Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895
Согласовано: Утверждаю:
протокол заседания МО школы Директор ГБОУ СКОШ № 895
№________ _____________ С.А. Гурина
от _________________ 2013 Приказ № ___________
Руководитель МО _________ Миркушова Ю.Е. от «____»__________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Письмо и развитие речи»
(5 кл.)
Составитель:
Миркушова Ю.Е.
учитель-дефектолог
Москва 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 5 классе разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Рекомендовано Министерством общего и профессионального Образования Российской Федерации (Москва, « Просвещение », 2002 год)
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает идейно-нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения обучающимися учебного материала учтена система межпредметных связей.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов.
Количество часов в неделю - 4
Количество часов в 1 четверти - 36 часов
Количество часов во 2 четверти - 27 часов
Количество часов в 3 четверти - 38 часов
Количество часов в 4 четверти - 35 часов
Цели и задачи обучения.
Цели:
основная цель обучения чтению в 5 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся;
помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи;
пользоваться им в жизни как основным средством общения ;
формировать навыки грамотной связной речи
Задачи:
Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются:
научить школьников читать доступный их пониманию текст вслух и « про себя »;
осмысленно воспринимать прочитанное;
сформировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; совершенствовать этот навык на материале чтения более сложных художественных произведений ;
в процессе обучения последовательно формировать умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;
развивая связную устную речь, способствовать обогащению и уточнению словарного запаса, обучению правильному построению предложений
учить правильному , полному и последовательному пересказу.
Прогнозируемый результат обучения
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно , целыми словами вслух ; читать «про себя », выполняя задание учителя ;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно .
Учащиеся должны знать:
наизусть 6-10 стихотворений
Учебно – методические пособия для учителей:
Учебник - З.Ф.Малышева Чтение - 5 класс / М.: Просвещение, 2005г.
Книги для внеклассного чтения
Учебное издание ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Сборник №1
Пособие для учителей Н.Н. Бебешина Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы / М. :Просвещение, 1978г.
Пособие для учителей. В.Г.Петрова Обучение учащихся во вспомогательной школе / М. : Просвещение , 1982г.
Пособие для учителя Н.М.Барская , Л.А. Нисневич Обучение русскому языку и чтению в 5-9 классах вспомогательной школы / М.: Просвещение,1992 г.
Е.Д.Худенко Коррекционно- развивающие уроки / М.: Просвещение, 2005г
А.А.Стешиц Работа по обучению грамоте и развитию техники чтения / М.: Наука, 2004г
Т.А.Подколзина Чтение текста одновременно с учителем / М.: Просвещение , 2003г
Е.Н.Соловьёва Методика работы с детьми , у которая слабая память и внимание / М.: Знание , 1989 г
Каменова А.В. Обучение грамоте / М.: Просвещение, 1969;
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения / М.: Просвещение, 1991.
Учебно – методические пособия для учащихся:
Малышева З.Ф. Книга для чтения- 5 класс-М.: Просвещение, 2009;
Книги для внеклассного чтения;
Библиотечный и интернет ресурсы;
Ресурсы фильмотеки;
CD-диски:
Образовательный ресурс сети Интернет
Газета « Литература и сайт для учителя -lit. 1september.ru
В помощь молодому педагогу» -skolakras.narod.ru
Методика преподавания литературы -metlit.nm/ru
Гоголь Н.В. www.nikolaygogol.org.ru
Жуковский Н.В. www.zhukovskiy.net.ru
Лев Толстой -www.tolstoy/ru -www.levtolstoy.org.ru
Крылов И.А. www.krylov.net.ru
Куприн А.И. www.kuprun.org.ru
Лермонтов М.Ю. www.lermontow.org.ru
Некрасов Н.А. www.nekrasow.org/ru
Пушкин А.С www.aleksandrpushkin.net.ru
Тургенев И.С. www. turgenev.org.ru
Тютчев Ф.И. www. tutchev.net.ru
Чехов А.П. www.antonchehov.jrg.ru
Структура программы
|
Тема урока
| Кол-во
часов
| Виды работы по развитию и коррекции речи
| Методическое обеспечение
|
Словарь
|
|
| Четверть
|
| 9 недель х 4 = 36 часов
|
|
|
|
|
Устное народное творчество –18 часов
|
|
| Методическая папка
| Уста
|
| 1
| Считалки , заклички , потешки
| 1
| Чтение потешек по ролям
Наизусть Считалку, закличку
|
| Шишла-вышла
|
| 2
| Загадки, пословицы и поговорки
| 1
| Объяснение смысла пословиц
Какой совет дан в пословице ?
| Набор иллюстраций к пословицам
|
|
| 3
| Сказка
| 1
| Пересказ с использованием слов и выражений из сказки
| Иллюстрации к сказке
| Промысел, неволя, пуд, пенька
Соха, межа, борозда, сажень убыток
|
| 4
| Сказка
| 1
| Ответы на вопросы.
Пересказ близкий к тексту
|
| Сходка, заточение
|
| 5
| Сказка
| 1
| Составление плана.
Пересказ по плану
| Иллюстрации в книге
Башкирская одежда
| Бай, очи, табун, стряпать
Несметные сокровища, тюки
Ремесленник, золотые руки
|
| 6
| Сказка
| 1
| Характеристика падчерицы и дочери. Сравнить отношение мачехи к падчерице и дочери Пересказ с использование слов и выражений из сказки.
| Иллюстрации в книге
| Поедом ела, бранить, хворост, постылая, кочерга
Кудель да прялка, голубила, неткаха- непряха, сживает со свету, озирается, запропастился, всполошилаась
|
| 7
| Сказка
| 1
| Сравнительная характеристика Двух Морозов, купца и дровосека чтение по ролям с отработкой и передачей интонации героев
Пересказ с использованием новых слов
| Иллюстрации в книге.
| Авось, полушубок,
кряхтит да ёжится, дровосек , пробрал насквозь
|
| 8
| Сказка
| 1
| Чтение по ролям с отработкой и передачей интонации героев. Составление плана с использованием предложений из сказки. Пересказ по плану.
|
| Не расставайся вовек, холт , ярмарка, ткать,
|
| 9
| « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях »
А.С.Пушкин
| 4
| Отработка интонации выразительного чтения. Характеристика царицы : противопоставление внешней красоты и злого , завистливого характера Наизусть
| Выставка книг и книжных иллюстраций разных изданий.
Диафильм
| Инда очи , персты, сочельник разболелось глядючи,. Обедня издалече, неутешен, ломлива своенравна, добродушна подбочась, ревнива
2-тихомолком, девичник приданое , терем, сенная девущка , нраву кроткого
3-рогатка, прясть , клюка,
4-вопрос мудрён , речка тихоструйная ,изумлённые глаза , молва
|
| 10
| « Серая Шейка »
Д. Мамин – Сибиряк | 5
| Наизусть
Пересказ с использованием слов и выражений сказки стр. 45
Чтение по ролям с передачей интонации героев.
Наизусть
Пересказ по плану
| Выставка книг и книжных иллюстраций разных изданий
| 1-озабоченный , утренники , берега оголели , поросль , вожак , косяк
2- кубарем , толчёшься ,
3-полынья, отчаяние
4-трепетала, спесива, сажень
5-логовище, лукавцы, браниться, полынья
|
| 11
| Вн.чт. Сказки Терского берега
| 1
| Пересказ понравившейся сказки
| Выставка книг и книжных иллюстраций
|
|
|
| Картины родной природы
Лето - 9 часов
|
|
| Методическая папка
|
|
| 1
| « Июнь »
Г. Скребицкий
| 1
| Составление картинного плана. Пересказ по плану
| Картины родной природы
| Палисадник , акация, сирень, калина, малина , шиповник, горизонт, заря
|
| 2
| « Ярко солнце светит »
И. Сурков
| 1
| Наизусть
| Подбор картинок к стихотворению
| Золотом облиты , жаворонок
|
| 3
| « Июльская гроза »
А. Платонов
| 4
| Составление картинного плана. Пересказ по плану.
Характеристика поступка детей, старика
| Картина « Девочка , бегущая от грозы »
Иллюстрации в книге.
| 1-рожь , безмолвие , застило, вихрь , наискось , обочина
2-
3-сумрак , притаились , загодя , дремалось
4-кошёлка сморились боязно , сумрачно ,сени , горница, распустило
|
| 4
| « Берёзка »
А. Прокофьев
| 1
| Наизусть
| Подбор картинок к стихотворению
| плакучая
|
| 5
| « Вот и клонится лето к закату »
Ю. Гордиенко
| 1
| Отработка интонации выразительного чтения
Творческий пересказ стихотворения
| Картины родной природы
| Закат , мгла , чужбина Отчизна
|
| 6
| Техника чтения
| 1
|
|
|
|
|
| Осень -- 7 часов
|
|
| Методическая папка
|
|
| 1
| « Сентябрь »
Г. Скребицкий
| 1
| Составление картинного плана.
Пересказ по плану.
| Картины родной природы
| Логовище, соня , бурундук равноденствие
|
| 2
| « Золотая осень »
И. Соколов – Микитов
| 1
| Составление картинного плпна.
Пересказ по плану
| Картинки примет осени, обитателей леса
| Пчелиный леток , антоновка ,можжевельник , ботва , хорькочан , шибче ,
|
| 3
| « Осень »
К. Бальмонт
| 1
| Наизусть
Какое состояние души поэта выражено в стих ?
| Подбор картинки к стихотворению
| Благовонья , спросонья
|
| 4
| « Добро пожаловать »
Г. Скребицкий
| 1
| Деление текста на части. Составление собственного плана.
Пересказ по плану.
| Иллюстрации в книге
| Сторожка , манок березняк , хворост
|
| 5
| « Осенние грусти »
В. Астафьев
| 1
| Какое состояние писателя выражено в рассказе ? Докажите
| Картины родной природы
| Подполье , пегие, завалинка дородные тела, ботва, осота, межа предбанник
|
| 6
| « Первый снег »
И. Бунин
| 1
| Наизусть
Творческий пересказ стихотворения: виденье картины , нарисованной поэтом
| Подбор картинки к стихотворению
| Пурпур, вереница
|
| 7
| Вн. Чт. « Дачники » Асадов
| 1
|
|
|
|
|
|
Тема урока
| Кол-во
часов
| Виды работы по развитию и коррекции речи
| Методическое обеспечение
|
Словарь
|
|
| четверть
|
| 7 недель х 4 = 28 часов
|
|
|
|
| О друзьях – товарищах - 12 час
|
|
| Методическая папка
|
|
| 1
| « Колючка»
Ю.Яковлев
| 2
| Характеристика главных героев. Составление плана,
пересказ по плану
| Иллюстрации в учебнике
| Ёрзает, наутёк
|
| |