окружающем мире, моделирование этих связей, применение знаний о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе.
Кроме того, с целью освоения основ экологической грамотности в учебниках всех классов предусмотрена деятельность по распознаванию (определению) природных объектов с применением специально разработанного пособия для учащихся — атласа-определителя «От земли до неба». Задания по организации этой деятельности отмечены соответствующим условным знаком. На освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы направлены многие материалы учебников, в особенности задания, помогающие организовать работу с учебным пособием «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». В учебники включены темы: «Почему мы часто слышим слово «экология»?» (1 класс).
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Организация наблюдений в окружающем мире предусмотрена уже в 1 классе. Соответствующие задания даются в основном в рабочей тетради. Работа на уроке проводится с опорой на проведенные наблюдения. Например, при изучении темы «Что у нас над головой?» в учебнике предлагается задание: «Вспомните (по своим наблюдениям), каким бывает небо днем. Каким оно становится ночью? Что вы видели на небе днем, ночью?».
Учащиеся проводят опыты по изучению свойств снега и льда (1 класс). По результатам наблюдений, опытов, измерений учащиеся делают записи в рабочей тетради. Предлагается осваивать и современный способ фиксации наблюдений — фотографирование.
5) навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
В учебнике 1 класса имеется раздел «Почему и зачем?». Дети учатся устанавливать разнообразные причинно-следственные связи, отвечая на вопросы «Почему идет дождь и дует ветер?», «Почему звенит звонок?», «Почему радуга разноцветная?» и др.
Исходя из вышеизложенного курс «Окружающий мир» авторов А.А. Плешакова. Е.А. Крючковой решает основные задачи реализации предметной области «Окружающий мир», а именно:
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
|