Скачать 225.41 Kb.
|
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Менеджмента Программа дисциплины «» Для направления 080200.68 «Менеджмент» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» подготовки магистра (1 курс) Автор программы: Васильева Е.Н., канд. психол.наук, доцент, vayulena@yandex.ru Одобрена на заседании Кафедры организационной психологии Зав. кафедрой ________________Г.А. Мкртычян «____»______________2012 г. Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» Председатель _______________Ю.В. Кузнецова «____» ________________2012 г. Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Председатель _______________Н.С. Петрухин «____» _______________2012 г. Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление человеческими ресурсами», изучающих дисциплину «Развитие коммуникативной компетентности» Программа разработана в соответствии с ОрОс НИУ ВШЭ по направлению 080200.68 «Менеджмент», образовательной программой 080200.68 «Менеджмент», рабочим учебным планом Университета по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» являются: В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
- профессионально организовать процесс общения; - уметь адекватно воспринимать личность другого; - владеть профессиональным инструментарием, выделяя общее, особенное, частное; - правильно устанавливать доверительные отношения с собеседником; - грамотно использовать навыки убеждения и поддержки людей в процессе взаимодействия использовать психологическое влияние в своей профессиональной деятельности с целью повышения ее результативности Иметь навыки: адекватной оценки ситуации общения с целью оценки целесообразности применения освоенных средств общения эффективного партнерского общения: навык установления контакта, навык активного слушания, навык получения и отдачи обратной связи, навык постановки цели общения и выбор стратегии общения, навык завершения контакта распознавания видов психологического влияния (нападение, манипуляция, аргументация) защиты от таких видов психологического влияния как нападение и манипуляция аргументации как «цивилизованного» влияния Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы (по выбору), обеспечивающих подготовку магистра Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Психология» для студентов бакалавриата. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «Технология управления человеческими ресурсами», «Теория и практика организационного консультирования», «Диагностика и управление организационной культурой». Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти бальной шкале. При анализе контрольной работы используются следующие критерии оценки и их удельный вес:
Возможна дистанционная поддержка при проведении контроля (выдача заданий). Творческое задание на зачете по дисциплине оценивается по 10-балльной шкале. При анализе творческого задания используются следующие критерии оценки и их удельный вес:
Порядок формирования оценок по дисциплине. Работа студентов на практических занятиях оценивается по параметру принятия активного участия в них. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,5* Оауд где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП Отекущий = Оконтр.раб. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Поскольку дисциплина преподается один модуль: Орезульт = 0,8* Онакопл + 0,2 *Озач Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Орезульт = Оитоговый Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине способ – арифметический Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. Содержание дисциплиныРаздел 1. Коммуникативная компетентность специалиста Тема 1: Общее понятие об общении как деятельности Определение, виды и функции общения. Цели и средства общения. Структура и этапы общения. Факторы, влияющие на качество общения. Лекции ___1______ час Количество часов аудиторной работы – 1 Общий объем самостоятельной работы – 14 Тема 2: Специфика коммуникативных способностей современного менеджмента Индивидуальные характерологические особенности как предпосылки формирования коммуникативных способностей. Рефлексивная оценка коммуникативных способностей. Понятие «коммуникативной компетентности». Условия и возможности развития коммуникативной компетентности. Лекции___1____час Количество часов аудиторной работы – 1 Общий объем самостоятельной работы – 14 Литература по разделу:
Раздел 2. Эффективное общение Тема 3 Установление контакта Приветствие. Знакомство. Этические нормы общения. Визуальный контакт. Правила визуального контакта. Организация пространства. Дистанция между общающимися. Виды дистанций (личная, публичная и т.д.). Организация времени. Настройка на собеседника Практические занятия (тренинг)___2___часа Количество часов аудиторной работы – 2 Общий объем самостоятельной работы – 4 Тема 4 Активное слушание Безмолвное слушание. Активное слушание. Приемы активного слушания: пересказ, повторение, перефразирование, уточнение, резюмирование, выяснение и т.д. Эмпатическое слушание. Три основных умения, составляющие способность к эмпатийному отношению. Неконструктивное слушание: расширяющие вопросы, выспрашивание, игнорирование, привнесение собственного смысла. Лекции___1____часа Практические занятия (тренинг)_ 2___часа Количество часов аудиторной работы – 3 Общий объем самостоятельной работы – 4 Тема 5. Обратная связь Обратная связь как важнейший механизм обучения. Обратная связь как важнейшая образующая процесса обретения человеком собственного "я". Роль обратной связи в коррекции представления о себе и поведения. Содержательные и формальные характеристики обратной связи. Каналы обратных связей. Виды обратных связей. Правила подачи и получения обратной связи. Эффективная и неэффективная обратная связь. Условия эффективной обратной связи Лекции___1____часа Практические занятия (тренинг)_ 2___часа Количество часов аудиторной работы – 3 Общий объем самостоятельной работы – 4 Тема 6. Цели общения Общение как деятельность. Структура общения как деятельности. Цели общения. Виды целей общения: деятельностные и отношенческие. Правила постановки целей в общении Лекции___2____часа Практические занятия (тренинг)_ 2___часа Количество часов аудиторной работы – 4 Общий объем самостоятельной работы – 2 Тема 7. Стратегии общения Понятие «стратегии общения». Виды стратегий. Положительные и отрицательные стороны каждой стратегии. Выбор стратегии в соответствии с целью общения Лекции___2____часа Практические занятия (тренинг)__ 2___часа Количество часов аудиторной работы – 4 Общий объем самостоятельной работы – 4 Домашнее задание №1 Тема 8.Завершение контакта Условия эффективного завершения контакта. Соответствие завершения контакта цели контакта. Ситуации преднамеренного и непреднамеренного завершения контакта. Практические занятия (тренинг)___4 ___часа Количество часов аудиторной работы – 4 Общий объем самостоятельной работы –2 Литература по разделу:
Раздел 3. Психологическое влияние Тема 9. Общее представление о психологическом влиянии Понятие психологического влияния. Психологические средства влияния .Вербальные сигналы. Паралингвистические сигналы. Невербальные сигналы. Цели психологического влияния. Виды психологического влиянии: нападение, манипуляция, аргументация. Лекции__2_____часа Количество часов аудиторной работы – 2 Общий объем самостоятельной работы – 4 Тема 10. Нападение как вид «нецивилизованного» влияния Понятие «нападения». Цели нападения. Характерные признаки нападения. Формы психологического нападения. Деструктивная критика. Деструктивные констатации. Деструктивные советы. Лекции___2____часа Практические занятия (тренинг)___2___часа Количество часов аудиторной работы – 4 Общий объем самостоятельной работы – 4 Тема 11. Манипуляция как переходная форма от «нецивилизованного» к «цивилизованному» влияния. Понятие «манипуляция». Цели манипуляции. Характерные признаки манипуляции. Паралингвистические и невербальные приемы манипуляции. Вербальные приемы манипуляции. Лекции___2____часа Практические занятия (тренинг)_ 2___часа Количество часов аудиторной работы – 4 Общий объем самостоятельной работы – 4 Домашнее задание №2 Тема 12. Эффективное противостояние нападению и манипуляции Приемы защиты от нападения и манипуляции. Техника «наведения тумана». Техника бесконечного уточнения. Техника «внешнего согласия». Техника «английский профессор».Защита от комплексных приемов манипуляции. Лекции___2____часа Практические занятия (тренинг)__ 2___часа Количество часов аудиторной работы – 4 Общий объем самостоятельной работы – 4 Тема 13. Аргументация как вид «цивилизованного» влияния Понятие «аргументация».Цели аргументации. Характерные признаки аргументации. Правила эффективной аргументации. Лекции___2____часа Практические занятия (тренинг)__ 2___часа Количество часов аудиторной работы – 4 Общий объем самостоятельной работы – 4 Литература по разделу:
Учебные технологии, применяемые на практических занятиях: ролевые игры, деловые игры, дискуссии, использование case-метода (анализ конкретных случаев), мозговой штурм, просмотр видеофильмов Образовательные технологииПрактические занятия проводятся в форме семинара-тренинга с использованием различных техник: психогимнастики, видео-лекций, мозгового штурма, ролевых и деловых игр, дискуссии, рассмотрения кейсов и т.д. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Примерный вариант контрольной работы: Контрольная работа:: Найти отрывок из фильма, в котором присутствует ситуация общения (max 5 мин). Проанализировать его по следующему плану:
Вариант контрольной работы для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:
Задание 1 : Выберите наиболее конструктивный ответ на манипуляцию в процессе общения. Обоснуйте свой выбор: Ситуация 1. Манипулятор: Похоже, вы не понимаете всей серьезности своего положения… Адресат действительно не понимает, о чем идет речь. Конструктивный ответ: А ваше положение вообще критическое(язвительное) Возможно, вы тоже многого не понимаете(задумчиво) Все, к чему я имею отношение, обычно очень серьезно(холодно) Хорошо, что я хоть в серьезном положении, а не в «интересном»... (весело) Ситуация 2. Манипулятор: А вы уже уходите? Так рано?... Адресат действительно уходит с работы раньше, чем обычно, однако манипулятор находится с ним в равной позиции и не может следить за его рабочим временем. Конструктивный ответ: Да, я ухожу (спокойная) Да, а что? (холодная) Да, ухожу. А вы имеете что-то против? (язвительная) Да, мне в поликлинику нужно (грустно) Ситуация 3. Манипулятор: Вы что, в Англию не едите? Не берут? Адресату действительно отказали от включения в команду для поездки в Великобританию Конструктивный ответ: Да, в этот раз меня нет в составе делегации.(спокойная) Меня никто не может послать или не послать. Я сам принимаю решения. (напористая) Я в прошлом году ездил.(спокойная) Да я сам отказался.(веселая) Ситуация 1. Манипулятор: Ты бы не мог поменьше говорить и побольше делать Адресат действительно много говорил. Конструктивный ответ: Я по природе трибун (спокойная) Я делаю не меньше других! (напористая) А ты не мог бы побольше думать, прежде чем делать? (язвительная) Если мне понадобятся твои советы - я за ними обращусь! (холодная) Задание 2 : Определите какие из высказываний относятся:
Обоснуйте свое решение Примеры высказываний:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литература:
Дополнительная
Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекционных и практических занятий используется проектор, видеокамера, раздаточный материал, профессиональная литература по данной дисциплине. Автор программы ______________________(Васильева Е.Н.) |
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление... | Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200. 68 «Менеджмент» очной... | ||
Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | Рабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного... | ||
Программа «Управление человеческими ресурсами» Симонова Л. М. Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... | Программа дисциплины Управление человеческими ресурсами для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управление человеческими ресурсами» бакалаврской образовательной программы по профилю «Управление человеческими ресурсами» по направлению... | Рабочая учебная программа Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими... Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистров... | ||
Программа дисциплины «Организационное проектирование и реконструкция»... Магистерская программа 521504 «Управление человеческими ресурсами» Москва 2003 г | Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... «Теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решений», «Информационные технологии в менеджменте». Дисциплина «Управление... | ||
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... |