Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад с. Забайкальское Вяземского муниципального района Хабаровского края
Утверждено Директор МБОУ начальной школы –
детского сада с. Забайкальское
Л.В. Бакланова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для УМК «Школа 2100 …»
Класс 2
Программа разработана на основе федерального компонента образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях, примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень), авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, учебного плана общеобразовательного учреждения.
Программу разработала:
Бакланова Л.В. учителя начальных классов
Программа рассмотрена на педагогическом совете
МБОУ начальной школы –
детского сада с. Забайкальское
Протокол № 1от 30.09.2013 г.
Секретарь педсовета: Кобернегер М.С. На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю). В том числе: – на написание контрольных работ – 2 часа; – проведение экскурсий – 4 часа. Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: – Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля») : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс, 2009. – Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2 класса : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. - Баласс, 2009.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по курсу «Окружающий мир» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Роль и место дисциплины
|
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
|
2. Адресат
|
Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».
|
3. Соответствие ФГОС
|
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
|
4. Программное обеспечение
|
Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г).
Для реализации программы используются:
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012;
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012;
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012.
| 5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса
| Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
| 6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению
| Выпускник начальной школы должен:
понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
| 7. Универсальные учебные действия.
| Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
учиться планировать учебную деятельность на уроке.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
выразительно читать и пересказывать текст.
вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
| 8. Целевая установка
| Изучение курса окружающего мира в начальной школе направлено на достижение главных целей:
формирование целостной картины мира;
формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру;
осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
| 8. Принципы, лежащие в основе построения программы
| Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
| 9. Специфика программы
| Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.
Уроки изучения нового материала предусматривают использование технологию проблемного диалога.
| 10. Основные содержательные линии курса
| Материал курса «Окружающий мир» представлен в программе следующими содержательными линиями: Глобус и карта;
Формы земной поверхности;
Земля – наш общий дом;
Части света;
Наша маленькая планета Земля.
|
11. Виды и формы организации учебного процесса
| Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др.
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
| 12. Виды контроля
| В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении самостоятельных работ,
итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют пособию «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)» / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина - М.: «Баласс», 2012.
| 13. Объем и сроки изучения
| Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов в год, по 2 ч. в неделю.
В том числе:
контрольных работ – 4 часа
экскурсий – 1 час
для создания проектов - 2 часа
| 14.Библиографический список
| Список литературы для обучающихся, учебники:
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012;
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012;
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012.
Методические пособия для учителя:
«Окружающий мир, 2 класс»: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета - Земля». /Под ред. А.А.Вахрушева. - М.: «Баласс», 2009.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
| Число часов
| Характеристика деятельности обучающихся:
(Н) – на необходимом уровне,
(П) – на программном уровне
| Как мы будем учиться
| 1
| Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).
| Общие слова – понятия
| 1
| Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н).
| Земля и Солнце (14 часов, в т.ч. 1 урок контроля)
|
| Из чего состоят все предметы
|
1
|
Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П).
|
Природные часы, календарь и компас
|
1
|
Самостоятельно и в группах проводить наблюденияявлений природы (Н).
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).
|
Земля имеет форму шара
|
1
|
Глобус – модель Земли
|
1
|
В гости к осени (экскурсия)
|
1
|
Земля в космосе
|
1
|
Притяжение Земли
|
1
|
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).
|
Смена дня и ночи
|
2
|
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).
|
Смена времён года
|
2
|
Где на Земле теплее
|
1
|
Погода и климат
|
1
|
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).
Сравнивать погоду и климат (П).
Характеризовать круговорот воды в природе (Н).
| Обобщение по разделу. Проверочная работа
|
1
| Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
|
Глобус и карта (6 часов)
|
|
План и карта
|
2
| Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).
|
Глобус и карта
|
1
|
Что изображают на карте
|
2
|
Материки и океаны
|
1
|
Формы земной поверхности (8 часов, в т.ч. 1 урок контроля)
|
|
Реки и озёра
|
2
|
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).
|
Равнины и горы
|
2
|
В гости к зиме (экскурсия)
|
1
|
Моря и острова
|
2
| Обобщение по разделу. Проверочная работа
| 1
| Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
|
Земля – наш общий дом (14 часов, в т.ч. 1 урок контроля)
|
|
Экологические системы
|
2
|
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).
| Природная зональность
|
1
| Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П).
|
Природные зоны холодного пояса
|
1
|
Леса умеренного пояса
|
2
|
Засушливые зоны умеренного пояса
|
2
|
Путешествие в тёплые края
|
2
|
Горные экосистемы
|
1
|
Природные катастрофы
|
1
|
В гости к весне (экскурсия)
|
1
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа
|
1
| Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
|
Части света (13 часов, в т.ч. 1 урок контроля)
|
|
Люди, города и страны
|
1
| Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).
|
Путешествие тучки по Европе
|
2
|
Наши ближайшие соседи
|
1
|
Азия
|
1
|
Путешествие в дальние страны
|
3
|
Сокровища Земли
|
1
|
Россия – наша родина
|
3
|
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н).
| Обобщение по разделу. Проверочная работа
|
1
| Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
|
Наша маленькая планета Земля (11 часов, в т.ч. 1 урок контроля)
|
| Наша маленькая планета Земля
|
2
| Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
|
Край, в котором я живу. Полезные ископаемые нашего края
|
3
|
Особенности северных растений и северных животных. Заповедники
|
2
|
Города и посёлки Мурманской области
|
2
|
Наши соседи
|
1
| Обобщение по разделу. Проверочная работа
|
1
| Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
| |