Сценарий дистанционного урока
Автор (ФИО): Чиркина Анна Александровна
Образовательное учреждение: Саратовская область, г. Балашов, МОУ СОШ №15
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Лесные производители
Учебно-методическое обеспечение:
Вахрушев А.А. Окружающий мир: учебник для 3 класса. 1 ч. – М.: Баласс, 2005.
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – 80 с., ил
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о деревьях, особенностях строения деревьев, потребителей леса.
Задачи:
Образовательные:
-формируем умение определять роль деревьев в создании экосистемы леса.
- формируем умение сравнивать и различать особенность «этажей» леса, строения деревьев, кустарников и трав.
Воспитательные:
- воспитываем уважение, бережное отношение и любовь к природе, к ее обитателям.
-формируем умение работать в группе, паре, индивидуально;
-формируем умение делать выводы и обобщать; контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Развивающие:
-развиваем познавательные процессы (речь, мышление, внимание, память);
-развиваем умение вести учебный диалог; осуществлять самоконтроль; умение анализировать и оценивать свою работу;
-развиваем навык работы на компьютере, с электронными образовательными ресурсами.
10. Тип урока: открытие новых знаний.
11.Формы работы обучающихся: дистанционная, фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
12. Оборудование и наглядные пособия: учебник, рабочая тетрадь, тест, стикеры (синего, красного, желтого цвета), карточки зеленого, оранжевого цвета, мячик, компьютер, интернет, скайп, презентация «Лесные производители».
13. Время реализации дистанционного урока– 45 минут.
14. Метод обучения: деятельностный, словесные, наглядно-иллюстративный, интерактивные методы.
15. Авторский медиаресурс
Среда: презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала.
Структура медиаресурса: организация и содержание презентации с использованием гиперссылок на соответствующий раздел урока.
-
№
п/п
| Структурные элементы
| Временная реализация
| № слайда, страниц
| 1
| Мотивация к учебной деятельности
| 1мин
| -
| 2
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
| 3мин
| №2-16
| 3
| Выявление места и причины затруднений
| 3 мин
| №17-18
| 4
| Построение проекта выхода из затруднения
| 3 мин
| -
| 5
| Реализация построенного проекта
| 19 мин
| №19-31
| 6
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| 7 мин
| №32-42
| 7
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| 5 мин
| -
| 8
| Включение в систему знаний повторение
| 2 мин
| №43-45
| 9
| Рефлексия учебной деятельности на уроке
| 2 мин
| №46-47
|
Схема взаимосвязи кадров, (слайдов, страниц и т.п.): №1, №2, №3-16, №2, №17, №18, №2, №19, №2, №20-24, №2, №25-28, №2, №29-31, №2, №32, №2, №33, №2, №34-42, №2, 43-45, №2, №46, №2, 47.
Содержание кадров (слайдов, страниц):
-
№слайда, страниц
| Содержание
| №1
| Титульный лист
| №2
| Содержание
| №3-16
| Кроссворд
| №17, 18
| Путешествие
| №19
| Исследовательская работа в группах
| №20-24
| Гимнастика для глаз №1
| №25-28
| Гимнастика для глаз №2
| №29-31
| Гимнастика для глаз №3
| №32
| Тест
| №33
| Ответы на тест
| №34-42
| Игра «Лесные производители»
| №43-45
| Закончите фразу
| №46
| Домашнее задание
| №47
| Спасибо за урок!
| №48
| Интернет-источники
| Ход урока:
Таблица 1
Деятельность учителя
| Время (в мин)
| Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)
| Деятельность учеников
| УУД
| 1. Мотивация к учебной деятельности
| -Ребята! Весело прозвенел школьный звонок, начинаем наш урок!
-Зачем люди улыбаются друг другу?
-Посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои улыбки.
-Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас все получится! [1]
-Ребята, а что нужно делать, чтобы у нас всё получилось?
-Желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.
| 1мин
|
| Дети стоя приветствуют, слушают учителя. -Люди улыбаются, чтобы подарить друг другу хорошее настроение. Дети «дарят» друг другу улыбки. Дети слушают учителя. Ответы детей
| Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
| а)- На предыдущих уроках окружающего мира мы вместе с Леной и Мишей совершили познавательное путешествие по экосистеме озера, болота и луга. Давайте проверим, что мы знаем об обитателях этих экосистем. Откройте слайд №2 «Кроссворд»:
По горизонтали:
-Как называют мелких организмов, которые плавают в толще воды и переносятся течением? (слайд №3)
-Какое растение ошибочно называют камышом? (слайд №4)
-Озёрный разрушитель. (слайд №5)
-Как называется «профессия» пчелы, соболя? (слайд №6)
-Какие растения лугов являются самыми многочисленными? (слайд №7)
-Что поглощают производители из почвы? (слайд №8)
-В какую экосистему превращается бывшее озеро по прошествии многих лет? (слайд №9)
-И гадать не надо даже - тут же, сразу назовем, если только кто подскажет то, что жёлуди на нём! (слайд №10) [2]
-Кто рак, улитки по «профессии»? (слайд №11)
-Как называются личинок комаров? (слайд №12)
-Какое слово пропущено? «Лесная корова» – это лось, «________ петух» – это глухарь. (слайд №13)
-Как называется экосистема, в которой главными производителями являются злаки? (слайд №14)
-Для чего мы отгадывали кроссворд?
-Что нам предстоит исследовать? (слайд №15)
-Для этого, в какую природную экосистему нам нужно отправиться?
| 3мин
| 2.Лесные производители
| Дети высказывают предположение
Планктон
Рогоз Прудовик Потребитель Злаки
Вода Болото
Дуб Разрушитель Мотыль Лесной
Луг
-Чтобы вспомнить изученное. -Мы будим исследовать лесных производителей (слайд №16).
-В лесную экосистему.
| Личностные УУД:
смыслообразовательные. Познавательные УУД: логичес
кие, общеучебные,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
| 3. Выявление места и причины затруднений
| Мы продолжаем нашу экскурсию по экосистемам. Сегодня будем исследовать лесную экосистему. Вернитесь на слайд №2. Усаживаемся поудобней на ковре-самолете. В добрый путь за новыми знаниями!
(слайд №17)
-Ребята, какое определение можно дать слову «лес»? (слайд №18)
-Давайте узнаем, как на этот вопрос ответили Лена и ее папа. В учебнике на с. 58 прочитайте их диалог.
-В каких природных зонах растут деревья? -Чем отличаются условия этих природных зон?
-Как приспособились деревья к климатическим условиям этих природных зон?
-Молодцы! Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 58? Что на ней изображено?
-Где они произрастают?
-Объясните, почему говорят, что лес – это экосистема, которая состоит из нескольких «этажей»?
-Какой у вас возник вопрос?
| 3 мин
| 2.Лесные производители
| Дети слушают и выполняют задания учителя.
Дети высказывают предположение.
Обучающиеся читают диалог героев. Проверяют и обсуждают вместе с учителем свои предположения. -Деревья растут в тайге и лиственных лесах.
-Тайга занимает северную часть лесной зоны, где суровая зима. В районах с более мягким климатом растут лиственные леса. -В тайге растут хвойные деревья, жесткие хвойники которых остаются на ветках круглый год, так как они не боятся мороза. У деревьев лиственных лесов большие и нежные листья, которые не выносят морозов и осенью опадают на землю.
-На иллюстрации изображены деревья, кустарники, травы, грибы, мхи. -В лесной экосистеме.
-Так говорят, потому что лесные производители имеют различную высоту, например: деревья, по отношению ко всем лесным производителям, самые высокие, а мхи самые низкие [3].
- Какая роль деревьев в создании экосистемы леса?
| Личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные УУД:
общеучебные, логические.
| 4. Построение проекта выхода из затруднения
| -Ребята, какая цель нашего урока?
-Сформулируйте тему урока?
-Мы можем сразу ответить, какова роль деревьев в создании экосистемы леса?
-Что мы должны знать о экосистеме леса, чтобы ответить на этот вопрос?
-Итак, ребята, что мы будем исследовать в экосистеме леса?
-С помощью чего мы будем осуществлять исследование? - Что нам нужно сделать для работы на уроке? -По какому плану будем добывать информацию?
| 3 мин
|
| -Объяснить, какова роль деревьев в создании экосистемы леса?
-Лесные производители. -Нет. -Мы должны знать особенность «этажей» леса, строения деревьев, кустарников и трав,
-Мы будем исследовать лесных производителей.
-С помощью своих знаний, материала учебника.
-Нам нужно составить план.
Мы будем работать с помощью следующего плана:
1. «Этажи» леса»
1. Строение дерева.
2.Лесные кустарники и травы.
| Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. Познавательные УУД: общеучебные, постановка и решение проблем.
| 5. Реализация построенного проекта
| Исследовательская работа в группах.
-Дети, мы будим работать в группах. На спинках ваших стульчиков прикреплены разноцветные карточки-стикеры (слайд №2, 19).
Первая группа будет исследовать «этажи» леса». В неё войдут обучающиеся, у которых карточка синего цвета. Вторая группа исследователей – это ребята с красными карточками. Они будут исследовать «Основные части дерева». Третью группу составят исследователи с желтыми карточками. Они должны заняться исследованием «Лесных кустарников и трав».
-Давайте вспомним правила работы и сотрудничества в группах.
-Изучите внимательно информацию по своей теме по учебнику (с.58-61), рассмотрите иллюстрации и подготовьте ответы на вопросы к ним. После чего мы выберем представителя от групп, который выступит с сообщением по теме.
-Всем понятна работа в группах?
-Тогда приступаем к исследованию!
Проверка и обобщение.
-Настало время проверить вашу работу в группе по исследованию лесных обитателей. Для того чтобы выбрать представителя от групп, мы с вами поиграем. Группы выслушайте и запомните правила игры!
-Каждой группе будут загаданы загадки о лесных обитателях. В течение того, как будет произноситься загадка, члены группы как можно быстро должны передавать друг другу мячик. Как только загадка закончилась, тот, у кого оказался мяч в руках, говорит отгадку. Если отвечающий ответил верно, он становится представителем. Если ответ неверный, игра продолжается. После каждого правильного ответа, мы будим выполнять гимнастику для глаз.
-Условия игры понятны?
(Учитель проводит игру «Мячик-отгадка» по очереди со всеми группами) -И так, загадка для 1 группы:
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.[4] -Что это?
(Учитель называет представителя от 1 группы)
-Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз.
-Следующая загадка для 2 группы:
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. -Кто догадался? Что это?[4]
(Учитель называет представителя от 2 группы)
-Настало время отдохнуть нашим глазам.
-Последняя загадка для 3 группы:
Осторожнее с кустом,
С тем, что с пильчатым листом,
Нежно-розовым цветет,
Но обидчиком слывет. Не смотри, что так он дивен,
Он обычно агрессивен,
Вмиг колючий нрав покажет,
Правоту свою докажет.
-Что это? [5]
-Выполним гимнастику для глаз.
-О каких лесных обитателях мы разгадывали загадки? -Кто они по профессии?
-Кто из названных производителей занесен в Красную книгу? Почему? -Перечислите, какие еще производители занесены в Красную книгу?
-Для чего создана Красная книга? Что мы должны делать, чтобы сберечь лесных производителей? Какую роль они играют в жизни человека?
-Представители групп, выйдите, пожалуйста, к доске для проверки вашей работы по исследованию лесных производителей?
(По ходу их выступления, учитель задает дополнительные вопросы. Если обучающийся затрудняется ответить, то право ответа передается члену его группы.) Физминутка
-Ребята, предположите, если вырубить лес, то, что образуется на его месте?
-Почему? Как это связано со строением дерева?
-Давайте проверим наши предположения с помощью демонстрации результатов опыта.
В окрашенной воде 24 часа простояла веточка дерева. Посмотрите? Что наблюдаете?
-К какому выводу приходим?
| 16 мин
| 2.Лесные производители
|
Дети слушают учителя, распределяются на группы.
Ответы детей. Учащиеся выполняют задание в группах.
Ответ детей.
Обучающиеся работают в группах.
Дети слушают правила игры.
-Да.
Дети передают мячик.
-Это ландыш. (слайд №2, 20)
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. (слайды №21-24)
Дети передают мячик.
-Это береза. (слайд №2, 25)
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. (слайды №26-28)
Дети передают мячик.
-Шиповник. (слайд №2, 29)
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. (слайды № 30-31)
-О ландыше, березе, шиповнике.
-Они производители (кормильцы).
-Ландыш.
-Подснежник, калина обыкновенная, башмачок пятнистый, кувшинка чистобелая и многие другие.
Ответы детей.
Выступление с сообщениями по своей теме представителей каждой группы.
Дети выполняют физминутку.
-После вырубки леса, на его месте образуется болото.
-По стволу дерева к кронам поднимается вода, которую испаряют лучи солнца. Если вырубить лес, эта вода будет скапливаться, и образуется болото.
-Мы наблюдаем то, что окрашена внутренняя часть веточки.
-Наши предположения верны.
| Личностные УУД:
нравственно-этическая ориентация. Познавательные УУД: общеучебные, логические. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, коммуникация как кооперация.
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| -А сейчас мы проверим, насколько вы внимательно работали на уроке. Вам предстоит работать в паре, каждая из которой получит карточку с заданием – тест (приложение таблица 3).
-Вам необходимо закончить предложения, вписывая на месте пропусков пропущенные слова (слайд №2, 32).
-Что же у вас получилось?
-Давайте проверим верность ваших ответов с образцом (слайд №2, 33; приложение таблица 4).
-А теперь мы с вами поиграем в игру «Лесные производители». Встаньте и выйдите, пожалуйста, из-за парт. Выслушайте правила игры.
-Для вас будут названы и показаны иллюстрации с изображением лесных производителей. Если это будет дерево, то вы должны вставать на носочки и руками дотянуться до потолка, если кустарник – прыгать на месте, если трава – сесть на корточки.
-Условия игры понятны?
-Начинаем игру! (слайды №2, 34-42)
| 7 мин
| 2.Лесные производители
| Дети выполняют работу в парах
Каждая из пар зачитывает, что у них получилось. Пары сверяют свои ответы с образцом, корректируют свои работы. Дети слушают правило.
-Да.
Под руководством учителя дети играют.
| Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: общеучебные. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, коммуникация как кооперация.
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| -Проверим полученные знания с помощью самостоятельной работы.
-Откройте рабочую тетрадь. Выполним №5, с.30.
-Прочитайте, ребята, задание про себя. (Затем учитель предлагает одному из обучающихся прочитать задание вслух)
-Что же в этом задании нужно выполнить?
-Выполните это задание самостоятельно. -Что у вас получилось? Давайте проверим правильность выполненной вами самостоятельной работы. -Какое еще задание можно придумать к этому номеру?
-Назовите, какое дерево имеет силуэт под номером 34? -Какой кустарник можно отнести к силуэту, стоящему около числа 5, 77? Силуэты, стоящие около чисел 26, 68, к каким деревьям принадлежат?
-Чем отличается деревья от кустарников?
| 5 мин
|
| Дети выполняют индивидуальную работу в рабочей тетради.
-Нужно отличить деревья от кустарников. Обвести силуэты деревьев. Выписать числа, стоящие около деревьев. Определить, что общего в них и чем они отличаются от других.[6]
Дети выполняют задание.
Дети под руководством учителя выполняют проверку самостоятельной работы.
-Перечислить название производителей, которые относятся к каждому силуэту деревьев и кустарников.
-Береза, клён, тополь имеют такой силуэт.
Ответы детей. Ответы детей.
| Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль, коррекция. Познавательные УУД: общеучебные.
| 8. Включение в систему знаний повторение.
| - Итак, какая была цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели? - Какая роль деревьев в создании экосистемы леса?
-Почему вырубка леса грозит образованием на этом месте болота? Как человек может это избежать?
-Экосистема леса устойчива?
-Кем по «профессии» являются обитатели леса? Назовите их?
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Какое задание вам особенно понравилось?
- Как надо вести себя в природе?
- Где и как вы можете применить новое знание?
-Ребята, закончите фразы (слайд №2, 43-45):
1) Мне было интересно…
2) Мне было трудно…
3) Теперь я знаю…
| 4 мин
|
| Объяснить, какова роль деревьев в создании экосистемы леса?
Ответы детей -Деревья– главные производители экосистемы леса. Кустарникам и травам деревья дают прохладу и влажность в жару, защищают от сильных ветров. Вырубка леса грозит образованием болота. Дети описывают строение дерева. Объясняют процесс движения воды по тонким сосудам корней и ствола дерева. -Круговорот веществ замкнут полностью. Его регулируют обитатели леса. Ответы детей.
Ответы детей.
| Регулятивные: оценка. Познавательные УУД: общеучебные, логические.
| 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| -Оцените работу класса.
- Оцените свою работу на уроке.
-Ребята, если вы много узнали, урок был для вас интересен, как работали на уроке, если вам было интересно, то покажите оранжевую карточку. Если вы не довольны своей работой на уроке, вам было не интересно, покажите зеленую карточку.
Домашнее задание (слайд №2, 46): с.58-61 – читать текст, с.61 – ответить на вопросы учебника; подготовить (по желанию) сообщение о лесных производителях.
-Вы очень хорошо потрудились! Молодцы! До скорой встречи! (слайд №2, 47)
| 3 мин
| 2.Лесные производители
| Ответы детей.
Обучающиеся оценивают работу класса и свою на протяжении всего урока.
Дети вместе с учителем разбирают домашнее задание, записывают его.
| Личностные УУД:
смыслообразование. Регулятивные УУД: оценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Приложение таблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Приложение таблица 3
Тест
1. Деревья составляют самый __________ «этаж» _____.
| 2. Деревья – многолетние ____________ с крупным, твёрдым ____________.
| 3.Внутренний слой коры проводит ________, богатые _________ _____________, от листьев вниз по стволу.
| 4. ___________ - многолетнее растение, у которого несколько твёрдых _________________ответвляется от общего _________.
| 5. ______________ - растения с мягкими зелеными стеблями.
|
Приложение таблица 4 Ответы на тест
1. Деревья составляют самый верхний «этаж» леса
| 2. Деревья – многолетние растения с крупным, твёрдым стеблем.
| 3.Внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу.
| 4. Кустарник – многолетнее растение, у которого несколько твёрдых стеблей ответвляется от общего корня.
| 5. Травы – растения с мягкими зелеными стеблями.
|
Список использованной литературы:
1. http://900igr.net/fotografii/geometrija/Urok-2-klass-Ploschad prjamougolnika/002-My-umnye.html
2. http://www.ipoet.ru/main/poetry/another/8278-detskie-zagadki-23-o-derevjakh.html
3. Вахрушев А.А. Окружающий мир: учебник для 3 класса. 1 ч. – М.: Баласс, 2005
4. http://www.fun4child.ru/2544-detskie-zagadki-pro-landysh.html
5. http://detskiychas.ru/zagadochki/
6.Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь. к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – 80 с., ил |