Скачать 0.95 Mb.
|
ООО «Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген» ООО «Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген» МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСО 9004 СТАНДАРТ Третье издание 01.11.2009 Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества Для учебных целей Перевод В.А. Качалова Редакция от 06.01.2010 Ссылочный номер ISO 9004:2009(E) Содержание Предисловие Введение
Приложение А (справочное). Методика самооценки Приложение Б (справочное). Принципы менеджмента качества Приложение В (справочное). Соответствие между ИСО 9004:2009 и ИСО 9001:2008 Библиография Предисловие Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (органов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждый орган-член ИСО, заинтересованный в деятельности, для проведения которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, находящиеся в связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам, относящимся к стандартизации в области электротехники. Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, установленными в Части 2 Директив ИСО/МЭК. Основной задачей Технических комитетов является разработка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются органам-членам ИСО на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения, по меньшей мере, 75% органов-членов ИСО, принимающих участие в голосовании. Следует иметь в виду, что некоторые элементы настоящего документа могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию всех или любого из таких патентных прав. Стандарт ИСО 9004 был разработан подкомитетом ПК 2 «Системы качества» Технического комитета ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и гарантирование качества». Настоящее третье издание отменяет и заменяет второе издание (ИСО 9004:2000), которое подверглось техническому пересмотру. Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации является основным изменением в направленности ИСО 9004, ведущим к существенным изменениям в его структуре и содержании. Введение Настоящий международный стандарт содержит руководящие указания по достижению устойчивого успеха любой организации в сложных, требовательных и постоянно меняющихся условиях путем использования подхода на основе менеджмента качества. Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон сбалансированным образом на долговременной основе. Устойчивого успеха можно добиться за счет результативного менеджмента организации, путем осознания организацией среды, в которой она существует, а также за счет извлечения уроков и должного применения улучшений и/или инноваций. Настоящий международный стандарт стимулирует использование самооценки как важного инструмента для анализа уровня зрелости организации, охватывающего лидерство, стратегию, систему менеджмента, ресурсы и процессы, в целях выявления сильных и слабых сторон и возможностей для совершенствования и/или инноваций. Настоящий международный стандарт в большей степени акцентирует внимание на менеджменте качества, нежели ИСО 9001; он рассматривает потребности и ожидания всех соответствующих заинтересованных сторон и содержит руководящие указания по систематическому и постоянному улучшению общих показателей деятельности организации. На рис. 1 приведена развернутая модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, с включением элементов стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004. Среда организации Заинтересованные стороны Потребности и ожидания Потребители Требования и ожидания Постоянное улучшение системы менеджмента качества, ведущее к устойчивому успеху Раздел 4 ИСО 9004 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации Раздел 9 ИСО 9004 Улучшения, инновации и обучение Раздел 8 ИСО 9004 Мониторинг, измерение, анализ и изучение Потребители Удовлетворенность Заинтересованные стороны Среда организации Раздел 5 ИСО 9004 Стратегия и политика Раздел 6 ИСО 9004 Менеджмент ресурсов (расширенный) Раздел 6 ИСО 9001 Менеджмент ресурсов Раздел 8 ИСО 9001 Измерение, анализ и улучшение Раздел 7 ИСО 9001 Создание продукции Раздел 7 ИСО 9004 Менеджмент процессов Продукция Раздел 5 ИСО 9001 Ответственность руководства Основа: Принципы менеджмента качества (ИСО 9000) Условные обозначения ..…► Поток информации Деятельность, добавляющая ценность Рис. 1. Развернутая модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе Настоящий международный стандарт был разработан так, чтобы сохранить согласованность со стандартом ИСО 9001 и быть совместимым с другими стандартами на системы менеджмента. Такие стандарты дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно. В приложении А приведена методика самооценки организациями своих сильных и слабых сторон для определения уровня своей зрелости и для выявления возможностей для совершенствования и инноваций. В приложении Б содержится описание принципов менеджмента качества, являющихся основой для стандартов на системы менеджмента качества, разрабатываемых ИСО/ТК 176. В приложении В приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001:2008 и разделами настоящего международного стандарта. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества 1 Область применения Настоящий международный стандарт содержит руководящие указания для организаций по достижению устойчивого успеха путем использования подхода, основанного на менеджменте качества. Он применим к любой организации независимо от ее размеров, типа и вида деятельности. Настоящий международный стандарт не предназначен ни для сертификации, ни для использования в качестве нормативного документа или в контрактных целях. 2 Нормативные ссылки Нижеприведенные ссылочные документы относятся к применению настоящего документа. В том случае, когда на ссылочном документе указывается дата его принятия, применяется только указанная редакция этого документа. Если при ссылке на документ сведения о дате его принятия отсутствуют, используется последняя редакция этого документа (включая все поправки). ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 3 Термины и определения В настоящем международном стандарте используются термины и определения, содержащиеся в ИСО 9000, а также приведенные ниже. 3.1 Устойчивый успех <организации> - результат способности организации достигать своих целей и удерживаться на этом уровне в течение длительного времени. 3.2 Среда, в которой существует организация - сочетание внутренних и внешних факторов и условий, способных повлиять на достижение целей организации и ее поведение по отношению к заинтересованным сторонам. 4 Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации 4.1 Общие положения Для достижения устойчивого успеха высшему руководству следует принять подход на основе менеджмента качества. Систему менеджмента качества организации следует основывать на принципах, содержащихся в приложении Б. Эти принципы описывают концептуальные положения, лежащие в основе результативной системы менеджмента качества. Для достижения устойчивого успеха высшему руководству следует применять эти принципы к системе менеджмента качества организации. Организации следует разработать систему менеджмента качества, чтобы обеспечить:
ПРИМЕЧАНИЕ. В настоящем международном стандарте термин «высшее руководство» относится к наивысшему уровню лиц в организации, уполномоченных принимать решения, а термин «организация» охватывает всех работников организации. Это согласуется с определениями этих терминов, приведенными в стандарте ИСО 9000. 4.2 Устойчивый успех Организация может добиться устойчивого успеха за счет последовательного удовлетворения сбалансированным образом потребностей и ожиданий своих заинтересованных сторон в течение длительного периода времени. Среда, в которой существует организация, подвержена постоянным изменениям и неопределенностям, и для достижения устойчивого успеха высшему руководству организации следует:
4.3 Среда, в которой существует организация Среда, в которой существует организация, будет постоянно меняться, вне зависимости от размеров организации (большая или маленькая), видов деятельности и выпускаемой продукции, а также ее типа (коммерческая или некоммерческая). Следовательно, организации следует постоянно осуществлять мониторинг этой среды. Такому мониторингу следует сделать организацию способной выявлять и оценивать риски, связанные с заинтересованными сторонами и их изменяющимися потребностями и ожиданиями, и управлять ими. Высшему руководству следует своевременно принимать решения о внедрении изменений и инноваций в организации с целью сохранения и улучшения показателей деятельности организации. ПРИМЕЧАНИЕ. Для получения более подробной информации о менеджменте рисков см. стандарт ИСО 31000. 4.4 Заинтересованные стороны, их потребности и ожидания К заинтересованным сторонам относятся физические и юридические лица, добавляющие ценность организации, или каким-либо образом заинтересованные в деятельности организации, или попадающие под ее влияние. Удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон способствует достижению организацией устойчивого успеха. Помимо этого, потребности и ожидания отдельных заинтересованных сторон отличаются друг от друга, могут противоречить потребностям и ожиданиям других заинтересованных сторон или могут очень быстро меняться. Средства, с помощью которых потребности и ожидания заинтересованных сторон выражаются и удовлетворяются, могут принимать самые различные формы, включая сотрудничество, взаимодействие, переговоры, аутсорсинг или прекращение деятельности. Таблица 1. Примеры заинтересованных сторон и их потребностей и ожиданий
ПРИМЕЧАНИЕ. Хотя большинство организаций дают аналогичные описания состава своих заинтересованных сторон (в частности: потребители, владельцы/акционеры, поставщики и партнеры, работники организации), набор этих групп может значительно меняться с течением времени и отличаться в зависимости от организации, отрасли, страны и культуры. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гост исо 9004-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», входит в состав документации системы менеджмента... | Тематический план курса «международный стандарт управления качеством» Тематический план курса «международный стандарт управления качеством» для очной формы обучения | ||
В россии международным стандартам серии исо 9000 (iso 9000) соответствует... Исо 9000 (iso 9000) – группа международных стандартов, разработанных международной организацией по стандартизации (исо), для оказания... | Национальный стандарт российской федерации Особые требования по применению гост р исо 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие... | ||
Рефераты и презентации, подготовленные в рамках изучения дисциплины Экономическая информатика. Третье издание. Под ред. Косарева В. П. М : Финансы и статистика, 2006 г | Информационно-библиографический отдел Третье издание, исправленное и дополненное Члены редакционного совета: Н. З. Шатохина, В. Г. Сидоров, Л. Н. Комиссарова, Ю. В. Жукова, В. А. Щекотихина, Е. В. Тимошук | ||
Программа курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных... Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего... | Б. И. Кудрин электрика как развитие электротехники и электроэнергетики третье издание томск 1998 Першинский филиал ОАО нпо «Наука» осуществляет производство и отпуск тепловой энергии в виде теплоносителя (горячая вода) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика и икт учебник для 8 класса (третье издание), Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В, М.: Бином,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика и икт учебник для 8 класса (третье издание), Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В, М.: Бином,... | ||
Реферат и аннотация. Общие требования// гост 9-95 (исо 214-76) Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию, построению и оформлению текста реферата (информативного реферата) и аннотации... | Издание третье Панин, его стилистической системы, описана роль писателей, публицистов, общественных деятелей в развитии норм литературного языка.... | ||
Б. В. Прасолов учебно-методические Прасолов Б. В. Учебно-методические материалы по Жилищному праву. М., Ргу нефти и газа, 2009. – 112 С. Издание третье, переработанное... | «Международный коммерческий арбитраж» «International Commercial Arbitration»... М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2009, -192 с. (§ 23). На уроке используются отдельные ресурсы эуп №42 «Обществознание 8-11 классы.... | ||
Международный стандарт На основе стандарта вок – ксо – 2007 «Социальная ответственность организации. Требования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе программы (название, авторы) «Изобразительное искусство» Интегрированная программа 1-4 классы,... |