Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа», с. Щелканово
Юхновского района Калужской области
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа», с. Щелканово Юхновского района
Калужской области
_______________ Прокопьева Е.И.
«____» _____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор МКОУ «Средняя
общеобразовательная школа»,
с. Щелканово Юхновского района
Калужской области
______________ Левенкова Л.В.
«____» ___________2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ 6 класс
на 2013-2014 учебный год
Составил
Учитель математики
Иванова Светлана Анатольевна
Щелканово 2013
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по ОБЖ для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по ОБЖ представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; нормативно-правовые документы (методические письма, требования к оценке знаний и др.)
Содержание изучения ОБЖ разбито на разделы согласно программе 5-11 классов. Разделы программы соответствуют основным этапам изучаемого предмета, что соотносится с задачами формирования у учащихся целостного представления о необходимости знания основ личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: в 5-11 классах обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях; обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; в 10-11 - основы обороны государства и воинская обязанность для 10-11 классов.
Главнейшая цель школы– подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Цели изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ, обеспечение безопасного поведения при ЧС;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, свое здоровье и жизнь;
овладение умениями оценивать потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Общие умения, навыки, способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
умение выделять характерные причинно-следственные связи и творчески использовать для решения учебных и практических задач;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
участие в проектной деятельности в организации и проведении учебной исследовательской работы;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
6 класс
Беседа по ПБ - 1 раз в четверть (10 минут)
Беседа по противодействию терроризму – с 10по20 число каждого месяца (10 минут)
№ урока
| Тема
| Дата
| Содержание:
Содержание:
(жирный - стандартный уровень, курсивом– повышенный)
| Элементы содержания
(теория ОБЖ)
| Контроль знаний
| Таблицы, ИКТ
| Примечание
(домашнее задание)
|
|
| I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
|
|
| Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.
|
|
| 1..
| Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?
| 5.09
| Опасные и экстремальные ситуации. Причины их возникновения. Основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в экстремальной ситуации
| Опасная ситуация, Экстремальная ситуация. Главные правила ОБЖ. Знания и практические навыки.
|
| Аудиопрезентации «Понятие безопасности», «ЭС»
| §1, стр.7-12, воп. и зад. После параграфа,
прочитать рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни»
|
|
| 3
| Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию.
| 12.09
| Этапы подготовки к путешествию. Перечень необходимого снаряжения для путешествия в дикой природе. НАЗ.
| Социальные, техногенные, природные факторы. Личное и общественное снаряжение
| Фронтальный опрос
|
| §2, Стр. 12-17. Укомплектовать свой НАЗ
|
|
| 4
| Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией, и действия по их преодолению.
| 19.09
| Неблагоприятные факторы, которые могут угрожать в экстремальной ситуации в дикой природе.
| Страх, холод, жара, голод, жажда, уныние, боль, переутомление
| Фронтальный опрос
| Видеоролик
| §3, вопросы. Сделать упражнение по преодолению страха и по борьбе с холодом.
|
|
| 5.
| Особенности акклиматизации в различных климатических условиях и правила успешной акклиматизации.
| 26.09
| Акклиматизация к холоду, акклиматизация в условиях жаркого климата, акклиматизация в горной местности.
| Акклиматизация, реакклиматизация, режим и рацион питания и потребления питьевой воды, горная болезнь, смена часовых поясов.
| Фронтальный опрос, тест
| Презентация
| §5,6 вопросы и задания.
|
|
| 6.
| Практическая работа№1
Если заблудился в лесу, отстал от группы.
Проверочный тест по всем предыдущим темам (15 минут)
| 3.10
| Последовательность действий в случае, если заблудился в лесу, но предупредили близких о своем маршруте; если никого не предупредили о своем маршруте
| Маршрут, схема, ориентиры,
| Работа в группах
| Видеоролик
| §1-4, вопросы и задания.
Составить инструкцию и вложить ее в НАЗ
|
|
| 7.
| Практическая работа№2
Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия.
| 10.10
| Последовательность действий при аварии ТС. Знаки и сигналы бедствия, и способы их подачи.
| Авария ТС, «точка возврата», аварийная сигнализация, артефакт, пиротехнические средства., сигнал SOS, азбука Морзе.
| Практическая работа.
|
| §1-4 повторить, §9,10 учить, вопросы и задания.
Потренироваться подавать сигнал бедствия фонариком.
Принести атлас России.
|
|
| 8.
| Практическая работа№3
Ориентирование по компасу. Тактика ориентирования на местности.
| 17.10
| Ориентирование по компасу. История возникновения компаса. Как изготовить компас самому.
| Азимут, «роза ветров», компас, градус, карта, направление движения.
| Практическая работа.
| Презентация
| §11, вопросы и задания. Составить схему маршрута. Изготовить самодельный компас.
|
|
| 9.
| Практическая работа№4
Ориентирование по Солнцу и часам. По звездам и Луне.
| 24.10
| Определение сторон света по Солнцу и часам, по звездам и Луне. Определение местного времени
| Горизонт, истинный полдень, гномон, перпендикуляр
| Практическая работа
«Определение сторон света по Солнцу»
| Презентация
| §12, Определить местное солнечное время (с помощью гномона). Определить стороны света. Изготовить солнечный компас
|
|
| 10.
| Практическая работа№5
Ориентирование по местным признакам.
| 31.10
| Признаки местности, по которым можно определять стороны света. Природная зона. Как находить дорогу к жилью
| Кольца деревьев, заструга, просека, сакма, затески, тур из камней.
| Устный опрос.
|
| §13,14, вопросы и задания. Составить список местных признаков ориентирования.
|
|
| 11.
| Устройство временных укрытий. Летние убежища в таежной зоне. Убежища в пустыне.
| 14.11
| Главные принципы постройки основных типов летних убежищ: выбор места, постройка, типы. Признаки надвигающейся бури.
| Шалаш, навес, настил, лежанка, чум, вигвам.
|
| Видеоролик
Презентация
| § 15.1,15.2, Изготовить тент.
|
|
| 12
| Устройство временных укрытий. Убежища зимой.
| 21.11
| Главные принципы постройки основных типов зимних убежищ: выбор места, постройка, типы.
| Иглу, снежная пещера, нора, траншея, снежно-ледовое укрытие, пещера
|
|
| §15.3, 15.4, Вылепить из пластилина несколько «идеальных» кирпичей для иглу.
|
|
| 13
| Практическая
работа №6
Разведение костра с помощью спичек. Место для костра. Типы костров.
| 28.11
| Выбор и подготовка места для костра. Виды растопки. Типы костров, Правила противопожарной безопасности при разведении костра.
| Места в природе, где нельзя разводить костры. Заготовка дров, сушина, палочки Дерсу Узала.
|
| Презентация
| § 16.1,16.2,, вопросы и задания на стр. 78-81
|
|
| 14
| Способы добывания огня в древности. Разведение костра без спичек.
| 5.12
| Добывание огня. Теория разведения костра без спичек. Сохранение огня. Правила пожарной безопасности. Заготовка дров без топора и пилы. Химические способы разжигания огня.
| Три способа добывания огня без спичек: использование кремня, огнива, трута.
| Практическая работа
|
| § 16.1,16.2
|
|
| 15
| Обеспечение бытовых потребностей. Личная гигиена, уход за обувью и одеждой.
| 12.12
| Теория изготовления посуды, веревок, рюкзака из природных средств. Природные средства для личной гигиены
| Изготовление котелка, ложки, веревки, короба. Природные материалы - заменители мыла. Как утеплить ноги, бахилы. Профилактика обморожений на открытых частях тела.
| Практическая работа.
|
| § 17, Задания после параграфов.
|
|
| 16
| Добывание воды.
| 19.12
| Добывание воды. Способы обнаружения воды в тайге, пустыне. Химический и природный способы обеззараживания воды.
| Ориентиры, указывающие на наличие воды. Индикаторы почвенных вод Природные антисептики. Фильтры для очистки воды. Конденсаторы. Опреснители.
| Фронтальный опрос
|
| § 18.1,18.2, вопросы и задания после параграфа. Сделать простейший фильтр из консервной банки
|
|
| 17
| Организация питания в экстремальной ситуации. Съедобные растения и животные.
| 26.12
| Добывание пищи в ЭС. Привила ловли и приготовления рыбы, животных. Съедобные и несъедобные ягоды и растения
| Охота, рыбалка. Снаряжение для ловли рыбы, приманки. Виды земноводных, беспозвоночных водных, насекомых, грибов и растений
| Фронтальный опрос
|
| Стр. 92-104. Вопросы и задания на стр. 104-106. Приложения 1-5 в конце учебника. Попробовать дома сварить гречневую кашу и испечь лепешку из муки на сковороде, используя только соль и подс. масло.
|
|
| 18
| Правила поведения при встрече с дикими животными.
| 16.01
| Виды хищных животных. Как вести себя при встрече с опасным животным (медведем, лосем и т.д.)
| Места лежки диких животных, признаки нападения.
|
|
| Стр.111-113. Принести носовой платок, вату, прямые веточки и толстые нитки для изготовления рафта.
|
|
| 19
| Правила поведения при переправе через реки. Правила передвижения по болотам.
| 23.01
| Способы переправы через реки, передвижения по болоту, замерзшим водоемам. Изготовление плавсредств из подручных материалов. Оказание помощи утопающему.
| Переправа по бревну, вброд, по перекатам, вплавь, на плавсредстве (рафт). Зимний и весенний лед. Признаки крепкого льда. Правила передвижения по непрочному льду. Действия в ситуации «если провалился в полынью». Правила передвижения по болоту.
| Фронтальный опрос. Практическая работа.
| Видеоролик
| Стр. 113-115
|
|
| 20
| Опасности при движении в горах.
| 30.01
| Правила передвижения в горной местности. Специфические для горной местности опасности. Правила поведения при попадании в лавину.
| Снежный покров, снежные лавины, туманы, снежные карнизы. Что делать при сходе лавины, что делать, если тебя засыпала лавина, как искать человека в лавине. Камнепады, сели, горная болезнь
| Фронтальный опрос.
Тест.
|
| Стр. 115-118
|
|
| 21.
| Обобщающий урок №1
«ЭС в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее»
| 6.02
|
|
|
|
|
|
|
| II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
|
| 13.02
| 22.
| Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему.
Практическая работа№7
«Наложение давящей повязки, жгута» (20 минут)
| 20.02
| Оказание первой доврачебной помощи. Последовательность неотложных действий в простейших ситуациях, когда пострадавшему требуется быстрая помощь. Первичный осмотр пострадавшего, диагностика его состояния. Техника реанимационных мероприятий.
| Осмотр места происшествия. Меры предосторожности при оказании ПМП пострадавшему. Признаки клинической смерти. Виды кровотечений. Метод запрокидывания головы. Наложение давящей повязки, жгута. Шок.
| Фронтальный опрос, практическая работа. Самостоятельная работа.
| Видеофильм
| Стр. 123-126 вопросы и задания после параграфа. Научиться находить пульс на запястье, на сонной, подключичной, плечевой, бедренной, височной артерии.
|
|
| 23.
| Аптечка. Природные лекарственные средства.
| 27.02
| Составление аптечки из промышленных лекарств, правила пользования ею. Замена промышленных лекарственных средств природными.
| Жаропонижающие, болеутоляющие, сердечнососудистые, противоаллергические кровоостанавливающие, дезинфицирующие средства. Средства при отравлениях, разогревающие мази, перевязочный материал.
| Фронтальный опрос.
|
| Стр. 126-129 вопросы и задания на стр. 128-129 . Составить список личной аптечки, объяснить назначение каждого лекарственного средства и как принимать.
|
|
| 24
| Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги.
| 6.03
| Рана. Виды ран. Потертости и мозоли, ссадины и порезы, ожоги. Причины подобных ранений. Правила оказания ПМП при ранениях.
| Техника безопасности при обращении с ножом, топором, пилой. Как вести себя у костра, чтобы избежать ожогов. Порядок действий при оказании ПМП пострадавшему.
| Фронтальный опрос.
| Видеофильм
| Стр.129-121, вопросы и задания после параграфа. Составить инструкцию: 1) что делать при порезе, 2) что делать при ожоге. Принести на следующий урок бинты.
|
|
| 25
| Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи.
Практическая работа№8
«Наложение шин»
| 13.03
| Травмы. Виды травм. Ушиб, вывих, растяжение, перелом. ПМП при травмах
| Ушиб, признаки ушиба. Открытый, закрытый перелом, трещина кости. Отличие ушиба от перелома. Оказание ПМП. Правила наложения шины.
| Фронтальный опрос, практическая работа.
| Видеофильм
| Стр. 131-136, вопросы и задания после параграфа.
|
|
| 26
| Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. Отравления.
| 20.03
| Опасные насекомые, паукообразные, змеи, бешеные животные, встречи с которыми необходимо избегать. Как уберечься от их укусов. Как действовать, если укус произошел. Признаки отравления.
| Признаки укусов насекомых. Как защититься от укусов. Накомарник. Болезни, возникающие вследствие укусов насекомых, животных. Меры предосторожности. ПМП при отравлениях (укус)
| Фронтальный опрос, практическая работа.
| Презентация.
| Стр. 136-140. Изготовить приспособление из консервной банки и шишек, гнилушек для отпугивания комаров и мошек.
|
|
| 27
| Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации.
| 3.04
| Причины гибели, травмы людей на воде. Основные способы оказания помощи утопающему. Основные приемы оживления - реанимации.
| Признаки утопления. «Бледное» и «синее» утопление. Освобождение дыхательных путей. Виды ИВЛ. Непрямой массаж сердца.
| Фронтальный опрос.
| Презентация.
| Стр. 146-148. вопросы и задания после параграфа.
|
|
| 28
| Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации
| 10.04
|
|
|
| Видеоролик
|
|
|
| 29
| Тепловые и солнечные удары. Обморожения.
| 17.04
| Меры по предотвращению перегрева и обморожения организма. Тепловые и солнечные удары. Первая медицинская помощь.
| Признаки обморока, солнечного удара, обморожения, переохлаждения. Правила сохранения тепла.
| Фронтальный опрос.
| Видеоролик
| Стр. 148-152
вопросы и задания после параграфа
|
|
| 30
| Поражения молнией.
| 24.04
| Молния как природное явление. Как уберечься от поражения молнией. Оказание помощи человеку, пораженному молнией.
| Определение расстояния до приближающейся грозы. Правила безопасного поведения во время грозы. Повышенная электрическая опасность.
| Фронтальный опрос.
|
| Стр. 152-153
вопросы и задания после параграфа
|
|
| 31
| Заболевания глаз. Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа.
| 1.05
(8.05)
| Правила извлечения инородных тел из глаза, уха, носа.
| Влияние солнечного света, отраженного снегом, льдом и т.д. на состояние слизистой оболочки глаза. Инородное тело.
| Фронтальный опрос.
| Видеоролик
| Стр. 153-154
вопросы и задания после параграфа
|
|
| 32
| Переноска пострадавшего без носилок.
| 8.05
| Правила транспортирования пострадавшего без носилок.
| Переноска пострадавшего способом «живой костыль», на спине, методом «люльки», перетаскивание.
| Практическая работа
| Презентация.
| Подготовиться к устному опросу по всем темам курса ОБЖ.
|
|
| 33
| Обобщающий урок по теме №2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
| 15.05
| Устный опрос по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
|
|
|
| Подготовиться к итоговой тестовой работе за курс 6 класса
|
|
| 34
| Итоговая работа за год.
| 22.05
| Устный опрос + тестовая работа
|
|
|
|
|
|
| 35
| Резервный урок
Беседа по предупреждению детского травматизма в период летних каникул.
| 29.05
| Правила безопасного поведения
на воде,
в транспорте,
на улице,
в общественных местах.
|
|
|
|
|
|
|
|