Рабочая программа по природоведению 5б класс





Скачать 381.4 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению 5б класс
страница1/4
Дата публикации21.08.2014
Размер381.4 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
ГБОУ СОШ № 358

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №358

__________ / Артюхина Е.А.

30 августа 2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.

Руководитель МО

________ /Зайцева Е.Б.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________ /Шуваева Ю.В.

29 августа 2013 г.



Рабочая программа по природоведению

5б класс

учителя биологии
Решетовой Марины Викторовны


Санкт-Петербург

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы для общеобразовательных  школ Естествознание 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М., «Дрофа», 2011 г и рассчитана на 70 учебных часов.

Цель: раскрыть способы и историю познания природы человеком, раскрыть роль естественных наук в познании окружающего мира и в жизни человека.

Задачи:

         Сформировать представления о вселенной, естественных науках, царстве живой природы, экологических проблемах, средах обитания, природных зонах.

         Развивать умения пользоваться учебником, таблицами, картами, использовать дополнительные источники информации, выполнять практические работы.

         Воспитывать бережное отношение к природе.

         Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Курс естествознания в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

   Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

   В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Формы контроля – тестирование, фронтальный опрос.

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Естествознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2011г, 174с.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

 

В результате изучения природоведения ученик должен:

 

знать/понимать

 

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки ( главные части);

  • царства живой природы ( перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли ( перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

 

уметь

 

  • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособления растений к различным способам размножения; приспособления животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 – 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях ( 2 – 3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

 

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела,

  • определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

 Результаты обучения

    • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

    • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

    • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

    • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

    • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

    • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

    • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

    • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

    • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА естествознания 5 КЛАССА

 

Т е м а  1. Изучение природы (5часов)

 

   Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

 

Практические работы

   Знакомство с оборудованием для научных исследований.

   Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

   Великие естествоиспытатели.

 

Т е м а  2. Вселенная (10часов)

 

( Курсивом выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).

 

   Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

   Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV – XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

   Роль Дж. Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

   Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

 

Демонстрации

   Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

 

Практические работы

   Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.

 

 

Т е м а 3. Земля (23 часа)

 

   Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

   Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

   Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружаемом мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.

   Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества и смеси.

   Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире ( горение, гниение).

   Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

   Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

   Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающее возможность жизни на планете.

 

Практические работы

      Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.

 

Т е м а 4.  Жизнь на Земле ( 12 часов)

 

   Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

   Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

   Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

   Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

   Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

   Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

   Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

 

Практические работы

   Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.). Примеры приспособленности растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

 

Т е м а 5. Человек на Земле (17 часов)

 

   Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

   Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.

   Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

   Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

   Здоровье человека и безопасность жизни.

   Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

   Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

   Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

 

Демонстрации

   Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

 

Практические работы

   Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 


Учебный план по курсу естествознания 5 класс






Тема

Количество 

часов




1

Изучение природы

5




2

Вселенная

10




3

Земля

23




4

Жизнь на Земле

12




5

Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни.

17



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Программа основного общего образования по природоведению 5 класс Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...

Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconТематическое планирование Класс: 5 Название предмета: Природоведение...
Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по природоведению(1-2-3-4-5кл.) 2004 г
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А....
...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconПрограмма по природоведению призвана сохранить традиции классического...
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по...
Рабочая программа по природоведению 5б класс iconПояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск