Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г.





Скачать 216.07 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г.
Дата публикации29.08.2014
Размер216.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895
Согласовано: Утверждаю:

от _________________2013 Директор ГБОУ СКОШ №895 Приказ № ___________ _____________С.А. Гурина

Руководитель МО ________Фатина Л.А. Приказ № ___________ от «____»__________ 2013г. от «____»__________ 2013г

Рабочая программа

по учебному предмету «Развитие устной речи»

для 3 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Л.А. Фатина

учитель начальных классов

Москва 2013

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе:

  • приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2010,

  • учебного плана образовательного учреждения.


Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч в неделю.
Цель: создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого

развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;

  • корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и активизировать его;

  • способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно – нравственных ценностей.


   Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
       Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

 Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны знать:

- названия и свойства изученных предметов,

- правила дорожного движения.

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства,

- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

- ухаживать за одеждой и обувью;

- соблюдать правила личной гигиены,

- соблюдать правила дорожного движения,

- поддерживать порядок в классе, интернате, дома.
Основные виды организации учебного процесса:

  • урок,

  • экскурсия,

  • самостоятельная работа,

  • практическая работа,

  • индивидуальная форма работы,

  • парная форма работы,

  • групповая форма работы,

  • коллективная форма работы.



Основные методы организации учебного процесса:

  • репродуктивный,

  • объяснительно- иллюстративный,

  • продуктивный,

  • частично-поисковый,

  • метод контроля и самоконтроля.


Основные технологии:

  • игровые,

  • здоровье – сберегающие,

  • личностно – ориентированное обучение,

  • проблемное обучение,

  • развивающее обучение,

  • дифференцированное обучение,

  • информационно – коммуникативные технологии.


Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • обогащение и уточнение словаря,

  • наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности,

  • чтение литературы по изучаемому материалу,

  • называние и характеристика предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы,

  • сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,

  • участие в беседе,

  • правильные, полные ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей,

  • Составление под руководством учителя небольщих рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе

  • использование в своей речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.


Учебно - тематическое планирование.



I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

9 ч

7 ч

10 ч

8 ч

34 ч






Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Примечание

практичес-

кие

работы

самостоятельные

работы

экскурсии

Конт

рольные

работы

1

Сезонные изменения в природе

10







4







2

Растения в природе

8

1




1







3

Жизнедеятельность человека

9

3




1







4

Дикие и домашние птицы

3
















5

Дикие и домашние животные. Насекомые.

4



















Всего:

34

4




6








Календарно – тематическое планирование.
I четверть



Тема

Количе-

ство

часов

Сроки

Коррекционная работа

Оборудование

1.1

Летние каникулы.

1ч.




Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании «Запомни предметы, из которых Карлсон хочет приготовить еду».

Учебник; сюжетная картинка «Карлсон»; предметные картинки овощей, фруктов, ягод; схемы-опоры.


1.2


Сентябрь - осенний месяц. (Экскурсия)






Коррекция слухового внимания и мышления на основе отгадывания загадок.

Учебник, загадки, предметные картинки

2.1

Овощи: картофель, капуста.






Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

Учебник, предметные картинки, загадки

2.2

Овощи: свекла, горох






Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

Предметные картинки, учебник

2.3

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.






Коррекция слухового внимания и мышления на основе отгадывания загадок.

Загадки, учебник

2.4

Растения на клумбе. (Экскурсия)






Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

Предметные и сюжетные картинки

1.3

Сезонные изменения в природе: золотая осень.






Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

Схемы – опоры, картинки осенней природы

3.1

Улица, на которой расположена школа. (Экскурсия)






Коррекция мышления, восприятия на основе упражнения классификации картинок по видам транспорта.

Предметные картинки транспорта; кроссворд; таблицы с названиями видов транспорта


2.5


Лиственные деревья: дуб, тополь.






Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

Предметные картинки деревьев, загадки



II четверть



Тема

Количе-

ство

часов

Сроки

Коррекционная работа

Оборудование

Учебник Е. Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающим миром».

2.6

Растения в природе; их значение в жизни человека.

1ч.




Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании «Запомни предметы, из которых Карлсон хочет приготовить еду».

Учебник; сюжетная картинка «Карлсон»; предметные картинки овощей, фруктов, ягод; схемы-опоры.

3.2

Транспорт. Правила дорожного движения.


1 ч.




Коррекция слухового внимания и мышления на основе игры «Загадки»


Таблица Шульте; предметные картинки транспорта; кроссворд; таблицы с названиями видов транспорта

3.3

Посуда, виды посуды.

1 ч.




Коррекция логического мышления на основе упражнений «Найди картинку».


Схемы-опоры; посуда; иллюстрация учебника.

1.4

Декабрь – первый месяц зимы. (Экскурсия.)

1 ч.




Развитие мышления на основе упражнения «Найди причину».





3.4

Одежда. Сезонная одежда.


1 ч.




Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Запомни второе слово».

Предметные картинки одежды; таблица Шульте; схемы-опоры.

3.5

Обувь и уход за ней. Виды обуви

1 ч.




Коррекция речи на основе упражнения «Закончи предложения».


Предметные картинки обуви; лист бумаги; простой карандаш; линейка.

1.5

Зимние забавы детей.


1 ч.




Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Назови слова-действия».



Сюжетные картинки «Игры детей»; предметные картинки: лыжи, коньки, санки.


III четверть



Тема

Количе-

ство

часов

Сроки

Коррекционная работа

Оборудование

Учебник Е. Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающим миром».

1.6

Сезонные изменения в природе. (Экскурсия)

1 ч.




Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Запомни»

Календарь природы; предметные картинки.

4.1

Зимующие птицы: снегирь, синица.

1 ч.




Коррекция памяти на основе упражнения «Посмотри и запомни»

Предметные картинки птиц; план рассказа; сюжетная картинка «Синицы на кормушке»

4.2

Перелетные птицы: грач, скворец.

1 ч.




Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения «Сравни»

Предметные картинки птиц; конверты с заданиями.

4.3

Домашние птицы: курица, утка.

1 ч.




Коррекция мышления на основе упражнения «Соотнеси слова и понятия»

Предметные картинки птиц; графические опоры.

3.6

Труд людей города и села зимой.

1 ч.




Коррекция мышления на основе упражнения «Раздели слова на 2 группы»

Карточки со словами; сюжетные картинки.

1.7

Зима – время года.

1 ч.




Коррекция мышления на основе упражнения «Определи отличие»

Карточки со словами; сюжетная картинка.

5.1

Домашние животные: коза, овца.

1 ч.




Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упражнений «Расставь буквы»

Карточка с буквами и цифрами; предметные картинки домашних животных.

5.2

Дикие животные: ёж, медведь.

1 ч.




Коррекция мышления на основе упражнения «Определи разницу»

Предметные картинки диких животных; тетрадь загадок; сюжетные картинки.

1.8

Растения и животные весной. (Экскурсия)

1 ч.




Коррекция мышления на основе упражнения «Отгадай».

Осколочные картинки.

1.9

Март – весенний месяц.

1 ч.




Коррекция внимания на основе упражнения «Повтори цепочку».

Сюжетные картинки; тетрадь загадок.


IV четверть



Тема

Количе-

ство

часов

Сроки

Коррекционная работа

Оборудование

Учебник Е. Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающим миром».

2.7

Комнатные растения и уход за ними.

1 ч.




Коррекция мышления, внимания, речи на основе упражнения «Закончи фразу».

Комнатные растения; таблица-опора.

2.8

Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга.

1 ч.




Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Расставь в правильной последовательности».

Серия сюжетных картинок; предметные картинки: земляника, ежевика.

5.3

Насекомые: муравей, муха.

1 ч.




Коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Узнай»

Тетрадь с загадками; предметные картинки насекомых; серия сюжетных картинок.

5.4

Разнообразие животного мира. Охрана животных.

1 ч.




Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Кто быстрее», «Что изменилось».

Квадрат с буквами; предметные картинки животных; таблица-схема.

1.10

Сезонные изменения весной.

1 ч.




Коррекция мышления на основе упражнения «Раздели на две группы».

Карточки со словами, предложениями; серия картинок.

3.7

Человек. Охрана здоровья.

1 ч.




Коррекция образной памяти на основе упражнения «Запомни запах».

Натуральные предметы: лук, чеснок, духи, мед, варенье. Таблица-схема «Человек».

3.8

Глаза – органы зрения. Органы слуха – уши и уход за ними.

1 ч.




Коррекция мышления на основе упражнений «Найди причину и следствие».

Схема – опора «Человек»; словарные слова.

3.9

Органы обаяния и осязания: нос, язык.

1 ч.




Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Запомни».

Предметные картинки; картинки – слова; геометрические фигуры с буквами.



















Способы и формы оценки образовательных результатов

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Развитие устной речи", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источни­ков, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характери­стики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по суще­ственным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполне­ние таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результа­ту;

  • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуще­ствляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Используемые формы оценивания результатов обучения:

  1. беседа,

  2. тестирование,

  3. урок – практикум,

  4. наблюдение,

  5. опрос.

Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса:

Основная литература:

1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой - М.: Просвещение, 2001. 192 с.

2. Учебник Е. Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающим миром».: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Аркти, 2004

Дополнительная литература

1. Ткаченко Т. А. Совершенствование связной речи. Логопедическая тетрадь.- Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000

2. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000

3.Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова « Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром» -Москва, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления...
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconУрок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями...
...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по курсу «Развитие речи на основе ознакомления...
«естествознание» и «обществознание» в средней школе. Программа разработана для обучающегося, переведенного с 24. 09. 2012 на индивидуальное...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconСведения о программном и учебно-методическом
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconПрограмма факультативного курса (кружка) по предмету
Данная программа разработана на основе Приложения к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» (5 кл.)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Рекомендовано Министерством...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и...

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconПрезентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик»
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconПлан урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений...
План урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 и в 3 классах, обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconТема: Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса специальной...
«Грамматика, правописание и развитие речи 5 – 9 классы» по ред. А. К. Аксенова,А. П. Антропова, допущенной Министерством образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по учебному предмету "Литература"
Настоящая программа разработана на основе примерной программы Министерства образования РФ для 10- 11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе: приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» (9 кл.)
Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск